Понятие пудгалы в буддийской школе пудгалавада: проблема интерпретации и эволюция концепта

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуется понятие субъекта в пудгалаваде — одной из наименее изученных школ буддизма. Пудгалавада является «неортодоксальной» школой раннего буддизма, которая придерживается учения о существовании субъекта, или «пудгалы». Автор рассматривает историю формирования пудгалавады, дает обзор имеющейся литературы по данной теме и анализирует концепцию субъекта по ключевым текстам этого философского течения, подробно анализирует философские аргументы обеих сторон — «классического» буддизма и буддизма пудгалавадинского. Автор приходит к выводу, что кажущиеся противоречия в интерпретации пудгалы можно объяснить последовательной и логичной эволюцией в понимании концепта пудгалы в школе пудгалавада. Статья может представлять интерес для исследователей в области истории философии, философии сознания, когнитивной психологии и для ученых, изучающих проблему «я» и субъекта.

Об авторах

Лев Игоревич Титлин

Институт философии РАН

Email: hphilosophy@mail.ru
Сектор восточных философий

Список литературы

  1. Bareau, André. “Trois traités sur les sectes bouddhiques attribués à Vasumitra, Bhavya et Vinītadeva.” I partie: Journal Asiatique, 242. Paris, 1954, P. 229—66; II partie: Journal Asiatique, 244. Paris, 1956, P. 167—200.
  2. Bareau, André. Les sectes bouddhiques du petit véhicule. Paris: École française d'Extrême-Orient, 1973.
  3. Bareau, André. The Buddhist Sects of the Lesser Vehicle. Translated from the French by Gelongma Migme Chodron, 2005. URL: http://www.gampoabbey.org/translations2/ani-migme/Bareau-Sectes-Bouddhiques%20.pdf
  4. Dutt, Nalinaksha. Buddhist Sects in India. D.: Motilal Banarsidass Publ., 1998.
  5. Encyclopedia of Indian Philosophies. Vol. VIII. Buddhist Philosophy from 100 to 350 A.D. Ed. by K.H. Potter. D.: Motilal Barnasidass, 1999.
  6. Kapstein M. Reason's Traces: Identity and Interpretation in Indian and Tibetan Buddhist Thought. — Boston: Wisdom Publications, 2001.
  7. Points of Controversy, or, Subjects of discourse: Being a Translation of the Kathāvatthu from the Abhidhamma-Piṭaka. by Aung, Shwe Zan and Rhys Davids, C.A.F. — L.: Pali Text Society, 1915. P. 8—9.
  8. Priestley, Leonard. Pudgalavāda Buddhism: The Reality of the Indeterminate Self. Toronto: Centre for South Asian Studies, University of Toronto, 1999.
  9. Priestley, Leonard. Pudgalavāda Buddhist Philosophy / The Internet Encyclopedia of Philosophy, ISSN 2161-0002. — URL: http://www.iep.utm.edu/pudgalav/#H7
  10. Thich Thien Chau, Bhikshu. The Literature of the Personalists of Early Buddhism. Delhi: Motilal Banarsidass, 1999.
  11. Venkataramanan, K. “Sāmmitīyanikāya Sāstra”. Visva-Bharati Annals, 5 (1953).

© Титлин Л.И., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах