ПРИНЦИП ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ИЗБАВЛЕНИЯ В ИНДУИСТСКОЙ ТАНТРИЧЕСКОЙ СОТЕРИОЛОГИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Специфика тантрической сотериологии состоит в сочетании трех основных принципов - единства, избавления и блаженства. В настоящей статье исследуется принцип избавления. Духовное освобождение предполагает окончательное преодоление препятствий, мешающих новому мировоззрению. В отличие от принципа единства принцип избавления ориентируется на различие, а не на тождество, проводя резкую грань между желаемым состоянием освобождения и наличным состоянием зависимости. Избавление не предполагает возобновления того, от чего избавились. Главные препятствия для духовной свободы выражены в известной триаде «авидья - карма - сансара». Принцип избавления фигурирует в тантризме в двух взаимосвязанных модусах, аскетическом и шактистском. Оба они согласуются друг с другом в неприятии духовного невежества. Это состояние является основной «негативной целью»; без избавления от него не бывает свободы. Состояние неведения экзистенциально и наделено мощными охранительными «силами». Принцип избавления подразумевает освобождение не только от всего того, что обычно считается негативным (страсти, чувственные желания, страдания и т.п.), но и от «позитивных» вещей (добродетель). В шактистском модусе принципа избавления предполагается, что неправильный взгляд на реальность (совпадающий с неведением), устраняется правильным взглядом на нее. В связи с тем, что, по убеждению тантристов, в мире действуют энергии единой божественной Шакти, понимание этого факта приводит адепта к прекращению восприятия себя зависимым существом даже посреди бесконечного разнообразия процессов и событий мира. Жизнь тогда воспринимается как необусловленная, спонтанная «божественная игра», поток божественного наслаждения. Аскетический модус можно свести к онтологическому виду интерпретации принципа избавления, а шактистский - к когнитивному.

Об авторах

Сергей Владимирович Пахомов

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: sarpa68@mail.ru

кандидат философских наук, доцент кафедры философской антропологии и истории философии Института философии человека

Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Абхинавагупта. Парамартхасара («Суть высшей истины») / пер. с санскр. С.В. Пахомова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. СПб., 2013. Т. 14. Вып. 1. С. 127-139.
  2. Abhinavagupta. Tantrāloka. With Commentary “Viveka” by Rajanaka Jayaratha. 12 vols. Vol. I / ed. by M.R. Śāstrī. Allahabad: Indian Press, 1918.
  3. Abhinavagupta. Tantrāloka. With Commentary “Viveka” by Rajanaka Jayaratha. 12 vols. Vol. IX / ed. by M.S. Kaul. Bombay: Tattva-Vivechaka Press, 1938.
  4. Abhinavagupta. Parātrīśikа Vivaraṇa. The Secret of Tantric Mysticism / Engl. tr. by J. Singh, ed. by B. Bäumer. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 1996.
  5. Akulavīra-tantra // Kaulajñānanirṇaya and Some Minor Texts of the School of Matsyendranātha / еd. by P. C. Bagchi. Calcutta: Metropolitan, 1934. P. 85-106.
  6. Kaulajñānanirṇaya // Kaulajñānanirṇaya and Some Minor Texts of the School of Matsyendranātha / еd. by P. C. Bagchi. Calcutta: Metropolitan, 1934. Р. 1-84.
  7. Kulārṇava Tantra / ed. by A. Avalon, Tārānātha Vidyāratna. London: Luzac and Co., 1917.
  8. Lakṣmītantra / ed. with sanskr. gloss by Paṇḍita Kṛṣṇamacarya. Adyar: Adyar Library and Research Center, 1959.
  9. Mādhava. Sarvadarśanasaṃgrahaḥ / еd. by M.M. Vāsudev Śāstri Abhyaṃkar. Mumbai: Nirṇayasāgaramudra, 1924.
  10. Pūrṇānanda Giri. Śrītattva-cintāmaṇi / ed. by B.M. Sāṃkhyatīrtha, etc. Calcutta, 1936.
  11. Saundaryalaharī with the commentary of Lakṣmīdhara. Maisore, 1959.
  12. Yoga Bīja / ed. and tr. by M. M. Brahmamitra Awasthi. Delhi: Swami Keshananda Yoga Institute, 1985.
  13. Пахомов С. В. Принцип единства в сотериологии индуистского тантризма // Вестник РХГА. СПб., 2019. Т. 20. Вып. 1. С. 205-214.
  14. Banerji S. C. Tantra in Bengal. Calcutta, 1978.
  15. Dyczkowski M. S. G. The Doctrine of Vibration: An Analysis of the Doctrines and Practices of Kashmir Shaivism. Delhi, etc.: Motilal Banarsidass, 1989.
  16. Dyczkowski M. S. G. A Journey in the World of the Tantras. New Delhi, Varanasi: Indica Books, 2004.
  17. Flood G. The Tantric Body. The Secret Tradition of Hindu Religion. London, New York: I.B. Tauris, 2006.
  18. Gupta S., Hoens D., Goudriaan T. Hindu Tantrism. Leiden, Köln: E. J. Brill, 1979.
  19. Gupta S. The Pāñcaratra Attitude to Mantra // Understanding Mantras / ed. by H.P. Alper. Delhi: Motilal Banarsidass, 1991. Р. 224-248.
  20. Mishra K. Kashmir Śaivism. The Central Philosophy of Tantrism. Delhi: Sri Satguru Publications, 1999.
  21. Torella R. Introduction // Utpaladeva. Īśvarapratyabhijñākārikā. Vṛtti / ed. and tr. by R. Torella. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 2002. P. IX-LIV.
  22. White D.G. The Alchemical Body. Siddha Traditions in Medieval India. New Delhi: Munshiram Manoharlal, 2004.

© Пахомов С.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах