Юсуф Хас-Хаджиб Баласагуни о добродетельном лидерстве: Средневековый тюрко-исламский философский дискурс в «Кутадгу Билиг»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается выдающееся произведение Юсуфа Хас-Хаджиба Баласагуни „Кутадгу Билиг“ с целью анализировать его мысли об этике добродетели и лидерстве. Дидактическая поэма „Кутадгу Билиг“, основанная на древнем жанре „Зеркала для принцев“ („Mirrors for Princes“), отражает средневековый тюрко-исламский философский дискурс о добродетельном лидерстве, в котором главные герои поэмы ведут глубокие дискуссии о справедливости, морали и мудрости, разъясняя их значение в контексте политического лидерства. Более того, в статье показано, как Кутадгу Билиг раскрывает важную роль этических и интеллектуальных добродетелей для формирование будущих политических правителей как добродетельных лидеров на основе культивирования этика добродетели. Как отмечается в статье, этика добродетели занимает центральное место в учении Юсуфа, а „Кутадгу Билиг“ была написана, чтобы осветить путь к мудрости в эффективном управлении и этическом принятии решений для молодых политических правителей. В первой части статьи рассматривается моральные и этические взгляды Юсуфа в контексте добродетельного лидерство и его утопические взгляды о „добродетельном правителя“ (Кюн Тогди) в „Кутадгу Билиг“, фокусируясь на его этических и интеллектуальных качествах. Во второй части статьи рассматривается позитивные эффекты добродетельного лидерства с точки зрения Юсуфа. Особое внимание уделяется четырем принципам Юсуфа в „Кутадгу Билиг“ - справедливость, счастье, мудрость (или интеллект) и умеренность, которые рассматриваются в контексте этика добродетели. Более того, в статье предпринята попытка, связать идеи Юсуфа о добродетельном лидерстве с мыслями исламского философа аль-Фараби.

Об авторах

Дархан Мирзабекович Наурузбаев

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Автор, ответственный за переписку.
Email: nauruzbayevd@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-7934-4919

докторант по специальности «Политическая философия», кафедра философии

Республика Казахстан, 050012, г. Алматы, ул. Масанчи, д. 39/47

Жакыпбек Алтаевич Алтаев

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Email: altaev.kaznu@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3925-0045

доктор философских наук, профессор, кафедра философии

Республика Казахстан, 050012, г. Алматы, ул. Масанчи, д. 39/47

Нуртас Талгатжанович Абдимомынов

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Email: nurtas.amirbay@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5395-8701

PhD по специальности история, профессор, кафедра истории Казахстана

Республика Казахстан, 050012, г. Алматы, ул. Масанчи, д. 39/47

Список литературы

  1. Scalzo G, Akrivou K, Fernandez GM. A Personalist Approach to Business Ethics: New Perspectives for Virtue Ethics and Servant Leadership. Business Ethics, the Environment & Responsibility. 2023;(32):145-158. https://doi.org/10.1111/beer.12435
  2. Plato. Complete works. Cooper JM, Hutchinso DS, editors. Indianapolis Cambridge: Hackett Publishing Company; 1997.
  3. Aristotle. The Politics. Oxford World’s Classics. Stalley RF, editor. Barker E, translator. Oxford: Oxford University Press; 1998.
  4. Mittiga R. Ranking the regimes in Aristotle’s Politics: The four-principles approach. The Review of Politics. 2021;8(1):1-20. https://doi.org/10.1017/S003467052000087X
  5. Plato. The Republic. Reeve CD, editor. Grube GM, translator. Indianapolis: Hackett; 1992.
  6. Dieterici F. Alfarabi’s Philosophische Abhandlungen. Verlag: Outlook Verlag; 2022.
  7. Walzer R. Introduction. In: Walzer R, editor, translator. Al-Fārābi on the perfect state: Abū Naṣr al-Fārābī’s Mabādiʾ Ārāʾ Ahl al-Madīna al-Fāḍila. Oxford: Clarendon Press; 1985. P. 1-18.
  8. Fakhry M. Al-Farabi and the reconciliation of Plato and Aristotle. Journal of the History of Ideas. 1965;26(4):469-478. https://doi.org/10.2307/2708494
  9. Fakhry M. Aristotelian and Neo-Platonic Tendencies: Al-Fārābī (d. 950), Ibn Sīnā (d. 1037), and Ibn Rushd (d. 1198). In: Fakhry M, editor. Ethical Theories in Islam. Leiden: Brill; 1994. P. 78-92.
  10. Cotesta V. Al-Farabi II. Political Theory and the Doctrine of the Perfect Imam. In: Gotesto V, editor. The Heavens and the Earth: Graeco-Roman, Ancient Chinese, and Mediaeval Islamic Images of the World. Leiden: Brill; 2021. P. 339-357.
  11. Lulofs HJD. The Ruler as Philosopher. A New Interpretation of Fārābī’s View. In: Daiber H, editor. From the Greeks to the Arabs and Beyond. V. 2. Islamic Philosophy. Leiden: Brill; 2021. P. 375-394.
  12. Al-Fārābī A. Kitāb al-Milla wa-nuṣūṣ uḫrā. Mahdi M, editor. Beirut: Dār al-Mašriq; 1968.
  13. Al-Fārābi A. Al-Fārābi on the Perfect State: Abū Naṣr al-Fārābī’s Mabādiʾ Ārāʾ Ahl al-Madīna al-Fāḍila. Walzer R, editor, translator. Oxford: Clarendon Press; 1985.
  14. Yūsuf Khāṣṣ-Hājib. Kutadgu Bilig. Wisdom of Royal Glory. A Turko-Islamic Mirror for Princes. Dankoff R, editor, translator. Chicago: The University of Chicago Press; 1983.
  15. Tekin T. A Grammar of Orkhon Turkic. Bloomington: Indiana University; 1968.
  16. Dankoff R. Inner Asian Wisdom Traditions in the Pre-Mongol Period. Journal of the American Oriental Society. 1981;101(1):87-95. https://doi.org/10.2307/602165
  17. Кононов А.Н. Слово о Юсуфе из Баласагуна и его поэме «Благословенное знание» (Мудрость царской славы) // Советская тюркология. 1970. № 4. С. 3-12.
  18. Dankoff R. Introduction to Wisdom of Royal Glory. In: Dankoff R, editor. From Mahmud Kasgari to Evliya Celebi Studies in Middle Turkic and Ottoman Literature. Istanbul: Isis Press; 2008. P. 131-172.
  19. Yūsuf Has Hâcib. Kutadgu Bilig II: Tercüme. Arat RR, editor, translator. Ankara: Türk Tarih Kurumu Yayınları; 1959.
  20. Dilaçar A. Bize Mânevî Cihazlanmayı Öğreten: Kutadgu Bilig. Ankara: Manevî Cihazlanma Cemiyeti; 1970.
  21. Кононов А.Н. Поэма Юсуфа Баласагунского «Благодатное знание» // Юсуф Баласагуни. Благословенное знание (Мудрость царственной славы). М. : Наука. 1983. С. 495-517.
  22. Egeubaev A. The great heritage of the Turkish world. In: Egeubaev A, editor, translator. Yūsuf Khāṣṣ-Hājib. Qutty bіlіk. Almaty: Taymas; 2007. P. 8-55 (In Kazakh).
  23. Dankoff R. Introduction to Wisdom of Royal Glory. In: Dankoff R, translator. Wisdom of Royal Glory. A Turko-Islamic Mirror for Princes. Chicago: The University of Chicago Press; 1983. P. 1-35.
  24. Иванов С.Н. О мудрости и царственной славе Юсуфа Баласагуни // Благословенное знание Юсуфа Баласагуни. М. : Наука, 1983.
  25. Starr SF. Lost Enlightenment: Central Asia’s Golden Age from the Arab Conquest to Tamerlane. Princeton and Oxford: Princeton University Press; 2014.
  26. Ганиева Р.К. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали. Казань : Издательство Казанского университета, 1988.
  27. Alberts O. Der Dichter des in Uigurisch-Türkischem Dialect geschriebenen Kudatku Bilik (1069-1070) ein Schüler des Avicenna. Archiv für Geschichte der Philosophie. 1901;14(3):319-336. Republished by De Gruyter July 22, 2009. https://doi.org/10.1515/agph.1901.14.3.319
  28. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты / под ред. А.Х. Касымжанова. Алма-Ата : Наука, 1973.
  29. Yūsuf Khāṣṣ-Hājib. Kutadgu Bilig. Egeubaev A, editor, translator. Almaty: Taĭmas; 2007 (In Kazakh).
  30. Bonelli M. Farabi’s Virtuous City and the Plotinian World Soul: A New Reading of Farabi’s “Mabadi’Ara’Ahl Al-Madina Al-Fadila”: dissertation for the degree of Doctor of Philosophy. Montreal; 2009.
  31. Nauruzbayev D, Abzhalov S, Bazarbayev K, Kolukiri S, Amrebayeva Z. The concept of Justice in Yūsuf Khāṣṣ-Hājib’s Kutadgu Bilig. The Bulletin of KazNU. 2023;85(3):15-24. https://doi.org/10.26577/10.26577/jpcp.2023.v.85.i3.03
  32. Hackett RD, Wang G. Virtues and leadership: An integrating conceptual framework founded in Aristotelian and Confucian perspectives on virtues. Management Decision. 2012;(505):868-899. https://doi.org/10.1108/00251741211227564
  33. Aristotle. Nicomachean Ethics. Books II-IV. Taylor C. editor. New York: Oxford University Press; 2006.
  34. Broadie S, Rowe C. editors. Aristotle Nicomachean Ethics. New York: Oxford University Press; 2002.
  35. Hanbury GL. A ‘Pracademic’s’ Perspective of Ethics and Honor: Imperatives for Public Service in the 21st Century. Public Organization Review. 2004;(4):187-204.
  36. Ryskieva A, Nauruzbaev D, Abzhalov S, Bazarbaev K. The concept of happiness in the works of Abu Nasr Al-Fārābi and Yūsuf Khāṣṣ-Hājib Balasaghun. Al-Farabi Journal. 2023;84(4):16-31. (In Kazakh). https://doi.org/10.48010/2023.4/1999-5911.02

© Наурузбаев Д.М., Алтаев Ж.А., Абдимомынов Н.Т., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах