Том 24, № 4 (2019)
- Год: 2019
- Статей: 21
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/1298
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-4
Весь выпуск
Литературоведение
Структура автобиографического повествования в романной трилогии Н. Абгарян «Манюня»
Аннотация
В статье на материале трилогии Н. Абгарян «Манюня» рассматривается повествовательная структура современного автобиографического романа. Отмечается, что автобиографический жанр в целом сохраняет постоянные признаки. К ним относятся приемы создания хронотопа, воплощения образа героя, прототипом которого является сам автор. Но трансформация жанра проявляется в изменении самой структуры повествования, в которое встраивается имплицитный диалог с читателем. Показывается, что роман отличается повествовательными экспериментами: нарратор может находиться над миром героев и вне его. Специфику повествования также обусловливает и иронический модус в романной трилогии. Доказывается, что авторская ирония не ставит целью осмеяние описываемых событий. Она относится к языковой игре, которая активно вовлекает читателя в игру смыслами и контекстами, заданными автором. Подобный стиль повествования играет большую роль в читательской перцепции и обусловливает инновационность автобиографического нарратива.
Из Кызыла в Париж: геопоэтика современного психологического романа («Дождь в Париже» Р. Сенчина)
Аннотация
Статья посвящена обсуждению современного литературного материала - романа Р. Сенчина «Дождь в Париже» (2018) как явления реалистической прозы. Рассмотрены черты «романа о поколении», разнообразная геопоэтика произведения, его региональные дискурсы, соединяющие далекие пространственные и социоисторические планы - от города Кызыла в Туве до близкого к границе с Украиной воронежского Боброва, Эстонии и Парижа, дни пребывания в котором сопряжены для центрального персонажа с процессом мучительного самоосмысления и переоценки ценностей. Прослежена связь геопоэтики с изображением сознания центрального персонажа и смены исторических эпох. В поле художественного зрения автора романа попадают тектонические сдвиги 1980-2010-х гг. как в пространстве личных судеб 40-летнего «героя времени» и его сверстников, так и в сфере общественной жизни.
Интертексты рассказа Николая Веревочкина «Нарисуй мне золото е сердце»
Аннотация
В статье сделана попытка рассмотреть рассказ Николая Веревочкина «Нарисуй мне золотое сердце» как литературную сказку с целью выявить интертекстуальные связи этого произведения с «Маленьким принцем» Антуана де Сент-Экзюпери, «Синей звездой» А.И. Куприна, «Старухой Изергиль» М. Горького. Основное внимание уделено анализу и интерпретации функций отсылок и аллюзий, заимствований и других форм интертекста. По мнению авторов статьи, сказка «Нарисуй мне золотое сердце» создана в постмодернистской манере, рассказчик по принципу матрешки создает иной мир, в котором живут его герои и сам рассказчик, свободно перемещающийся в пространстве и времени. В статье также рассмотрены точки соприкосновения сказки Н. Веревочкина со сказками Г.Х. Андерсена, А.И. Куприна, М. Горького для того, чтобы определить общее в назначении произведений этих писателей.
Роман А. Жаксылыкова «Поющие камни» в русле теории литературного домена
Аннотация
Авторы статьи полагают, что символические системы, к которым относится язык, формируют определенным образом структурированные базы данных - домены, развивающиеся по специфическим правилам и влияющие на культуру того или иного языкового сообщества. Согласно гипотезе представленного в статье исследования, русскоязычная художественная литература - особый домен культуры, порожденный этногенетическим (в данном случае казахским) и каноническим (русским) полями литературы. Обнаружено, что на перекрестках культур - и литератур - формируется новое эстетическое явление, которое современному литературоведению еще предстоит описать. В основные задачи исследования входил интерпретационный анализ текста методом герменевтического комментария, элиминирования лингвокультурных лакун, комплексного поэтического анализа. Материалом исследования послужил первый роман пенталогии А. Жаксылыкова «Сны окаянных» - «Поющие камни». Авторы приходят к выводу, что современная российская литература тяготеет не столько к русскому (в строгом смысле этого термина) языковому полю, сколько к полю русофонному, или транслингвальному, если воспользоваться термином профессора Стивена Келлмана.
Мифологема «Дом» в художественном дискурсе татарской и чувашской литератур
Аннотация
Сравнительно-сопоставительное изучение культур народов Поволжья приводит исследователей к выводам, характеризующим многовековое взаимодействие народов, в результате которого образовались уникальные художественные системы татарского и чувашского народов. В статье рассматривается функционирование мифологемы «Дом» в чувашской и татарской литературах и определяется ее основополагающее значение как в классических, так и в современных произведениях (конец XX - начало XXI в.). Авторами анализируются поэтические смыслы (мотивы памяти, счастья, веры, быта и др.) и выявляются наиболее частотные значения, объединяющие в своем понимании представления о Доме (родная речь, символ защищенности, богатства, красоты и умиротворения) в чувашской и татарской культурах. Мифологема «Дом» в татарской и чувашской литературах связана с проблематикой произведений и отражает особенности ментальности народов.
Ценностный архетип «Дом» в автобиографической трилогии И. Шухова «Пресновские страницы»
Аннотация
Статья посвящена реконструкции архетипа «Дом» на материале биографической трилогии И. Шухова «Пресновские страницы». Авторы приходят к выводу, что архетипы могут быть тождественны аксиологическим единицам, так как транслируют сведения о ценностных установках того или иного сообщества. Трилогию «Пресновские страницы» отличает мнемонический нарратив, которому характерна особая акцентуация смыслов. Авторы применяют сравнительный анализ и герменевтический комментарий, делая вывод о том, что архетип «Дом» является ключевым для творчества Шухова.
Внутрилитературный синтез как жанрообразующий фактор в повести С. Георгиевской «Любовь и кибернетика»
Аннотация
Статья посвящена анализу стилеобразующей роли явлений внутрилитературного синтеза в повести С. Георгиевской «Любовь и кибернетика». Показано, как в результате синтеза в повести органически слились прозаическая оболочка, с одной стороны, и содержание, развертываемое по принципам лирической поэзии, с другой. Лиризации прозы С. Георгиевской способствует обращение автора к возможностям художественного синтеза. Поэтический мир С. Георгиевской характеризуется своеобразной взаимопроницаемостью разных жанровых структур, в ряду которых одно из существенных мест принадлежит сказочной модальности. Обращение к жанровому канону сказки вскрывает мифопоэтические основы ее поэтического мышления, восприимчивость к архетипическим образам-символам. Отмечается, что в повести просматриваются черты драматического рода литературы: акцент делается прежде всего на действии, внешнем и внутреннедуховном, и отсюда - некая сценарность происходящего. По результатам анализа делается вывод об удачном и весьма продуктивном использовании С. Георгиевской возможности внутрилитературного синтеза, о чем свидетельствует весь ассоциативный строй повести, ее композиция, система персонажей, совокупность мотивов и тем.
«Кашмирские стихи» Кудси Машхади (1582-1646): проблема жанровой принадлежности
Аннотация
В персоязычной поэзии постклассического периода (XVI-XVII вв.) можно встретить значительное число сравнительно мало изученных произведений, посвященных Кашмиру, - региону, расположенному на северо-западе полуострова Индостан. На настоящий момент в иранистике не существует единого мнения относительно жанровой природы «кашмирских стихов», что и привело к подробному рассмотрению проблемы. В статье предпринята попытка выявить жанровую принадлежность стихов о Кашмире, написанных выдающимся персидским поэтом Кудси Машхади, творчество которого никогда не становилось объектом исследования отечественной иранистики. В результате анализа основных мотивов и топосов «кашмирских стихов» Кудси было установлено, что они относятся к дескриптивной поэзии, при этом дескриптивные мотивы могут быть помещены в контекст восхваления или жалоб. В качестве генетической основы таких произведений выступают главным образом мотивы дескриптивной, панегирической и календарной поэзии. Также можно утверждать, что с точки зрения генезиса «кашмирские стихи» Кудси не восходят к жанру «шахрашуб» . Наличие в «кашмирских стихах» Кудси и произведениях, относящихся к жанру «шахрашуб» , сходных мотивов свидетельствует о переносе последних из жанра в жанр - в данном случае из жанра «шахрашуб» в жанр описания ( васф ) или с объекта на объект (с описания города на описание края и наоборот), что демонстрирует прием транспозиции ( накл ) и отражает стандартные трансформации мотивов в рамках канонического типа творчества. Кроме того, проведенный анализ показал, что термин «буколический» явно не соответствует жанровой природе «кашмирских стихов» Кудси. Исследование генезиса и эволюции «кашмирских стихов» призвано способствовать реконструкции процесса формирования персоязычной пейзажной лирики XIX в.
Компаративистика
Образ дракона в поэзии Н. Гумилева: китайский подтекст
Аннотация
В статье рассмотрен образа дракона в поэзии Н. Гумилева. Новым в работе является выдвижение гипотезы об интертекстуальности поэм Н. Гумилева «Поэма начала» и А. Толстого «Дракон». Обоснован китайский подтекст образа дракона в поэзии Н. Гумилева. Актуальность темы обусловлена развитием изучения взаимного восприятия русской и китайской культур в пространстве поэтического текста. Вопрос о рецепции образа Китая в поэзии Серебряного века изучен все еще недостаточно. Настоящая статья ставит перед собой следующие задачи: проследить некоторые глубинные связи поэта с китайской традицией; изучить на конкретных примерах «китайской темы» в поэзии Н. Гумилева образ дракона; сопоставить восприятие образа дракона в культуре России и Китая. Рассмотрение в поэзии Н. Гумилева семантики художественного образа дракона, выявление обращения поэта к китайской мифологии и иероглифической письменности, обоснование взаимосвязи образа дракона в произведениях Н. Гумилева и А. Толстого стали результатами предлагаемой статьи. Рассуждения и выводы автора основываются на критических исследованиях, сопоставлении двух культур. Анализ поэтических произведений Н. Гумилева проведен в семантическом аспекте с применением метода текстовых параллелей. Исследование образа дракона в поэзии Н. Гумилева позволяет с еще одной стороны приблизиться к миропониманию культуры Серебряного века.
Китайская современная поэзия и русская поэзия модернизма и постмодернизма: влияние и аналогии
Аннотация
В последние 30 лет в китайской поэзии главенствуют три направления: «Туманные стихи», «Творчество интеллигенции» и «Народное творчество». На творчество китайских поэтов в числе прочих оказали немалое влияние русские поэты разных эпох. Источником вдохновения для «туманных» поэтов являются русские лирические поэты, воспевавшие свободу, любовь, отношение к природе. Поэтам-интеллигентам близки русские поэты Серебряного века: А. Ахматова, А. Блок, Б. Пастернак, М. Цветаева. В своих стихах они часто напрямую обращаются к ним.«Народные» поэты создают обширное и пестрое поле постмодернистских поэтических текстов, что созвучно и русским поэтам постмодернизма. В первой части статьи рассматривается новейшая русская поэзия, в частности поэзия периода «второго авангарда», в сопоставлении с китайской новейшей поэзией, на пару десятилетий «сдвинутой по времени», однако пережившей схожие процессы становления, диалога с обществом (порой провокационного), с мировой поэзией, процессы саморефлексии, экспериментального поиска. Во второй части рассмотрены аспекты влияния русских поэтов различных эпох на китайскую поэзию, проблемы перспектив развития современной китайской поэзии.
Киев как художественный топоним в «Слове о полку Игореве» и переводах на китайский язык
Аннотация
В статье исследуется топоним «Киев» как универсальный центр пространственновременной организации «Слова о полку Игореве». Стольный град Древней Руси называется в 10 эпизодах, в каждом из которых он предстает в символическом воплощении определенного политического лозунга или поэтической гиперболы. В процессе исследования анализируется и сопоставляется образ Киева, отображенный в оригинальном тексте «Слова», его переводах на китайский язык и комментариях к ним переводчиков Вэй Хуанну и Ли Сииня, которые открыли китайским филологам и широкому кругу читателей художественную ценность древнерусского шедевра.
Журналистика
«News»: cоветский журнал, пропавший без вести на идеологическом фронте
Аннотация
Статья посвящена журналу «News» («Новости»), который по решению И.В. Сталина начал выходить в СССР на английском языке в 1951 г. и распространялся в 80 странах мира. Актуальность работы обусловлена тем, что этот журнал, игравший заметную роль в советской внешнеполитической пропаганде, в настоящее время не известен даже узким специалистам и не фигурирует ни в одном из научных исследований. Изучение технологий информационных войн имеет важное значение при анализе их методов в период становления. Особое значение приобретают исследования малоизвестных органов советской внешнеполитической пропаганды, одним из которых и является журнал «News». Он был закрыт секретным постановлением Президиума ЦК КПСС в конце 1956 г. как «издание, исчерпавшее свои задачи». Источниками исследования являются оригинальные экземпляры «News» на английском языке и архивные документы ЦК КПСС, МИД, СССР, Совета министров СССР, рассекреченные после 1991 г., многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Работ по исследованию истории советского англоязычного журнала «News» не существует. Это связано с тем, что в Советском Союзе история иноязычных СМИ, направленных на зарубежную аудиторию, по ряду причин практически не изучалась, и реальная информация о них была засекречена. Доступ к архивным документам, которые могли пролить свет на специфику этих СМИ, появился только в конце 1990-х гг.
Особенности освещения российскими и украинскими СМИ экологической катастрофы в Армянске
Аннотация
Во время катастроф и стихийных бедствий остро ощущается потребность в достоверной информации, которая своевременно и полно раскроет сущность угрозы, снимет напряженность и мобилизует общество для выживания в трудных условиях. Средства массовой информации в этих условиях призваны играть важную роль, основная их цель - снизить уровень неопределенности. Однако в экстремальных ситуациях медиа нередко становятся источниками ложной, необъективной информации, подаваемой несвоевременно. Как следствие, нарастает поток слухов и ложных предположений, что способствует распространению паники и утрате доверия к СМИ. Анализ работы медиа по освещению экологической катастрофы, произошедшей в августе 2018 года в крымском городе Армянске, позволит выявить недостатки и трудности в работе СМИ, наметить эффективную стратегию информационного сопровождения трагических событий.
Социум и люди с аутистическими расстройствами: анализ дескрипторов сообщений в социальных сетях
Аннотация
На основании дескрипторов сообщений в социальных медиа, опубликованных в цифровом медиапространстве, авторы исследуют процесс гуманизации общества в отношении людей с расстройствами аутистического спектра и его взаимосвязь с рецепцией проблем данной категории населения обществом. Выявляется взаимосвязь контента сообщений в социальных медиа, а также инструментов данного типа медиа и общей степени гуманизации общества как на социальном, так и политическом уровнях. Отмечаются типологических особенности такого инструмента социальных медиа, как хештег, при освещении проблематики людей с расстройствами аутистического спектра, а также воздействие этих особенностей на рецепцию сообщений по данной тематике как отечественными, так и англоязычными пользователями.
Три лика Трикстера в современной политике: Дональд Трамп, Алексей Навальный и Джулиан Ассанж
Аннотация
Актуальность представленной статьи обусловлена многократно возросшим в условиях политики постправды интересом акторов политической коммуникации к архетипическому образу Трикстера. Автор статьи последовательно показывает преимущества и возможности политиков-Трикстеров в условиях цифровой культуры и информационного общества, когда происходит повсеместная медиатизация политики. Цель исследования - проанализировать разные варианты использования образа Трикстера в политической коммуникации в России и мире на примерах трех часто встречающихся в новостной повестке 2010-2018 гг. политических фигур: Дональда Трампа, Алексея Навального и Джулиана Ассанжа. В исследовании автор использует материалы социальных медиа, в которых ведут политическую коммуникацию указанные акторы, журналистский контент и материалы СМИ, интервью для изданий. Автор статьи приходит к выводу, что Трикстер в современной медиасреде обладает куда большим коммуникационным потенциалом, чем более традиционные архетипы Героя и Мудрого Правителя. Подчеркивается, что неоднозначность трактовки образа Трикстера, хотя и осложняет применение этого образа политическими акторами, может стать одним из факторов, благодаря которым деятель добивается успеха в политической борьбе. На материалах политической коммуникации продемонстрированы три варианта обращения к образу Трикстера: классический Трикстер (Шут, Дурак), Трикстер как Герой (Робин Гуд) и Трикстер как Шаман (Крысолов и Мессия).
Киберпротест: новые медиа и новое социальное движение в Индонезии
Аннотация
Статья посвящена феномену киберпротеста в новых медиа Индонезии. Авторами предпринята попытка объяснить, каким образом удалось отклонить инициированный правительством Индонезии крупнейший проект, регулирующий музыкальное законодательство (RNTL RUUP - национальная коалиция за отклонение проекта). Законопроект о современной музыке, по мнению цифровых активистов, мог угрожать свободе в выражении музыкальных взглядов. С помощью социальных сетей, веб-сайтов и онлайнпетиций (#TolakRUUPermusikan и #BersamaBatalkanRUUPermusikan) было организовано эффективное движение протеста. Проект был отклонен.
Рецензии. Обзоры
В кругу учеников и единомышленников: к 90-летию Л.А. Колобаевой: рецензия на коллективную монографию «От Чехова до Бродского: эстетические и философские аспекты русской литературы ХХ века» / под ред. Г.В. 3ыковой, С.И. Кормилова; сост. Е.А. Коршунова. М.: Изд-во Московского университета, 2019. 240 с.
Аннотация
В рецензии отражен основной круг проблем, сформулированных и решенных авторским коллективом в монографии «От Чехова до Бродского: эстетические и философские аспекты русской литературы ХХ века». Подчеркивается значимость научного труда, оригинальность и аргументированность позиции авторов, ценность материалов, использованных в научном исследовании впервые.
Человек замечательный: к юбилею профессора В.М. Березина
Аннотация
Cтатья посвящена 80-летию со дня рождения доктора филологических наук, заслуженного работника культуры РФ, профессора В.М. Березина (1939-2016). Двадцать лет своей жизни он отдал подготовке журналистских кадров в РУДН. Валерий Матвеевич является одним из организаторов издательства РУДН. Он был главным редактором журнала «Российский университет дружбы народов», который выходил на русском и английском языках. Также В.М. Березин - автор первого в нашей стране учебника по фотожурналистике.
Куда нас ведет концептуализация изменений в journalism studies?
Аннотация
Статья представляет собой критический обзор материалов специального выпуска журнала Journalism , посвященного академическим исследованиям в сфере journalism studies , среди авторов спецвыпуска ученые Дании, Великобритании, Австралии, Канады и других стран.
О первом переводе романа Саши Соколова «Между собакой и волком» на английский язык
Аннотация
Статья посвящена обзору основных проблем и путей их преодоления, изложенных переводчиком Александром Богуславским в первом англоязычном издании романа: “Between Dog and Wolf”. Columbia University Press, 2016. 296 p. (Russian Library).
Хроника
«Маяк» (1964-2019) в истории и современности: фрагменты хроники VII Ружнико вских чтений
Аннотация
26 сентября 2019 года на факультете журналистики МГУ прошли VII Ружниковские чтения - ежегодный научный круглый стол, инициированный в 2013 году доцентом кафедры телевидения и радиовещания О.В. Тихоновой в память о профессоре В.Н. Ружникове, известном теоретике и историке отечественной радиожурналистики, авторе многих научных публикаций. Среди его книг - «Советское радиовещание: страницы истории» (1976, совместно с П.С. Гуревичем), «Так начиналось. Историко-теоретический очерк советского радиовещания. 1917-1928 гг.» (1987) и др. Его ученики и воспитанники успешно работают на многих радиостанциях, в вузах и научно-исследовательских институтах России, ряда стран ближнего и дальнего зарубежья. По материалам заседаний Ружниковских чтений в свет вышли такие издания, как «“Радио - любовь моя…”: сборник научных статей и воспоминаний в память о профессоре В.Н. Ружникове» (2014), «Радио в годы Великой Отечественной войны: сборник научных статей. В честь 70-летия Победы» (2015), «Радио: начало истории. К 120-летию» (2017). Авторы теоретических работ - исследователи факультета журналистики МГУ, ученые профильных подразделений и факультетов государственных университетов Санкт-Петербурга, Воронежа, Казани, Еревана.