Образ России в СМИ стран ЕАЭС: медиаметрический анализ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию образа России в СМИ стран Евразийского экономического союза на основании показателей информационно-аналитической системы «Россия в мире» МИА «Россия сегодня». В центре внимания автора находятся активность и тональность информационных ресурсов в Армении, Беларуси, Казахстане и Кыргызстане, индекс их «агрессивности» по отношению к России. С помощью экспертного опроса выявлена проблематика формирования медиаобраза России и даны рекомендации по его улучшению. Анализ эмпирических данных позволил определить характер позиционирования России в материалах СМИ каждой из стран, составить статистику с учетом позитивных, нейтральных и негативных показателей. Результаты исследования позволяют говорить об уровне информационной активности изучаемых стран, о том, какие факторы влияют на динамику отношения к России в их медиаполе, а также о наличии в пропаганде некоторых государств ЕАЭС антироссийских тенденций.

Полный текст

Введение СМИ с каждым днем увеличивают свое влияние на общественное мнение, выступая не только в качестве источника информации, но и как важнейший коммуникативный фактор, влияющий на формирование образа государства [10, с. 26-44]. Большинство стран мира стремятся к созданию позитивного образа. Обладая им, государство усиливает свою конкурентоспособность и облегчает взаимодействие с иными субъектами международной системы. Как справедливо отметила К.О. Перцовская, именно восприятие страны становится основой для формирования внешнеполитических и экономических отношений с мировым сообществом [6, с. 189-203]. Поэтому для дальнейшего развития евразийской интеграции особенно актуально исследовать медиаобраз России в странах - участницах ЕАЭС. В обновленной «Концепции внешней политики Российской Федерации» от 30 ноября 2016 года сказано о приоритете информационного сопровождения внешнеполитической деятельности страны, для которой характерно добиваться объективного восприятия России в мире1. Проблематику исследования обусловливает активная информационная работа представителей прозападной и националистической оппозиции изучаемых стран, которые создают отрицательный образ России, как государства, стремящегося посредством ЕАЭС «колонизовать» - Армению, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан [1, с. 123-138]. Целью настоящего исследования является анализ особенностей формирования образа России в медиаполе стран - участниц евразийской интеграции, а также выявление ключевых проблем в позиционировании нашего государства для разработки рекомендаций по созданию его позитивного образа. Теоретические основания исследования составляют работы специалистов по международным отношениям, которые описывают внешнеполитический контекст формирования образа России в странах ЕАЭС [8, 7, 2]; теоретиков политического восприятия, определяющих ключевые элементы образа государства и то, какие факторы на него влияют [9]. Также важно учитывать практическую значимость политической медиаметрии, которая следит за развитием внешнеполитической и внутриполитической пропаганды России [4], междисциплинарные разработки специалистов медиагеографии [11, с. 97-110], которые помогут понять, в какой степени медиатизация пространства и человеческого мышления, опосредованного медиаобразами, влияет на развитие внешнеполитических отношений на евразийском пространстве. Материалы и методы исследования Переходя к характеристике исследования, важно отметить, что его авторскую методику разработали и апробировали российские ученные Центра медиаметрических исследований И.А. Николайчук, М.М. Янгляева, Т.С. Якова [5]. В модель данного исследования входит анализ массивов больших данных всех официальных СМИ Казахстана, Кыргызстана, Беларуси и Армении при помощи информационно-аналитической системы с блоком медиаметрии «Россия в мире» МИА «Россия сегодня». Хронологические рамки, заданные системе: с 1 января 2015 года (вступление договора о ЕАЭС в силу) по июнь 2019 года. Также для выявления проблемного поля медиапозиционирования России и разработки рекомендации по формированию позитивного образа нашей страны в исследовательскую модель входит метод экспертных интервью. Модель эмпирического исследования включала в себя: медиастатистику СМИ Казахстана, Кыргызстана, Беларуси и Армении, подготовленную информационно-аналитическую систему «Россия в мире» МИА «Россия сегодня»[30] за указанный период времени, а также 30 экспертных интервью. В экспертную группу вошли специалисты из медиасреды, исследователи интеграционных процессов на постсоветском пространстве, политологи, политпсихологи, журналисты, эксперты в области информационной безопасности, политтехнологи, специалисты из области рекламы и брендинга. Интерпретация полученных данных проходила с помощью медиаметрического анализа, автоматически определяющего тональность материалов СМИ, ранжируя ее на позитивную, нейтральную и негативную в процентном соотношении от общего количества публикаций по заданному маркеру. Данные экспертных интервью анализируются по корреляции мнений и высказываний опрашиваемых, схожести прогнозов и оптимальным решениям обозначенных проблем. В рамках исследования был предложен ряд гипотез в отношении медиа-образа России, формируемого в СМИ стран ЕАЭС: Во-первых, мы предположили наличие высокого уровня антироссийских материалов в Армении, что связанно с фактической сменой ее политического курса после бархатной революции 2018 года, в результате чего к власти пришла новая национальная элита, ориентированная на более глубокую интеграцию с Западом. Во-вторых, можно ожидать негативизацию образа России в повестке всех изучаемых стран из-за отсутствия внятной стратегии информационной политики России на евразийском пространстве и целенаправленного формирования ее отрицательного образа в мире прозападными СМИ. В-третьих, в материалах о нашей стране можно ожидать преобладания политизации и персонификации ее образа в лице Президента Путина. В-четвертых, во всех странах можно предположить спад интереса в отношении евразийской интеграции, что может отразиться в превалирующем числе негативных сюжетов на эту тему. Результаты исследования Анализ результатов исследования выявил, что позитивных материалов, посвященных России или отношениям с Россией, крайне мало, в основном в повестке СМИ стран ЕЭАС доминируют нейтральные и отрицательные публикации (табл. 1). Таблица 1 / Table 1 Отношения с Россией / Relations with Russia (количество публикаций в их процентном соотношении / number of publications in percent) Тональность / Mood Армения / Armenia Беларусь / Belarus Казахстан / Kazakhstan Киргизия / Kyrgyzstan Позитивная / Positive 7% 21% 7% 37% Нейтральная / Neutral 30% 39% 49% 48% Негативная / Negative 63% 40% 44% 15% Источник / Sourсe: составлено автором Важно отметить, как уровень развития журналистики влияет на тональность материалов в каждой из стран. Безусловным лидером по объему информационной производительности является Армения. Здесь представлено широкое разнообразие источников, но большинство из них по отношению к России настроены враждебно. Самое дружелюбное информационное поле у Киргизии, характер публикаций в основном нейтрально-позитивный, но активность СМИ там значительно ниже, чем в остальных странах. За 3 года эмоционально окрашенных материалов о России всего 66. Уровень развития внутренней медиасферы государства можно выделить в качестве фактора влияния на общественное мнение: чем больше информационных источников, причем как официальных, так и «теневых» интернет-ресурсов, тем разнообразнее и противоречивее формируемые ими образы и нарративы, что, естественно, сказывается на восприятии людей. Центральное место в пропаганде наших союзников занимает образ лидера - Владимира Путина (табл. 2). Таблица 2 / Table 2 Образ Путина / Image of Putin (количество публикаций в их процентном соотношении / number of publications in percent) Тональность / Mood Армения / Armenia Беларусь / Belarus Казахстан / Kazakhstan Киргизия / Kyrgyzstan Позитивная / Positive 5% 13% 10% 18% Нейтральная / Neutral 41% 62% 84% 80% Негативная / Negative 54% 25% 6% 2% Источник / Sourсe: составлено автором Отношение к нему, созданное в СМИ, во многом отождествляется с образом современной России. Такая персонификация происходит под углом зрения властей стран - участниц Евразийской интеграции, т.е. восприятие нашей страны моделируется с помощью информационной подачи медиаобраза ее главы, которая, в свою очередь, подконтрольна элитам стран ЕАЭС и зависит от их личного к нему отношения. По количеству упоминаний маркера «Путин» лидирует Армения, однако у нее же самый высокий процент негативных публикаций - 54%. Исходя из анализа сюжетов, связанных с упоминанием ЕАЭС, можно сделать вывод, что среднеазиатские страны видят в союзе больше перспектив и относятся к нему позитивнее, чем Беларусь и Армения (табл. 3). Самый высокий процент позитивных публикаций на эту тему у Кыргызстана (22%). За указанный период (январь 2015 - ноябрь 2018-го) в армянских СМИ можно было наблюдать динамику от положительного интереса в отношении перспектив союзной ассоциации с Россией до стремительного роста агрессии и разочарования после конкретных прецедентов с продажей оружия Азербайджану и очередным этапом Карабахского конфликта (2016-2017 гг.). Об этом свидетельствуют примеры некоторых заголовков: «Путин нас забыл», «Путин объявит третью карабахскую войну?», «Армения должна сказать НЕТ России», «Россия продолжит поставлять оружие Азербайджану» и т.д. Таблица 3 / Table 3 Отношение к ЕАЭС / Attitude towards the EAEU (количество публикаций в их процентном соотношении / number of publications in percent) Тональность / Mood Армения / Armenia Беларусь / Belarus Казахстан / Kazakhstan Киргизия / Kyrgyzstan Позитивная / Positive 10% 14% 11% 22% Нейтральная / Neutral 25% 27% 71% 67% Негативная / Negative 65% 59% 18% 11% Источник / Sourсe: составлено автором Об Армении, где в исследовании зафиксирован самый большой процент агрессивно-критических публикаций, посвященных России, нужно сказать отдельно, - негативные настроения, моделируемые в СМИ, уже получили свое отражение в политическом пространстве. Хотя официально протесты 2018 года не носили антироссийский характер, но многие эксперты отмечают, что де-факто нынешняя политическая стратегия Армении отличается от предыдущей, склонной к более тесному сотрудничеству с Россией, что делает затруднительным дальнейшее развитие интеграционных отношений [3, с. 567-573]. Таким образом, гипотеза о том, что именно в Армении сложится самый негативный образ России, подтвердилась. В целом тенденция негативизации российской повестки существует везде, кроме Кыргызстна, - на первом месте Армения, как мы сказали выше, следом Беларусь - 40% от общего числа публикаций. Больше нейтральных материалов, но все-таки отрицательный процент тоже существен у Казахстана. Здесь можно отметить, что обозначенная гипотеза подтвердилась частично, все-таки наиболее тревожными показателями обладают не все участники ЕАЭС. Также следует добавить, что пропаганда среднеазиатских стран в отношении евразийской интеграции более благосклонна, чем в Беларуси и Армении, в результате другая гипотеза о снижении интереса к ЕАЭС оправдала себя лишь наполовину. Подтвердилась гипотеза о персонификации и политизации современного образа России, которая напрямую зависит от отношения к Владимиру Путину, так как именно ему отведено центральное место в СМИ исследуемых стран. Подводя итоги медиаметрического анализа, важно сказать о том, что наличие антироссийских тенденций в пропаганде Армении, Беларуси и Казахстана определяет необходимость продолжить и углубить исследование данной темы, так как сегодня Россия рискует потерять свое информационное влияние среди стран-союзников. На основании полученных данных медиаметрического анализа и экспертных интервью были описаны ключевые проблемы формирования позитивного медиаобраза России в странах ЕАЭС, учет и устранение которых также поможет решить задачу популяризации идей евразийской интеграции. Среди слабых сторон были выделены: неразвитость существующих медиаресурсов в исследуемых регионах, халатное отношение к ним со стороны власти; непрофессионализм некоторых российских СМИ, их агрессивные и неосмотрительные высказывания в отношении государств - участников евразийской интеграции (особенно остро дело обстоит с Арменией, многие эксперты говорили о серии случаев на российских телеканалах, содержащих оскорбительные для страны заявления, которые значительно подрывают доверие к России[31]); снижение русскоязычного поля влияния. В соответствии с анализом проблемного поля и данными, полученными в экспертных интервью, были составлены некоторые рекомендации по созданию позитивного образа России в медиаполе стран - участниц ЕАЭС. Пути улучшения образа России в странах ЕАЭС лежат через: 1) формирование нового концептуального пути развития России в условиях евразийской интеграции; отказ от ностальгической стереотипизации «советского прошлого» в пользу продвижения новых смыслов «за мир, солидарность, социальную справедливость, против империализма - с уважением к общему прошлому, строим новое будущее»; 2) усиление межнационального культурно-исторического обмена на евразийской платформе за счет конкретных мероприятий и проектов в кинематографической, телевизионной сфере, в сфере современного искусства и творчества; 3) реализацию проектов по продвижению русского языка и культуры. Например, открытие площадок для бесплатного обучения русскому языку в онлайн и офлайн-среде; 4) увеличение программ по обмену студентов из стран ЕАЭС; 5) создание адекватного законодательства для интернет-среды в России, которое может быть поддержано национальными правительствами стран - участниц ЕАЭС с целью развития единого, открытого интернет-пространства, где будут учитываться национальные особенности и здоровая конкуренция среди операторов связи; 6) создание и развитие новых коммуникативных каналов в интернет-среде (социальные сети, мобильные приложения, мессенджеры). Выводы Таким образом, медиаметрический анализ СМИ определил, какой образ современной России сформирован в каждой из стран ЕАЭС. Оказалось, что самым медиаактивным государством стала Армения, у нее количество разнообразных информационных ресурсов и материалов о России за указанный период существенно превышает остальные страны. Однако именно в Армении сложился самый негативный образ России. Данная модель исследования образа государства позволит в перспективе проводить регулярный анализ изменчивого информационного поля, как внутри страны, так и за ее пределами, чтобы отслеживать с помощью систем с блоком медиаметрии тональность публикаций СМИ в любых регионах и фиксировать ее влияние на развитие политических отношений. Выявленные ошибки и проблемы в реализации информационной политики России на евразийском пространстве свидетельствуют о необходимости перманентного наблюдения за динамическим процессом внешнего формирования восприятия страны и развития собственной информационной стратегии позиционирования государства. Рекомендации экспертов по оптимизации информационной пропаганды России в странах ЕАЭС могут быть использованы такими интеграционными объединениями, как Союзное государство Беларусь, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Евразийская экономическая комиссия, Институт ЕврАзЭС, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Содружество Независимых Государств (СНГ), а также СМИ и интернет-ресурсы евразийской интеграции в целях повышения качества работы данных структур.

×

Об авторах

Мария Анатольевна Савельева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: mashtaler_94@mail.ru

аспирантка кафедры социологии и психологии политики, Факультет политологии

Российская Федерация, 119192, Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4

Список литературы

  1. Васильева Н.А. Глобальный Евразийский регион: опыт теоретического осмысления социально-политической интеграции. СПб., 2012. 423 с.
  2. Васильева Н.А. ЕАЭС: Российские геополитические интересы // Управленческое консультирование. 2015. № 4. С. 123-138.
  3. Геворгян О.З. Фактор диаспоры в отношениях Армении с ЕС и США // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 6. С. 567-573.
  4. Николайчук И.А. Политическая медиаметрия: зарубежные СМИ и безопасность России. М., 2016. 387 с.
  5. Николайчук И.А. Янгляева М.М., Якова Т.С. Крылья хаоса. Масс-медиа, мировая политика и безопасность государства. М., 2018. 345 с.
  6. Перцовская К.О. Образ России во внешнеполитическом пространстве // Образы государств, наций и лидеров / под ред. Е. Б. Шестопал. М., 2008. С. 189-203.
  7. Смирнова А.Г. Образ государства во внешней политике и международных отношениях // Петербургский государственный университет. СПб., 2011. № 5. С. 78-89.
  8. Цыганков П.А. Внешняя политика и дипломатия государства в меняющейся системе международных отношений // Вестник Московского университета. 2017. № 3. С. 91-93.
  9. Шестопал Е.Б. Особенности использования психологических методов для изучения политического восприятия. М., 2017. 368 с.
  10. Шестопал Е.Б., Смулькина Н.В. Факторы восприятия постсоветских стран в современном российском обществе // Полис. 2018. № 1. С. 26-44.
  11. Янгляева М.М., Якова Т.С. Внешнеполитическая коммуникация и медиагеография: взаимосвязь и взаимозависимость // Медиаскоп. 2016. № 4. 97-110 с.

© Савельева М.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах