№ 4 (2016)
СТАТЬИ
«ПИСЬМА РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА» Н.М. КАРАМЗИНА В ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ ДИСКУРСЕК 250-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ
Аннотация
Собрание «Писем русского путешественника» Карамзина рассматривается в контексте русской и мировой литературно-жанровой классики и как своеобразный стимулятор работы автора над многотомной «Историей государства Российского». Особое внимание обращено на связь «Писем» не только с документально-художественным эпистолярием Ш.М. Дюпати и повествованием К.Ф. Морица, но и со складывающейся национальной традицией путешествий, у истоков которой стоял Д.И. Фонвизин и которую по-родственному воспринял и существенно обогатил Ф.М. Достоевский.Автор приходит к выводу о том, что непреходящая актуальность темы межнациональных, межгосударственных отношений, к ХХI в. накопившей энергию одной из болезненных тем искусства, особая технология портретной живописи с использованием национально- сравнительных характеристик, колоритная многофункциональная жанровая палитра произведения - свидетельство выдающейся роли карамзинских «Писем русского путешественника» в развитии не только русской, но и мировой литературы. Полиморфный местнографический характер произведения располагает к использованию в его исследовании методологии филологической регионалистики с ее возможностями анализа «образов местности».
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):7-20
7-20
КЛАССИЧЕСКИЙ КОД В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (И.А. ГОНЧАРОВ «ОБЛОМОВ»)
Аннотация
В статье рассматриваются особенности бытования классических текстов в современном литературном пространстве. На примере знаменитого романа И.А. Гончарова «Обломов» затрагиваются вопросы преемственности в русской литературе, показаны механизмы становления единого текстового пространства, открытого диалогу. В качестве ключевого выдвигается понятие кода, который понимается как надтекстовая единица, применяющаяся для создания множественных ассоциативных полей в литературе, апеллирующих к первоисточнику. Изучены особенности эстетики творчества И.А. Гончарова, выявлен неисчерпаемый потенциал классического текста для развития современной литературы. Исследованы аллюзии на роман Гончарова в творчестве Л.Н. Толстого, В. Набокова, Т. Толстой.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):21-27
21-27
Н.Н. ТОЛСТОЙ: ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ В МОСКОВСКИХ ВУЗАХ
Аннотация
Статья посвящена студенческим годам Н.Н. Толстого, старшего брата Л.Н. Толстого. Новизна состоит в том, что в научный оборот впервые вводятся архивные документы, касающиеся Н.Н. Толстого и никогда ранее не публиковавшиеся. Научной ценностью данного исследования является то, что оно может способствовать знакомству литературоведов, занимающихся проблемами толстоведения, с новыми материалами, касающимися как жизни писателя, так и личности его брата, оказавшего на него огромное влияние. Публикуемые документы были неизвестны биографам Л.Н. Толстого. Вывод: архивы до сих пор таят в своих недрах много тайн, открытие которых внесет большой вклад в историю русской культуры.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):28-38
28-38
АНТРОПОНИМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВОКАК СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ТИПОВ(«ДОХОДНОЕ МЕСТО» А.Н. ОСТРОВСКОГО)
Аннотация
Антропонимы в пьесах А.Н. Островского давно привлекают внимание исследователей, и чаще всего проводится связь этимологии имени с характером его носителя. В данной статье исследуется семантика антропонимов пьесы «Доходное место», отмечается обыгрывание их этимологии в речи персонажей. Предпринимается попытка рассмотреть трехчленные антропонимы как замкнутые системы. В результате в каждом случае возникает своего рода целостный текст, дающий довольно полное представление о характере того или иного персонажа. Фактически антропонимы оказываются не столько номинациями персонажей, сколько номинациями типов, наиболее распространенных в чиновничьей среде, что придает образам почти мифологическую обобщенность. Антропонимы составляют систему, которая соответствует системе персонажей пьесы (Жадов противопоставлен всем остальным персонажам).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):39-49
39-49
ТЫНЯНОВ И ОПОЯЗ
Аннотация
Статья посвящена вопросу исследования методологии Ю.Н. Тынянова вне опоязовской парадигмы. Словоцентризм русской культуры наглядно и ощутимо проявляется в магии слова ОПОЯЗ - общества ученых, ставящих своей целью отыскание и рассмотрение формальных законов преимущественно поэтического языка. И В. Шкловский, и Б. Эйхенбаум научное построение истории литературы мыслили в рамках словоцентрической традиции. Это потребовало от них недвусмысленного взаимодействия с существующим режимом. Случай Тынянова нетипичен для российского общества. Сделав предметом исследования литературу и то, что больше всего любил в ней, - поэзию, стихи, он не полагался на искусство слова только; его выход за пределы филологического поля был уходом от тех форм выражения, которые являлись идеологическим субстратом культуры, к внесловесным интуициям, поскольку последние не отягощены системой риторических правил и в большей степени способны к созданию нового и более свободного взгляда на мир.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):50-57
50-57
А. ПУШКИН В ЗЕРКАЛЕ ФИЛОСОФСКОЙ КРИТИКИ Ф. СОЛОГУБА.О ТИПОЛОГИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Аннотация
В статье анализируется критика Ф. Сологуба. Негативное отношение мэтра символизма к А. Пушкину объясняется своеобразием его философско-эстетических взглядов. Автор приходит к выводу, что у Сологуба «векторное» подразделение поэтического творчества на два типа: экстравертное и интровертное. На творчество, при котором поэт эстетически переживает преимущественно происходящее в обозримом пространстве и времени, и на другое творчество, при котором поэт смотрит в себя, эстетически переживает преимущественно свои экзистенциальные умозаключения. В контексте рассуждений затрагивается поэзия Дж. Байрона, М. Лермонтова, В. Жуковского, Э. По, Новалиса, П. Верлена.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):58-66
58-66
ГИПОТЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МОНОФОНИЧНОГО ТЕКСТА: К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ
Аннотация
В статье делается попытка гипотетически реконструировать семантическую модель монофоничного текста. В своем исследовании автор опирается на утверждение о противоположении двух эстетических систем (монофонии и полифонии) и существующую семантическую реконструкцию полифоничного текста. Работа строится по принципу «тезис - антитезис»: осуществляется поэтапный перевод каждого тезиса, соотносимого с семантической моделью полифоничного текста, в антитезис, гипотетически соотносимый с семантической моделью монофоничного текста, которая в дальнейшем подвергнется верификации текстовым материалом.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):67-77
67-77
НЕОМИФОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ: РАССКАЗЫ ЛЬВА НАУМОВА
Аннотация
Статья посвящена неомифологическим аспектам в творчестве современного прозаика Льва Наумова. Кратко рассматривается творческая биография автора, его основные достижения. В центре исследования - особенности наумовского творческого метода, который может быть определен как метафизическая притчево-философская проза с элементами фантастики и метаповествования. В работе доказывается, что рассказы из сборника «Шепот забытых букв» представляют собой единый сверхтекст, в котором сильны неомифологические тенденции. Они заметны в организации пространственно-временного континуума, субъектной сферы, выстраивании сюжетов. Матричная семантическая структура текстов Наумова во многом организована сакральными кодами, имеющими типологическое сходство с текстами дорефлективного традиционализма. Вместе с тем в текстах обнаруживаются и следы постмодернистской игровой поэтики.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):78-83
78-83
ОБ ЭЛЕМЕНТАХ БИОГРАФИЧЕСКОГО МИФА Ю. ДОМБРОВСКОГО
Аннотация
Статья посвящена проблемам изучения биографического мифа Ю.О. Домбровского. В статье указываются источники биографического мифа. Исследуются биографические подтексты произведений русских писателей, анализируется проблема культурной самоидентификации Ю. Домбровского, основанной на осознании им своей культурно- генетической принадлежности. В качестве доказательной базы приведены утверждения Ю. Домбровского о своем цыганском происхождении. В статье цыганский мотив рассматривается как один из константных в русской литературе. Делается вывод, что концепт «цыган» в русской литературной традиции - это образ архетипический; заложенные в нем импликатуры способны сообщить о писателе концептуально важные сведения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):84-88
84-88
РЕКОНСТРУКЦИЯ МИФА В РОМАНЕ МИШЕЛЯ ТУРНЬЕ«ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
Аннотация
В статье исследуется реконструкция мифа о Лесном царе в романе Мишеля Турнье «Лесной царь». Движение этого романа целиком подчинено внутреннему развитию идеи «фории» - акта «несения». В связи с этим анализируются различные аспекты форического принципа. Многоплановость, трансформация и инверсия мифологического сюжета рассматриваются как основные поэтологические принципы писателя. Также в статье проводится анализ отношений означаемого и означающего в основных символах и знаках, пронизывающих структуру романа. Отдельное внимание уделяется процессу фотографирования - как способу мифологизации объекта и как «потреблению модели». Основные мотивы творчества писателя рассматриваются через автоинтертекстуальный дискурс.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):89-100
89-100
МОТИВЫ МЕСТИ И БЕЗУМИЯВ ГОТИЧЕСКОЙ ДРАМЕ Ч.Р. МЕТЬЮРИНА «БЕРТРАМ»
Аннотация
Статья посвящена вопросам художественного своеобразия и литературного контекста готической драмы Чарльза Роберта Метьюрина «Бертрам». Рассматривая ключевые образы драмы Метьюрина, автор анализирует характерные для готической драмы мотивы мести и безумия. В статье приводятся сведения о критической реакции современников драматурга на первую театральную постановку «Бертрама». Автор подтверждает примерами преемственный характер драмы Метьюрина по отношению к произведениям, входящим в ее широкий литературный контекст.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):101-111
101-111
ИДЕЯ ПУТИ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ О. СУЛЕЙМЕНОВА
Аннотация
В статье рассматривается категория пространства и времени в творчестве О. Сулейменова. На основе поэзии Олжаса Сулейменова произведена попытка дешифровки образа пути, который представлен в разных аспектах. Феномен русскоязычного поэта рассматривается с точки зрения концептуальной картины мира, сформировавшийся в рамках русской, мировой, и национальной культур. Анализ поэтических текстов проведен в семантическом аспекте с применением метода текстовых параллелей.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):112-121
112-121
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В РОССИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРОВОДИМОЙ ЛИДЕРОМ ГОСУДАРСТВА ПОЛИТИКИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме правового регулирования российского сегмента сети Интернет. Обосновывается предположение, согласно которому правовые инициативы, предпринимаемые правительством в области регулирования сетевого пространства, напрямую зависят от политики, проводимой лидером государства на том или ином этапе. Дан краткий анализ истории становления и развития правового регулирования виртуального пространства с момента зарождения Рунета в 1990 г. до настоящего времени. Исследуемый период был разделен на четыре этапа. Основанием для этого послужили три президентских срока В.В. Путина и один - Д.А. Медведева. Обзор законодательных инициатив в историческом контексте, проведенный в рамках данной статьи, позволил сделать вывод о справедливости выдвинутого нами предположения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):122-131
122-131
«СЫН СЭМА» ГЛАЗАМИ THE NEW YORK TIMES: РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
Аннотация
Изучается образ серийного убийцы Дэвида Берковица (Сын Сэма), созданный в газете The New York Times, с помощью метода контент-анализа. Исследование включает в себя все материалы газеты, вышедшие с момента первого убийства и до оглашения судебного решения. В ходе исследования анализировались не только внешние характеристики публикаций (жанр, фотографии, комментарии и т.д.), но и внутренние характеристики, впервые разработанные автором статьи (оценочно-дескриптивные элементы и характеристики героев публикаций). Автор статьи предполагает, что газета умышленно или неумышленно с помощью различных приемов и языковых средств создает привлекательный образ убийцы. Полученные статистические данные дают основание утверждать, что гипотеза автора оправдалась. В частности, удалось выяснить, что журналисты The New York Times действительно представляют Дэвида Берковица в образе всемирно известной знаменитости и мистического чудовища, наделяют его сверхъестественными характеристиками и выдающимися способностями, что не может не влиять на восприятие его личности массовой аудиторией. Обнаруженные в текстах газеты примеры психологической агрессии преступника дают основание утверждать, что The New York Times была частично ответственна за возникшую в городе панику.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):132-138
132-138
МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация
В статье рассматривается развитие интернет-лингвистики, а также влияние медиаконвергенции на языковые особенности интернет-среды. Особое внимание уделяется вопросам становления и утверждения интернет-лингвистики как нового направления в языкознании, методам исследования, которыми она пользуется, терминологическому аппарату, интернет-дискурсу, особенностям интернет-коммуникации. Цель данной публикации заключается в попытке обобщить выдвинутые российскими и зарубежными учеными характеристики лингвистики в Интернете с учетом влияния на нее медиаконвергенции и последствия, к которым приводит их взаимодействие. Анализируя и приводя конкретные примеры из Интернета, авторы пытаются показать взаимообусловленность и тесную связь ключевых элементов медиасреды, которые выделили медиалингвистику в отдельное направление, заслуживающее подробного изучения и пристального внимания ученых.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):139-146
139-146
ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ НОВОСТИ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ: КОНСТРУКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕЩАНИЯ
Аннотация
Информационные программы местного ТВ редко становятся предметом исследования теоретиков, хотя к ним наблюдается интерес со стороны ученых различных научных направлений (журналистики, филологии, истории, социологии, политологии, психологии). Но в основном эти труды касаются общих тенденций, присущих новостям или посвящаются специфике информационного вещания на федеральных каналах. В статье рассматриваются некоторые характеристики, присущие новостям на местных телекомпаниях Сибирского федерального округа.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):147-155
147-155
ПОЧЕМУ НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ АНАЛОГОВОЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ВЕЩАНИE В РОССИИ
Аннотация
Наиболее подробно и в полном объеме рассматриваются все факторы, препятствующие прекращению аналогового эфирного ТВ в России. Мониторинг публикаций в СМИ по данной теме в течение шести лет составил основу аналитического материала данной статьи. Указаны особенности распространения и ретрансляции ТВ-сигналов в России. Отмечен многонациональный и многоконфессиональный состав страны, разнообразие языков и диалектов. Сделан вывод, что основным сдерживающим фактором перехода на цифровой формат вещания (DVB-T) является вероятность возможной потери большинства местных (региональных) ТВ-каналов. Воссоздана хронология формирования трех общероссийских мультиплексов (цифровых пакетов) и исчезновения из их состава региональных каналов. Указаны возможные и уже известные пути выхода из сложившейся ситуации для локального телевидения, такие как объединение вещателей и производство собственных передач. В результате проведенного исследования автором предложены и собственные пути решения проблем регионального телевидения. Рассмотрены и другие сдерживающие факторы цифровизации телевизионного эфира, такие как огромный парк аналоговых ТВ-приемников, перетекание зрителей в интернет-сети, техническое несовершенство и устаревание внедряемой технологии, ее конкурентоспособность с кабельным, спутниковым ТВ и IP-вещанием.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):156-174
156-174
УЧЕБНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
Аннотация
Анализируется современное состояние российских студенческих СМИ. Особое внимание уделяется университетским учебным телеканалам. Проводится анализ деятельности телевидения Российского университета дружбы нардов. Предлагается современная модель учебного ТВ. Главное достоинство новой модели - возможность самостоятельного создания программ студентами.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):175-180
175-180
«ЭКОНОМИСТ» - ДЕЛОВОЕ ИЗДАНИЕ И.В. ВЕРНАДСКОГО (1858-1865)
Аннотация
В статье рассматривается журнал И.В. Вернадского «Экономист», выходивший в 1858- 1861 гг. как приложение к журналу «Экономический указатель», а в 1862-1865 гг. - как самостоятельное издание. В статье детально проанализировано содержание журнала, тематика и проблематика ключевых статей, структура журнала. Отдельно рассмотрена полемика с другими периодическими изданиями. Отмечена позиция журнала по ключевым проблемам рубежа 1850-1860 гг. Также выявлены тенденции развития экономических газет и журналов середины XIX в.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):181-195
181-195
ПРОТИВОРЕЧИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАЗАХСТАНА
Аннотация
В статье анализируется состояние СМИ Казахстана в новой рыночной ситуации. Констатируется, что в результате всех усилий полноценная независимая система СМИ, отвечающая потребностям демократического общества, так и не была создана. Причиной тому стали коммерциализация СМИ, влияние рекламы, патерналистская политика государства, снижение качества информационной продукции. Автор статьи считает важным в этих условиях пересмотреть отношение к СМИ. Следует совершенствовать законодательную базу, а именно создать акты, регулирующие работу СМИ и медиаиндустрии, разработать отраслевые стандарты, внедрять их в практику. Рекомендуется создать Национальный совет по СМИ, который будет координировать усилия участников коммуникационного процесса, следить за соблюдением отраслевого закона, стандартов и норм этики, рассматривать конфликтные вопросы, выносить свое определение по тому или иному делу.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016;(4):196-201
196-201