Том 21, № 2 (2017)
- Год: 2017
- Статей: 17
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/968
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2017-21-2
Весь выпуск
Статьи
От редакции
Мифология и теология. Статья первая
Аннотация
В контексте широко развернувшейся в философской и культурологической литературе, в СМИ дискуссии о природе теологии, ее связях с наукой и образованием анализируются методологические и теоретические принципы исследования теологии как формы духовной культуры.
Деформация языка и новое рождение мифа
Аннотация
Ремифологизация современной культуры, возвращение архаичных мифов и профессиональное мифотворчество в искусстве, политике, в традиционных СМИ и так называемых новых медиа переводит академическую проблему мифа в разряд актуальных проблем. Чтобы изучить это «новое» мифологическое сознание, важно знать структуру классического мифа. Эта статья исследует теоретический взгляд на проблему мифа и мифического, предложенную французским философом и литературным критиком Роландом Бартом. Специальный предмет этой статьи - отношение современного мифа и языка, подобие и различие современного и архаичного мифа.
«Имагинативная философия» Я. Голосовкера и «имажинативная метафизика» Г. Башляра: две модели философии воображения
Аннотация
В статье рассматриваются философские концепции воображения и реальности воображаемого (имагинативной реальности) русского мыслителя Я.Э. Голосовкера и французского мыслителя Г. Башляра. Показывается связь и общность их подходов к решению проблем бытия и познания, человека и культуры в рамках разрабатываемой ими имагинативной философии. На основе анализа их идей определяется место, функции и роль воображения в познании и в бытии.
Формальная метаонтология
Аннотация
Онтологии научных теорий возникают из более глубоких принципов, которые также имеют онтологическую природу. Эти принципы и их обоснование образуют онтологию онтологии или метаонтологию . Метаонтология лежит в фундаменте логики и математики, а через них и всей науки как доказательного знания о реальности. Метаонтологический базис логико-математических структур имеет идеальный характер, требующий для своего адекватного представления применения формальных методов рассуждений.
«Пространство времени» (SoT) или «время пространства» (ToS): комментарий на модель времени Г. фон Вригта
Аннотация
В работе рассмотрена модель времени Георга фон Вригта. Показано, что понимание времени фон Вригтом опирается в своих существенных чертах на «изменения» в мире чувственно наблюдаемых событий, поэтому его модель может быть названа моделью «времени пространства» (ToS). Такая взаимозависимость приводит к ряду принципиальных затруднений: невозможность адекватного описания временных изменений в рамках циклических процессов, флуктуаций и др. Построен логический квадрат с использованием темпорального оператора фон Вригта (Т - «and next»). В качестве альтернативы модели времени фон Вригта (ToS) предложена модель «пространства времени» (SoT), в которой «изменения событий» фон Вригта оказываются последовательными точками «пространства таких изменений».
Аристотель о взаимоотношениях логики и онтологии
Аннотация
Завершение поворота к языку в логической семантике
Аннотация
Завершение поворота к языку в логической семантике предлагается рассматривать как расширение области определения операторов истинности и ложности в логической семантике на универсум символьных выражений. Это позволит оперировать логически со всевозможными выражениями языка, включая бессмысленные.
Концептуальная гибкость как способ постижения ускользающего единства мира
Аннотация
Мир постоянно присутствует везде и отовсюду неизбежно ускользает, как только мы пытаемся его «схватить» и зафиксировать. Классическая философия относилась к бытию как к чему-то предельно прочному и монолитному в своей неизменной устойчивости; она искала именно такое бытие, но так и не нашла. Постклассическая мысль обнаруживает неустранимость ускользающего мира в плазмагме, которая до какого-то предела поддается сознательному и целенаправленному усилию, но потом неожиданно возвращается и обнаруживается по каким-либо косвенным проявлениям.
«Трудная проблема» аналитической философии
Аннотация
«Трудная проблема» сознания аналитической философии характеризуется сквозь призму принципа онто-гносеологической неопределенности. В статье показано, что способ постановки «трудной проблемы» в аналитической философской традиции неизбежно делает ее псевдопроблемой. В то же время реализация принципа онто-гносеологической неопределенности открывает путь к конструктивному решению проблемы сознания как в конкретно-научных исследованиях, так и в философско-теоретическом познании.
Феноменальное и вычислимое в структурах сознания
Аннотация
В статье речь идет о пределах компьютационного подхода при интерпретации проблем феноменального сознания. Основная цель состоит в анализе методологических границ вычислительных моделей в вопросах о содержании субъективного феноменального опыта. Особое внимание уделяется соотношению теории информации с проблемами семантики естественного языка. Мы исходим из идеи о том, что опыт употребления языкового знака вкупе с семиотико-нарративными особенностями памяти представляет собой подлинную причину каузальной несовместимости в психофизической проблеме сознания. Когнитивные процессы направлены на поиски согласованности между результатами «чистого» опыта с концептуальными схемами. Вычислительные модели в данном случае представляют собой лишь один из компонентов организации ментальных состояний и их описаний. Рассуждения, приведенные в данной статье, строятся на тезисе о том, что именно язык является связующим звеном между телесной организацией субъективного опыта и нарративной «дополненной реальностью» феноменального. Организация концептуального аппарата, необходимого для формирования субъективной реальности, происходит за счет постоянного сопоставления квалитативных свойств телесно-сенсорного опыта (зафиксированных в памяти) с содержанием коммуникативных практик.
Обыденное сознание и современная футурология
Аннотация
Футурологические сценарии значимы не столько конкретным содержанием своих «моделей будущего», сколько тем, как они отражают и выражают современное состояние обыденного сознания. Изучение их с этой точки зрения дает платформу для углубления понимания ценностей и смысложизненных ориентиров современного обыденного сознания. Роль обыденного сознания как предпосылки футурологического творчества значительно различается в зависимости от типа футурологических сценариев. Она особенно значима для сценариев «перспективного плана». В них отражаются черты личности постмодерна, которой свойственен возврат от абстрактных форм постижения мира к наглядно-образным; ослабление волевого начала в деятельности человека, кризисное мироощущение.
«Женщина на краю времени»: опыт субъекта в феминистической утопии
Аннотация
В статье анализируются особенности феминистической утопии на примере романа Марж Пирси «Женщина на краю времени», посвященного проблемам становления субъекта на фоне господства гендерных стереотипов и инструментальной рациональности. Классическим утопиям порядка и единообразия противопоставляется утопия заботы, акцентирующая внимание на ценностях родства и различий. Утопическое рассматривается как неотъемлемый компонент социального и экзистенциального опыта субъекта, предпринимающего рискованное путешествие за пределы готовых идентичностей и социально признанных дефиниций (прежде всего бинарной оппозиции «нормальное»/«патологическое»).
Смысл жизни как объект философской рефлексии
Аннотация
В современной культуре наблюдается тенденция распространения аддиктивных форм поведения, и, как следствие, формирование «понятийного вакуума» вокруг проблемы смысла жизни. При том, что в условиях постмодерна проблема смысла жизни становится актуальной как никогда. В статье рассматриваются основные смысложизненные ориентации и их философские обоснования.
Гуманитарные проблемы информационных технологий
Аннотация
Статья посвящена обсуждению гуманитарных проблем, порождаемых информационно-коммуникационными технологиями, являющимися одним из четырех направлений НБИК. Речь идет об их существенном влиянии информационно-коммуникационных технологий на психические характеристики человека, его личность и возможности развития, в том числе о воздействии на такие важнейшие функции сознания, как чтение, счет, письмо, устная речь, пространственное ориентирование. Подчеркивается, что накопленный опыт свидетельствует о сложном, противоречивом характере такого воздействия. Это должно быть учтено в дальнейших исследованиях и поисках технологических подходов к решению гуманитарных проблем конвергентных технологий.