Военно-политическое взаимодействие России и Казахстана как фактор укрепления двустороннего сотрудничества

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предметом исследования статьи является сотрудничество в рамках военно-политического взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Автор подробно рассматривает деятельность организаций, осуществляющих борьбу с международным терроризмом, - ОДКБ, ШОС, СВМДА. Особое внимание в статье уделено таким направлениям сотрудничества в военной и гражданской сферах, которые являются прямым следствием военно-политического взаимодействия стран. В статье показано, что сотрудничество в военной сфере стимулирует создание совместных предприятий, совместное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, требует подготовки военно-технических кадров. Раскрыта необходимость активного сотрудничества в сфере освоения космического пространства, затронуты актуальные вопросы, касающиеся проблем экологии, неизбежно возникающие при испытаниях военной техники и запусках космических аппаратов. Методы исследования основаны на элементах комплексного анализа, объективности, системности, сопоставимости исходных данных. В часть исследования был положен институциональный метод. В статье сделаны выводы о важности и прагматичности сотрудничества, что позволяет судить о его достаточном запасе прочности даже в случае гипотетической смены внешнеполитических приоритетов одной из сторон. Особо важным представляется проведение согласованных действий ОДКБ, ШОС и СВМДА по борьбе с международным терроризмом, стимулировании, вследствие военно-политического взаимодействия, развития предприятий оборонного комплекса как на территории России, так и на территории Казахстана, совместном освоении космического пространства, необходимости пристального внимания к экологическим проблемам.

Полный текст

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 г. [5] между странами СНГ и Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г. [4] между Российской Федерацией и Республикой Казахстан дали старт всестороннему военно-политическому взаимодействию России и Казахстана, которое способствовало успешному сотрудничеству как в военной, так и в гражданской сферах. За годы независимого существования были созданы различные структуры, имеющие военно-политическую составляющую, в которые входит Россия и Казахстан, а также заключены договоры и подписаны соглашения, касающиеся военной области. Исследование многостороннего сотрудничества в рамках военно-политического взаимодействия, а также сотрудничества в других направлениях, являющегося следствием военно-политических отношений, представляет определенный научный интерес. Военно-политическое сотрудничество России и Казахстана исследовали с российской стороны И.Д. Звягельская и А.В. Грозин (Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья, Институт востоковедения РАН), а также В.В. Егозарьян, А.Я. Бабаджанов, О.П. Чазов и другие. С казахстанской стороны - М.Ш. Губайдуллина, Б.Ж. Сомжурек, Л.К. Бакаев, Д.А. Франк и другие. Представляют интерес мнения исследователей относительно военно-политических российско-казахстанских отношений, высказанные в последние годы. Так, российский исследователь О.П. Чазов отмечает, что необходимость военно-политического сотрудничества со стороны Казахстана обусловлена отсутствием ресурсов для создания собственной системы национальной безопасности, а выбор партнера, помимо исторических и культурных предпосылок, связан с внешнеполитической стратегией Казахстана и России в новой геополитической обстановке. Отношения постепенно становятся системой в стадии дальнейшей институционализации [9. C. 131]. При обсуждении проблем военно-политического сотрудничества учеными России и Казахстана в Новосибирском Академгородке 13-14 ноября 2014 г. казахстанский исследователь Д.А. Франк подчеркнул, что еще на этапе становления государственных суверенитетов России и Казахстана складывались тесные интеграционные связи, которые в последние годы стали более интенсивными, однако Казахстан и Россия имеют собственные стратегические интересы с теми государствами, с которыми у России отношения носят напряженный характер. Примером являются отношения Россия - США, Казахстан - США. Казахстан стремится поддерживать стабильные отношения с США, но при этом четко осознает, что генеральным стратегическим партнером является Россия [15. C. 7]. Казахстан также стремится поддерживать стабильные отношения с Турцией и Украиной, с которыми у России в настоящее время отношения напряженные. Вопрос о том, как это скажется в будущем на российско-казахстанских отношениях, в настоящее время исследован недостаточно. От военно-политического взаимодействия и углубления всестороннего сотрудничества России и Казахстана во многом зависит ситуация в Центрально-Азиатском регионе. Ключевым направлением для руководства Казахстана является «многовекторная» политика, и «длина» этих векторов, в зависимости от стратегических целей, может меняться. 31 января 2006 г. был утвержден и вступил в силу индивидуальный план действий партнерства в формате «НАТО + Казахстан». Можно предположить, что в процессе продвижения своих интересов в странах Центральной Азии НАТО сделало основную ставку на Казахстан. Главным геополитическим основанием партнерства Казахстана и НАТО, возможно, является попытка уменьшить геополитическое влияние со стороны России и Китая в регионе. США планируют увеличить количество военных баз в Центрально-Азиатском регионе и, вероятно, вынашивают планы по превращению Казахстана в страну, аналогично Украине зависимую от США, для сдерживания России в регионе. Такой сценарий может привести к серьезным последствиям для России, учитывая возросшую конкуренцию в военной области между Россией и США в Арктическом регионе. Следует отметить, что в работах, посвященных военно-политическому взаимодействию России и Казахстана, недостаточно внимания уделено вопросу развития двусторонних военных, военно-технических, экономических, научных, образовательных и других видов сотрудничества, которые являются прямым следствием совместных военно-политических решений. Научный интерес представляет анализ современного состояния военно-политических отношений России и Казахстана и их влияние на широкий спектр сотрудничества. На сессии ДКБ в Москве 14 мая 2002 г. было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) [6]. Участие в ОДКБ позволило России и Казахстану координировать деятельность территориальных органов государственной власти по важнейшим вопросам борьбы с чрезвычайными ситуациями, противодействовать незаконной миграции и незаконному обороту наркотиков с привлечением в случае необходимости органов власти других членов организации. ОДКБ - региональная организация, имеющая своей целью обеспечение безопасности стран, входящих в зону коллективной ответственности. Высокий уровень боевой подготовки коллективных сил обеспечивает система боевой подготовки, включающая в себя учения, сборы, высшие военные учебные заведения, научно-исследовательские структуры. Миротворческие силы ОДКБ недавно провели учение «Нерушимое братство-2015», на котором отрабатывались возможные сценарии атаки боевиков на населенные пункты и другие операции по поддержанию мира Коллективными миротворческими силами. Важным направлением деятельности ОДКБ является сфера информационной безопасности. В ходе операции «ПРОКСИ-2015» были выявлены информационные ресурсы, действующие в сфере вербовки граждан в ряды «Исламского государства». На саммите ОДКБ в декабре 2015 г. была поставлена приоритетная задача - пресечение деятельности запрещенного в России «Исламского государства». Страны-участницы заявили о готовности укрепить силовой потенциал ОДКБ и развивать сотрудничество в рамках уже существующих региональных структур между Россией и Казахстаном и, как следствие, широкое интеграционное сотрудничество осуществляется также в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Хартия Шанхайской организации сотрудничества была подписана 7 июня 2002 г. Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан [14]. Страны-участницы договорились о многопрофильном сотрудничестве в целях укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, совместном противодействии терроризму, сотрудничестве в политической, экономической, оборонной и других областях. Высшим органом ШОС является Совет глав государств. ШОС была создана как международная структура, нацеленная прежде всего на обеспечение региональной безопасности. Приоритетным направлением для нее является борьба с международным терроризмом. Сотрудничество России и Казахстана в борьбе с международным терроризмом приобретает особую значимость. Ход боевых действий в Сирии и Ираке, а также оценка ситуации в Афганистане, показывают, что эта борьба может затянуться надолго. Территорию Афганистана международная террористическая организация «Исламское государство» использует в качестве плацдарма для распространения влияния по всему региону. Анализ сложившейся обстановки указывает на то, что планы исламистов заключаются в проникновении в приграничные с Афганистаном государства, затем в Казахстан и Киргизию и далее в населенные мусульманами российские территории. «Исламское государство» рассматривает афганскую территорию как транзитную. Страны ШОС проводят совместные военные учения. Например, в маневрах «Мирная миссия - 2014» военнослужащие из России, Казахстана, Китая, Киргизии и Таджикистана отрабатывали порядок действий по уничтожению террористов и освобождению заложников. На саммите ШОС в Уфе, столице Башкирии, в июле 2015 г. лидеры государств договорились о дальнейшей борьбе с международным терроризмом, а именно согласовывать усилия, направленные на отпор терроризму, по осуществлению совместной борьбы с распространением радикальных идей через Интернет. Важным направлением сотрудничества станет также создание Фонда развития и Банка развития ШОС. Была поддержана инициатива Китая по созданию «Экономического пояса Шелкового пути», отвечающая в первую очередь интересам Казахстана. С 2003 г. началось сотрудничество ОДКБ и ШОС, результатом которого в 2007 г. в Душанбе стало подписание «Меморандума о взаимопонимании между секретариатами ШОС и ОДКБ», определившего области сотрудничества между организациями, в 2011 г. - подписание «Протокола о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и РАТС ШОС», в котором подчеркивался приоритет укрепления сотрудничества в борьбе с терроризмом. Большинство угроз безопасности Казахстана - терроризм, наркотрафик, религиозный экстремизм, нелегальная миграция - исходит из сопредельных с центральноазиатским регионом стран. Одним из механизмов противодействия этим угрозам является участие Казахстана и России в работе межгосударственного объединения по обеспечению безопасности - Совещания по выработке мер доверия в Азии (СВМДА). СВМДА представляет собой международный форум по укреплению сотрудничества, направленного на обеспечение мира, безопасности и стабильности в Азии. К 2016 г. Россия и Казахстан заключили большое количество договоров и соглашений, позволивших сформировать правовую базу военно-политического сотрудничества, из которых особое значение имеет Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в ХХI в. (11 ноября 2013 г.) [10]. Данный договор направлен на углубление евразийской интеграции и укрепление двусторонних отношений России и Казахстана. Особый акцент в статьях данного договора сделан на возможности проведения согласованной внешней политики с соблюдением принципа невмешательства во внутренние дела, что в полной мере соответствует интересам и России, и Казахстана и позволяет судить о практической значимости, прагматичности данного договора и отсутствии попытки одной из сторон лоббировать исключительно свои интересы. Современное состояние военно-политического взаимодействия России и Казахстана находится на таком уровне, когда выполнение совместных военных проектов подразумевает активное двустороннее сотрудничество в военно-технической, экономической, космической, научной, технологической, информационной, экологической, социально-правовой и других сферах. Представляется обоснованным рассмотреть и проанализировать в данной статье некоторые наиболее значимые договоренности между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, касающиеся интеграционного взаимодействия, продиктованного военно-политическими интересами. Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военно-техническом сотрудничестве, подписанный в г. Москве 24 декабря 2013 г. Президентами В.В. Путиным и Н.А. Назарбаевым [3], включает в себя 19 статей. Анализ договора показывает, что Договаривающиеся Стороны проводят согласованную внешнюю политику, тесно взаимодействуют в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности на евразийском пространстве и во всем мире. В этих целях Договаривающиеся Стороны укрепляют равноправное стратегическое партнерство. В интересах координации своей внешней политики Стороны используют и совершенствуют механизм регулярных встреч, прежде всего на высшем и высоком уровнях, проводя регулярный обмен мнениями и согласовывая позиции по вопросам двусторонних отношений, актуальным международным проблемам, представляющим взаимный интерес. Предусмотрено не только создание совместных предприятий и производств по разработке, выпуску, ремонту, модернизации и утилизации продукции военного назначения, и захватывает различные стратегически важные для обеих стран сферы, такие как проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, спланированы подготовка и обучение военных и военно-технических кадров, проведение выставок вооружения и военной техники, проведение совместных испытаний образцов вооружений и другие направления сотрудничества. В статье 11 Договора указано на необходимость обеспечения охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества. Договор заключен сроком на пять лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды. Договор позволил повысить эффективность военно-технического сотрудничества как в рамках ОДКБ, так и в рамках СНГ. Подготовка военных кадров Казахстана в Российской Федерации также представляет собой важный элемент сотрудничества. Граждане Казахстана составляют около трети от всех граждан СНГ, получивших военное и специальное образование в России. Обучение граждан Казахстана производится по единым программам с российскими военнослужащими. На территории Казахстана располагается ряд крупных предприятий, которые ранее принадлежали к союзному ВПК, составляющих значительный потенциал: АО «Гранит» (испытание и обслуживание комплексов ПВО) и Машиностроительный завод им. Кирова (производство торпедного вооружения) в Алматы, АО «Уральский завод Зенит» (производство тралов, миноискателей, запасных частей к торпедам) в Уральске, АО ЗИКСТО (производство противокорабельных мин) и АО «Завод им. Кирова» (производство корабельных средств связи) в Петропавловске. Россия и Казахстан заинтересованы в развитии связей и рассматривают возможность размещения на этих предприятиях новых заказов не только для своих стран, но и для совместного экспорта в третьи страны [8]. Казахстан проявляет интерес к таким предприятиям российского оборонно-промышленного комплекса, как «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «РОСНАНО», ГК «Ростех», ОАО «КАМАЗ», холдинг «Вертолеты России». Важное значение для России и Казахстана имеют соглашения в области космических исследований. Четвертого июня 2014 г. В.В. Путин подписал закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» [7]. Само соглашение было подписано в Астане 22 мая 2008 г. [11]. Вступление соглашения в силу позволит подвести правовую основу под уже проводимое сотрудничество России и Казахстана в сфере космоса и создать условия для дальнейшей загрузки различных предприятий и организаций двух стран. В соглашении определены следующие области сотрудничества: исследование космического пространства, дистанционное зондирование Земли, разработка космических аппаратов, создание и развитие наземной космической инфраструктуры, запуски космических аппаратов и научной аппаратуры, космическая связь и связанные с ней информационные технологии и услуги, спутниковые навигационные системы и технологии, пилотируемые космические полеты, космическая медицина и биология. Несмотря на имевшиеся ранее разногласия, в 2011 г. состоялся пуск казахстанского спутника связи и вещания «КазСат-2», в 2014 - «КазСат-3», разработанных крупнейшими предприятиями российской ракетно-космической промышленности ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» [12]. Подписаны и ратифицированы межправительственные соглашения о совместной работе по использованию и развитию российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Следующее направление сотрудничества, вытекающее из военно-стратегических и военно-политических интересов, - совместная добыча и переработка урановых руд. Урановые составляющие необходимы как для реакторов атомных подводных лодок, так и для реакторов мирных атомных электростанций. Казахстан занимает второе место в мире после Австралии по разведанным запасам урана и первое место в мире по его производству [16]. Можно предположить, что через несколько десятилетий, когда запасы нефти и газа на Земле подойдут к концу, геополитическими центрами мира станут несколько стран с наибольшими запасами урана. Несколько совместных российско-казахстанских предприятий в области мирного использования атомной энергии занимаются добычей урана на территории Казахстана, разработкой новых типов атомных реакторов малой и средней мощности. Вследствие значительного научно-производственного потенциала России и Казахстана в атомной энергетике в России под контролем МАГАТЭ создан Международный центр по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение урана. Планируется строительство АЭС в Казахстане, что приведет к технологическому прорыву республики в машиностроении и в других отраслях [1. C. 593]. Исследование более широкого спектра сотрудничества между Россией и Казахстаном указывает на необходимость анализа проблем в сфере экологии. В январе 2016 г. Президент В.В. Путин подписал указ о проведении в 2017 г. в Российской Федерации Года экологии [13]. Экологическая обстановка в Казахстане, связанная с военно-техническим сотрудничеством, представляет собой комплекс проблем, обусловленных необходимостью очистки территории бывшего Семипалатинского полигона и действующих российско-казахстанских полигонов, снижения выбросов вредных и ядовитых веществ при запуске космических аппаратов, ликвидации последствий неудачных запусков, решения экологических проблем на производствах по добыче и переработке урановых руд, защиты населения, проживающего вблизи опасных территорий, от воздействия токсичных веществ. Экологические проблемы также будут нарастать в будущем из-за нехватки водных ресурсов в Казахстане. Казахстан предложил программу партнерства «Зеленый мост», место в которой отведено и для России. Программа предполагает создание нового рынка экологичных товаров, услуг, технологий и придание нового стимула для развития «зеленых» направлений глобальной экономики [2. C. 3-9]. Из вышеизложенного следует, что военно-политические отношения между Россией и Казахстаном продолжают активно развиваться. Главным направлением является борьба с международным терроризмом в рамках таких организаций, как ОДКБ, ШОС и СВМДА. Ратификация договоров и соглашений между Россией и Казахстаном позволила создать совместные предприятия, провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в различных направлениях, подготовить военно-технические кадры. Военно-стратегические и мирные цели России и Казахстана способствуют активному совместному освоению космического пространства. Россия и Казахстан заинтересованы в совместных программах по улучшению экологической обстановки в регионе. В заключение статьи следует отметить, что военно-политическое взаимодействие между Российской Федерацией и Республикой Казахстан носит взаимовыгодный, беспристрастный характер и способствует дальнейшему укреплению стратегического партнерства и выработке совместных решений, является не только декларативной, но и реальной возможностью стран согласовывать и гармонизировать в том числе свой внешнеполитический курс в соответствии с различными внутренними и внешними вызовами. Существующая база договоров и соглашений позволяет не только укрепить двусторонние отношения России и Казахстана, но и является стратегически значимым примером успешного взаимодействия для всех стран, которые являются членами ЕАЭС или могут вскоре присоединиться к ЕАЭС на различных степенях интеграции. Сотрудничество зависит от ряда факторов, и одним из важнейших является политическая стабильность внутри самих государств и политическая воля лидеров государств. После распада Советского Союза наиболее обширными по территории и силе экономического потенциала оказались Россия, Украина и Казахстан. Казахстанское общество в силу особенностей политической культуры поддерживает сильного и единоличного лидера, в данном случае - Президента Н.А. Назарбаева. Ввиду зависимости проводимого курса от воли одного человека, что не гарантирует преемственность политического курса при смене власти, особую важность приобретает взаимный интерес и отсутствие в существующих договорах о военно-политическом взаимодействии России и Казахстана лоббирования исключительных интересов одной из сторон. Наиболее важные направления сотрудничества, которые явились прямым следствием военно-политического взаимодействия, прагматичность договоров и соглашений позволяет судить об их достаточной прочности вне зависимости от дальнейшего вектора развития политической системы Казахстана, возможные перспективы трансформации которой могут повлиять на интересы ведущих акторов мировой геополитики. REFERENCES [1] Altajbek S., Ivanov G. Kazahstan - Rossija: ternistyj put' k sovremennoj integracii. Hronologicheskoe sobranie. 1731-2013 g. Almaty, 2014. [2] Gubajdullina M., Kadirsizova G. «Zeljonyj most»: jekologicheskaja iniciativa Kazahstana dlja razvitija Evropejsko-Aziatsko-Tihookeanskogo partnjorstva. Vestnik KazNu. 2012. № 4. [3] Dogovor mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Kazahstan o voenno-tehnicheskom sotrudnichestve. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. 2015. 20 nojabrja. URL: http://www.pravo.gov.ru, № 0001201506160027. [4] Dogovor o druzhbe, sotrudnichestve i vzaimnoj pomoshhi mezhdu respublikoj Kazahstan i Rossijskoj Federaciej, 25 maja 1992 g. Sbornik dokumentov po mezhdunarodnomu pravu. Almaty, 1998. T. 1. [5] Dogovor o kollektivnoj bezopasnosti ot 15 maja 1992 g. Vneshnjaja politika i bezopasnost' sovremennoj Rossii. M., 2002. T. IV. [6] Nikolaenko V.D. Organizacija Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti (istoki, stanovlenie, perspektivy). M.: Nauchnaja kniga, 2004. [7] O ratifikacii Soglashenija mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Respubliki Kazahstan o sotrudnichestve v oblasti issledovanija i ispol'zovanija kosmicheskogo prostranstva v mirnyh celjah. Federal'nyj zakon ot 04.06.2014 № 138-FZ. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. 2015. 10 dekabrja. URL: http://www/pravo.gov.ru, № 0001201406040016. [8] Paramonov V. Rossija i strany Central'noj Azii: dvustoronnee sotrudnichestvo v sfere bezopasnosti. Central'naja Azija i Kavkaz. 2009. № 2(62). [9] Respublika Kazahstan: politicheskaja modernizacija. Sbornik vystuplenij i statej / Pod obshhej redakciej A.S. Sagyngali, B.M. Kaipovoj. Almaty: Izdatel'skij dom «Tajmas», 2008. [10] Rossijsko-kazahstanskij dogovor o dobrososedstve i sojuznichestve v HHI veke: polnyj tekst. Kremlin.ru. 2015. 25 avgusta. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1560. [11] Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Respubliki Kazahstan o sotrudnichestve v oblasti issledovanija i ispol'zovanija kosmicheskogo prostranstva v mirnyh celjah. Zakljucheno v g. Astane 22.05.2008. Sejchas.ru. 2015. 11 dekabrja. URL: https://www.lawmix.ru/abrolaw/3060. [12] Sputniki svjazi. «KazSat-3» i «Luch» vyvedeny na promezhutochnuju orbitu. RIA Novosti. 2015. 16 dekabrja. URL: http://ria.ru/space/20140428. [13] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 05.01.2016 № 7 «O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda jekologii». Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. 2016. 15 janvarja. URL: http://www/pravo.gov.ru, № 0001201601080041. [14] Hartija Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva. Central'nyj internet portal ShOS. 2015. 3 ijunja. URL: http://www.infoshos.ru/?id=33. [15] Cennosti i idealy nezavisimogo Kazahstana. Kollektivnaja monografija / Pod obshhej redakciej Shaukenovoj Z.K. Almaty: Institut filosofii, politologii i religiovedenija KN MON RK, 2015. [16] Uranium Mining Overview. World Nuclear Association. 2015. 05 ijunja. URL: http://www.world-nuclear.org/info/Nuclear-Fuel-Cycle/Mining-of-Uranium/Uranium-Mining-Overview. © Шапкин М.Н., 2016.

×

Об авторах

Михаил Николаевич Шапкин

ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: m527@yandex.ru

The Institute of Asian and African Studies

ул. Моховая, 11-1, Москва, Россия, 125009

Список литературы

  1. Алтайбек С., Иванов Г. Казахстан - Россия: тернистый путь к современной интеграции. Хронологическое собрание. 1731-2013 г. Алматы, 2014.
  2. Губайдуллина М., Кадирсизова Г. «Зеленый мост»: экологическая инициатива Казахстана для развития Европейско-Азиатско-Тихоокеанского партнерства // Вестник КазНу. 2012. № 4.
  3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военно-техническом сотрудничестве // Официальный интернет-портал правовой информации. 2015. 20 ноября. URL: http://www.pravo.gov.ru, № 0001201506160027.
  4. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между республикой Казахстан и Российской Федерацией, 25 мая 1992 г. // Сборник документов по международному праву. Алматы, 1998. Т. 1.
  5. Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Внешняя политика и безопасность современной России. М., 2002. Т. IV.
  6. Николаенко В.Д. Организация Договора о коллективной безопасности (истоки, становление, перспективы). М.: Научная книга, 2004.
  7. О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Федеральный закон от 04.06.2014 № 138-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. 2015. 10 декабря. URL: http://www/pravo.gov.ru, № 0001201406040016.
  8. Парамонов В. Россия и страны Центральной Азии: двустороннее сотрудничество в сфере безопасности // Центральная Азия и Кавказ. 2009. № 2(62).
  9. Республика Казахстан: политическая модернизация. Сборник выступлений и статей / Под общей редакцией А.С. Сагынгали, Б.М. Каиповой. Алматы: Издательский дом «Таймас», 2008.
  10. Российско-казахстанский договор о добрососедстве и союзничестве в ХХI веке: полный текст // Kremlin.ru. 2015. 25 августа. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1560.
  11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (Заключено в г. Астане 22.05.2008) // Сейчас.ру. 2015. 11 декабря. URL: https://www. lawmix. ru/abrolaw/3060.
  12. Спутники связи. «КазСат-3» и «Луч» выведены на промежуточную орбиту // РИА Новости. 2015. 16 декабря. URL: http://ria.ru/space/20140428.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» // Официальный интернет-портал правовой информации. 2016. 15 января. URL: http://www/pravo.gov.ru, № 0001201601080041.
  14. Хартия Шанхайской организации сотрудничества // Центральный интернет-портал ШОС. 2015. 03 июня. URL: http://www.infoshos.ru/?id=33.
  15. Ценности и идеалы независимого Казахстана. Коллективная монография / Под общей редакцией З.К. Шаукеновой. Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2015.
  16. Uranium Mining Overview // World Nuclear Association. 2015. 5 июня. URL: http://www.world-nuclear.org/info/Nuclear-Fuel-Cycle/Mining-of-Uranium/Uranium-Mining-Overview.

© Шапкин М.Н., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах