Том 24, № 4 (2019)

Литературоведение

Структура автобиографического повествования в романной трилогии Н. Абгарян «Манюня»

Кихней Л.Г., Осипова О.И.

Аннотация

В статье на материале трилогии Н. Абгарян «Манюня» рассматривается повествовательная структура современного автобиографического романа. Отмечается, что автобиографический жанр в целом сохраняет постоянные признаки. К ним относятся приемы создания хронотопа, воплощения образа героя, прототипом которого является сам автор. Но трансформация жанра проявляется в изменении самой структуры повествования, в которое встраивается имплицитный диалог с читателем. Показывается, что роман отличается повествовательными экспериментами: нарратор может находиться над миром героев и вне его. Специфику повествования также обусловливает и иронический модус в романной трилогии. Доказывается, что авторская ирония не ставит целью осмеяние описываемых событий. Она относится к языковой игре, которая активно вовлекает читателя в игру смыслами и контекстами, заданными автором. Подобный стиль повествования играет большую роль в читательской перцепции и обусловливает инновационность автобиографического нарратива.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):607-615
pages 607-615 views

Из Кызыла в Париж: геопоэтика современного психологического романа («Дождь в Париже» Р. Сенчина)

Ничипоров И.Б.

Аннотация

Статья посвящена обсуждению современного литературного материала - романа Р. Сенчина «Дождь в Париже» (2018) как явления реалистической прозы. Рассмотрены черты «романа о поколении», разнообразная геопоэтика произведения, его региональные дискурсы, соединяющие далекие пространственные и социоисторические планы - от города Кызыла в Туве до близкого к границе с Украиной воронежского Боброва, Эстонии и Парижа, дни пребывания в котором сопряжены для центрального персонажа с процессом мучительного самоосмысления и переоценки ценностей. Прослежена связь геопоэтики с изображением сознания центрального персонажа и смены исторических эпох. В поле художественного зрения автора романа попадают тектонические сдвиги 1980-2010-х гг. как в пространстве личных судеб 40-летнего «героя времени» и его сверстников, так и в сфере общественной жизни.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):616-624
pages 616-624 views

Интертексты рассказа Николая Веревочкина «Нарисуй мне золото е сердце»

Джолдасбекова Б.У., Шанаев Р.У.

Аннотация

В статье сделана попытка рассмотреть рассказ Николая Веревочкина «Нарисуй мне золотое сердце» как литературную сказку с целью выявить интертекстуальные связи этого произведения с «Маленьким принцем» Антуана де Сент-Экзюпери, «Синей звездой» А.И. Куприна, «Старухой Изергиль» М. Горького. Основное внимание уделено анализу и интерпретации функций отсылок и аллюзий, заимствований и других форм интертекста. По мнению авторов статьи, сказка «Нарисуй мне золотое сердце» создана в постмодернистской манере, рассказчик по принципу матрешки создает иной мир, в котором живут его герои и сам рассказчик, свободно перемещающийся в пространстве и времени. В статье также рассмотрены точки соприкосновения сказки Н. Веревочкина со сказками Г.Х. Андерсена, А.И. Куприна, М. Горького для того, чтобы определить общее в назначении произведений этих писателей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):625-632
pages 625-632 views

Роман А. Жаксылыкова «Поющие камни» в русле теории литературного домена

Валикова О.А., Бахтикиреева У.М.

Аннотация

Авторы статьи полагают, что символические системы, к которым относится язык, формируют определенным образом структурированные базы данных - домены, развивающиеся по специфическим правилам и влияющие на культуру того или иного языкового сообщества. Согласно гипотезе представленного в статье исследования, русскоязычная художественная литература - особый домен культуры, порожденный этногенетическим (в данном случае казахским) и каноническим (русским) полями литературы. Обнаружено, что на перекрестках культур - и литератур - формируется новое эстетическое явление, которое современному литературоведению еще предстоит описать. В основные задачи исследования входил интерпретационный анализ текста методом герменевтического комментария, элиминирования лингвокультурных лакун, комплексного поэтического анализа. Материалом исследования послужил первый роман пенталогии А. Жаксылыкова «Сны окаянных» - «Поющие камни». Авторы приходят к выводу, что современная российская литература тяготеет не столько к русскому (в строгом смысле этого термина) языковому полю, сколько к полю русофонному, или транслингвальному, если воспользоваться термином профессора Стивена Келлмана.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):633-648
pages 633-648 views

Мифологема «Дом» в художественном дискурсе татарской и чувашской литератур

Абашева Д.В., Шаряфетдинов Р.Х.

Аннотация

Сравнительно-сопоставительное изучение культур народов Поволжья приводит исследователей к выводам, характеризующим многовековое взаимодействие народов, в результате которого образовались уникальные художественные системы татарского и чувашского народов. В статье рассматривается функционирование мифологемы «Дом» в чувашской и татарской литературах и определяется ее основополагающее значение как в классических, так и в современных произведениях (конец XX - начало XXI в.). Авторами анализируются поэтические смыслы (мотивы памяти, счастья, веры, быта и др.) и выявляются наиболее частотные значения, объединяющие в своем понимании представления о Доме (родная речь, символ защищенности, богатства, красоты и умиротворения) в чувашской и татарской культурах. Мифологема «Дом» в татарской и чувашской литературах связана с проблематикой произведений и отражает особенности ментальности народов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):649-659
pages 649-659 views

Ценностный архетип «Дом» в автобиографической трилогии И. Шухова «Пресновские страницы»

Синячкин В.П., Демченко А.С.

Аннотация

Статья посвящена реконструкции архетипа «Дом» на материале биографической трилогии И. Шухова «Пресновские страницы». Авторы приходят к выводу, что архетипы могут быть тождественны аксиологическим единицам, так как транслируют сведения о ценностных установках того или иного сообщества. Трилогию «Пресновские страницы» отличает мнемонический нарратив, которому характерна особая акцентуация смыслов. Авторы применяют сравнительный анализ и герменевтический комментарий, делая вывод о том, что архетип «Дом» является ключевым для творчества Шухова.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):660-669
pages 660-669 views

Внутрилитературный синтез как жанрообразующий фактор в повести С. Георгиевской «Любовь и кибернетика»

Челюканова О.Н.

Аннотация

Статья посвящена анализу стилеобразующей роли явлений внутрилитературного синтеза в повести С. Георгиевской «Любовь и кибернетика». Показано, как в результате синтеза в повести органически слились прозаическая оболочка, с одной стороны, и содержание, развертываемое по принципам лирической поэзии, с другой. Лиризации прозы С. Георгиевской способствует обращение автора к возможностям художественного синтеза. Поэтический мир С. Георгиевской характеризуется своеобразной взаимопроницаемостью разных жанровых структур, в ряду которых одно из существенных мест принадлежит сказочной модальности. Обращение к жанровому канону сказки вскрывает мифопоэтические основы ее поэтического мышления, восприимчивость к архетипическим образам-символам. Отмечается, что в повести просматриваются черты драматического рода литературы: акцент делается прежде всего на действии, внешнем и внутреннедуховном, и отсюда - некая сценарность происходящего. По результатам анализа делается вывод об удачном и весьма продуктивном использовании С. Георгиевской возможности внутрилитературного синтеза, о чем свидетельствует весь ассоциативный строй повести, ее композиция, система персонажей, совокупность мотивов и тем.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):670-680
pages 670-680 views

«Кашмирские стихи» Кудси Машхади (1582-1646): проблема жанровой принадлежности

Акимушкина Е.О.

Аннотация

В персоязычной поэзии постклассического периода (XVI-XVII вв.) можно встретить значительное число сравнительно мало изученных произведений, посвященных Кашмиру, - региону, расположенному на северо-западе полуострова Индостан. На настоящий момент в иранистике не существует единого мнения относительно жанровой природы «кашмирских стихов», что и привело к подробному рассмотрению проблемы. В статье предпринята попытка выявить жанровую принадлежность стихов о Кашмире, написанных выдающимся персидским поэтом Кудси Машхади, творчество которого никогда не становилось объектом исследования отечественной иранистики. В результате анализа основных мотивов и топосов «кашмирских стихов» Кудси было установлено, что они относятся к дескриптивной поэзии, при этом дескриптивные мотивы могут быть помещены в контекст восхваления или жалоб. В качестве генетической основы таких произведений выступают главным образом мотивы дескриптивной, панегирической и календарной поэзии. Также можно утверждать, что с точки зрения генезиса «кашмирские стихи» Кудси не восходят к жанру «шахрашуб» . Наличие в «кашмирских стихах» Кудси и произведениях, относящихся к жанру «шахрашуб» , сходных мотивов свидетельствует о переносе последних из жанра в жанр - в данном случае из жанра «шахрашуб» в жанр описания ( васф ) или с объекта на объект (с описания города на описание края и наоборот), что демонстрирует прием транспозиции ( накл ) и отражает стандартные трансформации мотивов в рамках канонического типа творчества. Кроме того, проведенный анализ показал, что термин «буколический» явно не соответствует жанровой природе «кашмирских стихов» Кудси. Исследование генезиса и эволюции «кашмирских стихов» призвано способствовать реконструкции процесса формирования персоязычной пейзажной лирики XIX в.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):681-690
pages 681-690 views

Компаративистика

Образ дракона в поэзии Н. Гумилева: китайский подтекст

Пороль П.В.

Аннотация

В статье рассмотрен образа дракона в поэзии Н. Гумилева. Новым в работе является выдвижение гипотезы об интертекстуальности поэм Н. Гумилева «Поэма начала» и А. Толстого «Дракон». Обоснован китайский подтекст образа дракона в поэзии Н. Гумилева. Актуальность темы обусловлена развитием изучения взаимного восприятия русской и китайской культур в пространстве поэтического текста. Вопрос о рецепции образа Китая в поэзии Серебряного века изучен все еще недостаточно. Настоящая статья ставит перед собой следующие задачи: проследить некоторые глубинные связи поэта с китайской традицией; изучить на конкретных примерах «китайской темы» в поэзии Н. Гумилева образ дракона; сопоставить восприятие образа дракона в культуре России и Китая. Рассмотрение в поэзии Н. Гумилева семантики художественного образа дракона, выявление обращения поэта к китайской мифологии и иероглифической письменности, обоснование взаимосвязи образа дракона в произведениях Н. Гумилева и А. Толстого стали результатами предлагаемой статьи. Рассуждения и выводы автора основываются на критических исследованиях, сопоставлении двух культур. Анализ поэтических произведений Н. Гумилева проведен в семантическом аспекте с применением метода текстовых параллелей. Исследование образа дракона в поэзии Н. Гумилева позволяет с еще одной стороны приблизиться к миропониманию культуры Серебряного века.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):691-703
pages 691-703 views

Китайская современная поэзия и русская поэзия модернизма и постмодернизма: влияние и аналогии

Ван Ю., Виноградова О.В.

Аннотация

В последние 30 лет в китайской поэзии главенствуют три направления: «Туманные стихи», «Творчество интеллигенции» и «Народное творчество». На творчество китайских поэтов в числе прочих оказали немалое влияние русские поэты разных эпох. Источником вдохновения для «туманных» поэтов являются русские лирические поэты, воспевавшие свободу, любовь, отношение к природе. Поэтам-интеллигентам близки русские поэты Серебряного века: А. Ахматова, А. Блок, Б. Пастернак, М. Цветаева. В своих стихах они часто напрямую обращаются к ним.«Народные» поэты создают обширное и пестрое поле постмодернистских поэтических текстов, что созвучно и русским поэтам постмодернизма. В первой части статьи рассматривается новейшая русская поэзия, в частности поэзия периода «второго авангарда», в сопоставлении с китайской новейшей поэзией, на пару десятилетий «сдвинутой по времени», однако пережившей схожие процессы становления, диалога с обществом (порой провокационного), с мировой поэзией, процессы саморефлексии, экспериментального поиска. Во второй части рассмотрены аспекты влияния русских поэтов различных эпох на китайскую поэзию, проблемы перспектив развития современной китайской поэзии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):704-712
pages 704-712 views

Киев как художественный топоним в «Слове о полку Игореве» и переводах на китайский язык

Ван Ю.

Аннотация

В статье исследуется топоним «Киев» как универсальный центр пространственновременной организации «Слова о полку Игореве». Стольный град Древней Руси называется в 10 эпизодах, в каждом из которых он предстает в символическом воплощении определенного политического лозунга или поэтической гиперболы. В процессе исследования анализируется и сопоставляется образ Киева, отображенный в оригинальном тексте «Слова», его переводах на китайский язык и комментариях к ним переводчиков Вэй Хуанну и Ли Сииня, которые открыли китайским филологам и широкому кругу читателей художественную ценность древнерусского шедевра.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):713-720
pages 713-720 views

Журналистика

«News»: cоветский журнал, пропавший без вести на идеологическом фронте

Котеленец Е.А., Лаврентьева М.Ю.

Аннотация

Статья посвящена журналу «News» («Новости»), который по решению И.В. Сталина начал выходить в СССР на английском языке в 1951 г. и распространялся в 80 странах мира. Актуальность работы обусловлена тем, что этот журнал, игравший заметную роль в советской внешнеполитической пропаганде, в настоящее время не известен даже узким специалистам и не фигурирует ни в одном из научных исследований. Изучение технологий информационных войн имеет важное значение при анализе их методов в период становления. Особое значение приобретают исследования малоизвестных органов советской внешнеполитической пропаганды, одним из которых и является журнал «News». Он был закрыт секретным постановлением Президиума ЦК КПСС в конце 1956 г. как «издание, исчерпавшее свои задачи». Источниками исследования являются оригинальные экземпляры «News» на английском языке и архивные документы ЦК КПСС, МИД, СССР, Совета министров СССР, рассекреченные после 1991 г., многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Работ по исследованию истории советского англоязычного журнала «News» не существует. Это связано с тем, что в Советском Союзе история иноязычных СМИ, направленных на зарубежную аудиторию, по ряду причин практически не изучалась, и реальная информация о них была засекречена. Доступ к архивным документам, которые могли пролить свет на специфику этих СМИ, появился только в конце 1990-х гг.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):721-731
pages 721-731 views

Особенности освещения российскими и украинскими СМИ экологической катастрофы в Армянске

Черепанова Т.В., Александрова А.А.

Аннотация

Во время катастроф и стихийных бедствий остро ощущается потребность в достоверной информации, которая своевременно и полно раскроет сущность угрозы, снимет напряженность и мобилизует общество для выживания в трудных условиях. Средства массовой информации в этих условиях призваны играть важную роль, основная их цель - снизить уровень неопределенности. Однако в экстремальных ситуациях медиа нередко становятся источниками ложной, необъективной информации, подаваемой несвоевременно. Как следствие, нарастает поток слухов и ложных предположений, что способствует распространению паники и утрате доверия к СМИ. Анализ работы медиа по освещению экологической катастрофы, произошедшей в августе 2018 года в крымском городе Армянске, позволит выявить недостатки и трудности в работе СМИ, наметить эффективную стратегию информационного сопровождения трагических событий.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):732-743
pages 732-743 views

Социум и люди с аутистическими расстройствами: анализ дескрипторов сообщений в социальных сетях

Важенина О.А., Лободенко Л.К.

Аннотация

На основании дескрипторов сообщений в социальных медиа, опубликованных в цифровом медиапространстве, авторы исследуют процесс гуманизации общества в отношении людей с расстройствами аутистического спектра и его взаимосвязь с рецепцией проблем данной категории населения обществом. Выявляется взаимосвязь контента сообщений в социальных медиа, а также инструментов данного типа медиа и общей степени гуманизации общества как на социальном, так и политическом уровнях. Отмечаются типологических особенности такого инструмента социальных медиа, как хештег, при освещении проблематики людей с расстройствами аутистического спектра, а также воздействие этих особенностей на рецепцию сообщений по данной тематике как отечественными, так и англоязычными пользователями.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):744-755
pages 744-755 views

Три лика Трикстера в современной политике: Дональд Трамп, Алексей Навальный и Джулиан Ассанж

Черненко Ю.А.

Аннотация

Актуальность представленной статьи обусловлена многократно возросшим в условиях политики постправды интересом акторов политической коммуникации к архетипическому образу Трикстера. Автор статьи последовательно показывает преимущества и возможности политиков-Трикстеров в условиях цифровой культуры и информационного общества, когда происходит повсеместная медиатизация политики. Цель исследования - проанализировать разные варианты использования образа Трикстера в политической коммуникации в России и мире на примерах трех часто встречающихся в новостной повестке 2010-2018 гг. политических фигур: Дональда Трампа, Алексея Навального и Джулиана Ассанжа. В исследовании автор использует материалы социальных медиа, в которых ведут политическую коммуникацию указанные акторы, журналистский контент и материалы СМИ, интервью для изданий. Автор статьи приходит к выводу, что Трикстер в современной медиасреде обладает куда большим коммуникационным потенциалом, чем более традиционные архетипы Героя и Мудрого Правителя. Подчеркивается, что неоднозначность трактовки образа Трикстера, хотя и осложняет применение этого образа политическими акторами, может стать одним из факторов, благодаря которым деятель добивается успеха в политической борьбе. На материалах политической коммуникации продемонстрированы три варианта обращения к образу Трикстера: классический Трикстер (Шут, Дурак), Трикстер как Герой (Робин Гуд) и Трикстер как Шаман (Крысолов и Мессия).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):756-764
pages 756-764 views

Киберпротест: новые медиа и новое социальное движение в Индонезии

Муксит М.А., Музыкант В.Л., Кузьменкова К.Е.

Аннотация

Статья посвящена феномену киберпротеста в новых медиа Индонезии. Авторами предпринята попытка объяснить, каким образом удалось отклонить инициированный правительством Индонезии крупнейший проект, регулирующий музыкальное законодательство (RNTL RUUP - национальная коалиция за отклонение проекта). Законопроект о современной музыке, по мнению цифровых активистов, мог угрожать свободе в выражении музыкальных взглядов. С помощью социальных сетей, веб-сайтов и онлайнпетиций (#TolakRUUPermusikan и #BersamaBatalkanRUUPermusikan) было организовано эффективное движение протеста. Проект был отклонен.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):765-775
pages 765-775 views

Рецензии. Обзоры

В кругу учеников и единомышленников: к 90-летию Л.А. Колобаевой: рецензия на коллективную монографию «От Чехова до Бродского: эстетические и философские аспекты русской литературы ХХ века» / под ред. Г.В. 3ыковой, С.И. Кормилова; сост. Е.А. Коршунова. М.: Изд-во Московского университета, 2019. 240 с.

Челюканова О.Н., Коваленко А.Г.

Аннотация

В рецензии отражен основной круг проблем, сформулированных и решенных авторским коллективом в монографии «От Чехова до Бродского: эстетические и философские аспекты русской литературы ХХ века». Подчеркивается значимость научного труда, оригинальность и аргументированность позиции авторов, ценность материалов, использованных в научном исследовании впервые.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):776-781
pages 776-781 views

Человек замечательный: к юбилею профессора В.М. Березина

Грабельников А.А.

Аннотация

Cтатья посвящена 80-летию со дня рождения доктора филологических наук, заслуженного работника культуры РФ, профессора В.М. Березина (1939-2016). Двадцать лет своей жизни он отдал подготовке журналистских кадров в РУДН. Валерий Матвеевич является одним из организаторов издательства РУДН. Он был главным редактором журнала «Российский университет дружбы народов», который выходил на русском и английском языках. Также В.М. Березин - автор первого в нашей стране учебника по фотожурналистике.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):782-787
pages 782-787 views

Куда нас ведет концептуализация изменений в journalism studies?

Алгави Л.О.

Аннотация

Статья представляет собой критический обзор материалов специального выпуска журнала Journalism , посвященного академическим исследованиям в сфере journalism studies , среди авторов спецвыпуска ученые Дании, Великобритании, Австралии, Канады и других стран.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):788-794
pages 788-794 views

О первом переводе романа Саши Соколова «Между собакой и волком» на английский язык

Захарян А.А.

Аннотация

Статья посвящена обзору основных проблем и путей их преодоления, изложенных переводчиком Александром Богуславским в первом англоязычном издании романа: “Between Dog and Wolf”. Columbia University Press, 2016. 296 p. (Russian Library).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):795-799
pages 795-799 views

Хроника

«Маяк» (1964-2019) в истории и современности: фрагменты хроники VII Ружнико вских чтений

Тихонова О.В.

Аннотация

26 сентября 2019 года на факультете журналистики МГУ прошли VII Ружниковские чтения - ежегодный научный круглый стол, инициированный в 2013 году доцентом кафедры телевидения и радиовещания О.В. Тихоновой в память о профессоре В.Н. Ружникове, известном теоретике и историке отечественной радиожурналистики, авторе многих научных публикаций. Среди его книг - «Советское радиовещание: страницы истории» (1976, совместно с П.С. Гуревичем), «Так начиналось. Историко-теоретический очерк советского радиовещания. 1917-1928 гг.» (1987) и др. Его ученики и воспитанники успешно работают на многих радиостанциях, в вузах и научно-исследовательских институтах России, ряда стран ближнего и дальнего зарубежья. По материалам заседаний Ружниковских чтений в свет вышли такие издания, как «“Радио - любовь моя…”: сборник научных статей и воспоминаний в память о профессоре В.Н. Ружникове» (2014), «Радио в годы Великой Отечественной войны: сборник научных статей. В честь 70-летия Победы» (2015), «Радио: начало истории. К 120-летию» (2017). Авторы теоретических работ - исследователи факультета журналистики МГУ, ученые профильных подразделений и факультетов государственных университетов Санкт-Петербурга, Воронежа, Казани, Еревана.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019;24(4):800-805
pages 800-805 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах