Идея «Великое возрождение китайской нации - Китайская мечта» Си Цзиньпина как идеологическая основа национальной безопасности Китая

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Поворот внешнеполитического вектора России на Восток повлек за собой необходимость осмысления политических процессов и явлений в КНР, которые еще недостаточно рассмотрены в российских научных и политических кругах. Прежде всего это связано с тем, что на контрасте с отсутствием в России ясной ценностно-идеологической основы системы национальной безопасности в Китае эта проблема решена путем включения в систему обеспечения национальной безопасности концепции «Великое возрождение китайской нации - Китайская мечта». Эта концепция, разработанная Си Цзиньпином, предполагает обновление идеологических основ Китая, в особенности Компартии, как несущего стержня всего государства. Данная концепция, как и принято в китайской культуре, не отрицает, а лишь расширяет и дополняет все предыдущие концепции, сформулированные прошлыми лидерами страны: «Большой скачок», «Реформы и открытость» и т.д. Цель исследования - раскрытие концепции «Великое возрождение китайской нации Чжунхуа миньцзу вэйда фусин ) - Китайская мечта ( Чжунго мэн )» как идеологической основы национальной безопасности КНР. В ходе работы были применены методы анализа нормативных документов и дискурс-анализ выступлений лидера Китая. В результате исследования определено, что в центре идеи «Великое возрождение китайской нации - Китайская мечта» находятся традиционные культурные ценности китайской цивилизации с конфуцианским и легистским уклоном. Автором рассмотрена концепция сквозь призму теории национальной безопасности. В результате предлагается обновленная структура, состоящая из уровней: концептуального, отраслевого (сфер), институционального (сил) и ресурсного (средств). Сделан вывод о распространении данной концепции на все сферы системы обеспечения национальной безопасности Китая в качестве идеологической основы этой системы, предопределяющей парадигму развития КНР.

Полный текст

Введение Основа существования любого государства - это способность обеспечить свою национальную безопасность как «состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны»[165]. В Китае это понятие (в прямом переводе 国家安全 Гоцзя аньцюань с китайского языка - государственная безопасность) трактуется как «относительное отсутствие опасности и свобода от внутренних и внешних угроз государственной власти, суверенитет, единство и территориальная целостность государства, благополучие народа, устойчивое экономическое, социальное развитие, обеспечение других жизненно важных интересов, а также способность обеспечения гарантий постоянной безопасности государства»[166]. Совпадение в понимании этого понятия в обеих странах очевидно, однако существует одно существенное различие, которое не учитывается в теории по системам национальной безопасности в российской научной традиции - это наличие в Китае наряду с силами и средствами обеспечения национальной безопасности ценностно-идеологического уровня, в центре которого находится концепция «Великое возрождение китайской нации - Китайская мечта». Этой проблематикой ценностно-политического измерения китайской политики в целом и «Китайской мечтой» в частности в российской науке занимается ряд видных китаистов [Лукин 2010, Ломанов 2014, Кондрашова 2014, Скрипкарь 2015, Крушинский, Ломанов, Переломов 2015, Новосельцев 2016]. Среди западных ученых можно выделить W. Callahan [Callahan 2015]. Система обеспечения национальной безопасности: вариативность принципов Любая система национальной безопасности требует создания механизма обеспечения или системы обеспечения национальной безопасности (СОНБ), которая представляет собой «совокупность органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности, осуществляющих в соответствии с Конституцией и законодательством РФ меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства»[167]. Это определение подходит и для КНР, без привязки к стране. Так, заместитель директора института стратегических международных исследований Центральной партийной школы профессор чжао Лэй пишет, что «система национальной безопасности - это системное явление, включающее в себя систему обеспечения правопорядка, систему выработки стратегий, политическую систему, систему мониторинга рисков и раннего предупреждения, систему управления чрезвычайными ситуациями, а также систему гарантий безопасности в ключевых областях и систему координации и управления»[168]. СОНБ в Китае выстраивается вокруг коммунистической партии Китая (КПК) - стержня и основы существования КНР. Процесс построения СОНБ в Китае и вообще внимание к национальной безопасности как системному явлению в Китае стало особенно динамично проявляться после прихода к власти Си Цзиньпина в 2013 г. Примечательно, что на недавно прошедшем XX съезде КПК в октябре 2022 г. он посвятил проблеме национальной безопасности одну из частей своего доклада. Так, Си Цзиньпин заявил, что «национальная безопасность является основой национального возрождения, а социальная стабильность - предпосылкой национальной силы. Мы должны неуклонно проводить в жизнь общую концепцию национальной безопасности, поддерживать национальную безопасность во всех аспектах деятельности партии и государства для обеспечения национальной безопасности и социальной стабильности. Мы должны придерживаться принципа народной безопасности, политической безопасности как фундамента, экономической безопасности как основы, военной, научно-технической, культурной и социальной безопасности как гарантии. Необходимо продвигать международную безопасность, интегрировать внешнюю и внутреннюю безопасность, традиционную и нетрадиционную безопасность»[169]. Следуя логике последовательности тезисов в докладе и вообще китайского языка, для которого характерна четкая последовательность в изложении событий, на первом месте прозвучала формулировка «Великое возрождение китайской нации - Китайская мечта» - концептуальный уровень СОНБ, на втором месте - социальная стабильность, что также характерно для Стратегии НБ России: «…гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России»[170]. Далее на третьем месте идет формулировка об «Общей концепции национальной безопасности» (总体国家安全观Цзунти гоцзя аньцюань гуань), которая является подконцепцией идеи «Великое возрождение китайской нации - Китайская мечта», находящейся на концептуальном уровне СОНБ. Далее идет отсылка на уровень сил (институты) обеспечения СОНБ - партия и государство, сфер (отрасли) и средств (ресурсы) обеспечения - безопасность народа, политическая, экономическая, военная и т.д. Итак, СОНБ Китая, по данным сайта «Единого дня просвещения в области национальной безопасности» 全民国家安全教育日 Цюаньминь гоцзя аньцюань цзяоюй жи), представляет собой систему, которая схематично представлена на рис. 1. Концептуальный Рис. 1. Система обеспечения национальной безопасности КНР Источник: СОНБ Китая по данным сайта «Единого дня просвещения в области национальной безопасности». URL: https://baike.baidu.com/ pic/%E6%80%BB%E4%BD%93%E5%9B%BD%E5%AE%B6%E 5%AE%89%E5%85%A8%E8%A7%82/13777610/4346000950/b7003af33a87e950352a794e966d4443fbf2b21 11ec1?fr=lemma&fromModule=lemma_content-image&ct=cover#aid=4346000950&pic=342ac65c10385343fbf 271031546a77eca80653822c1 (дата обращения: 15.11.2022). Conceptual level: Figure 1. PRC National Security System Source: System of National Security of China according to the website of the “Unified Day of Education in the field of national Security”. Retrieved November 15, 2022, from https://baike.baidu.com/pic/%E6%80%BB%E4% BD%93%E5%9B%BD%E5%AE%B6%E5%AE%89%E5%85%A8%E8%A7%82/13777610/4346000950/b7003af 33a87e950352a794e966d4443fbf2b2111ec1?fr=lemma&fromModule=lemma_content-image&ct=cover#aid=4 346000950&pic=342ac65c10385343fbf271031546a77eca80653822c1 Таким образом, ядром СОНБ КНР является «Общая концепция национальной безопасности», входящей в «большую» концепцию «Великое возрождение китайской нации - Китайская мечта». Так, в «Общей концепции национальной безопасности» сказано, что «обеспечение национальной безопасности является гарантией планомерного продвижения дела построения социализма с китайской спецификой и необходимым условием долгосрочной стабильности страны, а также великого возрождения китайской нации»[171]. То есть ценностно-идеологический элемент является основой национальной безопасности Китая, несмотря на то, что в данной концепции произошло смешение «марксистской теории национальной безопасности с современной китайской практикой безопасности, традиционной китайской культурой и теорией развития социализма с китайской спецификой в новую эпоху»[172], т.е. соединения всех предыдущих концепций, выдвинутых прежними лидерами Китая. «Китайская мечта» и безопасность Концепция «Великого возрождения китайской нации» впервые была принята на XV съезде КПК в 1997 г., заменив концепцию «Возрождение Китая» (振兴中国 Чжэньсин Чжунго). В 2012 г. на XVIII съезде КПК во время своего избрания на первый срок в качестве генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпин на основе концепции «Великого возрождения китайской нации» выдвинул концепцию «Китайской мечты» (中国梦Чжунго мэн). Это напоминает то, как в истории Китая при восхождении на престол новый император, а в последующем генеральные секретари ЦК КПК провозглашали «девиз» на предстоящий срок правления: Мао Цзэдун («Новодемократическая революция», «Большой скачок», «Культурная революция»), Дэн Сяопин («Социализм с китайской спецификой»), «Реформы и открытость»), Цзян Цзэминь («Теория трех представительств»), Ху Цзиньтао («Теория научного развития»), Си Цзиньпин («Китайская мечта» - в рамках концепции «Великого возрождения китайской нации»). Таким образом, смена концепции - это не столько требование новой эпохи и новых исторических условий, сколько дань политической и исторической традиции. Итак, Си Цзиньпин обрисовал свою концепцию как «достижение великого возрождения китайской нации - это самая большая мечта китайской нации с давних времен. Это мечта, объединившая давние чаяния нескольких поколений китайского народа. Она воплощает общие интересы китайской нации и китайского народа и является общим стремлением каждого китайского сына и дочери. Только когда в стране все будет хорошо, а в стране все будет хорошо, - тогда и всем будет хорошо. Достижение великого возрождения китайской нации - это славное и трудное дело, требующее совместной работы многих поколений китайского народа»[173]. Си Цзиньпин таким образом провозгласил «девиз предстоящего правления», соединив в явной конфуцианской традиции две глобальные концепции: «Великое возрождение китайской нации» и «Китайская мечта», создав единую идею «Великое возрождение китайской нации - Китайская мечта». Здесь мы видим следующие положения конфуцианства, прозвучавшие в докладе Си Цзиньпина: «человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека» (в докладе: Достижение великого возрождения китайской нации - это славное и трудное дело, требующее совместной работы многих поколений китайского народа); «Когда богатства распределяются равномерно, то не будет бедности» (в докладе: Только когда в стране все будет хорошо, а в стране все будет хорошо, - тогда и всем будет хорошо); «Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном» (В докладе: Она [китайская мечта] воплощает общие интересы китайской нации и китайского народа и является общим стремлением каждого китайского сына и дочери) [Ирхин 2013]. Итак, рассмотрим подробнее концепцию «Китайская мечта». Концепция охватывает по времени на два больших полупериода: 100-летие основания Коммунистической партии Китая в 2021 г. и 100-летие основания Китайской Народной Республики в 2049 г. К этому времени предполагается, что будет достигнуто «Великое возрождение китайской нации» с конкретным проявлением в возросшей совокупной национальной мощи. Средствами достижения этого являются следование по социалистическому пути строительства с китайской спецификой с объединением всех сил вокруг политической, экономической, культурной, социальной и экологической сфер. Принимая во внимание существование подобных «лозунгов на правление» или концепций в Китае, необходимо ввести элемент СОНБ - концептуальный или идеологический. Таким образом, СОНБ Китая включает: y концептуальный уровень: «Великое возрождение китайской нации» - «Всеобщая концепция национальной безопасности» - «Китайская мечта»; y уровень сфер (отраслевой): политическая, территориальная, военная, экономическая, ресурсная, культурная, социальная, научно-техническая, сетевая, экологическая, ядерная, безопасность интересов за рубежом, космическая, безопасность глубоководных морей, безопасность полюсов Земли, биологическая; y уровень сил (институциональный): Постоянный комитет политбюро ЦК КПК, Совет (Комитет) национальной безопасности ЦК КПК, Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и Постоянный комитет ВСНП (ПК ВСНП), Председатель КНР, Госсовет, Центральный военный совет, Центральные органы государственного управления, местные комитеты ВСНП и местные ПК ВСНП от уровня уезда и выше, местные органы народного правительства, правительства особых административных районов Гонконга и Макао, народный суд и народная прокуратура, органы государственной безопасности; y уровень средств (ресурсный): нормативно-правовые акты, человеческие, материальные и временные ресурсы. Итак, на концептуальном уровне толчком к возникновению китайской национальной идеи послужила особенность современного этапа развития Китая: значительное экономическое и социальное развитие, усиление ее влияния на мировой арене, отказ от политики «узкого регионализма» [Грачиков 2019] и появление ресурсов и амбиций к занятию статуса мировой державы. Си Цзиньпин в ответ на эти вызовы трансформировал идеи своих предшественников и привнес некоторые элементы, соответствующие современным реалиям глобального развития. Так, по мнению профессора университета им. Сунь Ятсена Цинь Пан, «призывая к великому возрождению нации и используя националистические настроения в Китае, Си Цзиньпин продвигает свою идеологию и тем самым показывает, что осознал проблемы официальной идеологии и решил изменить ее с целью повышения ценности и укрепления легитимности КПК» [Гуров 2019]. Национализм с китайской спецификой В политической сфере, учитывая опыт СССР и события на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., КПК под руководством Цзян Цзэминя возродила китайский национализм как идеологию, альтернативную коммунизму [Ломанов 2017], где сохранилась главная роль компартии с широкой опорой на поддержку народа. Так, в 1991 г. правительство запустило программу патриотического воспитания, главной целью которой было информирование граждан об истории Китая, в том числе о периоде, когда он утратил свой статус великой державы из-за западного и японского империализма - так называемого «столетия унижений». В период правления Ху Цзиньтао углубляющееся влияние глобализации повлекло за собой проблемы, связанные с увеличением разрыва между сельскими и городскими районами, между прибрежными и внутренними районами, ухудшением состояния окружающей среды и ростом безработицы [чжоу 2021]. Все это угрожало подорвать социальную базу компартии, однако Си Цзиньпин вовремя осознал, что неравномерное экономическое развитие, несмотря на процветание отдельных регионов и отраслей страны, больше не могло являться гарантией легитимности партии. Прежде всего он видел угрозы вторжения, срыв реформ и раскол социалистической системы Китая в качестве основных опасностей для государства [Ломанов 2017]. Поэтому концепция безопасности этого времени была переориентирована на укрепление компартии и борьбу с коррупцией. Первым его решением после прихода к власти стал курс на укрепление законности в компартии, которая выразилась в запуске кампании борьбы с так называемыми «тиграми и мухами» (打虎拍蝇 Да ху пай ин)[174], которая стала самой широкомасштабной антикоррупционной кампанией в истории Китая. В результате в 2020 г. было возбуждено 618 000 уголовных дел и наказано - 604 000 человек; в 2021 г. - 631 000 дел и наказано - 627 000 человек; в первой половине 2022 г. возбуждено 322 000 дел и наказано - 273 000 человек[175]. Здесь мы видим, что Си Цзиньпин прибегает к использованию очередного конфуцианского положения об «исправлении имен» (正名 чжэнмин), по которому новый император должен при восхождении на престол после провозглашения «девиза правления» провести «чистки» или «исправить имена», которые «искажаются» в ходе правления предыдущих правителей. В наших российских реалиях подобное мы также наблюдаем повсеместно на практически любой работе, это касается также смены лидера страны, когда при смене руководителя организации происходит «исправление имен» или «зачистка» команды и порядков предыдущего начальника. «Китайская мечта» о внешнеполитической безопасности В сфере территориальной безопасности центральной идеей «Китайской мечты» является расширение стратегических границ страны путем возвращения под свой контроль Тайваня, Южно-Китайского моря, а также решение пограничных споров с Индией, при этом избегая прямой конфронтации со своими соседями и пытаясь создавать взаимовыгодные варианты решений территориальных споров. Касаемо внутренней территории, Китай стремится устранить сепаратистские настроения в Синьцзяне, Тибете и Гонконге [Мэн 2021]. В частности, в Гонконге руководство Китая в 2020 г. приняло Закон КНР «О защите национальной безопасности в Гонконге»12, по которому китайские власти получили возможность преследовать по закону преступников, замешанных в терроризме, экстремизме и других преступлениях против суверенитета страны. Ранее таких полномочий у правоохранительных органов (континентального Китая) не было. Во внешнеполитической сфере КНР в рамках концепции делает упор прежде всего на экономическое взаимодействие и стремится проводить позитивное сотрудничество в многосторонних и двусторонних форматах, на площадках ООН, АСЕАН, БРИКС, ШОС, РИК и др. При этом Китай избегает вхождения в какой-либо из военно-политических блоков, стараясь не связывать себя ненужными обязательствами. В военной сфере концепция выстраивается вокруг военного строительства, выдвинутого в качестве приоритета в 2017 г. Си Цзиньпином на XIX съезде компартии, которая включает две цели модернизации НОАК: первая - это в основном завершить модернизацию НОАК к 2035 г. и вторая - превратить НОАК в вооруженные силы мирового уровня к 2049 г.13 Это выражается в проведении последовательной реформы НОАК, в том числе органов военно-политического управления (Центральный военный совет), принятии новых программ перевооружения и концепций ведения войн, с попытками перехода к способности вести войны так называемого «четвертого поколения». 12 чжунхуажэньминьгунхэго Сянгантэбесинчжэнцюйвэйхугоцзяаньцюаньфа [Закон Китайской Народной Республики о поддержании национальной безопасности специального административного района Гонконг]. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202007/3ae94fae8aec 4468868b32f8cf8e02ad.shtml (accessed: 16.11.2022). (На кит.) 13 2022 Report on Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China. URL: https://www.defense.gov/News/Releases/Release/Article/3230516/2022-report-on-military-and-security-developments-involving-the-peoples-republi/ (accessed: 18.11.2022). Ресурсная и логистическая безопасность В сфере экономики основным направлением стало достижение цели к 2021 г. создания так называемого «Общества малого достатка» (小康 Сяокан) [чжан 2020], которое предполагает сохранение средних темпов экономического роста, а также продвижение глобального проекта «Один пояс и один путь»[176]. Ключевым для Китая в настоящее время является продвижение концепции «Сделано в Китае 2025» и «Китайские стандарты 2035», а также стремление создать независимые от США и его партнеров высокотехнологические отрасли промышленности. В сфере безопасности ресурсов Китай испытывает постоянно возрастающую потребность в энергетических и минеральных ресурсах, при этом пытаясь избегать монопольного положения какого-либо из импортеров. Китай старается создать морскую и континентальные схемы поставок, которые позволяли бы избежать одновременного их уничтожения или перебоя в поставках в случаях каких-либо вероятных конфликтов. В сфере культурной безопасности Китай стремится придерживаться сочетания современных мировых трендов с традиционно китайскими и социалистическими ценностями. Уделяется серьезное внимание форматированию культурного самосознания. Так, например, после прихода Си Цзиньпина наметилась тенденция цензурирования всего медиаконтента, в том числе с использованием системы «Золотой щит» [Подшибякина 2020], которая защищает Китай от негативного информационного контента извне. Также проводится работа по сохранению контроля над религиозной жизнью. В социальной сфере отмечается стремление руководства КНР к построению гражданского общества с развитой системой социального обеспечения, образования, медицины, труда и т.д. (создание комфортной инфраструктуры, внимание институту семьи, ослабление политики ограничения рождаемости и т.д.). Это, однако, не уберегло Китай от возникших в конце 2022 г. массовых акций протеста из-за политики так называемой «нулевой терпимости» в период пандемии COVID-2019. Нетрадиционная безопасность и цифровой суверенитет В научно-технической сфере Китай стремится создать свои высокотехнологические отрасли, однако встречает большое сопротивление со стороны своего главного оппонента - США. В ответ на это в ходе осуществления 14-го пятилетнего плана КНР (2021-2025 гг.), было объявлено о переходе к новой модели экономического развития - «двойной циркуляции (双循环 шуан сюньхуань)», которая предполагает ускорение внутреннего потребления как движущей силы экономического роста, переход к производству более высокого уровня и создание прорывных технологий в критически важных глобальных цепочках поставок, при этом особое внимание уделяется иностранным инвестициям, необходимым для продвижения внутренних технологических инноваций. В сфере сетевой безопасности концепция позволила, с одной стороны, вывести ряд китайских компаний (Huawei, Xiaomi, Baidu, Alibaba, Tencent, Didi и др.) в глобальные лидеры перспективных технологий (5G, AI, квантовые технологии и т.д.), но, с другой стороны, появились необходимость найти ответные меры на возникшие киберугрозы: нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение прав интеллектуальной собственности, кибератаки и террористическая деятельность в киберпространстве и т.д. В сфере экологической безопасности Китай пропагандирует идеи «зеленой экономики» и неразрывности благосостояния людей и состояния окружающей среды. В сфере безопасности космической, глубоководных морей, полюсов Земли (Арктики и Антарктики) и биологической Китай имеет большие национальные интересы. В частности, он рассматривает их как новые стратегические границы. Основной проблемой в этой сфере Китаю видится предоставление безопасного и свободного доступа для научных исследований и мирной эксплуатации. Заключение Таким образом, концепция «Великое возрождение китайской нации - Китайская мечта» Си Цзиньпина нацелена на создание Китая в качестве мировой державы первого порядка. Центральное место в «Китайской мечте» занимает идея об исключительной роли КНР как страны, продвигающей концепции мирного развития и международного сотрудничества, гармоничного мира, китайских традиционных идеалов и ценностей. Благодаря этой концепции в настоящее время Китай уже стал крупным игроком на мировой арене, отойдя от идеи Дэн Сяопина: «скрывать свои способности, затаиться и ждать благоприятного момента» (掩盖自己的能力 等待时机东山再起 Яньгай цзыцзи дэ нэнли, дэндай шицзи дуншаньцзайци)[177], превратившись в страну, которая уже открыто стремится реализовывать свои национальные интересы во внешней политике, экономике, военном строительстве и других сферах. Концепция является не просто воплощением традиционных конфуцианских идей, интегрированных с коммунистической идеологией, но и имеет конкретное воплощение на концептуальном уровне системы обеспечения национальной безопасности. В результате автором был определен дополнительный элемент (уровень) системы обеспечения национальной безопасности - идеологический, или концептуальный, который в китайском понимании является центральным и главным по отношению к отраслевому, институциональному и ресурсному уровням. Это, по мнению автора, является недостающей частью СОНБ РФ и создает перманентные сложности в отношениях между РФ и КНР.
×

Об авторах

Леонид Гимадитдинович Абдрахимов

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: van.leonid@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7703-5218

соискатель кафедры сравнительной политологии

Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Грачиков Е.Н. Становление китайской школы международных отношений: аналитические подходы и методы исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19. № 2. С. 187-200. http://doi.org/10.22363/2313-0660-2019-19-2-187-200.
  2. Гуров Д.В. «Китайская мечта» Си Цзиньпина: теория и практика // Молодой ученый. 2019. № 25(263). С. 386-389.
  3. Ирхин Ю.В. Конфуцианские ценности, генезис, управление и потенциал Китая в XXI веке // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 2. С. 116-134.
  4. Кондрашова Л.И. Китайская мечта о национальном возрождении. М.: Институт экономики Российской академии наук, 2014. 36 с.
  5. Крушинский А.А., Ломанов А.В., Переломов Л.С. «Китайская мечта» и категории традиционной китайской мысли // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 5. С. 135-148.
  6. Ломанов А.В. «Китайская мечта» как идеологический символ руководства Си Цзиньпина // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура: К 65-летию КНР. Москва: Форум, 2014. С. 40-56
  7. Ломанов А.В. Новые концепции китайской внешней политики // Азия и Африка сегодня. 2017. № 12 (725). С. 8-18
  8. Лукин А. «Китайская мечта» и будущее России // Россия в глобальной политике. 2010. Т. 8. № 2. С. 90-101
  9. Мэн Ю. «Социализм с китайской спецификой» в эпоху си Цзиньпина: о концептуальных новациях в официальном политическом дискурсе КНР // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 2. С. 270-277. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-2-270-277
  10. Новосельцев С.В. Концепция «Китайской мечты» и ее практическое применение // Сравнительная политика. 2016. Т. 7. № 1. С. 5-21. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2016-7-1(22)-5-21
  11. Подшибякина Т.А. «Золотой щит» Китая: политика управления мнемоническими интернет-практиками // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2020. Т. 22. № 2. С. 194-204. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2020-22-2-194-204
  12. Скрипкарь М.В. Формирование концепции «Китайская мечта»: от Сунь Ятсена до Си Цзиньпина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 394-397
  13. Чжан Ш., Го Ц., Гаоянь Ц. Развитие национальной школы политологии в Китае // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 11. С. 84-95. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-11-84-95
  14. Чжоу С. «Сетевая» образность в китайском политическом дискурсе (на материале выступлений Председателя КНР Си Цзиньпина) // Мир русскоговорящих стран. 2021. № 1 (7). С. 5-16. https://doi.org/10.20323/2658-7866-2021-1-7-5-16
  15. Callahan W.A. Identity and Security in China: The Negative Soft Power of the China Dream. Politics. 2015. 35(3-4). P. 216-229. https://doi.org/10.1111/1467-9256.12088
  16. Michael A.P. The Chinese Dream: Xi Jinping thought on Socialism with Chinese characteristics for a new era. // Educational Philosophy and Theory. 2017. Vol. 49. Issue 14. P. 1299-1304 https://doi.org/10.1080/00131857.2017.1407578
  17. Peter F. Westward ho-the China dream and ‘one belt, one road’: Chinese foreign policy under Xi Jinping. // International Affairs. 2016. Vol. 92. Issue 4. P. 941-957. https://doi.org/10.1111/1468-2346.12660

© Абдрахимов Л.Г., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах