Том 22, № 4 (2017)
- Год: 2017
- Статей: 15
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/1035
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2017-22-4
Весь выпуск
СТАТЬИ
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ПЛАЧА О ПЛЕНЕНИИ И О КОНЕЧНОМ РАЗОРЕНИИ ПРЕВЫСОКОГО И ПРЕСВЕТЛЕЙШЕГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА»
Аннотация
В статье на эмпирическом материале риторического речевого акта неизвестного автора XVII в. анализируется композиционное построение и выявляются жанровые признаки торжественной речи. Исследование показало, что особенностью данного литературного памятника состоит в сочетании двух жанров торжественного красноречия - похвалы и плача в одном ораторском произведении, написанном в виде религиозно-нравственного поучения. В «Плаче» проявляется новое явление в истории религиозной мысли - автор не только описывает события Смутного времени, но стремится представить осмысление причин разорения России и пути спасения государства.
«ДОМ С МЕЗОНИНОМ»: ИМПРЕССИОНИЗМ В РАССКАЗЕ ХУДОЖНИКА И В ПОВЕСТИ ЧЕХОВА
Аннотация
В контексте дискуссионной темы «А.П. Чехов и импрессионизм» авторы анализируют поэтические особенности повести «Дом с мезонином (Рассказ художника)», в которой главным героем и повествователем является художник-импрессионист. Рассматриваются черты поэтики Чехова и импрессионизма (сюжетостроение, хронотоп, психологизм).Впервые прослеживаются возможные связи творчества писателя с исследованиями осно-вателя экспериментальной психологии Г. Эббингауза.Обосновывается гипотеза: сходство экспрессивных средств у Чехова и импрессионистов определяется общим источником - духовной ситуацией и достижениями медицины и научно-технической революции конца XIX в., в том числе открытиями в области психологии цветовосприятия, психологии памяти и др. Живописцы-импрессионисты как яркие психологические типы Fin de siècle стали объектом изображения и художественного исследования. Писатель рассматривал импрессионизм как проявление модернизма в искусстве, учитывал его достижения и художественные открытия, но как художник-философ на уровне дальнейшей рационализации картины мира шел своим самобытным путем.
СПАЦИАЛИЗАЦИЯ И ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ СЛОВ В ПОЭТИКЕ НИКОЛАЯ ГУМИЛЕВА
Аннотация
В статье рассмотрено становление и развитие онтопоэтических идей и связанных с ними художественных приемов в творчестве Н.С. Гумилева. Показано, что слово в творчестве поэта отождествляется с огнем, спациализируется в маринистских образах, в поздних сборниках связывается с образом металла. Образы, связанные со словом, становятся вещественными и соматичными, приобретая акмеистическую природу.Концепция магического акмеизма приводит к онтологическому пониманию логоса как бытия, и слово прямо и эксплицитно отождествляется с живыми и вещественными сущностями, что позволяет связать глубинные принципы творчества Гумилева с синкретическими принципами мифологии как праискусства.
МИФОПОЭТИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ К СТИХОТВОРЕНИЮ О. МАНДЕЛЬШТАМА «КОГДА ПСИХЕЯ-ЖИЗНЬ СПУСКАЕТСЯ К ТЕНЯМ...»
Аннотация
Статья посвящена изучению образов ласточки, Психеи и Персефоны, а также их корреляций в стихотворении Мандельштама «Когда Психея-жизнь спускается к теням...». Новизна работы заключается в том, что образная система текста рассматривается на достаточно широком фоне мифологической и литературной традиции. Особое внимание уделяется изучению образа слепой ласточки, связанного с архаичными представлениями, согласно которым ласточка излечивает своих ослепших птенцов неким растением. В связи с этим особое значение приобретает образ «зеленая ветка». Выдвинутое предположение о том, что зеленая ветка есть лекарственное растение (чистотел), позволяет соответствующим образом осмыслить доминирующую образную параллель «ласточка-Психея»: слепая ласточка несет в клюве средство от слепоты, следовательно, она должна прозреть; Психея-душаимеет при себе «медную лепешку», поэтому она должна вернуться в мир живых.
«У ШКАТУЛКИ ВТОРОЕ ДНО...»: К ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫМ ПАРАДОКСАМ БОРИСА АКУНИНА
Аннотация
В статье рассматривается случай «второго» интертекста на примере повести Б. Акунина «Перед концом света». Под «первым» интертекстом в данном случае понимается роман У. Эко «Имя Розы», на который автор явно намекает, посвящая повесть Умберто Эко и используя в тексте игру с читателем в виде намеков на текст Эко, общей сюжетной канвы и деталей расследования преступления.В то же время в тексте присутствует и второй слой: описанный автором порядок смертей найденных староверов и обстоятельства их смерти практически буквально следует стихотворению Н.С. Гумилева «Три мертвеца» 1918 года. Поскольку автор не использует явные намеки на Гумилева, нельзя сказать с однозначной уверенностью, какой именно вид взаимодействия двух текстов представлен в «Перед концом света»: сознательное шифрование второго слоя интертекста «для посвященных» либо спонтанная опора на чужой текст, не осознаваемая самим автором.
ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ПОЭТИКИ РОМАНА Б. АКУНИНА «СМЕРТЬ АХИЛЛЕСА»
Аннотация
В статье рассматриваются особенности игровой поэтики романа Б. Акунина «Смерть Ахиллеса». Выделяются системообразующие компоненты игровой поэтики: стилизация, игровое использование интертекстуальности, театрализация действительности, эффект обманутого ожидания, игровая структура, проявленная в вариативности сюжетных линий, и игровая наррация. На примере данного произведения показано, как автор органически сочетает игровое начало и исторические элементы в своеобразном детективном жанре, как он реализует интерактивный принцип и создает провокативный текст.
СВОЕОБРАЗИЕ МОСКОВСКОГО ТЕКСТА АЛЕКСАНДРА ИЛИЧЕВСКОГО
Аннотация
Статья посвящена выявлению своеобразия Московского текста современной русской литературы на примере прозы Александра Иличевского. В ходе проведенного исследования были выявлены мифопоэтические основы Московского текста А. Иличевского и проанализированы особенности художественного осмысления традиционных мифологем («город-женщина», «город-дом», «град Китеж», «город-жертва огня»), рассмотрены общие для литературы мега-полиса рубежа XX-XXI веков мотивы тесноты, пустоты, клаустрофобии на материале романа «Матисс». В результате исследования установлено, что современная Москва в прозе Иличев-ского - это топос власти, карьеры и успеха, сущность которого концентрированно выражена в локусе «Москва-сити», а центральные персонажи романа «Матисс» - странники, духовные скитальцы с присущими им чертами отрешенности от материальных ценностей, склонности к рефлексии, импульсивности не совпадают с ценностно-целевыми установками мегаполиса. Москва в прозе Иличевского является как местом притяжения героев (городом-домом), так и пространством нравственно-философского конфликта (городом-антидомом).
О ЛИЧНОСТНОМ ЗНАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (К СТОЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА ЯКОВА АЛЕКСЕЕВИЧА ЛОМКО)
Аннотация
Статья посвящена профессору кафедры массовых коммуникаций РУДН Якову Алексеевичу Ломко, выдающемуся педагогу и общественному деятелю, журналисту, руководителю редакционных коллективов, ветерану войны, ровеснику Октябрьской революции. Это попытка написать о неординарном человеке в контексте теории личностного знания. Автор использует методы ретроспекции и глубинного интервью.
ВЕК ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: КРЕАТИВНОСТЬ VS. ТВОРЧЕСТВО
Аннотация
В статье обосновываются семантические различия понятий «креативность» и «творчество» (от лат. creatio - творчество, созидание). Эти термины во многом определяют векторы развития информационного общества, цифровой экономики, где потребность во внедряемых инновационных проектах соотносится с ведущими признаками - оригинальностью, новизной, эффективностью, продуктивностью, интерактивностью, характеризующими поступательное продвижение цивилизации. В медиаотрасли, находящейся в век цифровой информации на этапе кардинального реформирования, эти понятия важны в не меньшей степени, так как противостоят шаблонно-стереотипному подходу к медиапродукту, снижающему интерес потребителей к информации, степень их вовлеченности в информационные потоки. Соотносятся эти термины и с языковой оппозицией ремесло-творчество, понимание семантического значения которой продуцирует соответствующие компетенции у производителей медиапродукции. В статье выявляются противоречия, возникающие в результате смещения выбора в пользу ремесленничества, обосновывается влияние стереотипов на современный медиарынок.
«СИНИЙ КИТ»: ПЯТЬ АСПЕКТОВ НОВОСТНОГО НАРРАТИВА
Аннотация
В статье рассматриваются особенности трансформации локальных происшествий в глобальную новость на основе концепции американской исследовательницы Дж. Сонневенд о пяти аспектах транснационального сторителлинга. Авторами высказывается предположение о возможности экстраполяции данной теории на незаконченные новостные истории, события которых развиваются в настоящем времени. Эмпирической основой исследования послужили публикации в российских и зарубежных медиа об игре «Синий кит», которая из разряда локальных событий превращается в транснациональную новостную историю и всемирно обсуждаемую новость.
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МАТЕРИАЛОВ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Аннотация
В статье кратко представляются жанры экономических газет и журналов середины XIX века. Отмечается, что в отличие от информационных (заметка, отчет и др.) и художественно-публицистических (рассказ, очерк, фельетон), ключевое место в деловых изданиях занимали аналитические жанры, такие как обозрение, статья, аналитическая корреспонденция и др.Кроме этого, кратко рассмотрены причины выхода специализированных изданий во второй половине 50-х годов XIX века, среди которых все же наиболее значительное место занимали экономические газеты и журналы, целью их стало стимулирование развития отечественной промышленности и торговли. Среди них названы «Экономический указатель» (1857-1861) и «Экономист» (1858-1865) И.В. Вернадского, «Промышленный листок» (1858-1859) М.Я. Киттары, «Вестник промышленности» (1858-1861) и «Акционер» (1860-1863) Ф.В. Чижова, «Производитель и промышленник» Н.А. Лебедева.
УСИЛИЕ БЫТЬ ЖУРНАЛИСТОМ: НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
Аннотация
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ АУДИТОРИИ СМИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Аннотация
Автором изучены тексты зарубежных интернет-СМИ с точки зрения активизации новых техник, направленных на формирования вовлеченности аудитории. Фокус внимания направлен на изучение комментариев и альтернативных решений, которые разрабатывают медиа в погоне за трафиком и борьбе за лояльностью. В статье выделено пять способов интеракции с аудиторией: краудсорсинг, тест, голосование, дополнительные кнопки и опрос.
К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация
Авторы заостряют внимание на трансформации понятия «музей» в современном мире. В статье рассматриваются креативные свойства музейного пространства, выявляются коммуникационные задачи, которые стоят перед музеями, обозначаются социальные проблемы, решаемые с помощью коллаборативных музейных проектов. Авторы подчеркивают значимость цифровых технологий для социокультурной музейной среде, интегрированной в медиаиндустрию.
К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЖУРНАЛИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В ИНДИИ
Аннотация
Становление и развитие журналистского образования в Индии в условиях быстрорастущего медийного сектора экономики - тема, не получившая достаточного раскрытия в отечественном науковедении. На фоне существующих проблем в сфере свободы журналистики как социального института, прав и положения журналистов в этой азиатской стране изучение системы подготовки журналистских кадров представляет несомненный исследовательский интерес. Журналистское образование Индии - уникальное явление, неоднородное по своей структуре, цели и задачам.В статье рассматриваются и анализируются ключевые положения системы профессиональной подготовки журналистов в Индии, роль и место журналиста в стране, проблемы его без-опасности и социальной защищенности. Внимание также уделено профессиональной этике и квалификации работников СМИ.