«Экономический пояс нового Шелкового пути» в контексте отношений КНР и РФ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В основе создания КНР «Экономического пояса нового Шелкового пути» стоит задача возродить исторический торговый путь, соединяющий Европу и Азию. В процессе создания данного проекта КНР и РФ имеют широкое пространство для сотрудничества, например, в области торгово-экономического взаимодействия, развития трансграничной инфраструктуры, а также расширения двусторонней торговли и инвестиций, углубления финансового сотрудничества, в сфере образования, в области энергетики, расширения производственного и сельскохозяйственного сотрудничества. При этом обе стороны считают российский интеграционный проект - Евразийский экономический союз и китайский - «Экономический пояс нового Шелкового пути» не конкурентами, а взаимодополняющими структурами.

Полный текст

В сентябре 2013 г. Президент Китайской Народной Республики Си Цзиньпин посетил Казахстан, где выдвинул стратегическую концепцию «Экономического пояса нового Шелкового пути». В ноябре 2013 г. было принято «решение о некоторых важных вопросах, касающихся всесторонних углубленных реформах» на третьем пленуме ЦК КПК 18-го созыва, а также было внесено предложение: «ускорить с соседними странами и регионами строительство инфраструктуры, содействовать строительству «Экономического пояса нового Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути» [15]. Данная инициатива китайского правительства вызвана глобальными вызовами и региональными изменениями в АТР, требованием координирования политики общего внутреннего и международного развития, а также усилением позиций США в АТР ввиду создания Транстихоокеанского партнерства. Создание «Экономического пояса нового Шелкового пути» должно способствовать решению пяти основных целей: во-первых, установить политическую связь стран Евразии, национальных лидеров, во-вторых, создать общую инфраструктуру (дороги, железнодорожные узлы, аэропорты, трубопроводы, телекоммуникации, услуги почтовой связи, пограничного контроля, таможни, контроля качества товаров и др.), в-третьих, свободный торговый поток, в-четвертых, свободное денежное обращение, содействовать развитию расчетов национальных валют, в-пятых, способствовать общению и диалогу между разными цивилизациями и религиями, а также содействовать образовательным и культурным обменам, развитию туризма. «Экономический пояс нового Шелкового пути» имеет стратегическое значение для общей дипломатии Китая и окружающих его стран и регионов, которые являются важной частью «китайской стратегии открытости». Создание нового Шелкового пути должно способствовать стимулированию глубокого сотрудничества между КНР и странами Азии и Европы в рамках политики в сфере безопасности, чтобы в будущем Китай смог находиться в более выгодном для себя геополитическом и геоэкономическом положении [3. С. 34-44]. Позже, 28 марта 2015 г., китайский государственный комитет по развитию и реформам, Министерство иностранных дел, Министерство торговли совместно издали документ «видение и содействие строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути 21-го века». Документ гласит, что для «Экономического пояса нового Шелкового пути» главное в том, чтобы соединить следующие транспортные каналы: из Китая через Центральную Азию и Россию в Европу (Балтийское море), из Китая через Центральную Азию, Западную Азию в Персидский залив, Средиземное море, из Китая в Юго-Восточную Азию, Южную Азию, в Индийский океан [10]. РФ является важной частью «Экономического пояса нового Шелкового пути». Россия находится в Европе и Азии, обладает обширной территорией, ее площадь составляет более одной трети площади Евразийского континента, она очень богата природными ресурсами. Потенциал российского экономического развития огромный. Кроме того, РФ обладает стратегическими ядерными силами, и мощными вооруженными силами. Не менее важным фактором значимости страны на международной арене является то, что Россия входит в постоянные члены Совета Безопасности ООН. В качестве срединного государства Евразии Россия установила партнерские отношения со странами Центральной Азии, Западной Азии, Юго-Восточной Азии, Южной Азии и поэтому она сильно влияет на развитие стран этих регионов. Например, сотрудничество в области безопасности между Россией и странами региона ЦА быстро развивается, а в некоторой степени можно сказать, что в области безопасности в Центральной Азии Россия играет первостепенную роль. Более того, в некоторых важных областях экономики стран Центральной Азии Россия играет ключевую роль, в частности, в энергетике [2. C. 5-30]. Россия, Беларусь и Казахстан создали Евразийский экономический союз, впоследствии к нему присоединились Кыргызстан и Армения. Кроме того, более одного миллиона трудовых мигрантов из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана работают в России, приток денежных переводов имеет важное значение для экономической и социальной стабильности трех стран ЦА. Россия и страны Центральной Азии также тесно связаны в гуманитарной сфере. Важное значение России для строительства «Экономического пояса нового Шелкового пути» является то, что у КНР и РФ аналогичные стратегические цели и интересы. Россия является крупнейшем соседом Китая, оба государства связаны «всесторонним стратегическим партнерством», поэтому РФ находится в приоритете для китайской дипломатии [9]. Для КНР, обладающей хорошими отношениями с Россией, нужно прагматично выстраивать сотрудничество с США, у которых отношения с РФ из-за введенных санкций сильно ухудшились. В свою очередь, Россия уделяет большое внимание отношениям с Китаем. С российской точки зрения, «восточная дипломатия» может стать поддержкой для России, если она и Запад не смогут урегулировать свои конфликты. Особенно после кризиса на Украине в конце 2013 г. во внешней политике России произошли существенные изменения. Основной задачей РФ в сфере экономики на данный момент является снижение последствий экономических санкций со стороны Запада за счет всестороннего укрепления и развития экономического сотрудничества со странами Азии, особенно с КНР. Сочетание военной мощи России с экономическими возможностями Китая сможет создать глобальный стратегический баланс. КНР и РФ совместно построят «Экономический пояс нового Шелкового пути» в соответствии с их общей целью создания более справедливого и рационального мирового политического и экономического порядка. Самой большой привлекательностью «Экономического пояса нового Шелкового пути» является его инновационная модель сотрудничества, а также концепции и принципы, а именно то, что все страны независимо от их размера равны и имеют право на независимую внутреннюю и внешнюю политику [10]. Конечная цель строительства «Экономического пояса нового Шелкового пути» заключается в содействии формированию более справедливого мирового политического и экономического порядка, в соответствии с интересами большинства стран. Эти идеи также являются основой принципов китайско-российских отношений партнерства и стратегического взаимодействия. Россия и Китай, в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, несут ответственность за создание нового равноправного, справедливого мирового политического и экономического порядка [12]. Строительство «Экономического пояса нового Шелкового пути» совпадает с национальными интересами КНР и РФ в вопросе обеспечения стабильности, безопасности и развития в Евразии. В настоящее время в Евразии еще не установлена взаимоприемлемая и стабильная система безопасности. Распад СССР и ОВД, большие политические изменения в Восточной Европы вызвали геополитические и геоэкономические изменения во всей Евразии. Сила и влияние России не может равняться с былыми возможностями СССР. На постсоветском пространстве накоплено много действующих и «замороженных конфликтов» (Приднестровье, Карабах, Южная Осетия, Абхазия и т.д.). Но ни один из конфликтов невозможно решить без участия России. В этом контексте экономическое сотрудничество и совместное развитие способствуют и обеспечат стабильность и безопасность в Евразии. После финансового кризиса в Европе главной движущей силой экономического роста в Евразии являются Китай, Индия и другие развивающиеся страны Азии. Экономические структуры стран в Евразии имеют свои особенности, европейские страны сильны высокотехнологичной и инновационной продукцией, Россия богата энергетическими ресурсами, а Китай занимает лидерство в области инвестиций и промышленного производства. Строительство «Экономического пояса нового Шелкового пути» способствует углублению китайско-российского стратегического взаимодействия и партнерства, отвечает коренным интересам обеих стран. Новая модель китайско-российских отношений является примером для других крупных мировых держав. Укрепление политических отношений между двумя странами содействует усилению взаимного доверия. Укрепление транспортных коммуникаций может снизить логистические издержки, повысить эффективность, улучшить инвестиционную среду и содействовать экономическому развитию. Укрепление торговых связей способствует привлечению прямых инвестиций, поможет повысить рентабельность, а также способствовать накоплению капитала и повышению трудовой занятости населения, повышению уровня национального дохода. Укрепление финансового сотрудничества, особенно расширение двусторонних расчетов национальными валютами, поможет уменьшить валютный риск в экономической сфере и торговле как для банков, так и для предприятий. Расширение контактов между людьми, углубление обменов и сотрудничества в области образования, науки, культуры, здравоохранения и других областях, заложит социальную основу для развития отношения между Китаем и Россией [8]. В рамках построения «Экономического пояса нового Шелкового пути» значение роли России, а также важность сотрудничества между КНР и РФ не вызывает сомнений. Если Россия сможет играть активную и важную роль в строительстве «Экономического пояса Шелкового пути», данный проект будет способствовать укреплению экономического сотрудничества этих стран с КНР, а также ускорению процесса «Экономического пояса нового Шелкового пути». Однако проблемы стоят перед КНР и РФ в процессе строительства «Экономического пояса Шелкового пути». Российские интересы на территории бывшего Советского Союза немного различаются с интересами Китая. Россия была уникальной евразийской империей после непрерывного расширения территории и имеет огромное богатство ресурсов. Имперское мышление всегда влияет на поведение России. В основе российской внешней политики в значительной степени является национальная идеология, имперская идеология. После распада Советского Союза в РФ произошла редукция экономического и социального развития [11]. Россия обеспокоена возможным негативным влиянием «Экономического пояса Шелкового пути» на развитие Евразийского экономического союза, что может нанести ущерб интересам России в регионе ЦА. Это обусловлено тем, что задача строительства «Экономического пояса нового Шелкового пути» заключается в создании рынков и транспортных путей из Китая в Европу для экспорта китайских товаров. Россия также обеспокоена возможным притоком дешевых китайских товаров в евразийский регион, российские товары могут быть вытеснены с постсоветского пространства, во-вторых, интеграция транспортных проектов в Китае и Евразии может конкурировать с транссибирской железнодорожной магистралью России и Байкало-Амурской магистралью (БАМ), в-третьих, китайские инвестиции в основном направлены на добычу энергоресурсов в Евразии, в-четвертых, наличие нелегального экспорта китайской рабочей силы в процессе внешнеэкономического сотрудничества может принести к демографическому взрыву в регионе, в-пятых, проекты сотрудничества, предпринимаемые КНР в евразийском регионе, могут привести к экологическим проблемам в Евразии [13]. Китайская программа экономического сотрудничества со странами Евразии является очень привлекательной для стран региона. Если Китай получит успех в экономической сфере, то его политическое влияние в регионе неизбежно вырастет, а перед Россией будет стоять проблема конкуренции. Поэтому КНР и РФ, чтобы построить новый Шелковый путь, сталкиваются со многими неопределенными вызовами. Например, в 2009 г. китайские и российские власти подписали «План сотрудничества Северо-Восточного Китая с Дальним Востоком России и Восточной Сибири (2009-2018)». Более 200 проектов, упомянутые в документе, или еще не начинались или еще только на стадии обсуждения. Построение «Экономического пояса нового Шелкового пути» также может испытать последствия экономического спада, повышение риска сотрудничества в области безопасности, а также различные препятствия со стороны Запада, стран Евразии и даже внутриполитические проблемы КНР [7]. Несмотря на многочисленные трудности, с которыми сталкиваются Китай и Россия, построение «Экономического пояса нового Шелкового пути» вполне вероятно. Во-первых, необходимо использовать нынешнюю благоприятную возможность для развития китайско-российских отношений, укрепить экономические связи и консультации с Россией, чтобы изучить модель механизмов взаимовыгодного многостороннего сотрудничества «Экономического пояса нового Шелкового пути» и Евразийского экономического союза в целях содействия китайско-российскому сотрудничеству между КНР и странами СНГ. Китай и Россия смогут активнее сотрудничать по совместной борьбе против сепаратизма, экстремизма и терроризма, укрепить информационную безопасность, реагировать на внешние угрозы, например, противодействовать «цветным революциям». На региональном уровне Китаю и России необходимо активнее сотрудничать в евразийском регионе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, участвовать в построении механизма диалога и системы безопасности Северо-Восточной Азии, а также обеспечении стратегического баланса в регионе, укреплению региональной безопасности и стабильности. Китайско-российское сотрудничество в евразийском регионе может способствовать развитию транспортной, энергетической сфер, обрабатывающей промышленности, высоких технологий и в других областях. В транспортном секторе Россия активно разрабатывает арктическую энергетику и арктический транспорт, также предлагает КНР участвовать в совместных проектах. Китай и Россия смогут сотрудничать в области развития арктической энергетики, судоходства и судостроения. Кроме того, Россия и страны евразийских регионов надеются разработать транспортную систему «Восток-Запад». После того как Россия и Китай подписали меморандум о сотрудничестве в области строительства высокоскоростной железной дороги из Москвы в Казань, обе стороны начали сотрудничать в совместных проектах. Как ожидается, в будущем будет осуществляться высокоскоростной железнодорожный проект от Пекина в Москву. В энергетическом секторе, в дополнение к пропаганде и реализации соглашения о сотрудничестве по строительству восточной и западной линии газопровода, обе стороны могут рассмотреть вопрос о расширении экспорта российской нефти в Китай через казахстанские трубопроводы [13]. Китай может сотрудничать с Россией в Евразии в областях горнодобывающей промышленности, металлургии, строительных материалов, железных дорог, электричества, химической, текстильной, автомобильной промышленности, связи, инженерной техники, аэрокосмической и других промышленных отраслях. Соответственно, Китай готов помочь другим странам развивать трудоемкие, капиталоемкие и наукоемкие сферы промышленности, содействовать их промышленному развитию и модернизации экономики. КНР поддерживает развитие российского Дальнего Востока, участвует в реализации стратегии повторной индустриализации России, а также может укрепить двустороннее сотрудничество в стратегических аспектах крупных проектов с упором на углубление сотрудничества в областях энергетики, высоких технологий, совместным военно-стратегическом планировании и сотрудничестве по противоракетной системе, провести обсуждение военных доктрин и опыта военных реформ, усилить совместные профилактические мероприятия против «цветной революции» в таких областях, например, как сетевая информационная безопасность, укрепить двустороннее сотрудничество в области культуры [5]. Так, 2016 и 2017 г. являются годами обмена между китайскими и российскими СМИ. Китай и Россия могут использовать эти возможности провести ряд юбилейных мероприятий и обменов и укрепить основу двусторонних отношений. РФ и КНР могут использовать механизмы ШОС в целях содействия объединения «Экономического пояса нового Шелкового пути» и Евразийского экономического союза. В 2014-2015 гг. Россия как председатель ШОС предложила шесть приоритетов, включая разработку «Стратегии развития ШОС до 2025 года», укрепление политической солидарности и расширение взаимного сотрудничества, партнерских отношений, укреплению роли ШОС в качестве платформы диалога, создания центра противодействия угрозам безопасности, укреплению экономических и культурных связей [14]. В рамках ШОС, КНР и РФ, а также страны Центральной Азии могут обсуждать общие интересы и проекты двустороннего и многостороннего сотрудничества, особенно в области финансов, энергетики, транспорта, связи и в других областях в целях содействия взаимодействия ЕАЭС и ЭПШП [6]. Евразийские страны укрепляют сотрудничество с Китаем по поводу двух движущих сил: с одной стороны, КНР является относительно надежной силой продвижения равновесия отношений между странами в Евразии. С другой стороны, китайская политическая поддержка, финансирование и технологии важны для способствования экономическому росту в этом регионе и поддержанию социальной стабильности. Для КНР отношения с Россией и другими государствами Евразии равнозначные. Китаю необходимо избегать конфликтов и противоречий между ними. Евразийские страны можно разделить на две категории: одни держат большую дистанцию в отношениях с Россией, даже имеет глубокие исторические противоречия (Прибалтика, страны Восточной Европы, Украина, Грузия и т.д.), а другие имеют близкие отношения с Россией, по крайней мере остаются нейтральными (Беларусь, Казахстан, государства Центральной Азии и т.д.). Повышение уровня сотрудничества между Китаем и странами СНГ часто может содействовать сотрудничеству Китая с Россией. Энергетическое сотрудничество между Китаем и странами Центральной Азии играет важную роль в вопросе продвижения китайско-российского сотрудничества в сфере энергетики [3. С. 37-51]. Взаимодействие КНР и диалог с европейскими странами и международными организациями способствуют строительству «Экономического пояса нового Шелкового пути». В то время как Европа, Америка, Япония, Южная Корея, Турция и другие международные акторы развивают свои экономические проекты исходя из собственных геополитических интересов, которые не полностью совпадают с целями ЭПШП, установление КНР с ними экономического сотрудничества содействует развитию и социальной стабильности в странах и в Евразии. Кроме того, такие международные организации, как Всемирный банк, Азиатский банк развития, в вопросе продвижения сотрудничества евразийских стран также имеют свой собственный план развития. Таким образом, Китаю необходимо вести диалоги с ЕС и США и международными организациями в целях расширения диалога и коммуникаций, чтобы изучить возможность сотрудничества между ними. Это будет также способствовать развитию сотрудничества между Россией и Китаем в аспекте построения «Экономического пояса нового Шелкового пути». REFERENCES [1] Zonn I.S. Velikij Shelkovyj put' stanovitsja Velikim Neftegazovym putem. Problemy postsovetskogo prostranstva. 2015. № 2. [2] Zhil'cov S.S. Politika Rossii na Kaspii. Problemy postsovetskogo prostranstva. 2014. № 2. [3] Zhil'cov S.S., Zonn I.S. Kaspijskij region na perekrestke geopoliticheskih strategij. Central'naja i Kavkaz. 2014. T. 17. № 1. [4] Kitajskij «Jekonomicheskij pojas Velikogo shelkovogo puti» ne javljaetsja konkurentom EAJeS. URL: http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/94625. [5] Li Czin, Chzhan Czjan'pin. Jekonomicheskij pojas shelkovogo puti i novye shansy dlja kitajsko-russkogo sotrudnichestva. Rossijskie trudy. 2014. № 5. [6] Lukin A.V. Ideja «Jekonomicheskogo pojasa shelkovogo puti» i evropejskaja integracija. Mezhdunarodnaja zhizn'. 2014. № 7. [7] Programma sotrudnichestva mezhdu regionami Dal'nego Vostoka i Vostochnoj Sibiri RF i Severo-Vostoka KNR (2009-2018 gody). [8] Sja Vjejhan. Vlijajushhie faktory kitajsko-russkih otnoshenij i perspektiva v novuju jepohu. Narodnyj forum. 2014. № 32. [9] Chzhao Huashjen. Osnovopolagajushhie punkty jekonomicheskogo pojasa novogo shelkovogo puti. Vestnik Sin'czjan-pedagogicheskogo universiteta. 2014. № 3. [10] Chzhjen Junnjan'. Jekonomicheskij pojas shelkovogo puti i kitajskaja diplomatija. Sovremennyj mir. 2016. № 2. [11] Chzhan Czjan'zhun. Stroitel'stvo Soobshhestva kitajsko-russkij strategicheskih interesov, v celjah sodejstvija stabil'nosti i razvitiju v Aziatsko-Tihookeanskom regione. Sibirskoe nauchnoe issledovanie. 2014. № 5. [12] Chzhan Cze. Geopoliticheskaja strategija Kitaja v Central'noj Azii i ego vlijanie na jekonomicheskij pojas shelkovogo puti. Issledovanie vsemirnoj geografii. 2016. № 1. [13] Chjen' Sjaocin'. Analiz kitajsko-rossijskih jenergeticheskih interesov v ramkah ShOS. Vestnik instituta mezhdunarodnyh otnoshenij. 2011. № 5. [14] Shilina M.G. Shanhajskaja organizacija sotrudnichestva kak format politicheskogo i jekonomicheskogo vzaimodejstvija gosudarstv: realii i perspektivy. Biznes. Obshhestvo. Vlast'. 2014. № 21. [15] Czjen Sjanhun. Stroitel'stvo jekonomicheskogo pojasa novogo shelkovogo puti i kitajskaja vneshnjaja politika v Central'noj Azii. Trudy shanhajskogo universiteta kommunikacij. 2015. № 2. © Цю Сяофэнь, 2016.

×

Об авторах

- Цю Сяофэнь

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: 542287698@mail.ru
ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Зонн И.С. Великий Шелковый путь становится Великим Нефтегазовым путем // Проблемы постсоветского пространства. 2015. № 2.
  2. Жильцов С.С. Политика России на Каспии // Проблемы постсоветского пространства. 2014. № 2.
  3. Жильцов С.С., Зонн И.С. Каспийский регион на перекрестке геополитических стратегий // Центральная и Кавказ. 2014. Т. 17. № 1.
  4. Китайский «Экономический пояс Великого шелкового пути» не является конкурентом ЕАЭС. URL: http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/94625.
  5. Ли Цзин, Чжан Цзяньпин. Экономический пояс шелкового пути и новые шансы для китайско-русского сотрудничества // Российские труды. 2014. № 5.
  6. Лукин А.В. Идея «Экономического пояса шелкового пути» и европейская интеграция // Международная жизнь. 2014. № 7.
  7. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР (2009-2018 годы).
  8. Ся Вэйхан. Влияющие факторы китайско-русских отношений и перспектива в новую эпоху // Народный форум. 2014. № 32.
  9. Чжао Хуашэн. Основополагающие пункты экономического пояса нового шелкового пути // Вестник Синьцзян-педагогического университета. 2014. № 3.
  10. Чжэн Юннянь. Экономический пояс шелкового пути и китайская дипломатия // Современный мир. 2016. № 2.
  11. Чжан Цзяньжун. Строительство Сообщества китайско-русский стратегических интересов, в целях содействия стабильности и развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Сибирское научное исследование. 2014. № 5.
  12. Чжан Цзе. Геополитическая стратегия Китая в Центральной Азии и его влияние на экономический пояс шелкового пути // Исследование всемирной географии. 2016. № 1.
  13. Чэнь Сяоцинь. Анализ китайско-российских энергетических интересов в рамках ШОС // Вестник института международных отношений. 2011. № 5.
  14. Шилина М.Г. Шанхайская организация сотрудничества как формат политического и экономического взаимодействия государств: реалии и перспективы // Бизнес. Общество. Власть. 2014. № 21.
  15. Цзэн Сянхун. Строительство экономического пояса нового шелкового пути и китайская внешняя политика в Центральной Азии // Труды шанхайского университета коммуникаций. 2015. № 2.

© Цю Сяофэнь -., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах