№ 3 (2015)
- Год: 2015
- Статей: 20
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/824
СТАТЬИ
ПРЕДЕЛЬНОЕ ОБРУШЕНИЕ ВЫСОКОГО В ЛИТЕРАТУРНЫХ ОПЫТАХ ПУШКИНА
Аннотация
В этой статье методологические основания разрабатываемой автором концепции причинной типологии, изучающей изменение сознания по характеру изменения соотношения знака и значения, реализуются в исследовании исключительно значимого для понимания русской культуры эмпирического материала - исторически новых контекстов, возникающих в литературной практике А.С. Пушкина. Предложенный автором алгоритм действий приводит к существенным выводам: необратимый характер изменения сознания выражается в изменении принципа организации семантической структуры слова, что семантическая структура языка и слова отражает резкую редукцию этического начала в светском сознании.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):7-13
7-13
ПОМЕТЫ Н.В. ГОГОЛЯ НА БИБЛИИ 1820 ГОДА ИЗДАНИЯ: ВОЗВРАЩЕНИЕ К ТЕМЕ
Аннотация
В статье описываются некоторые ранее неизвестные пометы Н.В. Гоголя, сделанные им на полях принадлежавшей ему Библии 1820 г. издания. Новые пометы дополняют список ранее известных помет и проясняют в этом списке некоторые неточности. Рассматривается история изучения помет на принадлежавшей Гоголю Библии, приводятся ссылки на труды других исследователей. Автор дает описание новых текстовых помет, а также анализирует их взаимосвязь с фактами биографии и творческими устремлениями писателя, прослеживает их претворение в ряде произведений Гоголя, таких как «Шинель», «Портрет», «Мертвые души». Особое внимание уделяется трем пометам на страницах Нового Завета («пост», «прощение», «стяжание»).
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):14-20
14-20
МЕЖТЕКСТОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВЕНКЕ СОНЕТОВ
Аннотация
Жанровая форма венка сонетов представляет собой явление сверхтекстового уровня, единство которого обеспечивается разнообразными межтекстовыми связями. Рассматриваются межтекстовые связи между магистралом и четырнадцатью текстами основного корпуса (кольца сонетов); между текстами основного корпуса. Особое внимание уделяется межтекстовому повтору как наиболее характерному для сверхтекстовых единств типу межтекстовых связей. Выявляются специфичные для структуры венка сонетов две функциональные разновидности межтекстовых связей: облигаторные и комплементарные. Первая разновидность обеспечивает связь каждого из четырнадцати сонетов с магистралом, с одной стороны, и кольцевую организацию текстов основного корпуса - с другой; вторая определяет степень связности текстов основного корпуса.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):21-29
21-29
НИКОЛАЙ КАВАЛЕРОВ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ТИПА«ПОДПОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация
Статья посвящена сравнительному анализу образов Парадоксалиста («Записки из подполья» Ф.М. Достоевского) и Николая Кавалерова («Зависть» Ю.К. Олеши). Рассказчик «Записок из подполья» и главный герой романа «Зависть» обладают целым рядом сходств в мировоззрении, поведении, чертах характера, психологии и языковых особенностях. В образе Кавалерова воплощается весь комплекс «подпольных» черт: гордость у него сочетается со стремлением к самоуничижению; герой склонен к мечтательности и литературности при полной неспособности к реальной деятельности. Сходным образом складываются и взаимоотношения героев Достоевского и Олеши с окружающими людьми. На основании проведенного анализа делается вывод: Николай Кавалеров представляет собой своеобразную трансформацию литературного типа «подпольного человека» в исторических условиях 20-х гг. XX в.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):30-36
30-36
В. НАБОКОВ И М. ПРУСТ: ФУНКЦИИ ПАРОДИЙНОЙ СТИЛИЗАЦИИ В РОМАНЕ «КАМЕРА ОБСКУРА»
Аннотация
В статье рассмотрена проблема влияния творчества М. Пруста на художественную практику В. Набокова и других молодых писателей первой волны русской эмиграции. Для Набокова период 1930-х гг. становится временем напряженной работы над собственным стилем и рефлексии о своих литературных «учителях». Усваивая некоторые стилевые приемы мэтра французского модернизма, Набоков в то же время иронически третирует претензии авторов журнала «Числа» на то, чтобы стать «русскими прустианцами». Набоков показывает примеры стилизации и пародии на разных уровнях поэтики: от сюжетной структуры до выбора синтаксических средств. Таким образом он стремится дистанцироваться от слепого подражания Прусту, в котором его обвиняли современники, и незаметно вплести элементы его стиля в свой. Именно в этом - главная функция знаменитой прустовской главы романа «Камера обскура».
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):37-43
37-43
«АДА, ИЛИ РАДОСТИ СТРАСТИ»: ФУНКЦИИ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ В.В. НАБОКОВА
Аннотация
В статье рассматривается роль памяти как ключевого элемента поэтики В.В. Набокова. На примере романа «Ада, или Радости страсти» анализируется набоковская «теория» времени и пространства в контексте творческого метода писателя. Научная новизна работы обусловлена самой постановкой проблемы, позволяющей посредством многовекторного (интертекстуального, герменевтического, литературоведческого) исследования, выявить характерность методов творческого претворения Набоковым ключевых метафизических концептов - времени, памяти и пространства. Атрибуция и онтологический анализ основных философско-этических мотивов романа позволили приблизиться к осмыслению богатейшей метафоро-символической концепции одного из самых загадочных и сложных произведений писателя.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):44-53
44-53
ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО НАРОДА В РАССКАЗАХ А. ПЛАТОНОВА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Аннотация
В статье анализируются рассказы А. Платонова о Великой Отечественной войне в свете творческих стратегий писателя. Выясняется специфика художественной рефлексии писателя о прошлом и будущем русского народа, несовпадение дискурса, реализованного в военной прозе А. Платонова, с идеологией и практикой советской печати, соотношение художественного и пропагандистского дискурса. Исследуются способы воплощения «мнения народного», идеалов и ценностей демократического сознания. Предметом анализа является художественная прогностика писателя в условиях подцензурного повествования.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):54-61
54-61
ДИПТИХ КАК ЖАНРОВАЯ МОДИФИКАЦИЯ НОВЕЙШЕЙ ДРАМЫ (на материале пьесы А. Зензинова и В. Забалуева «Поспели вишни в саду у дяди Вани»)
Аннотация
В статье рассматривается одна из жанровых модификаций современной драмы - пьеса-диптих, которая может быть прочитана как единое целое - и как два взаимосвязанных, но самостоятельных произведения. На материале пьесы А. Зензинова и В. Забалуева исследователь выявляет своеобразие художественной структуры диптиха, определяющее его рецепцию читателем. Обозначаются разные стратегии интерпретации произведения, акцент автор работы делает на системе мотивов, обеспечивающих художественное единство пьесы. Жанр диптиха, по мнению автора, эксплицирует актуальную для современной литературы проблему границ художественного целого, взаимосвязь условности и жизнеподобия образного мира. Выбранный для изучения феномен и методологический подход к анализу жанра определяют научную новизну исследования, а также его значимость в контексте исследований поэтики современной драмы.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):62-70
62-70
МИФОПОЭТИКА П. КРУСАНОВА: ЛЕГЕНДА ОБ ИСТИННОМ ПРАВИТЕЛЕ В РОМАНЕ «УКУС АНГЕЛА»
Аннотация
Исследование посвящено одной из центральных проблем современного литературоведения - взаимодействию литературы и мифа. В статье ставится задача доказать, что образ главного персонажа в романе петербургского писателя Павла Крусанова «Укус ангела» прорастает из мифа о культурном герое. Анализируются существенные этапы становления главного героя, основным из которых является обряд посвящения, имеющий мифологические корни, а также мотив инцеста, как одной из центральных тем в архаических текстах. В процессе исследования автором было выявлено, что художественное произведение П. Крусанова «Укус ангела» содержит в себе компоненты, указывающие на мифологический характер художественной структуры романа. Изучение мифопоэтики романа «Укус ангела» позволит вписать творчество Крусанова в общий контекст современного художественного мифологизма.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):71-77
71-77
ОБРАЗЫ ТВОРЧЕСКИХ ДВОЙНИКОВ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ В.С. МАКАНИНА «АНДЕГРАУНД,ИЛИ ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Аннотация
Автор рассматривает проблему двойничества в романе В.С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Основное внимание уделяется анализу образов двойников главного героя, являющихся представителями творческих профессий. Выявляется их место в образной системе романа, исследуется роль, которую они играют в раскрытии личности рассказчика, его философии, взглядов на писательское ремесло и творчество в целом.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):78-87
78-87
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И НОВОЕ В ПОЭТИКЕ МОНГОЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
Аннотация
В данной статье речь идет о взаимосвязи монгольской литературы с литературами других народов и о некотором их влиянии. Особое место автор уделяет русской литературе, так как и в силу исторических обстоятельств и вследствие того, что эти литературы были поставлены в условиях единого направления художественно-эстетического развития, монгольская литература ХХ в. имела особую взаимосвязь именно с ней. Автор приводит образцы тех элементов поэтики в монгольской литературе, в частности в поэзии, которые были переняты под влиянием русской классики. Подчеркивается также то, что новые элементы отмечены не только в поэзии, но и в других жанрах, в том числе и в сценическом искусстве. Исследование может представлять большой интерес в области сравнительного литературоведения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):88-92
88-92
«ЭХО ДРУГ ДРУГА»: РОМАН А. ЖАКСЫЛЫКОВА «ПОЮЩИЕ КАМНИ» В ПЕРЕКЛИЧКЕ С «НЕДОНОСКОМ» Е.И. БОРАТЫНСКОГО
Аннотация
В статье рассмотрен факт освоения и переосмысления художественного образа русской литературы - Недоноска - писателем А. Жаксылыковым, автором романа «Поющие камни». По наблюдению Н.В. Павлович, образы в литературе не существуют изолированно; они включены в определенную поэтическую парадигму. В этом аспекте межлитературная перекличка свидетельствует о преемственности эстетических и онтологических принципов в создании Автором художественного целого. Так, протагонист романа «Поющие камни» соотнесен с образом-символом русской литературы, творчески освоенным А.С. Пушкиным и развитым Е.А. Боратынским, - с Недоноском. Интертекстуальный параллелизм, использованный Автором как художественный прием, «наделяет» главного героя рядом дополнительных характеристик, делает его многомерным и «оформленным».
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):93-98
93-98
ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РАДИОРЫНКА
Аннотация
Предлагаемая статья представляет собой краткое аналитическое исследование политических, социально-экономических условий, породивших формирование радиорынка в постсоветской России. Описаны этапы и обстоятельства его постепенного возникновения и структурирования, а также основные игроки этого сегмента бизнеса - новые радиостанции, возникшие в начале 1990-х гг. При этом автор считает главным в процессе формирования радиорынка в стране разгосударствление имевшихся вещательных структур, появление принципиально новых, взявших за основу работу в новом формате и их коммерциализацию. Вместе с тем в статье подчеркивается, что деятельность новых радиостанций - не только бизнес или форма существования в рыночных условиях, но и функция продвижения новых ценностей в массовое сознание и формирования определенной модели действительности, присущей глобальному информационному обществу.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):99-107
99-107
РОССИЙСКОЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ СЕГОДНЯ
Аннотация
Статья посвящена детско-юношескому телевидению России. В своем развитии оно прошло долгий и нелегкий путь, начиная с конца 1930-х гг. С 1970-х годов до середины 1980-х гг. в истории этого телевидения наблюдался расцвет, в большом количестве выходили новые передачи. В эпоху«гласности» (1987) и с переходом на коммерческую основу детско-юношеское телевидение в России переживало глубокий кризис. В 2005 году в его развитии наметился новый этап, возрождение началось с создания российского детского канала «ТелеНяня».
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):108-114
108-114
ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ОТ ЗЕРКАЛА И СЦЕНЫ К ЭКРАНУ ИНТЕРФЕЙСА
Аннотация
Статья посвящена современным тенденциям развития телевидения и журналистики в целом. Показано изменение ее социокультурной роли, а также переход от коммуникации типа «один ко многим» через полилог «многие к многим» к диалогу «один к одному». Современный зритель вовлекается в процесс производства телевизионного продукта, в том числе, и в отношении определения «повестки дня». Наряду со свободой в получении информации аудитория получила и непосредственный доступ к созданию информационного продукта. Благодаря новым технологиям растет скорость получения и обмена данными, а гипертекст постепенно становится базовым форматом журналистского телевизионного контента. Это означает, что и медиа в целом приобретают свойство гипертекстуальности, которое наряду с интерактивностью является отличительным свойством веб-журналистики.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):115-121
115-121
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОЗДАНИИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЕКЛАМНОГО КОНТЕНТА
Аннотация
Рассматриваются новые тенденции в создании телевизионного рекламного контента, выявляются новационные подходы в трансляции рекламного предложения. Должное внимание уделено новому жанру в создании рекламной продукции, анализу изменившейся концепции привлечения медийных персон к участию в рекламе, специфике юмористического рекламного контента. Раскрывается механизм продуцирования, развития и восприятия шутки. Описываются языковые игры, усиливающие комический эффект. На примере образцов телевизионной рекламы демонстрируются возможности новых трендов в усилении коммуникативной привлекательности контента, эффективности восприятия и запоминания рекламного предложения брендов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):122-128
122-128
СВОБОДА СЛОВА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖУРНАЛИСТОВ КАК АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СМИ КАЗАХСТАНА
Аннотация
В статье исследуются проблемы свободы слова и безопасности журналистов в постсоветский период в Республике Казахстан. Конституция республики утверждает свободу действия СМИ, которая необходима для отражения общественных процессов. К сожалению, формально закрепленная законом свобода информации не обеспечена реальными механизмами ее воплощения. Это сказывается на функционировании большого количества средств массовой информации, непосредственно отражается в участившихся нападениях на журналистов, а также в закрытии журналов и вызванных этим новых поправках в Уголовном кодексе РК.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):129-137
129-137
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЫПУСК КАК СПОСОБ ЛОКАЛИЗАЦИИ ЭФИРА СЕТЕВОЙ РАДИОСТАНЦИИ
Аннотация
Рассматривается вопрос функционирования сетевых станций в городе с населением меньше 500 тысяч человек. Среди способов локализации эфира выделяется местный выпуск новостей, анализируются причины и цели его использования региональными вещателями. Особое внимание в статье уделяется тому, какие нарушения форматной стратегии взаимодействия с аудиторией в области информационной политики допускают сетевые радиостанции. Делается вывод о том, какие меры необходимо применять, чтобы свести стилистические несоответствия к минимуму.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):138-146
138-146
«ЦЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА - САМОТДАЧА...» (к юбилею профессора А.С. Карпова)
Аннотация
В статье освещаются основные этапы жизненного и творческого пути известного российского литературоведа и педагога, доктора филологических наук, профессора А.С. Карпова. Перечисляются важнейшие научные достижения ученого, приводится краткий перечень его основных научных трудов. Предпринимается попытка определить значение деятельности почетного профессора Российского университета дружбы народов для новых поколений исследователей и преподавателей русской литературы. Жизненный путь А.С. Карпова, пришедшего в науку на волне общественного подъема конца 1950-х гг., тесно связан с развитием отечественной науки и литературной критики. Этим определяется актуальность и научная ценность статьи.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):147-149
147-149
НАШИ АВТОРЫ
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015;(3):150-152
150-152