Цифровые системы в публичной политике и городском планировании: лоббирование, примеры и рекомендации к дальнейшему применению

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Применение цифровых систем в условиях растущей глобальной конкуренции является одним из важнейших трендов развития как корпоративного, так и публичного управления во всем мире. Отсюда ключевая задача статьи проанализировать специфику внедрения и совершенствования цифровых систем управления в аспекте минимизации политико-экономических рисков. Сравнительный анализ различных кейсов наглядно демонстрирует, что даже лоббирование внедрения цифровых систем планирования и управления может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на политику правительства в зависимости от конкретной ситуации. Однако запрос на их использование в государственных институтах федерального и регионального уровней с каждым годом неизменно возрастает, что открывает возможности не только для потенциальных заказчиков, но и для исполнителей, а также разработчиков цифровых систем. Авторы доказывают, что развертывание инновационных технологий управления играет решающую роль в формировании конкурентоспособности и рентабельности компании как государственного, так и частного секторов. В качестве примера авторы рассматривают варианты имплементации системы планирования ресурсов предприятия (ERP-систем или Enterprise Resource Planning, т.е. программное решение, которое объединяет различные бизнес-процессы и функции организации в единую систему). В частности, в исследовании представлены примеры успешной реализации проектов по цифровой трансформации в России и составлен перечень потенциальных рисков, на которые стоит обратить внимание при реализации проектов по городскому планированию, дабы в дальнейшем избежать финансовых потерь. Внедрение цифровых систем управления в практику функционирования единой системы публичной власти РФ является важным шагом на пути к совершенствованию управления государственными ресурсами и повышению эффективности работы государственных структур в целом.

Полный текст

Введение Рост глобализации и перманентное развитие конкурентных общественно-экономических отношений обусловливают формирование новой модели взаимодействия акторов, в рамках которой на первый план выходят следующие процессы: разработка и имплементация нового формата инновационной политики, цифровая трансформация деловых и административно-политических коммуникаций, постоянная оптимизация инвестиционной политики. Данные трансформации приводят к необходимости внедрения систем планирования и распределения процессов производства сложных продуктов, а также оказания клиентоориентированных услуг. В рамках данной статьи авторы анализируют важность использования цифровых систем управления, таких как система планирования ресурсов предприятия (ERP-система) в публичной политике и городском управлении. Эти системы позволяют обеспечить более эффективное взаимодействие между гражданами и государством, повысить прозрачность и открытость политико-административных процессов. Актуальность исследований в данной области связана с ростом интереса к использованию информационных технологий в государственном управлении в целом, а также с необходимостью повышения эффективности и подотчетности государственных органов. Авторы акцентируют исследовательский фокус не столько на технических аспектах использования цифровых систем, сколько на том, как эта технология может помочь улучшить процессы принятия политических и административных решений и повысить прозрачность работы государственных органов. Теоретическая разработанность Проблема имплементации и дальнейшего развития корпоративных систем управления достаточно подробно раскрывается в научных трудах С.В. Юрьева [2018] и Н.Б. Демироглу [2019], которые обозначают ее актуальность с позиции экономической целесообразности и эффективности. Ряд авторов (в частности Е.А. Савенкова и О.Н. Горбунова) анализируют основные критерии и индикаторы внедрения данных систем. А.В. Артемов, Е.В. Артемова, В.А. Красников, А.Е. Трубин, И.О. Трубина [2018] фокусируют внимание на логистических особенностях и снижении издержек при имплементации ERP. Предприятия внедряют ERP-системы по ряду причин, например из-за необходимости снижения операционных затрат [Spathis, 2003]. Л. Фитц-Джеральд и Д. Кэрролл [2005] обнаружили, что внедрение систем ERP является сложным мероприятием, которое оказывает значительное воздействие на основные заинтересованные стороны, включая персонал и клиентов. С. Ленгник-Холл, М. Ленгник-Холл и С. Абдиннур-Хельм [Lengnick-Hall, Lengnick-Hall, AbdinnourHelm, 2004] заметили, что системы ERP лучше всего подходят для организаций «механистического» типа, в которых доминируют рутинные, высокозапрограммированные технологии и операции, однако именно нерутинные процессы обучения и изменений, которые происходят в сложных, самоорганизующихся системах, позволяют компаниям создавать отличительные конкурентные преимущества на основе результатов ERP. ERP-системы имеют свои преимущества. Они приводят к устойчивой операционной эффективности и улучшению общей ликвидности [Matolcsy, Booth & Wieder, 2005; Stratman, 2009]. Д. О’Лири [2004] выделил, что некоторые преимущества систем ERP варьируются в зависимости от отрасли, в то время как другие, похоже, важны для компаний независимо от отрасли. Эти преимущества включают снижение операционных затрат, сокращение времени цикла и повышение общей ликвидности. Роль лоббирования в развертывании ERP освещена не так детально. Тем не менее некоторые работы дают представление, которое может иметь значение. Лоббирование за ERP оказывает определенное влияние на государственную политику, но это влияние не всегда положительное. Институциональное давление и зависимость от ресурсов положительно влияют на принятие ERP-систем, поддерживаемых государством, в то время как неприятие риска малыми и средними предприятиями отрицательно влияет на принятие ERP-систем, поддерживаемых государством. Исследование с использованием данных китайских государственных предприятий выявило сильные стимулы для внедрения ERP на государственных предприятиях, предприятиях с небольшим количеством независимых директоров, государственных предприятиях с высокой концентрацией собственности и негосударственных предприятиях с низкой концентрацией собственности [Jidong & Liyan, 2010]. Использование ERP-систем в организации государственного сектора может привести к положительным финансовым показателям и предоставлению более качественных услуг клиентам [Fernandez, Zainol & Ahmad, 2017]. Взаимная зависимость между клиентом и консультантом при внедрении ERP положительно влияет на динамику отношений, что приводит к более совместным и продуктивным отношениям. Это происходит потому, что обе стороны нуждаются друг в друге для достижения своих целей. Взаимная зависимость также может привести к большему обмену знаниями и властью между сторонами, поскольку им необходимо работать вместе для преодоления проблем, возникающих в ходе установки ERP. Также было обнаружено, что имплементация систем ERP оказала неоднозначное воздействие на организации государственного сектора Австралии[119]. Работа В. Паульссон убедительно показала, что ERP-системы оказывают ограниченное влияние на бюджетирование, что говорит о том, что они могут не оказывать существенного влияния на государственные расходы[120]. Одни исследования выявили значительное повышение производительности и выгоды от ERP-систем, в то время как другие исследования показали, что они не оказали значительного влияния. Это говорит о том, что лоббирование и применение ERP-систем может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на политический процесс в зависимости от конкретной ситуации [Coelho, Cunha & de Souza Meirelles, 2016]. Для начала необходимо дать определение нескольким терминам, поскольку они будут активно использоваться в разбираемых кейсах. Enterprise Resource Planning (ERP далее) расшифровывается как планирование ресурсов предприятия посредством системы методов и технологий интегрированного управления бизнесом с целью рационального и эффективного использования ресурсов, а также повышения эффективности управления предприятием [Leon, 2014, C. 25]. Информационные технологии интегрируются с основными бизнес-процессами предприятий для оптимизации и достижения конкретных бизнес-целей [Иванов, Черкасов, 2018]. ERP является объединением трех наиболее важных компонентов: 1) практика управления бизнесом; 2) информационные технологии; 3) конкретные бизнес-цели. Обобщая вышесказанное, представим следующим образом схему ERP (рис.). ERP - это также широкая архитектура программного обеспечения, которая поддерживает потоковое распространение и географически разбросанной информации о масштабах предприятия по всем функциональным областям бизнеса. Оно предоставляет руководителям предприятий всесторонний обзор полного выполнения бизнес-процессов, который, в свою очередь, влияет на их решения продуктивным образом [Питеркин, Оладов, Исаев, 2005]. Концепция ERP была сформулирована в 1990-м г., и к середине 1990-х начали появляться первые тиражируемые ERP-системы [Wylie, 1990]. Одна из причин - проблема 2000 г. (Y2K), которая увеличила принятие клиентоориентированных решений [Wang, 2009]. Она заключалась в том, что установленное на компьютерных системах программное обеспечение использовало всего два знака для представления года в датах. Когда год «99» сменился бы на год «00», программы перенеслись бы на столетие назад - в 1900 г. И тогда бы системы одна за другой посыпались как почти бесконечная цепочка домино. По приблизительным оценкам, на решение данной проблемы было потрачено от 100 до 400 млрд долл. США[121]. Компоненты EPR Источник: Novosoft: ERP система NERPA - планирование ресурсов предприятия. URL: https://www.novosoft.ru/nerpa/erp (дата обращения: 27.11.2022). EPR components Source: Novosoft: ERP system NERPA - enterprise resource planning. Retrieved November 27, 2022, from https://www.novosoft.ru/nerpa/erp Объем мирового рынка программного обеспечения для планирования ресурсов предприятия (ERP) в 2020 г. оценивался в 43,72 млрд долл. США4. Крупнейшими игроками в этом секторе являются Oracle Corporation (США), IBM Corporation (США), SAP SE (Германия), Microsoft Corporation (США), Sage Group PLC (Великобритания) и т.д.5 EPR (Electronic Public Records) - это технологический инструмент, который позволяет автоматически отслеживать, анализировать и предоставлять доступ к информации о принимаемых государственных решениях. Использование EPRсистем в публичной политике и городском планировании может помочь предотвратить коррупцию и повысить прозрачность процессов принятия решений. В каждом отобранном кейсе мы уделяем внимание следующим вопросам: y Какова была ситуация до внедрения платформы ERP в предприятие муниципального уровня? y Каким образом платформа ERP применялась для оптимизации производительности? y Каков был итоговый результат применения платформы? В качестве кейсов для исследования были выбраны Муниципальное унитарное предприятие г. Сочи «Водоканал» и Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие пассажирского автомобильного транспорта «Пассажиравтотранс». Оба предприятия являются важными компонентами инфраструктуры городов и взаимодействуют с большим количеством граждан и организаций. Предполагается, что их опыт внедрения платформы ERP может оказаться полезным для сравнения и анализа влияния такой системы на эффективность работы муниципальных учреждений. Российский опыт внедрения ERP-систем В России ERP-системы вводятся в первую очередь в федеральных государственных органах, таких как Министерство экономического развития, Федеральная налоговая служба, Министерство финансов («Электронный бюджет») и т.д. Среди уже реализованных проектов по развертыванию EPR-систем достаточно много успешных примеров. 1. Единая электронная заявка - это решение, внедренное в государственный сектор России, которое позволяет гражданам и организациям подавать заявки на оказание услуг через Интернет. Таким образом, система облегчает и упрощает процесс получения государственных услуг, сокращает время на ожидание официальных ответов и улучшает качество обслуживания. 2. Единый портал государственных и муниципальных услуг России (Госуслуги) - это единая электронная система, которая позволяет 5 Enterprise Resource Planning (ERP) Market Report // Allied Market Research. February 2022. URL: https://www.alliedmarketresearch.com/ERP-market (accessed: 04.12.2022). 5 Fortune Business Insights. (2022). Enterprise Resource Planning (ERP) Software Market - Market Research Report. Retrieved December 8, 2022, from https://www.fortunebusinessinsights.com/ enterprise-resource-planning-erp-software-market-102498 гражданам и организациям получать государственные и муниципальные услуги не выходя из дома. Система включает в себя более 35 тысяч различных услуг, таких как выдача загранпаспорта, регистрация автомобиля, получение справок из ФНС и т.д. 3. Единый федеральный реестр медицинских организаций - это государственный реестр, который содержит информацию о всех медицинских организациях в России. Реестр позволяет упростить поиск необходимых медицинских учреждений для пациентов, а также повысить прозрачность в системе здравоохранения. 4. Единая система закупок - это электронная система, внедренная для упрощения и сокращения времени на проведение процедуры государственных и муниципальных закупок. Система позволяет улучшить качество товаров и услуг, а также обеспечивает здоровую конкуренцию между поставщиками. 5. Единая электронная база данных о почве и агроклиматических ресурсах России (ЕЭБД) - это государственная система, которая содержит информацию о почвенном покрове, агроклиматических условиях и растительности в России. База данных позволяет аграрному сектору использовать эти данные для разработки планов хозяйственной деятельности и улучшения качества сельскохозяйственного производства. ERP-системы в городском управлении России используются для увеличения оперативности и эффективности процессов управления, автоматизации бизнес-процессов и улучшения качества услуг для населения. Конкретные позитивные результаты внедрения ERP-систем в городском управлении могут проявляться в виде: y улучшения планирования бюджета и управления финансами; y совершенствования работы с кадрами, оптимизации управления персоналом; y автоматизации бизнес-процессов, что позволяет сократить время на выполнение задач и ликвидировать риски, связанные с человеческим фактором; y улучшения процесса управления документооборотом и документами; y увеличения прозрачности и контроля над деятельностью структурных подразделений муниципальных образований; y улучшения доступности и качества государственных и муниципальных услуг для населения. В последние годы заметно возрос интерес отечественных компаний к российским ERP-системам. Эта тенденция объясняется, прежде всего, санкциями и стремительным ростом цен на лицензии зарубежного программного обеспечения. Другая важная причина заключается в том, что ИТ-сектор уже в конце 2016 г. был отнесен к приоритетным отраслям развития на государственном уровне, что делает его мощным катализатором процесса импортозамещения. В 2016 г. на российском рынке доля SAP была в пределах 49 %, обгоняя российскую «1С» (32,9 %) и американские Microsoft и Oracle (8,8 и 4 % соответственно)6. В России решения SAP использовались администрацией Ленинградской области и Пермского края, Министерством промышленности и торговли, государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», федеральным агентством водных ресурсов Российской Федерации «Росводресурсы», федеральным агентством по управлению государственным имуществом «Росимущество» и многими другими. Отечественная «Галактика» была на пятом месте с долей 2,2 %[122][123]. Однако к концу 2021 г. расстановка сил существенно изменилась, в основном благодаря государственной программе постепенного отказа от иностранного программного обеспечения. В настоящее время российский рынок ERP очень насыщен и диверсифицирован. Среди крупнейших поставщиков ERP-систем первое место занимает фирма 1С, доля которой на этом рынке составляет около 45 %[124]. Большинство крупных корпораций, холдинги, структуры в большей или меньшей степени работают на 1С. Например, Департамент цифрового развития Воронежской области в конце 2021 г. внедрил программный продукт 1С для автоматизации закупочной деятельности, что позволило автоматизировать такие процессы, как информационное извещение, подготовка, редактирование и согласование технических заданий, подготовка и проведение закупок, обсуждение замечаний между инициатором и проверяющим[125]. На государственных предприятиях система и лицо, ответственное за импортозамещение, теперь могут подвести итоги установленных информационных систем и четко заявить об использовании решения 1С. Microsoft находится на втором месте c 983 завершенными проектами (14,5 %). На третьем месте - Корпорация «Галактика» с долей рынка 12 % (794 проекта). А некогда популярная SAP уступила место Microsoft (11 % против 14,5 %)[126]. С уходом крупных иностранных игроков с российского рынка ожидается, что отечественное программное обеспечение увеличит свою долю на рынке[127]. На два успешно проведенных проекта по внедрению российской ERP-системы в предприятие муниципального уровня взглянем более подробно. МУП г. Сочи «Водоканал» Муниципальное унитарное предприятие г. Сочи «Водоканал» предоставляет услуги водоснабжения и водоотведения жителям Большого Сочи, от Лазаревского района до Красной Поляны. В настоящее время водопроводно-канализационная система Сочи состоит из 1 480 км водопроводных и 685 километров канализационных сетей. Количество сотрудников (включая филиалы) составляет 1 500 человек[128]. До начала внедрения цифровой системы в 2020 г. сбытовая деятельность предприятия была автоматизирована на другой системе, которая cо временем стала не удовлетворять потребностям предприятия: y в системе несвоевременно отражались законодательные изменения, касающиеся сбытовой деятельности ресурсоснабжающей организации; y для учета разных типов абонентов было использовано 5 баз данных, что затрудняло формирование единой отчетности и могло привести к ошибкам; y скорость расчетов и ежемесячный анализ данных специалистами занимали много времени; y отсутствовали некоторые функции системы, важные для деятельности предприятия (например, отсутствие возможности сохранять историю площадей помещений); y обслуживание и развитие программы стоило очень дорого по сравнению с аналогичными предложениями на рынке[129]. Экономический эффект от внедрения Имеющиеся результаты свидетельствуют о том, что принятые меры по оптимизации производственных и управленческих процессов позволили достичь существенного экономического эффекта. Оптимизация трудовых (на 14 %) и производственных затрат (на 8 %) позволила снизить себестоимость продукции, а сокращение операционных и административных расходов (на 16 %) снизило непроизводственные затраты предприятия. Операционная эффективность компании повысилась благодаря более быстрым сборам управленческой отчетности (на 30 %) и сокращению дебиторской задолженности (на 15 %). В ходе проекта был выполнен полный перенос данных из старой программы в новую. Реализованы необходимые доработки под специфику предприятия. В целом внедрение новой версии ERP-системы оказало положительное влияние на финансовые показатели «Водоканал» Сочи[130]. Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие пассажирского автомобильного транспорта «Пассажиравтотранс» ГУП «Пассажиравтотранс» Санкт-Петербурга осуществляет пассажирские перевозки, его парк насчитывает 1 600 автобусов большой и негабаритной вместимости. Они перевозят более 300 миллионов пассажиров в год. Предприятие имеет шесть автобусных парков, автовокзалы, учебные базы и медсанчасть № 70. В компании работает более 10 200 человек[131]. До старта проекта на Санкт-Петербургском государственном предприятии «Пассажиравтотранс» учет велся в отдельных различных системах на платформе «1С: Предприятие». Кадровый учет велся каждым филиалом самостоятельно в разрозненных программах. Кроме того, не были автоматизированы закупки, управленческий учет, контроль выдачи запчастей на ремонт транспортных средств, а также их учет. Естественно, в такой ситуации руководству не хватало управленческих отчетов в разных разрезах аналитики. Проект внедрения состоял из двух этапов и был реализован в течение одного года[132]. В результате ввода системы в эксплуатацию были получены различные экономические выгоды: 1) повышение операционной эффективности: y снижение трудозатрат в подразделениях на 20 %; y ускорение обработки заказов на 35 %; y снижение затрат на материалы на 10 %; y снижение затрат на производство на 25 %; y снижение времени простоя оборудования на 20 %; 2) улучшение финансовой отчетности: y ускорение получения управленческой отчетности на 90 %; y снижение дебиторской задолженности на 30 %; y ускорение получения регламентированной отчетности на 30 %; 3) улучшение управления запасами и заказами: y увеличение оборачиваемости запасов на 10 %; y снижение времени выполнения заказов/услуг на 40 %[133]. Заключение Опираясь на изученные примеры, мы можем выделить несколько факторов неудачи развертывания цифровых систем. Эти факторы разделены на пять областей: тайм-менеджмент, управление рисками, планирование, аналитика и финансы. Тайм-менеджмент является важным фактором цифровой трансформации, поскольку проекты могут быть сложными и длительными. Если изменения внедряются слишком быстро, это может привести к ошибкам и даже провалу проекта. Вместе с тем, если изменения внедряются слишком медленно, это может привести к упущенным возможностям и потере конкурентоспособности. Поэтому поиск правильного времени имеет решающее значение. Кроме того, организациям необходимо определить потенциальные риски и разработать стратегии по их снижению. Неспособность сделать это может привести к значительным сбоям, задержкам и даже провалу проекта. Наличие плана действий на случай непредвиденных обстоятельств также необходимо для эффективного реагирования на неожиданные проблемы. Планирование также имеет решающее значение для успешной имплементации цифровых систем. Организации должны четко понимать свои цели и масштабы, а также обеспечить согласованность действий всех заинтересованных сторон. Недостаточное обучение и поддержка конечных пользователей также могут привести к сопротивлению и проблемам внедрения. Аналитика - еще один важный фактор при проведении цифровой трансформации. Организациям необходимо постоянно отслеживать и анализировать изменения на рынке, в экономике и конкуренции, а также поведение и предпочтения клиентов. Неспособность сделать это может привести к упущенным возможностям и неэффективным стратегиям. Наконец, грамотное финансовое управление имеет решающее значение для успеха проектов по цифровизации. Организациям необходимо оценить окупаемость инвестиций и обеспечить адекватный финансовый контроль. Неправильно составленные бюджетные планы и перерасход средств могут привести к значительным сбоям и даже провалу проекта. Цифровая трансформация - сложный и рискованный процесс. По имеющимся данным, более 29 % всех внедрений ERP терпят неудачу. При неправильном проведении она может оказаться чрезвычайно дорогостоящей и неэффективной для компании, однако при правильном подходе приводит к оптимизации бизнес-процессов. Цифровая трансформация только ради трансформации не будет эффективной. Она должна учитывать все внешние факторы и быть тесно связана со стратегией. Неудачные преобразования демонстрируют типичные ошибки, но компании, стоящие за ними, доказывают, что неудача - это не конец пути и что успешная цифровая трансформация возможна. Внедрение корпоративных систем управления в российские органы государственной и муниципальной власти является одним из наиболее актуальных вопросов, связанных с автоматизацией государственного управления. Переход на новые цифровые системы потребует больших финансовых и временных затрат. Будет необходимо провести аудит и определить потребности организации, подобрать оптимальную систему, обучить персонал и организовать безопасность информации. Однако он сможет значительно ускорить процессы в государственных органах и уменьшить затраты на бумажную документацию. Применение цифровых систем позволит автоматизировать процессы управления ресурсами и бухгалтерию, обеспечить прозрачность и эффективность взаимодействия государственных структур, улучшить качество обслуживания граждан и бизнеса. Таким образом, внедрение цифровых платформ в российские органы государственной и муниципальной власти, а также отдельные предприятия является важным шагом в направлении совершенствования государственного управления. Имплементация систем (ERP и EPR) в менеджмент городов становится эффективным инструментом автоматизации процесса принятия решений и улучшения качества предоставления услуг населению, включая снижение финансовых издержек.
×

Об авторах

Александр Вячеславович Курочкин

Санкт-Петербургский государственный университет; Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: alexkur@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-4675-3625

доктор политических наук, профессор кафедры российской политики, исполняющий обязанности декана факультета политологии, Санкт-Петербургский государственный университет; профессор кафедры сравнительной политологии, Российский университет дружбы народов

Санкт-Петербург, Российская Федерация; Москва, Российская Федерация

Анастасия Геннадьевна Дедуль

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: anastasia.dedul@gmail.com
ORCID iD: 0009-0004-7813-1534

аспирант факультета политологии

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Лев Сергеевич Шалев

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: shalev.lev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3217-2427

аспирант Высшей школы менеджмента

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Ирина Анатольевна Бабюк

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: st035775@student.spbu.ru
ORCID iD: 0009-0008-2654-570X

стажер факультета политологии

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Список литературы

  1. Артемов А.В., Артемова Е.В., Красников В.А., Трубин А.Е., Трубина И.О. Современные экономико-логистические информационные системы и оценка их эффективности для малого бизнеса // Информационные системы и технологии. 2018. Т. 2, № 106. С. 29-35.
  2. Демироглу Н.Б. ERP-системы для субъектов малого предпринимательства // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2019. Т. 1, № 23. С. 28-35.
  3. Иванов В.В., Черкасов Д.И. Enterprise resource planning // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 4 (20). С. 600-604.
  4. Музалев С.В., Жариков Е.С. Внедрение ERP-системы как важный этап развития предприятия // Хуманитарни Балкански изследвания. 2021. Т. 5. № 2 (12). С. 62-68.
  5. Питеркин С.В., Оладов Н.А., Исаев Д.В. Точно вовремя для России: Практика применения ERP-систем. М.: Альпина, 2002.
  6. Савенкова Е.А., Горбунова О.Н. Особенности выбора ERP-системы для предприятия // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13. № 1. С. 117-121.
  7. Юрьев С.В. Эффективность внедрения ERP-системы. Расчёт экономического эффекта // Экономический вектор. 2018. Т. 1. № 12. С. 85-87.
  8. Antero M.C. A Multi-case Analysis of the Development of Enterprise Resource Planning Systems (ERP) Business Practices, PhD Series. No. 6. Copenhagen Business School (CBS), Frederiksberg, 2015.
  9. Bonner A.C. Navy ERP: An analysis of change management. Naval Postgraduate School, 2013.
  10. Carroll J., Fitz-Gerald L. Beyond an IT Project: Governance in ERP-driven Business Transformation // ACIS 2005 Proceedings. 18. URL: https://aisel.aisnet.org/acis2005/18 (accessed: 23.04.2023).
  11. Choi Y.E. Park J., Lee U-K. A Study on the Factors Affecting Government-Support ERP Systems Adoption for SMEs // The Journal of Information Systems. 2013. Vol. 22. No. 4. P. 1-22. https://doi.org/10.5859/KAIS.2013.22.4.1
  12. Coelho T.R., Cunha M.A., de Souza Meirelles F. The client-consultant relationship in ERP implementation in government: Exploring the dynamic between power and knowledge // Information Polity. 2016. Vol. 21. No. 3. P. 307-320. https://doi.org/10.3233/ip-160397
  13. Fernandez D., Zainol Z., Ahmad H. The impacts of ERP systems on public sector organizations // Procedia Computer Science. 2017. No. 111. P. 31-36. https://doi.org/10.1016/j. procs.2017.06.006
  14. Jidong Z., Liyan W. ERP Implementation: A Corporate Governance Perspective // International Journal of Public Information Systems. 2010. No. 6. P. 33-42.
  15. Lengnick-Hall C.A., Lengnick-Hall M.L., Abdinnour-Helm S. The role of social and intellectual capital in achieving competitive advantage through enterprise resource planning (ERP) systems // Journal of Engineering and Technology Management. 2004. Vol. 21. No. 4. P. 307-330. https://doi.org/10.1016/j.jengtecman.2004
  16. Leon A. ERP Demystified Third Edition. McGraw Hill Education, 2014.
  17. Matolcsy Z.P., Booth P., Wieder B. Economic benefits of enterprise resource planning systems: some empirical evidence // Accounting and Finance. 2005. Vol. 45. No. 3. P. 439-456. https://doi.org/10.1111/j.1467-629x.2005.00149.x
  18. O’Leary D.E. Enterprise Resource Planning (ERP) Systems: An Empirical Analysis of Benefits // Journal of Emerging Technologies in Accounting. 2004. Vol. 1. No. 1. P. 63-72. https://doi.org/10.2308/jeta.2004.1.1.63
  19. Sedera D., Gable G.G., Palmer A. Enterprise Resources Planning Systems Impacts: A Delphi study of Australian public sector // T. Terano, M.D. Myers (Eds.), Proceedings of the Pacific Asian Conference on Information Systems. Tokyo, Japan, September 3-5. 2002. P. 584-601.
  20. Spathis C., Constantinides S. The usefulness of ERP systems for effective management // Industrial Management & Data Systems. 2003. Vol. 103. No. 9. P. 677-685. https://doi.org/10.1108/02635570310506098
  21. Stratman J.K. Realizing Benefits from Enterprise Resource Planning: Does Strategic Focus Matter? // Production and Operations Management. 2009. Vol. 16. No. 2. P. 203-216. https://doi.org/10.1111/j.1937-5956.2007.tb00176.x
  22. Thomas G.A., Jajodia S. Commercial off-the-Shelf Enterprise Resources Planning Software Implementations in the Public Sector: Practical Approaches for Improving Project Success // The Journal of Government Financial Management. 2004. Vol. 53. No 2. P. 12-18.
  23. Wagner W., Antonucci Y.L. The Imagine PA Project: The First Large-Scale, Public Sector ERP Implementation // Information Systems Management. 2009. Vol. 26. No. 3. P. 275-284. https://doi.org/10.1080/10580530903017401
  24. Wang P. Popular concepts beyond organizations: Exploring new dimensions of information technology innovations // Journal of the Association for Information Systems. 2009. Vol. 10. No. 1. P. 1-30.
  25. Wylie L. A vision of next generation MRP II // Gartner Group. 1990. Vol. 40. P. 300-339.

© Курочкин А.В., Дедуль А.Г., Шалев Л.С., Бабюк И.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах