Международные образовательные программы как инструмент мягкой силы и выстраивания диалога между государствами. Интервью с Дарио Баттистелла, директором по исследованиям института политических исследований Сьянс По Университета Бордо (Франция)
- Авторы: Баттистелла Д.1
-
Учреждения:
- Институт политических исследований Университета Бордо
- Выпуск: Том 22, № 2 (2020)
- Страницы: 305-311
- Раздел: ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/political-science/article/view/23654
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2020-22-2-305-311
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Дарио Баттистелла является классиком французской и европейской политической науки и теории международных отношений, автором фундаментального труда «Теория международных отношений», который переиздавался шесть раз с момента его первой публикации в 1981 году. Д. Баттистелла является также автором книг «Возвращение из состояния войны» (2006 г.), «Одномерный мир» (2011 г.), «Мир и война в 21-м веке» (2011 г.). Профессор Баттистелла имеет опыт работы в ведущих университетах мира: Science Po Paris, Высшая школа социальных наук в Париже (EHESS), Университет Шербрука (Квебек), Университет Колорадо (США), Университет Лаваля (Квебек). С 2017 года Дарио Баттистелла является директором по исследованиям в Институте политических исследований в Бордо, преподает курсы по политологии и теории международных отношений. В 2020 году по рейтингу QS Top Universities французская школа политических исследований Sciences Po вышла на третье место в мире в предметном рейтинге «политика и международные отношения». В интервью Дарио Баттистелла рассказывает о роли международных образовательных программ в выстраивании политического диалога между государствами, российско-французских отношениях, важности интернационализации образования для решения глобальных проблем, а также делится опытом реализации совместной магистерской программы по европейским политическим исследованиям с Российским университетом дружбы народов.
Полный текст
- Уважаемый профессор, уже много лет Российский университет дружбы народов и Университет Сьянс По Бордо (Франция) реализуют совместную магистерскую программу «Политические проблемы европейской интеграции». Как вы можете оценить опыт сотрудничества двух университетов в образовательной сфере? - Наша совместная магистерская программа сочетает в себе все лучшие достижения и преимущества двух национальных образовательных систем, предлагая студентам широкий выбор возможностей для построения собственной карьерной траектории. Обучаясь по программе, студенты приобретают набор навыков и компетенций, позволяющих им отчетливо ориентироваться в международной политике, международных отношениях и политических процессах в условиях перманентной неопределенности и турбулентности международной среды. Востребованность подобного образования растет ежегодно, что выражается в улучшении позиций наших университетов в международных предметных рейтингах, а также росте количества желающих поступить на программу. Отбор студентов на программу происходит на конкурсной основе, что обеспечивает очень высокий профессиональный уровень обучающихся. Безусловным преимуществом программы является прохождение студентами производственной практики в профильных государственных учреждениях и ведомствах, международных и дипломатических структурах, ведущих государственных и коммерческих компаниях, политических институтах, консалтинговых агентствах и во многих других организациях. - Большое количество европейских и российских высших учебных заведений готовят сегодня специалистов в сфере международных отношений и политологии. Востребованы ли выпускники совместной программы на международном рынке труда и за счет чего они могут конкурировать с выпускниками других университетов? - Перспективы трудоустройства выпускников нашей совместной программы очень разнообразны. Наши выпускники работают в структурах Европейского союза, государственных и коммерческих организациях России, Франции, стран СНГ, дипломатических структурах, общественных и некоммерческих организациях. Большой популярностью пользуется и работа в сфере науки и образования, что также способствует развитию гуманитарного и академического диалога между разными странами. Выпускники нашей программы обладают навыками работы в многонациональной и мультикультурной среде, что позволяет им с легкостью трудоустраиваться в любой интересной для них стране. А отличное знание минимум двух языков (французского и русского) делает наших специалистов привлекательными для работодателей из многих стран мира. - Обучение на иностранных языках представляет сложность для студентов? - Я преклоняюсь перед той огромной работой, которую студенты проделывают на пути к получению диплома магистра. Учеба на иностранном языке: для французов - на русском, для россиян - на французском, а также на английском, так как некоторые преподаватели Университета Сьянс По преподают на английском - задача, справиться с которой может далеко не каждый. Я являюсь прямым доказательством этого: около 35 лет назад я пытался начать изучать русский язык, но после 3-4 уроков сдался, обескураженный отсутствием видимого прогресса. Почему мне хотелось выучить русский язык? Потому что с тех пор, как я начал интересоваться политикой, историей, литературой, искусством, Россией, я бы сказал Великой Россией, она всегда очаровывала меня. Свою первую поездку заграницу я совершил в 1977 году со своим школьным классом именно в СССР. Мы посетили Москву, Ленинград, ныне Санкт-Петербург. Это ли не является доказательством очарования вашей страны? Большой интерес французов к России, ее культуре, традициям и истории компенсирует все сложности, связанные с изучением русского языка. - Какую роль, на ваш взгляд, играет образование в выстраивании политического диалога между государствами? Можно ли сказать, что реализация совместных образовательных программ способствует снижению недоверия между гражданами различных стран: в нашем случае между Россией и Францией? - Согласно результатам опроса общественного мнения в 33 странах мира, проведенным исследовательским центром Pew Research Center, в 16 странах из 33, в которых проводился опрос, отношение к России скорее негативное, чем позитивное. В странах Западной Европы только 31% опрошенных относится к России позитивно, во Франции данный показатель составляет 33%1. В условиях снижения уровня доверия к России как важнейшему актору мировой политики со стороны граждан различных стран мира образование способно выступить тем необходимым мостом, который сблизит Россию с другими участниками мировых политических процессов. Получив уникальное образование во Франции и в России, выпускники нашей магистерской программы получают два диплома государственного образца - российский и французский, а также глубокие знания и международные компетенции, знание минимум двух языков (русского и французского), опыт работы и взаимодействия в поликультурной среде. Многие французские выпускники предпочитают выбирать работу, связанную с взаимодействием с Россией и практикой русского языка. Таким образом французские студенты являются проводниками российско-французской мягкой силы, способствуя сближению двух стран, снижению уровня взаимной неопределенности и страхов, а также транслированию позитивного образа России в мире. - Россия и Франция имеют богатую историю взаимоотношений: периоды дружбы и диалога сменялись периодами конфронтации и открытого противостояния. Насколько важно сохранить историческую память взаимоотношений наших стран? Влияет ли это на политику, проводимую сегодня Россией и Францией в отношении друг друга? - В XVIII веке Вольтер говорил о христианской Европе как о «Великой республике, разделенной на несколько государств», и он описывает границы этой «Великой республики»: «до Московии», которую характеризует как «все еще варварское государство» [1]. Это, однако, не мешает ему идти ко двору Екатерины II в полном убеждении, что «новый свет», которым для него является философия, «проникнув на Север... будет светить там всегда». Неоднозначное отношение продолжается и в XIX веке, когда Токвиль пишет, что «сегодня на земле существует два великих народа, которые, двигаясь с разных концов, похоже, стремятся к одной и той же цели: это русские и англо-американцы. <…> Их отправная точка отличается, их пути разнообразны; тем не менее похоже, что тайный план Провидения призвал их однажды взять в свои руки судьбы половины мира». Тем не менее, он не может воздержаться от уточнения, что средства, используемые для этого американцами и русскими, являются полными противоположностями друг другу: «один выбирает основным средством свободу, другой - рабство» [2]. В XX веке, примерно за 10 лет до того, как Холодная война подтвердила это пророчество Токвиля, Андре Жид воздал должное «этому героическому и замечательному русскому народу, который так (сильно) заслуживает нашей любви», прежде чем выразить озабоченность по поводу некоторых «решений, которые, по-видимому, указывают на изменение ориентации» СССР в 1930-х годов [3]. Абсолютно очевидно, по крайней мере для профессора по политическим наукам, - профессиональная деформация обязывает видеть политику повсюду - подобное неоднозначное восприятие французами России нельзя отделить от исторического франко-российского соперничества на международной политической арене: · Россия и Франция были союзниками во время Второй мировой войны и врагами во времена вторжения Наполеона в Россию и сокрушительного поражения на Березине, после которого казаки дошли до берегов Сены, где - согласно причудливой этимологии - они дали имя типично французскому заведению - бистро - от русского слова «быстро», которое они произносили, чтобы поторопить обслуживающих официантов. · Франция и СССР были партнерами во времена Холодной войны, когда генерал Шарль де Голль нуждался в помощи Москвы, чтобы оказывать сопротивление США, одновременно не допустив усиления влияния Коммунистической Партии Франции (КПФ), в то время как СССР использовал КПФ как инструмент влияния на французскую политику, особенно это касалось вопросов противостояния де Голля с Вашингтоном. · Россия и Франция являлись историческими соперниками на Ближнем Востоке со времен правления Наполеона III и Николая I. Речь шла о стремлении контролировать святые места христианского мира. Следствием подобного стремления явилась Крымская война 1853-1856 гг., в которой первоначально Россия воевала против Османской империи, а впоследствии и против Франции с Великобританией. В настоящее время мы также наблюдаем соперничество между странами, сначала между В. Путиным и Ф. Олландом, потом Э. Макроном, одновременно в Сирии и в Крыму... - Можно ли говорить о совместной магистерской программе РУДН и Сьян-По Бордо как инструменте «мягкой силы» России во Франции и Франции в России? Влияет ли сотрудничество в сфере образования на политику наших государств? - На самом деле, согласно Астольфу де Кюстину, если, несмотря на свои «грандиозные размеры» и «политическое значение», во Франции боятся Россию, то это только потому, что «крайне мало знают о ней» [4]. И именно здесь выпускникам нашей совместной программы предстоит сыграть свою роль. Французы, отучившиеся в России, и россияне, прошедшие учебу во Франции, преодолели страх перед друг другом. Дружба народов - это прекрасное имя, которое носит ваш университет, это не просто слова. За время учебы наши студенты получают возможность прочувствовать и увидеть настоящую дружбу между народами: изо дня в день, общаясь со студентами, преподавателями, обычными гражданами, как во Франции, так и в России. Благодаря этому опыту я уверен, рождается взаимная эмпатия или, по крайней мере, желание идти навстречу другому без каких-либо предубеждений, принимать друг друга такими как есть, а не такими, как хотелось бы. Готовность и способность относиться к другому как к равному, как к партнеру. Благодаря нашим выпускникам отношения на уровне двух гражданских обществ будут пропитаны взаимным уважением, почетом, доверием. Такой дружеский подход постепенно будет влиять на политику и экономику, которые, безусловно, будут продолжать развиваться в соответствии со своими собственными правилами и подчиняться им, но не смогут быть нечувствительными к той фундаментальной работе, которая будет проделана гражданами мира, которыми, безусловно, являются наши выпускники. - В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу и продемонстрировала готовность национальной системы высшего образования к внедрению лучших зарубежных практик. Политика российского государства сегодня направлена на экспорт российского образования, развитие международных образовательных программ, увеличение количества иностранных студентов в российские высшие учебные заведения. Интернационализация образования сегодня также востребована в Европе и мире, как и двадцать лет назад? - Интернационализация образования сегодня способна приблизить общество разных стран к решению наиболее острых политических, экономических, экологических и иных проблем мировой повестки дня. В условиях роста международной напряженности и политической неопределенности именно образовательная политика, направленная на интернационализацию, способна принести взаимную выгоду заинтересованным странам. Действительно, опираясь лишь на систему национального образования, нельзя четко и однозначно формулировать стратегии решения глобальных проблем. Болонский процесс направлен на гармонизацию систем высшего образования стран Европы. Процесс подразумевает активный обмен опытом между странами-партнерами за счет повышения мобильности студентов, профессорско-преподавательского состава, управленческого персонала, подписания договоров о сотрудничестве между ВУЗами, разработки и реализации совместных образовательных программ. Данные задачи достигаются за счет внедрения понятных и универсальных образовательных стандартов, системы образовательных кредитов (зачетных единиц), модульной системы обучения, приложений к дипломам европейского образца, взаимном признании документов об образовании стран - участниц Болонского процесса и др.[74] Ежегодно увеличивается интерес иностранных граждан к обучению в российских и французских высших учебных заведениях, количество зарубежных студентов стабильно растет. Интервью и перевод подготовил Ягодка Николай Николаевич.
Об авторах
Дарио Баттистелла
Институт политических исследований Университета Бордо
Автор, ответственный за переписку.
Email: d.battistella@sciencespobordeaux.fr
доктор политических наук, профессор, директор по исследованиям
Франция, 33607, PESSAC, allée Ausone, 11, Domaine UniversitaireСписок литературы
- Voltair. An Essay on Universal History, the Manners, and Spirit of Nations: From the Reign of Charlemaign to the Age of Lewis XIV. 1759. (In French).
- Tocqueville A. Democracy in America. 1835. (In French).
- Gide A. Return from the USSR. Gallimardmemo. 1950. 224 p. ISBN 2070227839 (In French).
- Custine A. Russia in 1839, 1843. (In French).