Том 28, № 1 (2023)
- Год: 2023
- Статей: 18
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/1648
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-1
Весь выпуск
Литературоведение
Путь к Вию: особенности художественного конфликта
Аннотация
Исследуется символико-религиозный конфликт - человек и Вий - как структурная и содержательная основа целостности повести «Вий». В «парадоксальном негативном реализме» Гоголя «дрязг жизни» изображается в эсхатологической перспективе. Гетерогенность конфликта предопределена гетерогенностью гоголевского видения жизни: за пошлыми отношениями пошлых людей просвечивает невидимый для персонажей бытийственный мир, в котором человека ждет ирреальный противник, не позволяющий уклониться от встречи с собой. Базовой основой конфликта повести становятся низовые явления мироздания, находящиеся на разных стадиях приятия зла. Взаимоотрицание пошлости зла (Хома) и фантастики сверхъестественного зла (Вий) не представляется Гоголю абсолютным, как не кажется невозможным сценарий их движения навстречу друг другу. Анализ конфликта позволяет утверждать, что Гоголь как «пророк и философ православной культуры», по определению В. Зеньковского, заявляет о себе уже в повести 1834 года и «прививкой религиозной темы» русская литература обязана именно этому произведению.
Ф.М. Достоевский и Н.И. Костомаров: генезис образа Смердякова в романе «Братья Карамазовы»
Аннотация
Рассматривается один из эпизодов «Автобиографии» Н.И. Костомарова - обстоятельства убийства его отца в качестве основного источника образа Смердякова в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и его соотнесение с критикой Достоевским идеи «Если Бога нет, то все дозволено!». Доказывается, что Достоевский мог узнать этот эпизод в устной передаче либо лично от Костомарова, либо через общих с ним знакомых. Прослеживается связь через общее тюркское происхождение фамилий Костомаров и Карамазов. Обосновывается, что в «Братьях Карамазовых» Достоевский полемизирует с мнением Костомарова о различиях южнорусской и великорусской семьи, высказанном в статье «Две русские народности».
Phebi claro...: многоуровневая амбивалентность «двуязычной альбы»
Аннотация
Отмечены вехи истории наиболее значимых интерпретирующих транскрипций европейскими лингвистами и медиевистами памятника ранней романской лирики Х века, анонимной песни Phebi claro.., известной под апостериорно навязанным ей названием Alba Bilingue. Внимание к транскрипциям текста в целом и особенно припева, написанного предположительно на окситанском языке, дает возможность увидеть материализованными взгляды их авторов на специфику языка памятника, в частности на приписку словоформ к определенному языку и сфере определенной стилистической окраски (литературная речь vs. разговорная речь). Это в свою очередь позволяет понять, каким виделся каждому из исследователей реконструируемый единый смысл песни. Подчеркивается существование двух вариантов трактовки текст - как продолжения амвросианской аллегорической традиции религиозной поэзии и как предварения светского жанра альбы в любовной лирике трубадуров, проводится их оценка. Отдельно описаны стиховые формы памятника, которым уделяли мало внимания полемизирующие исследователи, и зафиксировано единство приемов эвфонии, что является важным фактом в свете того, что подавляющее большинство исследований обычно представляет латинские куплеты и романский припев в оппозиции, доходя до предположений о поздней вставке припева. Уделено внимание отсутствию единства в лирическом сюжете памятника ввиду того, что интерпретаторы не касаются данного сюжета как очевидно важного слоя текста. Указывается, что все трактовки тем или иным образом нацелены на упрощение, сужение смысла памятника, которое казалось достижимым в результате конъектур. Рассматривается предположение о том, что противоречия на всех уровнях текста могли быть изначально заданы анонимным автором данной песни и языковая, ритмическая, сюжетная и прочая амбивалентность есть ее естественное свойство, не требующее упрощающих однобоких трактовок.
Между даосизмом и конфуцианством: тенденции развития лирической поэзии периода Западная Цзинь
Аннотация
Выдвигается тезис о том, что сосуществование даосизма и конфуцианства на исторической арене династии Западная Цзинь привело литераторов к перемещению в своем творчестве от одного «полюса» к другому, отражению как единства, так и противостояния этих двух направлений философской мысли. Вопреки распространенному мнению, «учение о сокровенном» (сюаньсюэ) не вытеснило конфуцианство с места ведущей идеологии, а сосуществовало с ним. Данный симбиоз привел также к возникновению «двойного амплуа» у литераторов исследуемого периода: в своем творчестве поэт мог выступать то в качестве конфуцианского книжника, то в качестве отшельника, наполняя стихотворение соответствующими мотивами. На примере лирики западноцзиньских авторов рассматриваются основные тенденции в поэзии того времени, прослеживается взаимодействие конфуцианства и даосизма в качестве двух «полюсов» сознания раннесредневековых китайских литераторов. Анализируется социально-политический контекст эпохи, основные идеологические течения в литературе и их воплощение в лирике периода Западная Цзинь (265-316 гг.). Научные новизна и ценность данной работы обусловлены недостаточной изученностью литературы указанного периода не только в отечественной, но и в зарубежной синологии.
Культура еды в романах Унии Кемпаду «Все достойные животные» и «Бакстон Спайс»
Аннотация
Роль культуры питания в формировании коллективной идентичности остается незаменимой, учитывая, что она является результатом последовательной и длительной практики соответствующего населения. В конкретном случае постколониальной литературы культурные маркеры, такие как еда, одежда, ритуалы и т. д., выступают в качестве мощных инструментов социокультурной репрезентации. В книгах «Все достойные животные» (2013) и «Бакстон Спайс» (1998) Уния Кемпаду позиционирует персонажей как воплощение различных уровней ассоциации с традиционными кулинарными практиками, тем самым демонстрируя их различное чувство культурной укорененности на фоне мультикультурной среды, в которой разворачивается действие. Цель исследования - извлечь из романов примеры, показывающие влияние культуры питания на создание общей памяти, возвращая внимание к общей истории персонажей. Выявлено, что, несмотря на кажущуюся обыденность, еда играет ключевую роль в совместном путешествии персонажей от неуверенности в себе к самопринятию. Изучено влияние культуры еды на формирование склонности к своим этническим корням. Рассмотрен вопрос развития чувства культурной, семейной и индивидуальной идентичности в сфере кулинарной практики.
Малайский фольклорный жанр пантун: традиции и современность
Аннотация
Проанализированы и систематизированы особенности пантуна, как традиционные для данного малайского фольклорного жанра и обусловленные его историческим развитием, так и уникальные, присущие отдельным пантунам, а также выявлены причины актуальности этого жанра в малазийской культуре. Применялись сравнительно-типологический, описательно-функциональный и культурно-исторический методы исследования. Систематизированы основные особенности пантуна как традиционного жанра малайской поэзии. Логичность, краткость и наличие рифмы обозначены в качестве основных структурных особенностей, обусловленных историческим развитием пантуна. Данные черты определяют во многом содержательные - символичность, аллегоричность и тематичность, а также фонетические особенности пантуна. Рассмотренные особенности пантунов, отвечающие определенным национальным характеристикам малайцев, можно считать основанием для сохранения популярности жанра. Классический народный пантун представляет собой миниатюрную поэтическую форму, для которой характерны строгие правила оформления. Нарушения традиционных правил в отдельных пантунах носят скорее исключительный характер и подчинены содержательному компоненту. Являясь неотъемлемой частью культуры народа, пантуны претерпевают некоторые изменения в тематическом аспекте, в частности отражают реалии современной действительности, но данные изменения не выходят за границы традиций жанра.
Путь дискурсивного познания древнекитайского трактата «Дао дэ цзин» в России
Аннотация
Исследуется проблема распространения и влиятельной силы древнекитайского философского трактата Лао-цзы «Дао дэ цзин» в России. Научная ценность определена глубоким интересом русских синологов к древнекитайскому литературному шедевру. Представлена предопределенность познания емкости философского дискурса трактата и образности языка текста как классического произведения мировой литературы, статус которого подтверждается количеством переводов, уступающим лишь Библии. Выделены основные этапы взаимодействия лингвокультур на примере истории переводов древнекитайского трактата «Дао дэ цзин» на русский язык, указаны причины депрессии и бума переводческой деятельности в связи с определенным историческим периодом, аргументирована значимость и актуальность дискурсивного познания философии Лао-цзы в России. Посредством выявленных векторов изучения в современной русской синологии представлена позитивная тенденция увеличения числа научных исследований книги «Дао дэ цзин» в России. Описаны и систематизированы типы и особенности переводов «Дао дэ цзин» на русский язык. Анализируются существенные отличия разнообразных переводов. Отмечается открытость философского дискурса книги «Дао дэ цзин» и значимость академических и популяризаторских переводческих версий для дискурсивного познания русским читателем древнекитайского философского текста в социокультурном контексте. Утверждается репрезентация глубокого познания дискурсивных смыслов традиционной китайской культуры в многочисленных исследованиях «Дао дэ цзин» русскими синологами, в результате чего был создан оригинальный путь переводов этого древнекитайского философского трактата на русский язык.
Общий сюжет в литературе и живописи: художественный мир стихотворения Бахыта Кенжеева «Охотники на снегу» и одноименной картины Питера Брейгеля Старшего
Аннотация
Cоотносится и истолковывается один и тот же сюжет в разных видах искусства - живописи и литературы. Такое сближение обосновано интермедиальной отсылкой, которую задает стихотворение Бахыта Кенжеева «Охотники на снегу» к картине Питера Брейгеля Старшего. В этом случае язык живописи и поэзии организован по-разному: картина открывает сферу непосредственного созерцания, а мир стихотворения постепенно разворачивается в воображении читателя. Образы на картине статичны, а образы литературного произведения, как замечает Р. Ингарден, открываются в определенной последовательности. Авторы приходят к выводу, что образы дома и леса - ключевое отличие между образной системой картины и текста: на картине дом и лес показываются только снаружи, а в тексте даны изнутри. Зримые на картине Брейгеля и воображаемые при чтении текста Кенжеева образы не совпадают, поскольку лирический герой стихотворения то принадлежит картине (является одним из охотников), то занимает позицию наблюдателя, зрителя. Перевод одного и того же сюжета на язык живописи и на язык поэзии возможен, но смена формата зримости влечет за собой изменения смысловые.
Журналистика
Развитие журналистики в Республике Конго: проблемы и перспективы
Аннотация
Современное состояние журналистики Республики Конго вызывает особый исследовательский интерес в связи со сложной международной военно-политической ситуацией в контексте гибридных угроз. Цель исследования - выявить актуальные проблемы и перспективы развития журналистики Республики Конго. Изучены предпосылки становления конголезской журналистики, дана характеристика медиасистемы Республики Конго, анализируется система военных источников информации, в том числе журналов Министерства обороны «Армия и нация» (Armée et nation) и «FAC инфо» (FAC infos). Выдвигается общий тезис о том, что для понимания особенностей журналистики указанного государства огромное значение имеют исторические предпосылки. Республика Конго пережила непростую историю, даже после обретения независимости ей пришлось столкнуться с суровыми испытаниями: политическими кризисами и гражданскими войнами. Таким образом, ее медиасистема складывалась в сложных экономических и политических условиях. Важную роль в судьбе страны играли Конголезские Вооруженные силы (КВС), являющиеся гарантом политической стабильности и национальной безопасности, что актуализирует информационную составляющую в работе армии Конго. Подчеркивается значение внутренних факторов, воздействующих на медиасистему: национальных, языковых, культурных. На развитие журналистики Конго влияют уровень жизни населения, привычки потребления информационного продукта, а также включенность медиасистемы Конго в медиапространство Африканского континента.
Репрезентация России и США в глобальном информационном онлайн-пространстве и на российских и американских ресурсах
Аннотация
Впервые рассматривается количественная репрезентация России и США в 2021 г.: на корпусе текстов мониторинговой системы Factiva, насчитывающем свыше 106 миллионов публикаций, размещенных на более чем 23 тысячах онлайн-ресурсов на 26 языках; на подкорпусе российских СМИ на русском языке (свыше 1000 онлайн-ресурсов); на подкорпусе американских СМИ на английском языке (свыше 5000 онлайн-ресурсов). Обнаружено, что в текстах на 26 языках чаще всего встречались публикации с упоминанием России, публикации с упоминанием США на втором месте. С точки зрения теории повестки дня (М. Маккомбс, Д. Шоу) данный факт трактуется как проявление более высокой значимости России для мировой прессы, чем США. В подкорпусе российских русскоязычных текстов данная тенденция сохранилась. В подкорпусе американских англоязычных текстов на первом месте оказались США, Россия заняла 13 место, что указывает на ее сравнительно невысокую значимость для американской прессы. Установлены тематические направления, которые чаще всего связывались с Россией и США. Factiva в значительной степени ориентирована на экономическую информацию, и потому совокупно на 26 языках чаще всего в ней встречались такие темы, как профили компаний, корпоративные и отраслевые новости. Далее следуют материалы о внутренней политике стран. Аналогичные тенденции наблюдаются и в анализируемых подкорпусах текстов из российских и американских ресурсов. Есть асимметричность в тематике материалов с упоминанием России и США. В российских источниках на русском языке Россия чаще упоминается в контексте материалов экономического содержания, а США чаще связываются с международной политикой. В американских источниках на английском языке упоминание США чаще встречается в экономическом контексте, Россия же фигурирует в материалах, связанных с научно-техническими разработками, а также с внутренней и внешней политикой.
Анализ культурных программ иракских спутниковых телеканалов
Аннотация
Рассматриваются тренды иракского телевидения после 2011 года, когда национальное вещание вышло на новый уровень. В этот период стали развиваться и популяризироваться культурные программы, имеющие своей задачей стабилизацию общественного настроения и морального оздоровления. Цель исследования - выявление особенностей культурных программ иракского спутникового канала с учетом социально-исторического фона. Дан общий анализ современного иракского телевидения, которое сформировалось после окончания затяжного военного конфликта с США. Выдвигается общий тезис о том, что напряженная военно-политическая обстановка в Ираке закономерным образом нашла отражение в эфирной сетке телевизионных каналов страны, где объем культурного компонента чрезвычайно мал. В условиях, когда страна переживает послевоенные годы, очень важна стабилизация общественного настроения, и культурные программы могут сыграть важную роль в этом аспекте. Современное спутниковое иракское телевидение находится на этапе становления и развития, что связано с внешними социальными и политическими факторами. Исследование вносит вклад в развитие научно-методологической и теоретической базы для дальнейшего изучения иракских медиа.
Конспирология как ARG: медийно-игровая сущность QAnon
Аннотация
Приводятся результаты сравнительного анализа функциональных особенностей теории QAnon и концептуальных признаков ARG (игры в альтернативной реальности). Признаки ARG обозначены и представлены как элементы эталонной игровой модели, базы для сравнения. Обнаружено, что конспирологическая теория QAnon, история возникновения и особенности развития которой прослежены авторами, имеет синтетическую природу: присутствуют элементы ARG, но в измененном виде, трансформирующем роли разработчиков и участников. Визуализирована квестовая структура QAnon, описан игровой процесс, построенный на переживании состояния апофении - болезненном поиске связи между случайными явлениями или событиями. Выявлена схожесть QAnon с религией и одновременно политической идеологией, опирающейся на механику игры, что объясняет ее взрывную популярность. Актуальность темы обусловлена стабильным ростом количества конспирологических теорий и их последователей с начала пандемии Covid-19 на фоне недоверия аудитории к средствам массовой информации. Показано, каким образом QAnon, не будучи по своей сути игрой в альтернативной реальности, но применяя игровые технологии и эсхатологические нарративы о Великой скорби и Судном дне, достигает высокой эффективности по формированию общественного мнения.
Литературоведческие исследования политической карикатуры: количественный анализ публикаций, индексируемых в Scopus
Аннотация
Рассматривается академическая литература прошлого и настоящего по изучению карикатур (прежде всего, редакционных и политических), отражающая функциональный кризис жанра, связанный с развитием медиапространства и новыми вызовами. Показаны некоторые из основных тенденций, таксономий и подходов к исследованию политической карикатуры на сегодняшний день. Выделены слабые и сильные стороны в данной области, а также аспекты, которые недостаточно развиты или еще предстоит изучить. Проанализированы статьи на английском языке, опубликованные в период с 2017 по 2022 год, чтобы дать представление о текущем состоянии вопроса в различных областях. Корпус собран путем поиска публикаций в международной базе данных Scopus. Каждая статья классифицирована на основе даты публикации, места происхождения, предмета исследования и частоты цитирования. Используемый количественный подход позволил отследить прогресс в области изучения карикатуры за определенный период времени. Шесть различных аспектов, имеющих отношение к исследованиям в области политических карикатур, предлагаются в рамках целостного подхода, хотя эта классификация не является всеобъемлющей и имеет существенное дублирование. Обнаружено, что изучение политических карикатур за исследуемый период было более обширным, чем редакционных. Обозначены перспективы дальнейших исследований в этой области.
Корпоративные тренинги по развитию навыков медиаграмотности в социальных сетях: персонализированный подход
Аннотация
Сегодня социальные сети могут выступать эффективным инструментом в области бизнеса для привлечения новых клиентов, получения от них обратной связи, формирования лояльности и увеличения доли рынка. Однако, что происходит, когда их использование приводит к обратному эффекту? Самая важная проблема заключается в том, что информация, которая раньше носила исключительно частный характер, теперь находясь на расстоянии одного клика, может стать общедоступной во всем мире. Сотрудники имеют непосредственную аффилиацию со своими работодателями в социальных сетях, поэтому в результате публикации ими спорного заявления в Сети, компании может быть нанесен непоправимый репутационный ущерб. Следовательно, работники компании должны получить базовые навыки медиаграмотности в социальных сетях, чтобы уметь правильно коммуницировать, осознавая весь груз своей ответственности. Единственными поставщиками такого образовательного контента для департаментов обучения и развития персонала (L&D) являются авторитетные представители медиаиндустрии, которые могут внести положительные изменения в то, как компании обучают сотрудников. Согласно исследованию LinkedIn, повышение квалификации и переквалификация персонала стала важной задачей стратегического развития многих корпораций. Универсальный подход к обучению уже неэффективен. Поэтому даже подход к развитию навыков медиаграмотности в социальных сетях должен быть персонализированным. Исследование нацелено на определение: 1) современного понимания навыков медиаграмотности в социальных сетях с точки зрения бизнеса; 2) характеристик среды персонализированного обучения, влияющих на результаты обучения; 3) существующих инструментов персонализированного обучения (PL). В работе использовался теоретический анализ современных эмпирических исследований, связанных с внедрением PL в корпоративное обучение в период с 2018 по 2022 годы.
VR-сторителинг в брендинге территории: гибридные 4D-трансформации
Аннотация
Во времена COVID-19 для брендинга территорий появляются новые вызовы цифровизации, в частности виртуальная реальность (VR). В брендинге территории VR-сторителлинг находится в процессе становления. Изучение иммерсивных VR-историй, сценариев и сообщений, особенно реализованных с помощью технологий более сложной гибридной иммерсивности (4D), весьма востребовано в геобрендинге. Переход от 2D и 3D к гибридным мультисенсорным VR-технологиям 4D фиксирует не только технологические трансформации в геобрендинге, но и провоцирует новые исследовательские проблемы. Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования VR-сторителлинга в геобрендинге с использованием новейших гибридных мультисенсорных технологических подходов 4D на примере Швейцарии. В Швейцарии VR-проекты в геобрендинге активно развиваются в последние годы, но VR-сторителлинг прежде не изучался. Сравнение параметров ста VR-историй брендов (2016-2022) показало, что требуется создание особых параметров VR для геобрендинга. Доказано, что наиболее эффективной является гибридная история бренда. С точки зрения теории, данная работа открывает особую исследовательскую область, соединяя теоретические и эмпирические идеи брендинга территории, VR-сторителлинга и цифровых медиа, технической и социальной коммуникации.
Расшифровка мифа о роскоши в рекламе косметических средств растительного происхождения
Аннотация
Образы прекрасного (женского/мужского/детского) в средствах массовой информации регулярно разрабатывают шаблонную типологическую концепцию красоты. В Индии в современную эпоху сформировалось довольно много мифов относительно женской красоты, множится реклама косметических натуральных средств, изображающих регрессивные женские образы для продвижения продукции. Цель исследования - рассмотреть фундаментальные особенности мифов красоты в рекламе косметических растительных средств в Индии. Имеет место глубоко укоренившаяся андроцентрическая догма, которая изображает и объективирует определенный пол. СМИ настойчиво распространяют искаженное представление о красоте. На рынке существует множество продуктов, которые обещают полностью изменить внешность, что не всегда соответствует действительности: установлено, что рекламные нарративы косметических растительных продуктов создают иллюзию. Для понимания мифологии и атрибутики вводящей в заблуждение информации медиаконтента применялась теорию мифологизации Ролана Барта. Наряду с семиологией в изображении мифа о красоте изучено восприятие потребителей. Существует огромный разрыв между женщинами в реальности и репрезентативными женщинами в СМИ. Таким образом, необходимо сбалансированное восприятие воспринимаемых образов, представленных или созданных средствами массовой информации.
РЕЦЕНЗИИ
Борис Акунин*, литературовед и педагог. Рецензия на книгу: Акунин Б. Русский в Англии: самоучитель по беллетристке. М.: Альпина Паблишерс, 2022. 376 с., ил.
Аннотация
* Борис Акунин (Чхартишвили Григорий Шалвович) признан в РФ иностранным агентом и внесен Росфинмониторингом в реестр лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
.