Этико-теоретическая рефлексия социальных медиа: положение человека в цифровом пространстве

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Поднимается проблема этики в межличностных отношениях в сети Интернет. Подчеркивается онтологическое отличие цифрового киберпространства от реального мира и выводятся соответствующие концептуальные построения современных мыслителей. Обосновываются актуальные вопросы современной философии - существуют ли в киберпространстве некие специфические этические отношения, которые возникают непосредственно в Интернете, как они возможны, и как их можно регулировать. В качестве теоретической и методологической основы для ответа на поставленные вопросы представлены идеи Левинаса об этическом мышлении и принципах «реальных» встреч в Интернете: «для другого», «лицом к лицу» и «существующее-вне-Бытия». В данном контексте рассматривается концепция Левинаса о межличностных и этических отношениях в цифровой реальности и о роли Другого в этих отношениях. Раскрывается идея Другого как бытия субъекта извне, но за которого пользователь Сети несет ответственность. Данный вид ответственности, по Левинасу, является этической нормой. Показан феномен дополненной реальности как вида гибридной реальности, который формируется с помощью цифровых технологий. Дополненная реальность накладывает виртуальные изображения на реальный мир с тем, чтобы обе стороны взаимодействовали друг с другом. Подчеркивается, что в современном обществознании технология дополненной реальности рассматривается как стирающая границы виртуального и реального, а также истинного и ложного. Рассмотрены концепции Билла Перски, Николаса Негропонте, Марка Пренски о цифровой коммуникации и воздействии киберпространства на человека. Особое внимание уделено анализу выстраивания так называемых первобытных этических отношений в сети Интернет. Важное место здесь занимает теория Д. Барни, направленная на изучение влияния технических характеристик сетевых технологий на социальное взаимодействие людей. Акцентируется его идея выстраивания качественно новых межличностных отношений в цифровой среде. Отмечается характеристика виртуальной среды как пространства без ответа и односторонней коммуникации. В этом плане обоснована концепция Н. Лумана о конструировании средствами масс-медиа особого иллюзорного, символического пространства, которое современный человек воспринимает как объективную реальность. Выводится проблема получения истины и объективного знания-информации.

Об авторах

Вей-Динг Цай

Государственный университет Чжэнчжи

Email: sprache@nccu.edu.tw
PhD (философия), доцент, философский факультет Тайвань, 11605, Тайбей

Ольга Васильевна Чистякова

Российский университет дружбы народов (РУДН)

Автор, ответственный за переписку.
Email: chistyakova-ov@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-1074-0913

доктор философских наук, профессор

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Powers W. Hamlet’s Blackberry: Building a Good Life in the Digital Age. New York: Harper Collins Publishers; 2011.
  2. Negroponte N. Being Digital. New York: Vintage Books; 1996.
  3. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. On the Horizon. 2001;9(5):1-6.
  4. Serres M. Thumbelina: The Culture and Technology of Millennials. Transl. by Smith DW. London/New York: Rowman & Littlefield International; 2015.
  5. Barney D. The Network Society. Cambridge/Malden: Polity Press; 2004.
  6. Levinas E. Totality and Infinity. An Essay on Exteriority. Transl. by Lingis A. Pittsburgh: Duquesne University Press; 1969.
  7. Luhmann N. The Reality of the Mass Media. Moscow: Praksis; 2005.
  8. Lin S, Tsai WD, Chistyakov DI. Spiritual Exercise as Techne: Philosophy as a Way of Liberating Education. RUDN Journal of Philosophy. 2021;25(4):640-655. https://doi.org/10.22363/2313-2302-2021-25-4-640-655
  9. Chistyakov DI. Unilateral Exposure to Mass Media: Non-Сommunicative Person. RUDN Journal of Philosophy. 2020;24(3):467-479. (In Russian). https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-3-467-479

© Цай В., Чистякова О.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах