Том 26, № 2 (2022): ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ИНДИИ
- Год: 2022
- Статей: 17
- URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/issue/view/1557
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-2
Весь выпуск
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ИНДИИ
К методам и задачам цифровой индологии
Аннотация
В статье описываются состояние дел и перспективы исследований и разработок в области активного применения в ближайшем будущем цифровых инструментов и программ в исследовании индийской интеллектуальной традиции. Термин “Цифровая индология” мы используем по аналогии с выражением “Цифровая гуманитария” (Digital Humanities). В данном случае он будет пониматься как изучение и освоение философских и иных мировоззренческих текстов Древней и Средневековой Индии с использованием цифровых технологий, математической статистики, методов контекстного анализа вместе с привычными, устоявшимися подходами философии и гуманитарных наук. Излагаются основные тенденции развития цифровой философской индологии (формирование единой компьютерной базы данных индийских классических текстов, разработка специальных программ, позволяющих ставить и решать новые исторические и содержательные задачи при изучении различных текстов различных групп и т.д.). В качестве типичных вспомогательных методов анализа классических текстов Индии предлагается применение математической статистики и метод контекстного анализа. Мы не закрываем глаза на возможные скрытые опасности возможного увлечения цифровизацией (крен в социологию, математизация результатов, минимализация философской интерпретации). Цифровую индологию мы в нашем кратком манифесте считаем лишь полезным подспорьем в классических индологических исследованиях, у которых свои собственные историко-философские задачи и цели.
Эксклюзивизм, инклюзивизм или градуализм? Удаяна и мировоззренческая плюральность
Аннотация
В статье поднимается ставшая уже традиционной в философии религии после Джона Хика тема различения модальностей религиозного сознания в кадре межрелигиозных отношений, но рассматривается на материале текстов конкретного философа и окружавших его нарративов. Выделена фигура авторитетнейшего найяика Удаяны (XI в.) как автора знаменитого стихотворного трактата «Ньяякусуманджали», посвященного обоснованию существования Бога (Ишвара) в контексте полемики с антитеистическими школами и посвященного полемике с буддистами фундаментального трактата «Атмататтвавивека», а также центра преданий о решительной и победоносной борьбе с буддизмом в эпоху его окончательного вытеснения из Индии. Автор приходит к выводу, что в биографиях и текстах Удаяны вполне различимы черты и эксклюзивизма, и инклюзивизма, и градуализма, а потому однозначная идентификация его отношения к инаковерующим и инакомыслящим невозможна. Выясняется, что там, где Удаяна принимал участие в завершении вытеснения буддизма из Индии, мы имеем дело с решительным эксклюзивизмом, когда же он обращается к образованной аудитории с проповедью своего философского теизма, он прибегает к чисто инклюзивистской стратегии выявления «неявного знания» об Ишваре даже у тех, кто от него совсем далек или отдалился, а когда ему надо определить место ньяи на карте философских мировоззрений, он демонстрирует (наряду уже с «неявным инклюзивизмом») градуализм как «философию восхождения» истины с низших ступеней к высшим. Однако среди модальностей его религиозного сознания невозможно выделить и так называемый плюрализм (представление о равноценности религий), который Хик считал глубинным преимуществом восточных религий перед западными. Предложены компаративистские параллели и различия (с концепциями семени религии Кальвина, анонимного христианства Ранера и градуализмом Гегеля), а также уточнения основных категорий межрелигиозных отношений.
Вишвабандху Таркатиртхи «Ньяя об истинном познании (pramā)». Комментированный перевод с санскрита и бенгальского
Аннотация
Настоящая публикация содержит перевод «Ньяя об истинном познании (pramā)» покойного Махамагопадхья пандити Вишвабандху Таркатиртхи (1916-2006), с санскрита и бенгальского языка, дополненный введением (включая краткую биографическую справку) и пояснительными примечаниями Дж.Л. Шоу. Цель публикации - обсудить ньяйскую концепцию истины (pramātva), которая является свойством познания. Согласно Гангеше, основателю Навья-Ньяя, истина не может рассматриваться как класс-сущность (jāti) из-за того, что между истиной (pramātva) и классом-сущностью - перцептивным восприятием (sākṣātva) будет существовать дефект, называемый sāṅkarya. Вишвабандху Таркатиртха прояснил понятия истины и познания истины в Навья-Ньяя, объяснив сложный характер партитивности истины и введя определения непроникающей (avyāpya-vṛtti) и проникающей (vyāpya-vṛtti) характеристик объекта. Более того, он также утверждает, что свойство быть квалифицирующей (viśeṣyaka) и определяющей (prakāraka) стороной связаны отношением взаимного определяющего и определяемого (paraspara-nirūpya-nirūpaka).
О возможности двойственной природы «Я»
Аннотация
В статье исследуется компатибилизм и инкомпатибилизм в отношении вопроса о том, может ли «я» одновременно быть и субъектом, и объектом в одном и том же осознавании в одно и то же время. Дискуссии на эту тему ведутся очень давно, свой вклад в рассмотрение данной проблемы внесли многие традиции философии; моей отправной точкой в данном случае выступает работа А.К. Мукерджи (современного индийского философа), который работал над возможностью самосознания, сформулировав парадокс эгоцентричности. В рамках рассмотрения дискуссии о компатибилизме я также обращаюсь к Патанджали (индийскому философу классической эпохи), Морису Мерло-Понти (представителю феноменологии) и Ариндаме Чакрабарти (современному индийскому аналитическому философу). Вначале представлен парадокс Мукерджи, затем я критически анализирую аргументы Патанджали и Мерло-Понти против инкомпатибилизма. Далее парадокс Мукерджи сопоставляется с аргументами Чакрабарти в пользу компатибилизма. Представлен авторский критический обзор аргументов Чакрабарти в пользу компатибилизма и против инкомпатибилизма: несмотря на проницательность и силу данных аргументов, все же, рассматривая их наряду с парадоксом Мукерджи, я предлагаю противопоставить им свой аргумент в защиту компатибилизма. Данный аргумент основан на аналогии с принципом корпускулярно-волнового дуализма в квантовой физике, и связи между мыслимостью и метафизической модальностью.
Джайнская этика и медитация: процесс самоочищения через кармический круг
Аннотация
Основной задачей этой статьи является - изучение взаимосвязи между джайнской этикой и техниками медитации, предлагаемыми в джайнских священных текстах и основах учения джайнизма. Медитативные практики использовались в джайнской традиции на протяжении веков. При этом мы обнаруживаем весьма разные интерпретации медитации в священных текстах (особенно если сравнивать трактовки дигамбаров и шветамбаров), что также отражается и в самой практике медитации. В случае джайнской традиции сложно отделить этику от духовного пути освобождения и медитации как практики. В рамках данного исследования на основе Таттвартха-сутры, Уттарадхьяяны и Ачаранга-сутры предпринята попытка показать, что этика (в узком смысле) может пониматься как всего лишь один из аспектов медитации, если понимать под медитацией весь духовный путь, описанных в учениях джайнизма. Описанные в джайнских сутрах четырнадцать стадий можно считать стадиями этического пути, или медитации. В наше время приобретает популярность прекша-дхьяна - обновленная форма медитации, которая переводит эти стадии в более мирские практики, предлагая более доступную и простую форму духовного пути. Однако предельная, конечная цель остается неизменной - достижение самоочищения через кармический круг.
Буддийская этика в трактатах постканонической абхидхармы
Аннотация
Цель настоящей статьи состоит в определении тенденций разработки этической проблематики в раннесредневековых экзегетических источниках (трактатах постканонической абхидхармы). Автор отмечает, что в буддизме этика как философская наука о морали не получила обособленного развития вследствие космологического характера буддийской философии. Экспликация этического дискурса, содержащегося в произведениях выдающихся буддийских экзегетов Васубандху (IV-V вв.), Асанга (IV в.), Яшомитра (VIII в.), показала, что в постканонический период были решены специфичные именно для этики вопросы о высшем благе и смысле человеческой жизни, о природе и источниках морали, о свободе воли и т.д. В соответствии с религиозной доктриной они трактовали высшее благо как благо освобождения ( mokṣabhāgīya ) от уз страдания. Вера в практическую достижимость этой цели наделяет человеческую жизнь истинным смыслом. Учение Будды о моральной дисциплине, известное как пратимокша ( prātimokṣa ), служит обретению высшего блага: поэтому природа морали не может иметь ничего общего с сансарой, и человеческий социум, формирующийся и деградирующий в пределах космического цикла, не способен стать источником моральных норм. Согласно буддийскому историософскому мифу первые наставления о праведном поведении люди получают в глубокой древности от харизматического Вселенского правителя Чакравартина, который приходит в мир как предтеча Будды. Он разъясняет онтологическую противоположность добра и зла, но не является Учителем истины. Свобода воли не может проявиться спонтанно у человеческого существа, аффективно привязанного к сансаре. Такой индивид ошибочно принимает за свободу воли свойственное ему невежественное своеволие. Условием пробуждения свободного волевого побуждения является восприятие проповеди спасительного вероучения.
Инклюзивизм, перспективизм и плюралистические тенденции в истории индийской культуры
Аннотация
Настоящая статья представляет обзор подходов и концептуальных средств, используемых в индологических исследованиях последних десятилетий для осмысления плюралистических тенденций в различных областях индийской культуры. Понятия инклюзивизма, перспективизма, антологизации и полифонии рассматриваются во взаимосвязи с характером той области индийской культуры, для изучения которой они были введены, а также в связи с априорными установками разрабатывавших их исследователей. Так, интерпретации инклюзивизма, предложенные П. Хакером и Г. Оберхаммером, неразрывно связаны с религиоведческими изысканиями этих исследователей. Понятием перспективизма исследователи обыкновенно оперируют в философском контексте, используя его для интерпретации трудов Бхартрихари и джайнских философов. Понятия антологизации и полифонии можно охарактеризовать как более осторожные попытки фиксации плюралистических тенденций в классическом индийском дискурсе, поскольку они основываются на выявлении частных стратегий и текстуальных приемов, способствующих репрезентации альтернативных точек зрения в рамках одного нарратива. В статье также рассматриваются предпосылки для формирования плюралистических тенденций и инклюзивистских стратегий в индийской культуре. С исторической точки зрения, очевидной причиной является многоплановость социальной действительности в Древней Индии, в рамках которой сосуществование разнородных культурных элементов основывалось на реинтерпретации и мягкой адаптации. Также возможной предпосылкой для распространенности инклюзивизма можно считать циклическое представление о времени, характерное для древнеиндийского дискурса. В рамках самой индийской культуры плюралистические практики обыкновенно легитимизировались с помощью апелляции к различным уровням истинности. Несмотря на то, что примеры применения инклюзивистской стратегии были зафиксированы в культурах различных регионов, именно в Индии инклюзивизм стал одной из главенствующих форм эволюции культуры.
Марганатьям: древнеиндийский театр в современной Индии. Философия, дисциплина и художественный опыт
Аннотация
В статье впервые в российской литературе анализируется марганатьям , новая традиция в исполнительском искусстве современной Индии, создаваемая с середины «нулевых» годов XXI в. талантливым исследователем индийского искусства, выпускником колледжа «Керала Каламандалам» Пиялом Бхаттачарьей (Калькутта, штат Западная Бенгалия) и его учениками. На основе многолетних личных наблюдений и разговоров автора с участниками «Чидакаш Калалай», гурукулы Пияла, артистического сообщества, основанного на непосредственной передаче знания и навыков от учителя к ученикам, делаются выводы об особенностях созданного метода реконструкции древнеиндийского театра, музыки и танца, а также гибкого применения наследия прошлого в условиях современности. Особенное внимание уделяется художественной интерпретации и осмыслению индийского философского наследия, и прежде всего концептов и мировоззрения ньяи и веданты, перенесению их в пространство сценических образов. Представленный материал демонстрирует, что комплексный подход к художественному наследию, сочетающийся с индивидуальным педагогическим раскрытием личности артистов создает возможность показа элементов давно исчезнувшего искусства и сложных философских идей в хорошо понятном сегодня облике, актуальном и отражающим существенные запросы современных творцов и зрителей индийского театра.
Тело Шивы и тело бхакта: формирование новой концепции телесности в тамильском шайва-бхакти как инструмента и пути освобождения бхакта
Аннотация
Автор анализирует изменения концепции телесности в тамильском шайва-бхакти в контексте развития традиции. Показано, что понимание тела бхакта как главного препятствия к соединению с телом Шивы базировалось на установке на отторжение собственной телесности, имеющей много общего с буддистскими и джайнскими представлениями о теле. Поэтому главная задача бхакта состояла в освобождении от собственной телесности, ее элиминации или преображении (переплавке физического тела как тела нечистого, как тела-препятствия на пути к соединению с Богом). Эта задача решалась самыми разными способами, включающими различные практики экстатического поведения и самоповреждения. Выдвинутая Тирумуларом концепция кайя-сиддхи как совершенного тела, потенциально бессмертного и гомологичного телу Шивы, позволила сформулировать и детально разработать изощренные техники использования физического тела садхаки как главного инструмента для достижения освобождения на основе техник йоги и работы с сознанием адепта. Достигнутый результат был представлен в «Тирумантираме» описанием собственного мистического опыта Тирумулара, в результате которого достигалось состояние сверхматериального тела йога-деха , идеалом которого становится явленное тело Шивы как Натараджи. Иконография Натараджи, сформированная в визионерских прозрениях бхактов, описавших свои даршаны в гимнах-падигамах, стала основой для формирования новой иконологии Натараджи и культа образов самих бхактов, воплощенном в интенсивном храмовом строительстве Чольской империи, что в соединении с новыми ритуальными практиками привело к формированию философии тамильского шиваизма как трехчастного религиозно-философского канона шайва-сиддханты. Этот канон включил в себя поэтический канон шайва-бхакти («Панниру тирумурей»), агамический храмовый ритуал и 14 философских трактатов шайва-сиддханты («Шастры Мейкандара»).
Подход Шри Бхагавадачарьи к комментированию и популяризации вишиштадвайта-веданты в рамках традиции рамананди XX века
Аннотация
Бхагавадачарья (1879-1977) был центральной фигурой ренессанса традиции рамананди в XX веке. Он посвятил жизнь завоеванию независимости своей школы от Рамануджа-сампрадаи, считавших рамананди второстепенными последователями движения по причине отсутствия у них традиционного религиозного образования, а также несоблюдения кастовых правил приёма пищи. Для достижения своей цели Бхагавадачарья написал комментарии на всю Прастхана-траю (тройной канон веданты, включая Упанишады, Веданта-сутру и Бхагавадгиту ) и множество других произведений, популяризирующих вишиштадвайта-веданту как в рамках собственной школы, так и на уровне всего индуистского сообщества. Он активно использовал свои знания священных текстов в дебатах с оппонентами, среди которых были не только последователи Рамануджи, но и знаменитый адвайтин и политический активист Свами Карпатри, которого он, по убеждению его биографов, одолел в споре о правах хариджанов (“неприкасаемых”) получать посвящение в вишнуизм и принимать пищу вместе с так называемыми “чистыми” индусами. Другой его задачей было утверждение института джагадгуру Раманандачарьев по аналогии с джагадгуру Шанкарачарьями, что способствовало бы популяризации движения Рамананды в различных слоях индийского общества. В статье представлены ключевые философские и практические идеи Бхагавадачарьи. Описаны основные этапы жизни ачарьи, его взаимодействие с другими учителями и политическими деятелями (в частности, с Махатмой Ганди). Проанализированы важнейшие положения его учения на основе оригинальных текстов, переведённых авторов данной статьи с хинди на английский язык. Она основана на исследовании, проводившемся в библиотеке Бхагавадачарья-смарак-бхавана в Айодхье в августе 2021.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Буддизм как учение «осевого времени» в творчестве Александра Меня
Аннотация
В статье проводится анализ интерпретации о. Александром Менем (1935-1990) буддизма как учения «осевого времени». За основу взято его семитомное произведение «История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни» (1970-1983). Прежде всего определяется методология, используемая о. Александром, которая носит компаративный и герменевтический характер. При этом он исходит из теистическо-христианской ценностной позиции, что, тем не менее, позволяет ему уважительно относиться к иным религиозно-философским традициям. Определяется своеобразие авторской интерпретации буддизма, как адекватные ее черты, так и односторонние, задаваемые ценностной установкой. Разводятся понятия трансценденции и трансцендентного, что позволяет провести компаративный анализ буддизма и христианства, оценок, даваемых о. Александром. Отрицание трансцендентного в буддизме не означает отсутствия трансценденции, особенно в понимании статуса нирваны, которая определяется сугубо апофатически. В индийском миросозерцании он находит пять существенных принципов, которые роднят буддизм и христианство, несмотря на все различие их позиций: апофатизм, отрицание высшей ценности земных благ, признание высокого достоинства личной аскезы в духовной жизни, понятие «кармы» как воздаянии (подчеркивается именно аспект воздаяния), представление о спасении-освобождении как главной цели религии. Эти принципы, по его мнению, «составляют прочный мост, соединяющий восточный религиозный опыт с Евангелием». Творчество А. Меня способствует расширению культурного горизонта, освобождению как от националистической, так и европоцентристской точек зрения, способствует развитию диалога, так необходимого именно сейчас. Отмечается, что концепция «осевого времени» К. Ясперса в целом позволяет избегать односторонних оценок, вскрывая общий исток всех осевых учений, который можно определить как «прорыв в трансцендентное»
Спиноза в зеркале классической и современной западной философии
Аннотация
Статья посвящена исследованию основных линий рецепции философских идей Б. Спинозы. Оценки творчества данного мыслителя, его роли и значения претерпели значительные изменения в ходе развития западноевропейской и отечественной философской мысли. Основное внимание уделено изучению трансформаций, наблюдаемых в подходе и характере оценок основных философских идей Спинозы в западноевропейском философском пространстве, прежде всего в Германии и Франции. При этом устанавливается, что пик интереса к творчеству Спинозы в этих национальных традициях серьезно расходится по времени. Изначально можно говорить о преобладании интереса к философии Спинозы со стороны немецкоязычных мыслителей. Долгое время философия Спинозы характеризовалась как атеистическая и подвергалась в связи с этим яростной критике. Именно немецким просветителям принадлежит заслуга возрождения интереса к философии Спинозы на новом уровне. При этом философские взгляды этого мыслителя не только перестают оцениваться как атеистические, но иногда воспринимаются прямо противоположным образом - как проникнутые подлинной религиозной верой. Ярким примером такого подхода к философии Спинозы можно считать Ф. Шлейермахера. В дальнейшем интерес к философии Спинозы поддерживался в немецкоязычном пространстве за счет рецепции его идей у Гегеля, Фейербаха, в среде неокантианцев. Во франкоязычной философии интерес к Спинозе просыпается значительно позже - в середине - второй половине XX в., что связано, прежде всего, с именем Делеза. Однако этот «французский Ренессанс» философии Спинозы можно считать не менее значимым, нежели Ренессанс эпохи немецкого Просвещения. Именно «французский спинозизм» вывел исследования философии Спинозы на международный уровень, существенно расширив их концептуальные рамки.
Ницше, Гамсун и священное насилие
Аннотация
Данная статья посвящена анализу неомифологических и пантеистических сюжетов в творчестве Фридриха Ницше и Кнута Гамсуна. Аналитическое сравнение философских концепций Ницше и литературного психологизма Гамсуна раскрывает глубинное понимание человеческой природы на стыке этики и эстетики - добра и красоты, зла и уродства. Понимание эстетических категорий «Аполлонический» и «Дионисийский» разрабатывается на основе работы Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». Актуальность феноменов дионисийских культур основана на истинной ницшеанской вере в Сверхчеловеческую природу современного мышления. Концепция «Диониса» находит свое продолжение в постмодернистской философии Жоржа Батая и Мориса Бланшо, в таких архаичных эмоциональных и эстетических аспектах человеческой сущности, как насилие и жертвенность, понимаемые в крайне абстрактном смысле. Показано, что интерес современной культуры к насилию и жертвоприношению уходит своими корнями в идею Ницше о Дионисии в значении одного из начал любого сегмента европейской культуры. Основание для преодоления постмодернизма в 21 веке и последующего развития эстетических взглядов может быть обретено в попытке глубокой переработки фундамента европейской культуры через переосмысление концепта Супермена-Заратустры-Диониса.
Иммануил Кант «на границах» символизма Андрея Белого
Аннотация
100-летие со дня смерти И. Канта стало мощным творческим импульсом для многих исследователей его творческого наследия. Одна из целей данной статьи - познакомить с одним из малоизвестных юбилейных критических текстов, появившихся в российской интеллектуальной среде. Осуществляется попытка подвергнуть критике обычный подход к интерпретации понимания Андреем Белым (1880-1934) наследия Канта как «Кощея Бессмертного» или гносеологического «полицейского» в философии (С.Л. Франк, 1877-1950). Отмечается то, что осмысление кантовской философии А. Белым носит более систематизированный характер. С точки зрения Белого, Кант заложил твердые основания для анализа мышления. На нестабильном фундаменте философии, который в ходе исторического развития мысли поддавался разрушению, именно философия Канта стала стабилизирующей основой. Более того, Белый пытается подчеркнуть, что гносеология Канта формирует четкие основы для построения познания мира и философского осмысления не только истории, но и символизма, в том числе и символизма самого Андрея Белого.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Цифровой диалог в обучении: когнитивные, социальные, экзистенциальные особенности и риски
Аннотация
Цифровизация социокультурных феноменов, в том числе системы образования, порождает трансформацию их качественных признаков и параметров, что требует исследования с позиции методологического анализа и оценки их возможных последствий на человека и социум. Значимым элементом цифровой среды в целом и образовательной в особенности выступает диалог, роль которого имеет как когнитивные, так и мировоззренческие, экзистенциальные, социальные аспекты. Целью исследования является философский анализ цифровой трансформации диалога в контексте процесса образования, оценка его потенциала и влияния на индивида. Одним из важных и не вполне изученных аспектов современной трансформации образования является экзистенциальный аспект, связанный с изменением сущности диалога между субъектами в процессе передачи знаний и ценностей. Методология исследования исходит из междисциплинарного характера проблемы, связана с применением экзистенциального, аксиологического, антропологического подходов к пониманию сущности диалога (М. Бахтин, М. Бубер, Г. Марсель, Э. Левинас), теории развития индивидуального мышления Л.С. Выготского, разрабатываемой автором теорий электронной (цифровой) культуры и на основе учета современных разработок в сфере внедрения цифровых инструментов в образование. Исследование показывает, что диалог в цифровой среде обучения становится не столько формой сближения, интеграции субъектов, сколько формой автономности, обособленности, индивидов, что изменяет характер обучения и имеет социальные и экзистенциальные последствия. Это формирует потребность преобразования цифровой среды обучения при ее использовании с позиции дополнения этическими, социально-психологическими и эмоциональными компонентами и инструментами поддержки обучающегося. На основе экзистенциально-аксиологического анализа раскрыты позитивные и рискогенные особенности цифрового диалога как одного из феноменов электронной культуры и инструментов онлайн-обучения. Представлено понятие цифрового диалога в обучении, характеристика его особенностей, функций, роли и влияния на обучающегося в цифровой среде. Выявлены характерные для цифровой среды трудности диалогического обучения, представлены рекомендации методологического и методического характера для применения в системе образования.
Моральные санкции: две традиции понимания
Аннотация
Цель статьи - реконструировать историю представлений о моральных санкциях в последние два с лишним столетия. Методология исследования исходит из тезиса о единстве различных дисциплин, изучающих феномен морали. Для исследования конкретного эпизода из истории этого междисциплинарного комплекса был проведен анализ того, как заимствовались ключевые понятия и трансформировались ключевые идеи. Установлено, что первая традиция связывает моральные санкции с таким явлением, как общественное осуждение. Для некоторых ее представителей общественное осуждение и есть моральная санкция. Этот взгляд преобладал до середины XX в. Позднее появилось предположение, что санкция становится моральной только тогда, когда сам нарушитель болезненно воспринимает осуждение, поскольку признает правоту внешней оценки (испытывает стыд, вину, угрызения совести). Внешняя сторона санкции должна дополняться внутренней. Для первой традиции характерны попытки дифференцировать внешнюю сторону моральной санкции - выделить разные формы санкционирующего поведения (избегание, порицание, упреки, выговор, обличение, протест и т.д.) Вторая традиция, инициированная Дж.С. Миллем и Г. Сиджвиком, включает в число моральных санкций сами по себе болезненные эмоции самоосуждения, испытываемые нарушителем. Образцовыми моральными санкциями представители этой традиции считают внутренние: угрызения совести и вину. Особенности внешних и внутренних санкций были исследованы в антропологии первой половины XX в., там же произошло отождествление внутреннего характера санкций с их автономностью. Последний тезис был подхвачен многими представителями современной моральной философии.