Россия и Египет в отечественной литературе конца ХХ - начала ХХI в

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается освещение в современной отечественной востоковедной литературе ближневосточной политики СССР и России в ключевой стране региона Ближнего Востока и Северной Африки - Египте. Выявляются направления, получившие наибольшее освещение в историографии, а также некоторые лакуны, дальнейшее исследование которых позволит существенно дополнить представление об образе России в Египте, новых перспективных направлениях сотрудничества, а также потенциальных рисках взаимодействия и способах их снижения.

Полный текст

Ближневосточное направление являлось одним из ключевых во внешней политике СССР и не утратило своей значимости для современной России. Изучению ближневосточной политики СССР и России в целом, взаимоотношений с отдельными странами региона, масштабов и приоритетных направлений сотрудничества посвящены многочисленные работы отечественных востоковедов - от небольших аналитических статей «на злобу дня» до фундаментальных монографий, вводящих в научный оборот сотни (а в общей сложности и тысячи) источников и документов. Накопленный объем знаний по этой проблематике заслуживает стать предметом отдельного серьезного историографического исследования; в настоящей работе сделана попытка обозначить некоторые подходы к такому исследованию. В частности, рассмотрены некоторые наиболее масштабные (как по охвату материала, так и по глубине аналитики) работы, посвященные ключевому государству в арабском мире - Египту, представлявшему первостепенный стратегический интерес для СССР и продолжающему играть важнейшую роль в ближневосточной политике современной России. Наше исследование направлено на то, чтобы выявить направления сотрудничества и взаимодействия - политического, экономического, культурного - СССР и России с Египтом, получившие наибольшее освещение в отечественной востоковедной историографии, а также показать некоторые лакуны, дальнейшее исследование которых позволит существенно дополнить представление об образе России в регионе, новых перспективных направлениях сотрудничества, а также потенциальных рисках взаимодействия и способах их снижения. *** Среди арабских стран, с которыми на протяжении своей многовековой истории Россия имела культурные, экономические, политические и другие отношения, выделяется ряд государств, связи с которыми имели особое значение для нашей страны. Одна из таких стран, конечно же, Египет. В рассматриваемый период - после распада Советского Союза и до начала «арабской весны» - взаимоотношениям Москвы и Каира посвящено немало произведений - как художественной литературы, так и научных исследований. В книге А.Б. Борисова «Арабский мир: прошлое и настоящее» [8] ключевому государству арабского мира - Египту - посвящена отдельная глава, в которой содержатся общие сведения об этой стране, рассматривается политическая и экономическая эволюция Египта, а также анализируются процессы адаптации египетской политической элиты к современным условиям. Кроме того, в книге рассматриваются египетско-российские отношения и подчеркивается, что, в частности, советско-египетское сотрудничество стало одним из весомых факторов упрочения национальной независимости Египта, а также содействовало налаживанию связей СССР не только с Ближним Востоком, но и со странами «третьего мира». Тем не менее, как отмечает автор, на момент написания книги (2003 г.) не были преодолены объективные сложности, связанные как с ситуацией затяжного экономического кризиса, так и с медленной адаптацией российских ведомств к новым реалиям. Борисов также уделяет внимание культурным связям между двумя странами. И в качестве одного из важных направлений двусторонних отношений в данном случае рассматривается сфера образования. Впрочем, и здесь не обходится без трудностей - высокая стоимость обучения в России зачастую продолжает выступать препятствием для египтян. Особое место в литературе, посвященной взаимодействию стран арабского мира и России, отводится сфере культуры. Так, А. Эл Аал [35] рассматривает положение Египта в контексте культурных контактов Запада и Востока на материале становления и развития сценической танцевальной культуры. Автор приходит к выводу, что результаты культурных контактов Египта с Западной Европой и Россией в этой сфере проявились по-разному: если в первом случае в основном проявилась переориентация традиционных художественных вкусов, культурных интересов и потребностей египетского общества, то в процессах становления и развития национальной хореографической школы определяющая роль была отведена именно культурному сотрудничеству с Россией. М.Л. Богданов, экс-посол РФ в Каире, заместитель министра иностранных дел РФ, в статье «Российско-египетские отношения на рубеже веков» [7], приуроченной к 70-летнему юбилею установления дипломатических отношений между Москвой и Каиром, указывает на факторы (прежде всего политические), приведшие к кризису и спаду в двусторонних отношениях - последствия холодной войны, конкуренция со странами Запада, распад СССР и т.п. Тем не менее, Россия и Египет сохранили общий потенциал соразвития, и уже в 2000-х гг. было положено начало преодоления стагнации в развитии отношений двух стран по различным направлениям. В июне 2009 г. был подписан Договор о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет (АРЕ). Автор приходит к выводу о том, что высокая степень заинтересованности России и Египта в двустороннем сотрудничестве обусловлена исторически, и национальные интересы обеих стран будут и впредь подталкивать политическое руководство к сотрудничеству в новых условиях. В другой своей статье «Ближний Восток и Северная Африка. Регион, который ждет серьезная внутренняя трансформация» Богданов подчеркивает, что Россию и Египет традиционно связывали дружественные отношения и узы давнего взаимовыгодного партнерства, в связи с чем Россия с пониманием отнеслась к проявлениям волеизъявления арабских народов после начала событий т.н. «арабской весны» в Тунисе, Египте, Сирии. Стремлением к прекращению кровопролития и страданий населения арабских стран было продиктовано, к примеру, и решение России относительно резолюции Совета Безопасности ООН, направленной против Сирии. Богданов также упомянул о том, что, несмотря на сложную ситуацию, сложившуюся в Египте к концу 2011 г., в области туристических потоков россиянам предлагались лишь рекомендации МИД воздержаться от поездок, не запреты, и даже в самые бурные времена последних лет отмечалась относительно спокойная обстановка на курортах Красного моря [6]. Ситуация изменилась только в конце 2015 г. М.Ф. Видясова и М.Ш. Умеров в книге «Египет после арабского социализма: в поиске экономических решений» подчеркивают, что поворот Египта на рельсы неолиберальных экономических реформ произошел на фоне такого излома истории, как распад Организации Варшавского договора, который заставил экономистов и политиков стран «третьего мира» переосмыслить свои взгляды и отдать предпочтение прозападной ориентации [12]. Говоря о процессах приватизации в Египте в конце 1989 г., авторы отмечают, что относительно этого вопроса сформировалось три концепции: консервативная, умеренно реформаторская и собственно реформаторская. Статья в Вестнике РУДН «Российско-египетские отношения: история и современность» [25] П.Н. Мамед-заде посвящена динамике развития отношений между Египтом и Россией в период второй половины XX - начала XXI в. в различных аспектах двустороннего сотрудничества: взаимодействие в политической, экономической, культурной сферах, а также совместные усилия по поддержанию мира и безопасности на международной арене. Автор отмечает, что Египет занимает одно из ведущих мест в арабском мире по уровню политических и экономических отношений с Россией и рассматривает последнюю в качестве важного торгового партнера. В отношениях двух стран всегда присутствовала атмосфера взаимного уважения, несмотря на то, что после распада СССР российско-египетские отношения пережили серьезные общественно-политические перемены, существенно поменялись их внутренние и внешнеполитические приоритеты. Культурное сотрудничество России и Египта, правовую основу которого составляет Соглашение о культурном сотрудничестве, подписанное в 1995 г., в начале XXI в. стало особенно интенсивным. Традиционно активно развивается и туристическая сфера: Египет выступает как политический, духовный и культурный центр на Арабском Востоке, и условия массового туризма из России постоянно расширялись. Культурному взаимодействию России и Египта посвящена также и диссертация В.В. Белякова [4]. В частности, он отмечает, что гуманитарные связи (под которыми понимаются индивидуальные, личностные связи, возникающие в процессе неформального общения представителей различных народов) доминировали в российско-египетских отношениях в конце XIX - середине XX в., поскольку межгосударственные отношения в тот период были ограничены. В современном мире такого рода связи играют все более важную роль и становятся частью процесса укрепления международного сотрудничества. Кроме того, В.В. Беляков подчеркивает, что русские иммигранты внесли существенный вклад в египетскую культуру, а также в подготовку национальных кадров. Если говорить о специфике гуманитарных связей России и Египта, то очевиден их асимметричный характер: в силу ряда причин связи устанавливались и поддерживались преимущественно благодаря русским, а не египтянам. Несмотря на то, что гуманитарные связи оставили свой след в культурах обеих стран, в большей степени они все же отразились в русской культуре. Наиболее важным в данном случае для России оказалось формирование положительного образа России и россиян в Египте, а для Египта - то, что в страну прибыло значительное число паломников и путешественников из экономически и политически более развитой страны. В другой своей работе - статье «Почти родная страна. Египет в русской культуре постсоветского периода» [2] - В.В. Беляков акцентирует внимание читателей, в частности, на вопросах туризма: так, он отмечает, что после реформ начала 1990-х гг. россияне получили возможность выезжать за границу. Египет постепенно стал одним из наиболее популярных туристических направлений в силу целого ряда причин, причем страна оказалась привлекательной для россиян не только с точки зрения пляжного отдыха, но и возможности прикоснуться к культурному наследию - именно поэтому посещение россиянами Египта носит характер познавательного туризма. Еще в одной своей монографии «К берегам священным Нила» В.В. Беляков обращается к истории российско-египетских культурных связей и исследованию проблемы «Русские в Египте». Автор утверждает, что центры христианской культуры на территории Египта, такие как Александрия или Синай с его монастырем Св. Екатерины, на протяжении многих веков оставались притягательными для русских паломников [1]. Египетская тематика получила довольно широкое освещение в таких сферах российской культуры и науки, как востоковедение, литература и музейное дело. В России сформировались даже целые египетские коллекции - прежде всего в Эрмитаже и Музее изящных искусств - на основе собранных российскими путешественниками историко-культурных реликвий. Беляков также уделяет внимание и формированию русской общины в Египте и ее положению в начале XX в., описывая жизнь эмигрантов, бежавших из России после поражения «белого движения». Также интересны книги Белякова «Приютила Африка Жар-птицу» [3] и «Аль-Аламейн, или русские солдаты в Северной Африке» [5]. Первая из них посвящена судьбам русских эмигрантов в Египте после революции 1952 г. Автор констатирует довольно сильное увлечение Египтом в русской культуре начала XX в.: русская община в этой стране активно росла и развивалась - строились храмы, открывались школы, Египет посещали известные писатели, музыканты и т.д., однако после 1952 г. русская колония стала постепенно рассеиваться, а к началу 1980-х гг. и вовсе прекратила свое существование. Тем не менее, автору удалось собрать ценные свидетельства о египетском периоде жизни таких известных людей, как художник Иван Билибин, мастер фирмы «Фаберже» скульптор Борис Фредман-Клюзель, семья Голенищевых-Кутузовых и др. Вторая из указанных книг Белякова посвящена наименее освещенным страницам Второй мировой войны - а именно судьбам советских военнопленных, которые были переправлены в Африку для вспомогательных работ. Ситуация того периода истории в Северной Африке описывается с точки зрения наших соотечественников, а также рассказывается о роли русских солдат и эмигрантов в борьбе против фашизма. Книга демонстрирует, что Северная Африка также была активно вовлечена во Вторую мировую войну, и много русских воевали на территории Египта. Заслуживает внимания доклад Межфракционного депутатского объединения «Россия и Исламский мир: стратегический диалог», опубликованный в журнале «Азия и Африка сегодня» [32], в котором отмечается, что отношения России и исламского мира исторически складывались достаточно противоречиво. Тем не менее, СССР внес решающий вклад в становление и развитие во многих мусульманских, в том числе арабских, странах таких отраслей экономики, как энергетика, металлургия, нефтегазовая промышленность и др. И одним из наиболее ярких примеров здесь, конечно, выступает Египет. Мусульманский мир, по мнению авторов доклада, как никакой другой близок христианскому наследию в своих теологических основаниях (монотеизм, трактовка религии как авраамической традиции Откровения, религиозное обоснование этических норм, почитания Иисуса). И в этом контексте чрезвычайно важно развитие стратегического взаимодействия России с исламским миром, которое может стать важнейшим элементом справедливого и безопасного мира. Причем одной из основных проблем в данном случае является преодоление негативного образа исламского мира и предрассудков, связанных с ним - в частности, ярлыков «ваххабизма» или терроризма. В целом отечественная наука начала 2000-х гг. осталась в стороне от западной истерии относительно исламских движений вообще и «Братьев-мусульман» в частности, несмотря на то, что в России тесная ассоциативная связь имени С. Кутба с «Братьями-мусульманами» до сих пор нередко становится причиной резко негативного восприятия деятельности движения. Так, в 2004 г. в России вышло первое фундаментальное исследование, посвященное этой организации [31]. Его автор, М.З. Ражбадинов, не только подробно рассмотрел этапы становления и исторической динамики «Братьев-мусульман», но и пришел к выводу, что в последние годы они превратились в группу прагматичных оппозиционных политиков, склонных играть по современным правилам политической жизни. Исследователь призвал четко отличать умеренных исламистов в лице АБМ от представителей радикальных движений исламского толка, указав на то, что, в отличие от последних, они были нацелены на то, чтобы прочно закрепиться на политической арене страны легальными методами [30; 31]. Кроме того, можно говорить о том, что в XXI в. интерес исследователей к движению «Братья-мусульмане» стал, с одной стороны, более постоянным, а с другой - более дифференцированным, чем в предыдущий период; стали появляться материалы, освещающие различные частные вопросы внутреннего и внешнего развития этой организации. И хотя данная работа напрямую не относится к российско-египетским отношениям, все же подобного рода исследования вносят немалый вклад в деле выстраивания диалога с египетскими политическими структурами. Отдельного внимания заслуживают мемуары отечественных дипломатов и разведчиков, проработавших в свое время в Египте. Статья бывшего премьер-министра России Е.М. Примакова «Ближневосточный курс России: исторические этапы» [28] касается исторического контекста взаимоотношений России со странами Ближнего Востока. Так, например, автор отмечает, что до Первой мировой войны ближневосточный курс России фактически сводился к отношениям с Османской империей. После Октябрьской революции отправным моментом стала поддержка Турции против интервенции стран Антанты. После Второй мировой войны государственная политика СССР в арабских странах активизировалась; кроме того, возросла роль Ближнего Востока как нефтяного резервуара. В период холодной войны Ближний Восток превратился в один из основных плацдармов конфронтации между супердержавами - СССР и США. Однако Советский Союз, как отмечает Примаков, не стремился втянуть арабские страны в свой военно-политический блок - Варшавский договор. Кроме того, ни в тот период СССР, ни позднее - Российская Федерация не пытались использовать исламистов в своих интересах. Еще одна работа Е.М. Примакова - «Конфиденциально. Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX - начало XXI века)» - посвящена характеристике основных процессов в ближневосточном регионе, вынесенного в название периода, и их оценке с позиций сегодняшнего дня [29]. Автор приходит к выводу, что руководители арабских стран нередко последовательно противостояли попыткам Советского Союза оказывать идеологическое влияние на их внутреннюю политику - примером этому может служить приход к власти в Египте Гамаля Абдель Насера, который поначалу не стремился сотрудничать с СССР и рассчитывать на получение американской помощи. Примаков в указанной выше работе отмечает, что СССР играл для Египта важную роль в вопросах противостояния с Израилем, приводя описание разговора Алексея Косыгина с Анваром Садатом, в ходе которого последний сначала давал путаные ответы, но уже через несколько дней просил «спасти его и египетскую столицу, которую окружают израильские танки» [29]. Об отходе Египта при Президенте Садате от прежней просоветской ориентации и в некоторой степени включении его в лагерь проамериканских сил наряду с Израилем и Саудовской Аравией говорит и Г.И. Мирский в статье «Ближневосточные потрясения и западный мир» [26]. А.З. Егорин в книге «Египет нашего времени» говорит о том, что связи между Россией и Египтом имеют очень давнюю историю - так, еще после распада Византийской империи в XV в. Россия взяла на себя опеку православной веры, и русские, направляясь в Палестину, устремились к святым местам Синайского полуострова [17]. Автор также отмечает, что российский туризм в Египте берет начало из паломничества: с древних времен Синай был местом христианского паломничества, и тысячи наших соотечественников на протяжении многих веков посещали святые места на территории Египта. Период XIX - начала XX вв. стал «незабываемым» в истории российско-египетских отношений, поскольку в то время Египет посетили все без исключения послы России, аккредитованные тогда в Османской империи, что свидетельствует об обширности их дипломатических связей. Развернувшаяся сеть официальных представительств (консульств) позволяла России активно углублять и расширять свои связи в этой стране. Кроме того, автор склонен полагать, что российская политическая эмиграция так и не прекратила свое существование в Египте, несмотря на гонения и высылки. Резюмируя, Егорин приходит к выводу о том, что такие традиционные качества русской общественности, как демократизм, культурная общность, сочувствие к угнетенным, протест против угнетателей, высокая оценка арабской, и в частности египетской, культуры и др., сыграли важную роль в соприкосновении с арабским миром и многовековой египетской цивилизацией [17]. В книге «Египет нашего времени» детально рассматривается и участие Египта во Второй мировой войне, а также вопросы сотрудничества Г.А. Насера и Н.С. Хрущева: так, автором отмечаются не только продуктивные моменты подобного международного взаимодействия, но также и «подводные камни», связанные в первую очередь с обострением ситуации на Ближнем Востоке. Невозможно было обойти стороной и трудовой подвиг россиян во время сооружения Высотной Асуанской плотины, Хелуанского металлургического комбината и других объектов. Упоминается также об относительно безымянном «представительстве русских», появившемся в Египте в 1957 г., официальным заданием которого было «оказание технического содействия». В то время в Египет прибыли не только инженеры, но и т.н. хубара - офицеры, негласно анализировавшие складывавшуюся в стране и регионе обстановку. Присутствие «хубара» поднимало боевой дух арабов, в частности, в периоды конфликта с Израилем. Примерно с конца 1968 г. начался еще один виток нашего военного присутствия в Египте: помимо военных специалистов туда стали отправляться целые подразделения противовоздушной обороны. В сборнике «Ближний Восток: командировка на войну. Советские военные в Египте» говорится, в частности, о том, что после войны 1967 г. Советский Союз предоставил Египту значительную военно-техническую помощь и оказал политическую поддержку. По мнению арабиста В.И. Дмитриева, это включало, помимо прочего, направление советских десантных сил в морскую акваторию Египта [16]. Подобные действия были спровоцированы конкретными обстоятельствами, а именно непрекращавшейся напряженностью между Египтом и Израилем, вылившейся в настоящую войну, фронт которой проходил по Суэцкому каналу. А.З. Егорин в «Записках корреспондента АПН» также описывает ситуацию военного противостояния между Египтом и Израилем, отмечая, что с 5 июня 1967 г. начался совершенно новый этап пребывания советских военных специалистов в Египте - это был этап непосредственного участия в боевых действиях, что впоследствии получило название «выполнения интернационального долга» [18]. Егорин пишет о том, что Москве требовались не только выпуски информационных бюллетеней, но и срочные сообщения «с места» для советских газет, поэтому и в этом направлении велась постоянная работа русских специалистов. Автор с сожалением констатирует, что усилия наших соотечественников в Египте не получили должного вознаграждения, в том числе и символического - так, он приводит в пример памятник воинам-египтянам на окраине Саны в Йемене, которые сражались там за республику, и надеется, что когда-нибудь и в Египте можно будет увидеть памятник русскому солдату, честно выполнившему своей долг в этой стране. Но важнее всего, отмечает Егорин, - «раз и навсегда решить - никого никогда никуда не отправлять за пределы России тайком от своего народа. Даже для выполнения „интернационального долга“». Известный востоковед А.О. Филоник, размышляя на страницах этого же сборника («Ближний Восток: командировка на войну...») о советско-американском соперничестве на Ближнем Востоке, говорит о том, что расхождения между советскими идеалами и западными ценностями были совершенно очевидными, и это порождало мощное соперничество, которое не знало границ и принимало разные обличья [34]. Ближний Восток стал площадкой для ширившегося антагонизма между СССР и США. При этом советское руководство оказывало военную и экономическую помощь социально близким политическим режимам, в то время как американцы делали ставку на обеспечение собственного прямого военного присутствия в регионе. Поражение Египта в Июльской войне выявило неэффективность применения советского оружия в новых условиях. По этой причине было принято решение о создании института советских военных советников, охватывающего практически все рода войск. К середине 1972 г. цели, которые ставили перед собой советские военные советники, в целом были достигнуты. Как отмечает Филоник, в тот период советские военные успешно справились с задачей поддержки дружественной страны в трудное для нее время, подтвердив превосходство своих тактических приемов и защитив национальные интересы своей страны. Роли СССР в военном противостоянии Египта и Израиля посвящена монография Р.Д. Даурова «Долгая шестидневная война: победы и поражения СССР на Ближнем Востоке» [15]. Анализируя на основе широкого круга источников одно из важнейших событий ближневосточной истории - арабо-израильскую войну 1967 г., Дауров выявляет основные направления политики Советского Союза на Ближнем Востоке и дает оценки удачам и просчетам советской дипломатии. Коллективная монография «Тогда, в Египте...» под общей редакцией М.С. Мейера [33] также касается проблемы влияния СССР на ход и стратегии арабо-израильской конфронтации. Так, в ней отмечается, что еще в начале 1970 г. советским руководством была отправлена в Египет специальная дивизия, целью которой была защита главных центров Египта - Каира, Александрии, Асуана. Кроме того, туда были отправлены и переводчики арабского языка. В книге представлены свидетельства очевидцев и участников событий в наиболее драматический период истории Египта, когда он обратился к СССР за помощью в восстановлении своего военного потенциала. Книга советского дипломата В.М. Виноградова, бывшего послом в Египте в 1970-1974 гг., под названием «Египет: от Насера к Октябрьской войне. Архив посла» [13] посвящена ситуации в Египте того периода и освещает вопросы внешнеполитического курса Египта, результатов Октябрьской войны 1973 г., хода Женевской конференции по Ближнему Востоку, изменений внешнеполитического и внутреннего курса Египта и т.д. Особое место в российской литературе о Египте занимает книга «Египет и египтяне» А.М. Васильева [9]. Автор начиная со студенческих лет связал свою жизнь и творческую судьбу с Арабским Востоком и, в частности, с Египтом. Он учился в Каирском университете, работал в стране корреспондентом газеты «Правда» и посещал ее множество раз. Его наблюдения основаны на близком знакомстве с жизнью египтян - то, что англичане называют «знаниями на уровне корней травы», и дополнены сотнями прочитанных книг. «Египет и египтяне», - отмечает востоковед и писатель В. Овчинников, - написана в форме занимательного путеводителя по египетской душе, египетскому обществу, истории, городам, религиям. Одновременно она отличается научной фундированностью и точностью. Но это не утомительная энциклопедичность, а легкость пера литератора, который облекает в художественную форму свои знания. Алексей Васильев жил среди египтян, заводил среди них друзей. Он старался понять и принять их быт, жизненную философию, логику их поведения, поэтому неслучайно его изложение к месту украшено египетскими пословицами. Он ведет читателя по каирским улицам и пишет: «Как передать смесь запахов каирской пыли, выхлопных газов, ароматных соусов, душистых цветов? Как описать торговца, который разложил гайки ли, прокладки для кранов и спит прямо под ногами прохожих, положив под голову вместо подушки включенный на полную мощность радиоприемник?» Огромный вклад Советского Союза в развитие Египта во время экономической блокады последнего западными державами и дальнейшую помощь Москвы, продиктованные стремлением превратить Египет в своего союзника в годы «холодной войны», отмечает А.М. Васильев в книге «Египет и египтяне» [9]. Говоря об «инфитахе», проводимом А. Садатом, автор проводит параллели между Египтом 1970-1980-х гг. и Россией 1990-х, хотя в целом признает, что, несмотря на все негативные проявления политики «открытых дверей» экономический либерализм во многом доказал свою эффективность. Ориентация Садата на установление связей с США и ослабление взаимодействия с Советским Союзом в тот период была вполне оправдана, поскольку существовало понимание ведущей роли этой державы в будущем Ближнего Востока. Х. Мубараку впоследствии удалось восстановить отношения между Каиром и Москвой и наладить между ними пусть и ограниченное сотрудничество, сохраняя при этом ориентацию на Соединенные Штаты. В книге «Египет и египтяне» А.М. Васильев также отмечает, что при строительстве Высотной Асуанской плотины, так же как и во время Суэцкого кризиса, Советский Союз вышел на ближневосточную арену. В 1958 г. между странами было заключено соглашение о предоставлении долгосрочного кредита, а в 1960 г. СССР согласился участвовать в строительстве второй очереди плотины. На базе гидроузла возник и ряд энергоемких производств, в том числе сооруженный при сотрудничестве с СССР алюминиевый комбинат в Наг-Хаммади. В этой же работе автор также обращается к возникновению и распространению социалистических идей в Египте и приходит к выводу о том, что насеровские реформы были «окрашены в социалистические тона», а внешняя политика основывалась на «полусоюзнических отношениях» с Советским Союзом. Так, к примеру, внешнеполитическая программа образовавшейся в 1920-е гг. Коммунистической партии, руководимой Коминтерном, перекликалась с установками вафдистов и в целом отражала веяния советской пропаганды. Впрочем, после своей смерти президент Насер не оставил каких-либо политических институтов, которые обеспечивали бы преемственность подобного курса [9]. При Мубараке египетские левые оказались на обочине политической и идеологической борьбы. Как пишет А.М. Васильев, «исчезли „новые левые на Западе“ - и некому больше подражать. Исчез Советский Союз и его союзники - и некого больше обходить ни справа, ни слева» [9]. Среди работ Васильева, относящихся к этому периоду, стоит также выделить «Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму», где утверждается, что «у России есть капитал опыта сотрудничества и связей, сложившихся за века, со своими непосредственными южными соседями или за десятилетия - с арабским миром» [10]. Рассуждая о политике СССР и затем - России на Ближнем и Среднем Востоке, автор утверждает, что Россия по сути есть Советский Союз, а Российская Федерация за вычетом отдельных государств и народов и есть Россия, сменяющая форму своего политического бытия. Соответственно, можно говорить о правопреемственности России СССР в вопросах политики на глобальном и региональном уровнях, в том числе в ближневосточном регионе [10]. Во времена СССР единство идеологии и практики, мессианской идеи, заложенной в основу Советского государства, и реальных интересов огромной страны определяло и объясняло поведение СССР на международной арене, в том числе на Ближнем и Среднем Востоке. В первой трети XX в. отношения с Египтом развивались неудачно, так как в начале 1930-х гг. советских торговых представителей обвинили в подрывной деятельности и выслали из страны. В 1943 г. были установлены дипломатические отношения между странами. Васильев подчеркивает, что, как правило, в Каире Советский Союз не считали врагом, коей была Англия. Арабским соперником Каира был Багдад, где правил монархический режим во главе с Фейсалом II из рода Хашимитов, тесно связанный с Великобританией. Важным моментом во взаимоотношениях между странами стала просьба Насера о советской военной помощи в противостоянии с Израилем. Здесь важно отметить советскую военную стратегию в Египте: намерение СССР в 1969 г. создать систему ПВО в североафриканской стране было политическим решением с целью спасти режим Насера, однако были приняты во внимание и интересы ВМФ СССР. В целом Васильев отмечает, что отношения России со странами региона с течением времени деидеологизируются - это означает, что мессианская идея «коммунистического завтра» оказывается отброшенной. Несмотря на минувшие и грядущие испытания, новой базой понимания и сотрудничества России со странами Ближнего и Среднего Востока может стать деидеологизация, равно как и отказ от официального атеизма - Россия может сыграть роль своеобразного моста между миром ислама и миром христианства. Стоит также выделить коллективную монографию «Революции и нестабильность на Ближнем Востоке» [14], сюжет которой разворачивается от общей картины социально-экономического, политического и демографического развития стран арабского мира к рассмотрению конкретных кейсов «арабской весны»; при этом особое внимание авторами уделено именно Египту. Авторы отмечают, что события последних лет в Египте необходимо рассматривать в контексте начавшейся реконфигурации Мир-Системы, что надо обязательно учитывать при выстраивании, как российско-арабских отношений вообще, так и российско-египетских отношений в особенности [14; 36]; однако при выстраивании этих отношений очень важно учитывать и сложные внутренние процессы, протекающие в последние годы в Арабской Республике Египет [11; 19-24]. *** Таким образом, можно видеть, что, хотя взаимоотношения России с Египтом становились объектом внимания многочисленных исследователей, практически все упомянутые работы находятся в достаточно близком русле - будучи насыщены эмпирическими данными и уделяя значительное внимание освещению событийного ряда, они зачастую используют лишь «классический» набор исторических и политологических методов и подходов к исследованию имеющихся материалов. В то же время, как нам представляется, при всем достоинстве этих устоявшихся в науке подходов изучение ближневосточной политики России могло бы существенно обогатиться путем применения некоторых количественных методов. В качестве перспективных, на наш взгляд, направлений исследований, которые все еще «ждут своего исследователя», можно обозначить, к примеру, следующие: - систематический анализ всех заключенных договоров и количественный анализ на предмет установленных количественных показателей и исследование степени практической реализации заявленных показателей; - исследование всех сообщений масс-медиа соответствующих стран, где упоминается Россия, анализ формируемого в ближневосточных СМИ образа России (с применением методов контент-анализа, анализа частотности и др.); - анализ торговых потоков (с дифференциацией по различным классам товаров), финансовых потоков (прямые инвестиции, портфельные инвестиции, займы и др.); особенно интересно исследовать данный вопрос в динамике, проанализировав произошедшие изменения в структуре торговых и финансовых взаимодействий со времен СССР по настоящее время (в том числе с применением методов сетевого анализа); - исследование потенциала миграционного взаимодействия, выявление способов привлечения необходимых категорий мигрантов с Ближнего Востока (в первую очередь, студентов) (с применением гравитационных моделей); - исследование ценностного строя ближневосточных обществ (в том числе с учетом различий между поколениями) и видения России в частности; особенный интерес представляет образ России, сложившийся среди представителей молодых поколений ближневосточных обществ; его понимание необходимо для выстраивания системной российской культурной политики в регионе, для формирования позитивного и актуального образа России, равно как и для корректной оценки потенциала взаимодействия России со странами региона в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективе. REFERENCES [1] Beljakov V.V. K beregam svjashhennym Nila. M.: Gumanitarij, 2003. [2] Beljakov V.V. Pochti rodnaja strana. Egipet v russkoj kul'ture postsovetskogo perioda. Azija i Afrika segodnja. 2013. № 12. [3] Beljakov V.V. Prijutila Afrika Zhar-pticu. M.: Klassika pljus, 2000. [4] Beljakov V.V. Rol' gumanitarnyh svjazej v mezhkul'turnom vzaimodejstvii Rossii i Egipta (konec XIX - seredina XX veka): Diss. d-ra ist. nauk. M., 2007. [5] Beljakov V.V. Jel'-Alamejn, ili russkie soldaty v Severnoj Afrike (1940-1945). M.: Russkij put', 2010. [6] Bogdanov M.L. Blizhnij Vostok i Severnaja Afrika. Region, kotoryj zhdet ser'eznaja vnutrennjaja transformacija. Mezhdunarodnaja zhizn'. 2011. № 12. [7] Bogdanov M.L. Rossijsko-egipetskie otnoshenija na rubezhe vekov: tendencii, zakonomernosti, perspektivy. Azija i Afrika segodnja. 2013. № 12. [8] Borisov A.B. Arabskij mir: proshloe i nastojashhee. M.: Institut vostokovedenija RAN, 2002. [9] Vasil'ev A.M. Egipet i egiptjane. M.: Vostochnaja literatura, 2008. [10] Vasil'ev A.M. Rossija na Blizhnem i Srednem Vostoke: ot messianstva k pragmatizmu. M.: Vostochnaja literatura, 1993. [11] Vasil'ev A.M., Isaev L.M., Korotaev A.V. Voennye vnov' u vlasti? Vybory v Egipte. Azija i Afrika segodnja. 2014. № 10. [12] Vidjasova M.F., Umerov M.Sh. Egipet posle arabskogo socializma: v poiske jekonomicheskih reshenij. M.: Izd. centr ISAA pri MGU im. M.V. Lomonosova, 1999. [13] Vinogradov V.M. Egipet: ot Nasera k Oktjabr'skoj vojne. Iz arhiva posla. M.: In-t Vostokovedenija RAN, 2012. [14] Grinin L.E., Isaev L.M., Korotaev A.V. Revoljucii i nestabil'nost' na Blizhnem Vostoke. M.: Uchitel', 2015. [15] Daurov R.D. Dolgaja shestidnevnaja vojna: pobedy i porazhenija SSSR na Blizhnem Vostoke. M.: In-t Vostokovedenija RAN, 2009. [16] Dmitriev V.I. Zapiski lejtenanta morskoj pehoty. Blizhnij Vostok: komandirovka na vojnu. Sovetskie voennye v Egipte. Otv. red. A.O. Filonik. M.: In-t Vostokovedenija RAN, 2009. [17] Egorin A.Z. Egipet nashego vremeni. M.: Institut Vostokovedenija RAN, 1998. [18] Egorin A.Z. Zapiski korrespondenta APN. Blizhnij Vostok: komandirovka na vojnu. Sovetskie voennye v Egipte. M.: In-t Vostokovedenija RAN, 2009. [19] Isaev L.M., Korotaev A.V. Egipetskij perevorot 2013 goda: opyt jekonometricheskogo analiza. Azija i Afrika segodnja. 2014. № 2. [20] Isaev L.M., Korotaev A.V. Politicheskaja geografija sovremennogo Egipta: opyt kolichestvennogo analiza. Azija i Afrika segodnja. 2014. № 9. [21] Korotaev A.V., Isaev L.M. Anatomija egipetskoj kontrrevoljucii. Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. 2014. № 8. [22] Korotaev A.V., Isaev L.M. Politicheskaja geografija sovremennogo Egipta. Polis. Politicheskie issledovanija. 2015. № 2. [23] Korotaev A.V., Zin'kina Ju.V. Egipetskaja revoljucija 2011 g. Strukturno-demograficheskij analiz. Azija i Afrika segodnja. 2011. № 6-7. [24] Korotaev A.V., Zin'kina Ju.V. Egipetskaja revoljucija 2011 goda: sociodemograficheskij analiz. Istoricheskaja psihologija i sociologija istorii. 2011. T. 4. № 2. [25] Mamed-zade P.N. Rossijsko-egipetskie otnoshenija: istorija i sovremennost'. Vestnik RUDN. International Relations. 2006. № 1. [26] Mirskij G.I. Blizhnevostochnye potrjasenija i zapadnyj mir. Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. 2013. № 2. [27] Nazir M.I. Razvitie rossijsko-sirijskih voenno-politicheskih otnoshenij v sovremennyh uslovijah. Vestnik Ekaterininskogo instituta. 2014. № 1. [28] Primakov E.M. Blizhnevostochnyj kurs Rossii: istoricheskie jetapy. Blizhnij Vostok, Arabskoe probuzhdenie i Rossija: chto dal'she? Sbornik statej. Otv. red. V.V. Naumkin, V.V. Popov, V.A. Kuznecov. M.: IV RAN, 2012. [29] Primakov E.M. Konfidencial'no: Blizhnij Vostok na scene i za kulisami. Vtoraja polovina XX - nachalo XXI veka. M., 2012. [30] Razhbadinov M.Z. Associacija «Brat'ja-musul'mane» i perspektivy politicheskih processov v sovremennom Egipte. Vestnik MGIMO-Universiteta. 2013. № 2. [31] Razhbadinov M.Z. Egipetskoe dvizhenie «Brat'ev-musul'man». M.: In-t Vostokovedenija RAN, 2004. [32] Rossija i Islamskij mir: pr

×

Об авторах

Леонид Маркович Исаев

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Автор, ответственный за переписку.
Email: Isleonid@yandex.ru
ул. Мясницкая, 20, Москва, Россия, 101000

Юлия Викторовна Зинькина

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Email: juliazin@list.ru
ул. Мясницкая, 20, Москва, Россия, 101000

Алиса Романовна Шишкина

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Email: Alisa.shishkina@gmail.com
ул. Мясницкая, 20, Москва, Россия, 101000

Список литературы

  1. Беляков В.В. К берегам священным Нила. М.: Гуманитарий, 2003.
  2. Беляков В.В. Почти родная страна. Египет в русской культуре постсоветского периода // Азия и Африка сегодня. 2013. № 12.
  3. Беляков В.В. Приютила Африка Жар-птицу. М.: Классика плюс, 2000.
  4. Беляков В.В. Роль гуманитарных связей в межкультурном взаимодействии России и Египта (конец XIX - середина XX века): Дисс.. д-ра ист. наук. М., 2007.
  5. Беляков В.В. Эль-Аламейн, или русские солдаты в Северной Африке (1940-1945). М.: Русский путь, 2010.
  6. Богданов М.Л. Ближний Восток и Северная Африка. Регион, который ждет серьезная внутренняя трансформация // Международная жизнь. 2011. № 12.
  7. Богданов М.Л. Российско-египетские отношения на рубеже веков: тенденции, закономерности, перспективы // Азия и Африка сегодня. 2013. № 12.
  8. Борисов А.Б. Арабский мир: прошлое и настоящее. М.: Институт востоковедения РАН, 2002.
  9. Васильев А.М. Египет и египтяне. М.: Восточная литература, 2008.
  10. Васильев А.М. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму. М.: Восточная литература, 1993.
  11. Васильев А.М., Исаев Л.М., Коротаев А.В. Военные вновь у власти? Выборы в Египте // Азия и Африка сегодня. 2014. № 10.
  12. Видясова М.Ф., Умеров М.Ш. Египет после арабского социализма: в поиске экономических решений. М.: Изд. центр ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999.
  13. Виноградов В.М. Египет: от Насера к Октябрьской войне. Из архива посла. М.: Ин-т Востоковедения РАН, 2012.
  14. Гринин Л.Е., Исаев Л.М., Коротаев А.В. Революции и нестабильность на Ближнем Востоке. М.: Учитель, 2015.
  15. Дауров Р.Д. Долгая шестидневная война: победы и поражения СССР на Ближнем Востоке. М.: Ин-т Востоковедения РАН, 2009.
  16. Дмитриев В.И. Записки лейтенанта морской пехоты // Ближний Восток: командировка на войну. Советские военные в Египте / Отв. ред. А.О. Филоник. М.: Ин-т Востоковедения РАН, 2009.
  17. Егорин А.З. Египет нашего времени. М.: Институт Востоковедения РАН, 1998.
  18. Егорин А.З. Записки корреспондента АПН // Ближний Восток: командировка на войну. Советские военные в Египте / Отв. ред. А.О. Филоник. М.: Ин-т Востоковедения РАН, 2009.
  19. Исаев Л.М., Коротаев А.В. Египетский переворот 2013 года: опыт эконометрического анализа // Азия и Африка сегодня. 2014. № 2.
  20. Исаев Л.М., Коротаев А.В. Политическая география современного Египта: опыт количественного анализа // Азия и Африка сегодня. 2014. № 9.
  21. Коротаев А.В., Исаев Л.М. Анатомия египетской контрреволюции // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 8.
  22. Коротаев А.В., Исаев Л.М. Политическая география современного Египта // Полис. Политические исследования. 2015. № 2.
  23. Коротаев А.В., Зинькина Ю.В. Египетская революция 2011 г. Структурно-демографический анализ // Азия и Африка сегодня. 2011. № 6-7.
  24. Коротаев А.В., Зинькина Ю.В. Египетская революция 2011 года: социодемографический анализ // Историческая психология и социология истории. 2011. Т. 4. № 2.
  25. Мамед-заде П.Н. Российско-египетские отношения: история и современность // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2006. № 1.
  26. Мирский Г.И. Ближневосточные потрясения и западный мир // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 2.
  27. Назир М.И. Развитие российско-сирийских военно-политических отношений в современных условиях // Вестник Екатерининского института. 2014. № 1.
  28. Примаков Е.М. Ближневосточный курс России: исторические этапы // Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия: что дальше? Сборник статей / Отв. ред. В.В. Наумкин, В.В. Попов, В.А. Кузнецов. М.: ИВ РАН, 2012.
  29. Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами. Вторая половина XX - начало XXI века. М., 2012.
  30. Ражбадинов М.З. Ассоциация «Братья-мусульмане» и перспективы политических процессов в современном Египте // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2.
  31. Ражбадинов М.З. Египетское движение «Братьев-мусульман». М.: Ин-т Востоковедения РАН, 2004.
  32. Россия и Исламский мир: проблемы, предпосылки и перспективы долгосрочного взаимодействия // Азия и Африка сегодня. 2005. № 2.
  33. Тогда, в Египте.. (Книга о помощи СССР Египту в военном противостоянии с Израилем) / Ред. М.С. Мейер, В.М. Пак, А.О. Филоник. М.: ИСАА, 2001.
  34. Филоник А.О. Советско-американское соперничество на Ближнем Востоке (Вместо предисловия) // Ближний Восток: командировка на войну. Советские военные в Египте / Отв. ред. А.О. Филоник. М.: Ин-т. Востоковедения РАН, 2009.
  35. Эл Аал M. Египет в контексте культурных контактов Запада и Востока (на примере становления и развития сценической танцевальной культуры): Дисс.. канд. культуролог. наук. М., 2003.
  36. Grinin L., Korotayev A. Does “Arab Spring” Mean the Beginning of World System Reconfiguration? // World Futures. Vol. 68. № 7.

© Исаев Л.М., Зинькина Ю.В., Шишкина А.Р., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах