Том 23, № 3 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 12
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/1090
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2018-23-3
Весь выпуск
Литературоведение
«ОЧАЯННЫЕ РОМАНТИКИ»: ЭВОЛЮЦИЯ МИФА ОБ АИДЕ И ПЕРСЕФОНЕ ОТ ГРЕКОВ К ПРЕРАФАЭЛИТАМ И А. БЕЛОМУ
Аннотация
Миф об Аиде и Персефоне рассматривается в статье как ключевой архетипический паттерн, по определению Юнга - «структурная предпосылка образов», к которым обращались художники и писатели разных эпох. Объектами исследования стали Гомеров гимн «К Деметре», «Метаморфозы» Овидия и повесть «Крещеный китаец» А. Белого, дополнительно изучены полотна представителей эпохи Ренессанса и прерафаэлитов, а также работа К.Г. Юнга «Душа и миф». Использованы сравнительно-сопоставительный, мифопоэтический, психологический методы и метод языкового анализа. В тексте исследуются мотивы и образы, формирующие архетипы Аида и Персефоны. Среди них - предельная противоречивость бинарной пары, требующая звена-медиатора для снятия конфликта. В мифе в качестве подобного звена используется образ гранатового зерна, у А. Белого роль медиатора выполняет биографический и символический ребенок. В повести «Крещеный китаец» художественным воплощением архетипа Аида выступает Михаил Летаев, черты Персефоны проявляются в матери Котика. В ходе исследования проведены параллели мотивно-образного порядка, выявлены сюжетные, цветовые и языковые аллюзии на мифологический сюжет. Неомиф об Аиде и Персефоне становится архетипическим маркером «отчаянного символизма» Белого, выразителем его желания преступить черту между инобытием и реальностью, словом и символом.
АРХЕТИП МАТЕРИ В ПОЭЗИИ Н.А. КЛЮЕВА
Аннотация
В статье рассматривается архетип матери в поэзии Клюева. Архетипическими вариантами образа матери являются мать-богиня, мать-земля, мать-родина, мать-мудрая старуха, которые в свою очередь имеют свои художественные аналоги. Образ мудрой старухи появляется у Клюева после смерти в 1913 году матери поэта, когда поэт начинает осмысливать ее роль в своей личной и творческой судьбе. В цикле «Избяные песни» образ матери приобретает сакральное значение. Она изображается как хранительница дома, как праведница, уподобляется Богородице, мать возвращается на землю «бесплотной гостьей». Еще один вариант образа матери, который восходит к мифологической Матери-Сырой земле, это «Мать-природа», «МатерьЗемля, бытия колыбель». В статье прослеживается также развитие образов Матери-Руси, Родины-матери, Святой Руси, Великой Руси, феминные сравнения: невеста-Русь, Русь-краса-девица, Россия-теща.
СТИХИ НА ГРАНИ БЕЗМОЛВИЯ: ПОЭТИЧЕСКАЯ АСКЕТИКА АНАТОЛИЯ ШТЕЙГЕРА - МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Аннотация
В статье рассматриваются характерные черты поэтического стиля одного из ярких представителей литературного течения «Парижская нота» - барона Анатолия Сергеевича Штейгера (1907-1944). Прослеживаются этимологические (стилевые, религиозно-метафизические) истоки образно-лексического аскетизма, определяющего имманентные свойства лексики приверженца поэтической эстетики Георгия Адамовича. Впервые намечены способы изучения композиционных особенностей, отражающих стремление поэта к архитектоническому и лексическому минимализму. Обосновывается необходимость системного изучения литературного наследия А. Штейгера в контексте культурного бытия русского литературного зарубежья ХХ века.
МОТИВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ВИНЫ И НАКАЗАНИЯ В РОМАНЕ Ш. ИДИАТУЛЛИНА «ГОРОД БРЕЖНЕВ»
Аннотация
В статье рассматриваются особенности мотивной организации в романе Ш. Идиатуллина «Город Брежнев». Устанавливается, что доминантными являются мотивы преступления, вины и наказания. Решение поставленной Ш. Идиатуллиным задачи мотивной организации происходит через лексику, сопоставительные характеристики, диалог. Высказывается предположение, что авторская точка зрения отводится на второй план, сюжетные линии разных героев, выстраивающиеся в отдельные мотивы, позволяют прояснить непреднамеренное убийство (основная фабульная линия). Поэпизодное построение романа способствует созданию объемного повествования.
МНОГОЛИКОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЭЗИИ
Аннотация
Настоящая статья представляет собой панорамный срез современной российской поэзии. По мнению автора, в настоящее время сложно говорить, о «ведущих направлениях и течениях», поскольку налицо доминирование формально-содержательных свойств частных поэтик. Из рассмотрения творчества ряда наиболее известных современных поэтов следует, что каждый автор старается придерживаться своей стилистической стратагемы. Автор считает, что российская поэзия никогда не была так многолика, как в последние два десятилетия. Говоря о существенных тенденциях в современной отечественной лирике, отмечается появление так называемой «филологической лирики», отмечается движение от феномена прозаизации, маргинализации к собственно «лирическому началу». Рассуждения и выводы публикации основываются на большом числе критических и литературоведческих публикаций последних лет.
ОСОБЕННОСТИ ПОЗДНЕГО ЭТАПА ТВОРЧЕСТВА НАГИБА МАХФУЗА (АНАЛИЗ РОМАНОВ «ПУТЕШЕСТВИЕ ИБН ФАТТУМЫ» И «ТОРЖЕСТВО ВОЗВЫШЕННОГО»)
Аннотация
Статья посвящена нелингвистическим вопросам перевода современной арабской литературы на русский язык и проблемам ее распространения в России, которые автор рассматривает на примере судьбы романов единственного арабоязычного нобелевского лауреата по литературе Нагиба Махфуза. В рамках исследования проводится анализ эволюции творчества египетского писателя, подробно рассматриваются два его поздних романа, переведенные на русский язык - «Путешествие ибн Фаттумы» и «Торжество возвышенного». В работе демонстрируется соответствие этих произведений европейским стандартам романа конца ХХ-го века и подчеркивается их космополитизм как черта позднего этапа творчества Н. Махфуза. При этом ставится вопрос, почему произведения арабских писателей, лишенные «местного колорита» и следующие современным тенденциям мировой литературы, остаются невостребованными со стороны издателей и читателей.
Журналистика
ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ ВЕДУЩИХ СМИ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СООБЩЕСТВА
Аннотация
В статье приводятся результаты специального исследования топ-менеджеров российских средств массовой информации (СМИ), цель которого - составить их обобщенный социально-демографический портрет. Исследование проводилось в два этапа. Результатом первого стал валидизированный список из четырех критериев, на основе которых были отобраны обследуемые топ-менеджеры - по 50 человек для различных сегментов СМИ (телевидение, радио, пресса), работавших руководителями ведущих российских медиапредприятий в 2000- 2015 гг. На втором этапе были проанализированы биографии отобранных топ-менеджеров. Собранные данные были подвергнуты статистической обработке (подсчет процентных и средних величин).
ПРОБЛЕМЫ СЕГМЕНТАЦИИ КОНТЕНТА В СМИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОБИЛЬНЫХ МЕССЕНДЖЕРОВ
Аннотация
Предметом рассмотрения в статье стали те трансформации, которые переживают современные медиа в период конвергенции и острой конкурентной борьбы за рейтинги. Снижение интереса к крупным медиа ведет к необходимости четкой адресации, сегментации контента. В этих условиях альтернативной традиционным СМИ становятся мобильные мессенджеры, предоставляющие возможность создавать тематические каналы, максимально полно отражающие интересы сетевой аудитории. Каналы, не являясь полноценными медиа, способны поставлять уникальный авторский контент, востребованный внимательным читателем и оформленный в соответствии с новейшими медиатехнологиями.
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: БРАЗИЛЬСКИЙ ОПЫТ
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования, которое было проведено накануне Чемпионата мира по футболу 2018 года. Цель - выявить особенности представления бразильских команд в социальных сетях. Гипотеза, которую проверяли авторы, состояла в том, что популярные команды обладают интернет-ресурсами, наиболее приближенными к идеальной модели. Авторы обозначили существующие параметры идеальной фейсбук-страницы и идеальной модели аккаунта в Инстаграме, а затем экстраполировали результаты на самые рейтинговые, согласно официальной статистике, фейсбук-страницы, посвященные футболу: Бразильской конфедерации футбола, клубов «Фламенго» (Рио-де-Жанейро) и «Коринтиас» (Сан-Паулу). Соответственно, были изучены инстаграм-аккаунты этих же организаций. Полученные результаты не подтвердили гипотезу и выявили коммуникативные проблемы во взаимодействии бразильских футбольных клубов со своими болельщиками в социальных сетях.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В.В. ПУТИНА В КАЧЕСТВЕННОЙ ИОРДАНСКОЙ ПРЕССЕ
Аннотация
Авторами изучены тексты иорданских популярных изданий «Аль-Раи» и «Аль-Гхад» за период с марта 2011 по февраль 2018 гг., в которых прямо или косвенно упоминается президент России Владимир Путин. Авторы выделяют классификацию образов президента РФ: «Путиндруг», «Путин-враг» и «Путин-Президент России». Изучая медиатексты, авторы пришли к выводу, что ни правительственные, ни независимые иорданские издания не интересуют такие популярные для западных СМИ темы, как российская оппозиция, Алексей Навальный, ЛГБТ, права человека и демократия. Образ российского лидера в иорданской прессе создается через его внешнеполитические действия.