Том 25, № 1 (2021): ДОСТОЕВСКИЙ КАК МЫСЛИТЕЛЬ: К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

ДОСТОЕВСКИЙ КАК МЫСЛИТЕЛЬ: К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Достоевский. Взгляд с Запада

Гидини М.К.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(1):9-14
pages 9-14 views

«Русская идея» Ф.М. Достоевского: от почвенничества к универсализму

Нижников С.А.

Аннотация

Раскрываются основные черты творчества Ф.М. Достоевского, его значимость для отечественной и мировой философии. Анализируется понятие «русской идеи», впервые введенного писателем и ставшего предметом изучения в последующей истории русской философии. Вскрывается полемика, возникшая по поводу характеристики почвенничества Достоевского и трактовки им русской идеи в «Очерке о Пушкине» и последующих комментариев в «Дневнике писателя». Автор приходит к выводу, что писатель преодолевает ограниченность почвеннической идеологии, восходя к универсализму. Всечеловеческое у него носит не безродный космополитический характер, а рождается из расцвета национального. Вместе с тем оно не является механическим набором определенных идей или произведений, но представляет сущность каждого из них. Многообразие украшает истину, а национальное разнообразие - человечество. Действительное единство народов не в лозунгах и идеологиях, оно обретается созиданием общих духовных ценностей. Всечеловеческое в этой трактовке, по своей сути и в своей истине, не может противоречить национальному, так как является высшим его расцветом. Лишь развивая национальную культуру, можно приблизиться к всечеловеческому, и это единственно реальное и содержательное его раскрытие, к которому и шла философская мысль в России в лице Достоевского. Истина не в беспочвенном космополитизме, и не в национализме, ее «золотую середину», на наш взгляд, и стремился выразить писатель-мыслитель.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(1):15-24
pages 15-24 views

Ф.М. Достоевский о причинах «замечательной нелюбви» Европы к России

Лагунов А.А., Смирнов А.Ю.

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена попыткой авторов применить некоторые мировоззренческие концепты Ф.М. Достоевского к осмыслению современной социокультурной действительности. Целью проведенного исследования являлось выяснение причин исторически недружественного отношения Европы к России путем анализа трудов Ф.М. Достоевского, посвященных этой проблеме. В процессе написания статьи были использованы опубликованные Дневники писателя; неизданные при жизни писателя дневниковые записи; философские размышления, содержащиеся в художественных произведениях, а также применена современная научная и научно-популярная литература, посвященная творчеству Ф.М. Достоевского. В ходе анализа было выяснено, что в качестве основных причин отторжения России Европой писатель полагал исторические, вероисповедные и нравственные факторы, при этом он особенно выделял непонятное Европе бескорыстие как характеристику русского народа. Авторы обращают внимание на то, что все причины «замечательной нелюбви» Европы к России, о которых пишет Ф.М. Достоевский, прямым или косвенным образом связаны с православным вероисповеданием, поэтому попытка актуализировать мировоззренческое наследие великого писателя непременно приведет нас к дилемме: или переходить от мыслей и слов к действиям, религиозно просвещать и себя, и Европу; или заключить свое православное наследие в историко-культурологические рамки, устранив источник причин нашего отторжения европейской общественностью, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(1):25-33
pages 25-33 views

Идея церкви как наилучшего общественного устройства: Ф.М. Достоевский и Вл.С. Соловьев

Бессчетнова Е.В.

Аннотация

Представлена В статье представлена реконструкция взглядов Ф.М. Достоевского и Вл.С. Соловьева на характер отношений церкви и государства. Проведена линия взаимного влияния мыслителей в контексте восприятия христианской истины. Показано, что Ф.М. Достоевский находился под впечатлением серии лекций Вл.С. Соловьева «Чтения о Богочеловечестве» и перенял из них идею о возможности религиозно-нравственного совершенствования не только отдельно взятой личности, но и общества в целом. В статье показано, что не без влияния Вл.С. Соловьева Ф.М. Достоевский приходит к славянофильской идеи соборности и невозможности спасения вне церковного общения, при этом говоря о Церкви как экклесии, то есть собрании верующих. Автор статьи показывает, что софийные и мистические моменты в романе «Братья Карамазовы» появляются при непосредственном влиянии на Ф.М. Достоевского «Чтений о Богочеловечестве» и совместной поездки мыслителей в монастырь Оптина Пустынь. Также отмечается, что в романе «Братья Карамазовы» была высказана идея о постепенном врастании государства в истину Церкви. Вл.С. Соловьев продолжил эту линию в рамках своего проекта свободной теократии в 1880-е гг., развивая мысль Ф.М. Достоевского - о Церкви как наилучшем общественном устройстве. Одновременно в статье показана принципиальная позиция обоих мыслителей на противопоставление идеала социализма и идеи христианской общественности, в рамках которой по-новому рассмотрен термин Ф.М. Достоевского «русский социализм», сформулированный в «Дневнике писателя». Автор показывает, что Вл.С. Соловьев в своей работе «Три речи в память Достоевского» первым пояснил термин «русский социализм» именно через понятие христианской общественности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(1):34-43
pages 34-43 views

Христианство Достоевского

Евлампиев И.И., Смирнов В.Н.

Аннотация

Опровергается популярное мнение о том, что христианские убеждения Достоевского были строго православными. Доказывается, что главной тенденцией религиозно-философских исканий Достоевского является критика исторического, церковного христианства как ложной, искаженной формы учения Иисуса Христа и стремление восстановить это учение в его исходной чистоте. Современные исследователи истории раннего христианства находят все больше аргументов в пользу того, что истинной учение Иисуса Христа содержится в том религиозном течении, которое церковь назвала гностической ересью. Точное философское выражение учение Христа получило в поздних работах И.Г. Фихте, идеи которого оказали сильное влияние на русского писателя. Достоевский, как и Фихте, понимает Христа как первого человека, показавшего возможность явить в себе Бога и обрести божественное всемогущество и вечную жизнь непосредственно в земной действительности. В этом смысле каждый человек может стать подобным Христу; главные герои Достоевского идут путем Христа и показывают, насколько сложным является этот путь. В статье показано, что Достоевский использовал в своем творчестве не только философскую версию истинного (гностического) христианства, разработанную немецкой философией (Фихте, Шеллинг, Гегель), но и ключевые мотивы гностического мифа, прежде всего представление о том, что наш мир, наполненный злом и страданиями, создан не высшим, благим Богом-Отцом, а злым Демиургом, дьяволом (в этом смысле он является адом).

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(1):44-58
pages 44-58 views

Типажи «кротких» и «гордых» женских образов Ф.М. Достоевского как исследование вопроса о добродетели

Косорукова А.А., Зубкова У.В.

Аннотация

Проведен анализ типажей «кротких» и «гордых» женских образов в произведениях Ф.М. Достоевского в связи с типологиями образов писателя у литературоведов Н.А. Добролюбова, В.Ф. Переверзева и А.А. Гизетти. Статья обращается к классическим авторам раннего критического осмысления творчества Достоевского, которые проводили разделение женских образов на два противоположных типа «кротких» и «гордых». При этом в статье подчеркивается идея о том, что в полифоническом мире Достоевского каждый литературный герой обладает многогранным сознанием, из-за чего прямое дихотомическое деление на «гордых» и «кротких» может быть только грубым обобщением. В статье рассматриваются типологии Н.А. Добролюбова, А.А. Гизетти, а также В.Ф. Переверзева, который создает наиболее масштабную и значимую при рассмотрении женских образов типологию. Он чутко подмечает неоднозначность и трагичность героинь Достоевского, вводя в типологию женских образов термин «женщина-двойник», исходя из которого каждая героиня так или иначе содержит в себе определенный внутренний конфликт, решение которого в ходе романа позволяет ее характеру развиться в сторону одного из указанных подтипов. Также проводится анализ типологии А.А. Гизетти, который в своем исследовании останавливается на таком типаже женских образов Достоевского, как «гордые», выделяя новый, «загадочный» подтип гордой героини Достоевского. В проведенном сравнении типажей «кротких» и «гордых» женских образов выделяются положительные и отрицательные этические смыслы рассматриваемых типов. Были сформулированы выводы о различных подтипах кротких и гордых характеров в художественном мире писателя, намечены основания для дальнейшего построения систематики понимания кротости и гордости по шкале соотнесенности с добродетельностью и порочностью характера персонажа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(1):59-71
pages 59-71 views

Достоевский - Страхов - Толстой: к истории одного конфликта

Климова С.М.

Аннотация

Известный эпистолярно-экзистенциальный конфликт между Федором Достоевским и Николаем Страховым по поводу клеветы последнего об «ужасных грехах» великого русского писателя рассмотрен в статье с точки зрения философской антропологии, а также взаимоотношений не между двумя, а между тремя участниками этой истории: Достоевским, Страховым и Толстым. Данный конфликт рассмотрен сквозь антропологическую, экзистенциальную и сословную призмы описания, опирающиеся на реконструкцию страховского представления о человеке как о противоречивом, двойственном и неопределенном существе, отраженного затем в творчестве Достоевского. Обосновывается непосредственная связь между определением двойственной природы человека в работах Страхова и Достоевского и межличностными коллизиями внутри «пограничных форм литературы». Особое внимание уделено сословию семинаристов, объекту прицельной критики Достоевского, увидевшего их худшие характеристики в личности Страхова. Толстой в этом споре играет роль третейского судьи, оценивающего ситуацию, как с точки зрения литературной, так и с точки зрения экзистенциальной, и религиозной мысли. В ходе рассмотрения им данного конфликта, была обнаружена его неожиданная близость Достоевскому в оценке Страхова. Точкой их совпадения оказалось «розовое христианство» писателей, довольно схоже оправдывающих человека с точки зрения субъективного религиозного сознания.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(1):72-88
pages 72-88 views

А.Ф. Лосев о Ф.М. Достоевском. О деятельности Лосева в литературной секции ГАХН

Римонди Д.

Аннотация

В статье идет речь об одном интересном историко-философском факте, который еще слабо изучен в мировом достоевсковедении: обращение к анализу творчества великого русского писателя известного русского философа Алексея Федоровича Лосева во время его работы в Государственной академии художественных наук (ГАХН). В статье приводятся также и дополнительные сведения о работе Лосева в ГАХН в 1920-х гг. Особое внимание уделяется деятельности русского философа в Литературной секции в 1927-1929 гг. (в группе по античной литературе, в Комиссии по изучению творчества Достоевского). В статье приводятся многочисленные свидетельства об особом внимании со стороны Лосева к творчеству Достоевского. Так, он принимал участие в многочисленных дискуссиях по докладам на темы, посвященные творчеству русского писателя. В статье обращается внимание на то, что главным направлением анализа творчества Достоевского со стороны Лосева стал символизм писателя. Отмечается, что к исследованию проблемы символа в произведениях Достоевского Лосев обратился уже в 20-е гг., но опубликовать эти исследования философу удалось только гораздо позже. По мнению Лосева, символические образы пронизывают все творчество русского писателя. На основе комплексного анализа архивных источников, прежде всего протоколов заседаний, хранящихся в РГАЛИ, и их сопоставления в статье была представлена, насколько возможно, картина деятельности и интересов русского философа, что помогает лучше представить спектр научных интересов мыслителя и существенно расширяет возможности для дальнейшего исследования этого периода жизни Лосева, а также дает новые материалы к истории ГАХН.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(1):89-102
pages 89-102 views

ФИЛОСОФИЯ ДИАЛОГА

Герменевтика Аристотеля и герменевтика софистов с точки зрения философии диалога. Часть II. От софистов до современности

Дворкин И.

Аннотация

Рассматривается логико-философское учение софистов, которое, по мнению ряда современных исследователей, было более философским, чем это признавали их античные критики. Сравнение положений герменевтики Аристотеля с сохранившимися фрагментами Протагора и Горгия показывает, что учение софистов представляло собой своеобразную целостную философию, которая во многом предвосхитила философию диалога XX в. Несмотря на то, что философия Платона и Аристотеля пыталась преодолеть релятивизм и антионтологизм софистического учения, но некоторые элементы его диалогизма сохранились в последующей философии в диалектике и риторике. Первое, на что стоит обратить внимание - это различие между диалогической формой изложения философии у Платона и диалогом как фундаментальным основанием мышления, которое мы обнаруживаем у софистов. Сохраненный в диалектике Платона и риторике Аристотеля диалогизм оказывается скорее техническим методом убеждения собеседника, чем герменевтическим основанием, которым он является в философии диалога и в методе сократической дискуссии. Лингвистический поворот, который произошел в философии XX в. включает в себя не только повышенный интерес к языку и точности выражения. Не менее важна новая постановка вопроса о природе языка. Является ли язык инструментом формулировки мысли, как это полагал Аристотель и вслед за ним представители современной аналитической философии, или он обладает собственным фундаментальным статусом, как это считают представители философии диалога? В данном контексте для философии диалога очень важно найти в мышлении досократиков предшественников, которые уже две с половиной тысячи лет назад наметили пути для современной мысли. Во второй части статьи рассматриваются формы диалогического мышления, которые сохранились в философии после софистов и роль герменевтики софистов при формировании современной философии диалога.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(1):103-120
pages 103-120 views

ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИЯ. КУЛЬТУРА

Переосмысляя интеграционные аспекты теологии и науки: синтезы и конгруэнтности

Дура И., Михэлеску И., Фрэцилэ М., Кырчейе В., Боркан Р.

Аннотация

Если мы желаем определить сегодняшнее общество одним словом, пытаясь уловить оттенки значения, то это будет слово «поляризация». Взаимозависимость между всеми социальными сегментами, выражаемая глобализационными процессами, выполняет двойную функцию: раскрывает элементы идентичности, входящие в структуру общества (религия, политика, культура, наука и т.д.), и обрамляет их в реляционную динамику. В данных условиях находятся теология и наука, которые, разумеется, сохраняют ряд свойственных им компонентов под общими наименованиями. Можно ли говорить о конгруэнтности этих двух измерений человеческого знания? Или они развиваются совершенно отдельно и антагонистичны в социальном прогрессе? По мнению Яна Барбура, между Наукой и Религией существует четыре типа отношений: конфликт, независимость, диалог и интеграция. Настоящая статья призвана подчеркнуть согласованность теологии и науки в парадигме неопатристического синтеза, в которой феноменологически, теологически и философски исследуются связи между этими двумя типами. Неопатристический синтез - это богословское движение XX в., созданное по инициативе православного богослова Георгия Флоровского.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(1):121-129
pages 121-129 views

Соборность и тотальность в учении Георгия Гурвича о социальном праве

Загирняк М.Ю.

Аннотация

Георгий Давидович Гурвич (1894-1965) с 20-х гг. прошлого века и до конца жизни решал задачу совмещения единства и множественности в обосновании социума. Он считал, что индивидуализм и коллективизм ограниченно представляют социальные процессы, потому что они основаны на предубеждении, что обязывающая сила права происходит соответственно из воли физического/юридического лица. Индивидуальному праву Гурвич противопоставил социальное право, которое призвано было преодолеть противоборство индивидуализма и коллективизма. Социальное право построено на допущении юридической социологии о том, что социальные взаимодействия как таковые уже являются правовыми отношениями. Это решение позволяет Гурвичу рассматривать любые социальные взаимодействия как источник права и утверждать правотворческий плюрализм как способ конструирования социума. Целостность социума является условием взаимной корреляции множества правовых регламентаций, порождаемых социальными взаимодействиями внутри него, в единую структуру социального права. В условиях целостного подхода в понимании социальных взаимодействий Гурвич в русскоязычных работах эмигрантского периода использует философско-правовую трактовку соборности для характеристики целостности социума. Во франко- и англоязычных работах с 30-х гг. прошлого века Гурвич для обозначения социальной целостности использует термин «тотальность», которое почерпнул у Марселя Мосса. В статье произведен сравнительный анализ соборности и тотальности как вариантов обозначения социальной целостности в учении Гурвича о социальном праве. Было установлено, что Гурвич, используя понятия «соборность» и «тотальность», по-разному трактовал развитие социума: 1) как антииерархичное соборное равенство; 2) как иерархичную инординацию тотальностей. Проанализировав особенности трактовки соборности и тотальности в работах Гурвича, я пришел к выводу, что эти понятия следует считать разноязычными эквивалентами в обозначении социальной целостности как источников права, которые отображают изменения в трактовке общества в учении Гурвича о социальном праве.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(1):130-138
pages 130-138 views

Философия музыки в картине мира: от Античности к Новому времени

Коломиец Г.Г.

Аннотация

Представлены философские взгляды на музыку в контексте картины мира от Античности до Нового времени. Автор также затрагивает проблематику современности, опираясь на собственную философскую концепцию музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром, изложенную в книге «Ценность музыки: философский аспект». В бытии музыки сохраняется неизменный космический принцип Гармонии, принцип движения вселенского Ритма, становления в процессе борьбы противоположностей Хаос/Форма; музыка выражает текучую сущность мира и изменяющееся пространственно-временное бытие. Философия музыки - область философского знания, которая рассматривает музыку как то, что больше чем вид искусства, исследует музыку онтолого-гносеологически и феноменолого-аксиологически. Философия музыки исследует глубинные, предельные, фундаментальные основания музыкального бытия и философско-эстетические основоположения музыкального искусства. С древности в сознании человека музыка являлась отображением картины мира, гармоническим эквивалентом космологической философии, математики, астрономии, астрофизики (Пифагор, Платон, Аристотель, Аристоксен, Порфирий и др.). В Новое время научная мысль о музыке обогащается благодаря расширенному представлению о космо-звуковом пространстве, отображенном в музыкальном искусстве, трансформирующем математические идеи геометричности, квадратности и др. Тенденция создания интегральной мировой музыки в музыкальной практике ХХ-XXI вв. содержит попытку человечества посредством современных способов сочинения музыкального искусства представить сущность музыки как выражение, с одной стороны, страха перед тайной Гармонии вселенского бытия, с другой - как поиск спасения и душевного равновесия, интуитивно выражая то, что происходит в естественнонаучном знании, которое все больше и больше указывает нам на бездну не познаваемого до конца мироздания и неустойчивого места человека в современном мире.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(1):139-155
pages 139-155 views

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

В.В. Малявин об истоках ритуализма в китайской культуре

Просеков С.А.

Аннотация

Автор анализирует истоки китайского ритуализма на основе идей, высказанных известным китаеведом В.В. Малявиным. Церемониальность китайской культуры, дожившая и до дня нынешнего, зачастую представляется европейцам «пережитком» архаики, «тормозящим» механизмом в цивилизации Поднебесной. Автор же демонстрирует ошибочность подобных убеждений и близость некоторых древнейших комплексов китайского менталитета и постмодернистского сознания. Параллельно прослеживаются базовые основы дихотомии сознательного-бессознательного в европейской и китайской культурах: космос и пустота; человек и мир как субстанции; соотношение означающего и означаемого, представления об истинной реальности как таковой в европейской и китайской традициях.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(1):156-164
pages 156-164 views

Трансцендентальный поворот в современной философии - 5: трансцендентальный метод и современная наука

Катречко С.Л., Шиян А.А., Евстигнеев М.Д.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(1):165-178
pages 165-178 views

«Науку остановить невозможно!» XLI Зографские чтения: проблема интерпретации традиционного индийского текста

Псху Р.В., Парибок А.В., Декабрьский А.А.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(1):179-187
pages 179-187 views

В память об Анджее Норасе

Белов В.Н.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2021;25(1):188
pages 188 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах