Том 21, № 1 (2019)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

ЕАЭС В МЕНЯЮЩЕМСЯ ГЕОПОЛИТИЧЕCКОМ КОНТЕКСТЕ: ПРИОРИТЕТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Мешкова Т.А., Изотов В.С., Демидкина О.В., Кофнер Ю.К.

Аннотация

В работе исследуется международная деятельность Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как актора мировой экономики, обладающего полноценной правосубъектностью. Проведена диагностика текущего состояния евразийской интеграции в сфере международного сотрудничества с фокусом на взаимодействие с межправительственными организациями и интеграционными объединениями. На основе анализа нормативных документов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Основных направлений международной деятельности ЕАЭС на 2019 г. и повестки российского председательства в ЕАЭС в 2018 г. выделяются концептуальные подходы к оценке и прогнозированию его внешней стратегии. В ходе сравнительного анализа рассматривается наиболее релевантный по отношению к ЕАЭС опыт внешней политики других интеграционных объединений. Определяются перспективные модели международного взаимодействия ЕАЭС с учетом нестабильного мирового экономического и геополитического контекста. Приоритетные направления международного сотрудничества ЕАЭС выделены, прежде всего, исходя из стратегических интересов Российской Федерации, которые дифференцированы по географическим направлениям с соответствующей оценкой текущего состояния, рисков и возможностей. В заключении даны рекомендации по реализации международной повестки евразийского интеграционного объединения в кратко-, среднеи долгосрочной перспективе. Сформулированы предложения по дальнейшему развитию международного сотрудничества ЕАЭС, направленные на максимизацию экономических эффектов, как для России, так и для Союза, при планировании дальнейших треков международного сотрудничества.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019;21(1):7-33
pages 7-33 views

КУРДСКИЙ ВОПРОС В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ И ПРАВА НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ: КУРДСКИЙ ВОПРОС

Мещерякова О.М.

Аннотация

В статье автор анализирует курдский вопрос и права национальных меньшинств. Целью статьи является анализ правовых проблем национальных меньшинств и влияние религиозного аспекта на их решение. Территориальную автономию, являющуюся одним из элементов административного деления, традиционно рассматривают как национальную компетенцию государства, урегулированную национальной Конституцией. Однако решение курдского вопроса осложняет религиозная проблема. Методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимают методы историзма, сравнительноправовой. Использование в процессе исследования исторического метода позволило проследить эволюцию подходов к стандартам территориальной автономии. В свою очередь, применение сравнительно-правового метода позволило сопоставить нормы различных правопорядков. В статье отражены основные проблемы, связанные с курдским вопросом и попытками его решения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019;21(1):34-42
pages 34-42 views

ДИПЛОМАТИЯ ИРАКСКОГО КУРДИСТАНА В ПЕРИОД ТЕРРОРИЗМА

Далсуз Д.Х.

Аннотация

В данной работе изучается влияние терроризма на парадипломатию Иракского Курдистана в течение последних двух десятилетий. Автором анализируются современные формы дипломатии, включающие значительную роль негосударственных субъектов. В связи с этим правительство Иракского Курдистана в качестве негосударственного субъекта успешно использовало угрозу терроризма в качестве важного инструмента привлечения внимания мирового сообщества и установило широкие парадипломатические отношения с политическими акторами во всем мире. В свою очередь, мы находим убедительные доказательства того, что правительство Курдистанского региона должно и далее укреплять свою способность поддерживать отношения с мировым сообществом. Данные выводы автора согласуются с идеей о том, что угроза терроризма никогда не исчезнет, и поэтому государствам становится сложнее игнорировать фактическую и потенциальную роль негосударственных субъектов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019;21(1):43-55
pages 43-55 views

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

УЧАСТИЕ КНР В СИРИЙСКОМ КРИЗИСЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕЕ НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ

Зрейк М.

Аннотация

Современный Китай - мощное государство и влиятельный игрок на мировой арене, как это было продемонстрировано во время сирийского кризиса, когда Китай занял позицию, противоположную США и поддержал режим Б. Асада. Пекин наложил вето на международные резолюции, связанные с сирийским кризисом, и воздержался при голосовании, как не раз было в прошлом при урегулировании кризисов в регионе. В ходе движения, которое ознаменовало новую страницу во внешней политике Китая, Пекин поддержал так называемый план из шести пунктов, призывающий к прекращению огня и урегулированию кризиса посредством внутреннего диалога и провозглашающий нерушимость сирийского национального суверенитета. В качестве следующего шага Китай направил своего посланника Ли Хуацина (бывшего посла Китая в Сирии) в Дамаск, чтобы стимулировать начало диалога между правительственными силами и оппозицией. После этого Китай направил в регион помощника министра иностранных дел Чжан Мина (который ранее посетил Египет, Саудовскую Аравию и Францию) для обсуждения путей решения сирийского кризиса. Впервые в своей новейшей истории Китай отказался от политики невмешательства в кризисы вне своих прямых интересов и непосредственного геополитического пространства. Настоящая статья посвящена анализу позиции Китая в сирийском кризисе (поддержка его мирного урегулирования и сохранение равной дистанции от всех сторон конфликта) и будущему китайско-сирийских отношений на основе общей истории двух стран.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019;21(1):56-65
pages 56-65 views

ТРЕУГОЛЬНИК «РОССИЯ-ТУРЦИЯ-ИРАН» В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ США НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Ханалиев Н.У.

Аннотация

В статье предпринята попытка выявить и проанализировать ключевые принципы внешнеполитической стратегии США в регионе Большого Ближнего Востока, которые в совокупности способствуют сближению России, Турции и Ирана в противостоянии политике Запада в целом и Вашингтона в особенности. Главное внимание концентрируется на сложном и противоречивом характере взаимоотношений государств, составляющих геополитический треугольник Россия-Турция-Иран, и в то же время отношений каждой из них с США. В результате их анализа сделан вывод, что сама логика агрессивной политики Вашингтона подталкивает три названные страны к координации своего политического курса в обеспечении национальной безопасности и защите национальных интересов в регионе. При этом высказаны определенные сомнения относительно возможностей формирования какого-либо прочного долговременного союза между ними.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019;21(1):66-77
pages 66-77 views

ВКЛАД КАМЕРУНА В ПЛАН БЕЗОПАСНОСТИ АФРИКАНСКОГО СОЮЗА (2000-2018 ГОДЫ)

Кума Ж.К.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о том, каким образом региональный подход к решению текущих угроз безопасности может способствовать укреплению безопасности и стабильности в Камеруне и Африке в целом. Проблема таких государств, как Камерун, заключается в том, что они больше не в состоянии выполнять некоторые из своих официальных функций и, следовательно, бессильны противостоять новым угрозам национальной и региональной безопасности. Некоторые из этих угроз носят временный характер, однако другие опасности, такие, как рост нищеты или ухудшение состояния окружающей среды, имеют хронический характер. Поэтому африканским странам необходимо предпринимать активные усилия по укреплению региональных структур. Автор представляет свой подход к обоснованию актуальности сотрудничества, особенно в сфере безопасности, и рассматривает его с точки зрения институциональной теории. Опираясь на анархическую концепцию мира, аналогичную реалистической концепции, институционалисты видят роль межгосударственного сотрудничества в уменьшении неопределенности и недоверия между государствами. Поскольку конфронтация и борьба за власть приводят лишь к ситуации постоянной неопределенности, государства должны изыскивать оптимальные пути снижения этой нестабильности путем создания институциональных структур, общих правил и стандартов в целях дальнейшего регулирования их сосуществования и взаимодействия. Однако эволюция международных отношений от одностороннего подхода к системе стабильных союзов возможна лишь в том случае, если сотрудничество будет более выгодным, чем односторонний подход. Иными словами, решение Камеруна интегрироваться в коллективные структуры и придерживаться ряда принципов и правил в первую очередь отвечает его национальным интересам.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019;21(1):78-89
pages 78-89 views

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ НАЧАЛА ХХI ВЕКА

Белоконев С.Ю., Титов В.В., Усманова З.Р.

Аннотация

Авторы формулируют определение национально-государственной идентичности, под которой понимается макрополитический конструкт, опосредующий образ «нас» - «воображаемого сообщества» в различных его измерениях (ценностном, темпоральном, пространственном, символическом), поддерживаемый институтами государства и политико-культурной традицией государственности. В статье особое внимание уделяется четырем системным вызовам российской национальногосударственной идентичности. Первый - внутриполитический вызов - связан с издержками и противоречиями институциональной организации государственной «политики идентичности» в современной России. Второй вызов российской национально-государственной идентичности обусловлен информационной глобализацией и, как следствие, кардинальным изменением информационно-политического ландшафта российского общества. Третий вызов детерминирован аморфностью коллективного образа будущего в политическом сознании российских граждан. Четвертый вызов, адресованный российской национально-государственной идентичности, носит геополитический характер и связан с войнами памяти, активно развернувшимися на постсоветском пространстве в 2000-2010-е гг. Авторы делают вывод, что эффективным «ответом» на вызовы, адресованные российской национально-государственной идентичности, могла бы стать комплексная государственная «политика идентичности». Такая политика может быть охарактеризована как долгосрочная стратегия формирования конвенциональной общероссийской идентификационной «матрицы» через выстраивание и продвижение в социальном пространстве сбалансированного, внутренне непротиворечивого образа «нас» и комплекса связанных с ним социально-политических представлений, установок и ценностей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019;21(1):90-98
pages 90-98 views

БОЛЬШОЕ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ В ДИСКУРСЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

Чихарев И.А., Ярмак О.В.

Аннотация

Статья посвящена анализу современных исследовательских тенденций и аналитических разработок, касающихся изучения Средиземноморья как многосоставного региона научными и экспертно-аналитическими структурами. Макрорегион Большого Средиземноморья на современной мировой арене выступает центром международной сетевой социальной, культурной и медийной коммуникации. В этой связи в научно-исследовательском поле возникает запрос на изучение специфики семантических потоков, дискурсивных стратегий ключевых аналитических центров в рамках макрорегиона, что в итоге позволит скорректировать модель функционирования «мягкой силы» России в данном пространстве. Авторы публикации акцентируют внимание на том, что современная Россия находится в позиции активного субъекта макрорегиона Большого Средиземноморья, и в этой связи присутствует геополитическая актуальность формирования влияния на процессы построения большого средиземноморского макрорегиона посредством «умного» воздействия России, продвижения ее образа как важного и конструктивного участника средиземноморских процессов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019;21(1):99-109
pages 99-109 views

РЕАБИЛИТАЦИЯ НАЦИСТСКОГО РЕЖИМА, ЕГО СТОРОННИКОВ И ПОСОБНИКОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И НОВЫЕ ТРЕНДЫ В РАЗВИТИИ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ

Белов С.И.

Аннотация

Представленное исследование посвящено теме реабилитации нацистского режима, его сторонников и пособников в современном кинематографе в рамках реализации политики памяти. Актуальность данной работы обуславливается ростом влияния ультраправых политиков в ряде экономически развитых стран, увеличением числа мемориальных войн по причине реабилитации пособников нацизма и распространением правого радикализма в США и государствах Евросоюза. Целью исследования выступает оценка практик реабилитации нацизма и его сторонников в новых кинокартинах, ранее не изученных представителями экспертного сообщества с в данном ракурсе. В современном кинематографе широко распространена косвенная апологетика нацистов и их приверженцев, включая представителей организаций, признанных преступными в соответствии с решением Нюрнбергского трибунала. Пропагандируется тезис о том, что даже члены организаций, признанных преступными, в массовом порядке находились в скрытой оппозиции к нацистскому режиму. Сотрудничество оценивается почти исключительно как вынужденная мера. У аудитории создается впечатление, что даже высокопоставленные представители армейского руководства были не осведомлены о совершении военных преступлений. Люди, долгие годы выступавшие в качестве массовой опоры режима А. Гитлера, показаны в качестве его жертв. Имеют места попытки оценки части опыта нацистского режима как позитивного, в том числе за счет отсылок к актуальным проблемам современности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019;21(1):110-117
pages 110-117 views

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИИ В ТАИЛАНДЕ

Сатхита Д.

Аннотация

В статье рассматриваются роль, особенности и влияние Интернета на развитие демократии в Таиланде. В настоящее время Интернет играет важную роль в политической коммуникации. Опираясь на сравнительный подход, автор анализирует преимущества и недостатки использования Интернета как инструмента коммуникации в демократическом обществе. Также большое внимание уделяется особенностям Интернета как канала передачи информации. В результате исследования автор приходит к ряду выводов. С одной стороны, главным преимуществом использования Интернета как инструмента политической коммуникации является низкая ценовая политика распространения информации и доступ к разным источникам информации в любое время. Это стимулирует граждан участвовать в политической деятельности. С другой стороны, массовое распространение Интернета как способа получения информации имеет свои недостатки: поток недостоверной информации, широкий доступ людей к дезинформации и дальнейшее расхождение мнений, чреватое политическими конфликтами. В Таиланде граждане в целом не могут свободно использовать Интернет, поэтому сложно сказать, что он оказывает влияние на развитие демократии в стране.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019;21(1):118-128
pages 118-128 views

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ БАНГЛАДЕШ И КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

Мд Сазедул И.

Аннотация

Политические партии рассматриваются как важная часть демократического процесса в стране. Они выражают интересы различных слоев общества, участвуя в выборах, влияют на формирование политической и социально-экономической стратегии власти. Тем самым политические партии способствуют обеспечению справедливых прав всех граждан страны и вовлечению их в реализацию демократического процесса. Демократические институты в Бангладеш представлены официально зарегистрированными 40 партиями, среди которых крупнейшими и наиболее популярными являются Авами Лиг, Националистическая партия, Джатиа парти и Джамаат-и-ислами. В статье рассматривается участие политических партий в жизни страны с момента создания Бангладеш, сравниваются идеология, организационная структура, руководство и поддержка населением четырех основных политических партий в период избирательных компаний. Для политической истории страны характерно то, что победившая партия всегда использует монополию власти в своих интересах, что зачастую способствует обострению ситуации и противостоянию оппозиционных партий и власти. Это является в значительной степени препятствием социально-экономическому развитию страны. В различных районах страны проходят забастовки, зачастую сопровождающиеся экстремистским насилием. Используя исторический метод, автор проводит анализ природы противостояния различных политических сил в Бангладеш.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019;21(1):129-139
pages 129-139 views

О ПРЕДЕЛАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МЕСТНОЙ ВЛАСТИ В ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.И. ВАСИЛЬЧИКОВА

Жаров А.С.

Аннотация

Статья посвящена анализу теоретических взглядов А. И. Васильчикова на политические традиции земского самоуправления относительно определения пределов государственной и местной власти в вопросах налогового обеспечения местного самоуправления, сформированных на основе осмысления опыта Российской империи в пореформенный период во второй половине XIX в. и в зарубежных странах (Англии, Пруссии, Франции, Швейцарии, Бельгии и США). Актуальность анализа теоретического подхода исследователя обусловлена, во-первых, необходимостью совершенствования сферы местного самоуправления, с целью повышения эффективности налогового обеспечения муниципальных образований, во-вторых, недостаточной степенью осмысления данного вопроса в современной отечественной политической мысли. По результатам проведенного исследования А.И. Васильчиков сформировал систему взглядов на политические традиции и пределы государственной и местной власти в вопросах налоговой политики местного самоуправления, в частности, важным выводом исследователя является заключение о том, что в основе разделения государственного и земского (местного) управления должно быть разделение не по предметам ведомств, а по пределам власти между государством и земством. Данный принцип находит свое подтверждение в распределении полномочий между верховной и местной властью. Первая устанавливает закон и налог, вторая же, в свою очередь, посредством функционирования местных учреждений установленный закон применяет и исполняет. Следует отметить, что теоретические умозаключения А.И. Васильчикова в контексте их адаптивного применения в процессе преобразования местного самоуправления современной России не теряют своей значимости и могут оказаться важным подспорьем в процессе совершенствования налоговой политики местного самоуправления.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019;21(1):140-148
pages 140-148 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах