Жанрово-форматные особенности развлекательного телевидения
- Авторы: Долгова Ю.И.1, Ершов Н.О.1, Чан Т.Т.2
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 27, № 3 (2022)
- Страницы: 573-589
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/32311
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-3-573-589
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Высококонкурентная цифровая среда обуславливает необходимость изучения контент-стратегий телеканалов, которые продолжают привлекать к экранам массовую аудиторию. На основе программной сетки телеканалов СТС, ТНТ и «Пятница» выявлена жанрово-форматная специфика современного ТВ. Проанализированы востребованные для программирования форматы, показана сезонная (с августа по декабрь 2021 г.) и недельная динамика контент-стратегий (вторник, пятница, воскресенье). Составлен список развлекательных телеформатов, создана матрица исследования на базе изучения теоретических источников и пилотного исследования. Анализ показал, что выбранные телеканалы имеют разные контент-стратегии. Телеканалы, дольше существующие на рынке и на сегодняшний день более успешные, выстраивают контент-стратегию, обращаясь преимущественно к форматам нежурналистского контента, в первую очередь телевизионным фильмам и сериалам. Среди журналистских развлекательных программ востребованными оказались юмористические шоу, тревел- и реалити-шоу. Отмечено, что контент-стратегии всех изученных телевизионных каналов в будние дни, пятницу и воскресенье отличались.
Об авторах
Юлия Игоревна Долгова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: YIDolgova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8861-0521
доцент кафедры телевидения и радиовещания, факультет журналистики
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1Никита Олегович Ершов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: nik_ershov@yahoo.com
ORCID iD: 0000-0002-2213-5999
магистрант, факультет журналистики
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1Тхи Тхуи Зунг Чан
Российский университет дружбы народов
Email: ladylun93@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6763-7503
аспирант, филологический факультет
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2Список литературы
- Акинфиев С.Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения: дис. … канд. филол. наук. М., 2008. 168 с
- Акопов А.З. Особенности драматургии отечественного многосерийного телефильма 1960-1980-х гг. М.: Академия медиаиндустрии, 2015. 24 с
- Вартанова Е.Л., Коломиец В.П. Телевидение в России в 2020 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М.: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, 2021. 107 с
- Вартанова Е.Л., Смирнов С.С. СМИ России как индустрия развлечений // Медиаскоп. 2009. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/ (дата обращения: 23.05.2022).
- Волкова И.И. Игра как системообразующий феномен экранных коммуникаций: автореф. дис. … докт. филол. наук. М., 2016. 39 с.
- Волкова И.И. Игра на телеэкране как форма эффективной коммуникации // Вестник ВГИК. 2014. № 1. С. 116-123.
- Волкова И.И. Телеканалы на YouTube: причины неэффективности // Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия: материалы международной научно-практической конференции. М.: МГУ, 2019. С. 468-469.
- Долгова Ю.И., Перипечина Г.В., Тихонова О.В. Контент-стратегии телеканалов «большой тройки»: тематика, жанры, форматы // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 61. С. 237-255. http://doi.org/10.17223/19986645/61/14
- Долгова Ю.И., Перипечина Г.В., Тихонова О.В. Программирование тайм-слотов телеканалов «большой тройки»: эфир будних дней // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 69. С. 321-339. http://doi.org/10.17223/19986645/69/16
- Ильченко С.Н. Система жанров отечественного телевидения и ее трансформация в условиях глобализации информационного пространства. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2012. 149 с.
- Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М.: МГУ, 2004.
- Макеенко М.И., Вырковский А.В. Возможности влияния неинституционализированных производителей развлекательного и познавательного контента на аудиторию // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2021. № 5. С. 74-99. http://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2021.7499
- Могилевская В.С. Трансформация программной стратегии нишевого развлекательного телеканала в условиях конкурентной медиасреды (на примере СТС и ТНТ) // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 4. С. 775-791. http://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(4).775-791
- Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб.: Алетейя, 2008. 208 с.
- Российское телевидение: индустрия и бизнес / ред. В.П. Коломиец. М.: Восход-А, 2010. 303 с.
- Телевизионная журналистика / под ред. Ю.И. Долговой, Г.В. Перипечиной. М: Аспект Пресс, 2021. 208 с.
- Удовиченко Р.В. Развлекательное телевидение: типологии программ и потребности аудитории: дис. … канд. филол. наук. М., 2011. 131 с.
- Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М.: Искусство, 1971. 191 с.
- Фукс Д.А. Речевая культура развлекательного российского телевидения: актуальное состояние и тенденции развития: дис. … канд. культур. М., 2021. 162 с.
- Челик Х.Ч., Дерен ван хет Х.С. Воспитательная роль телевидения в осмыслении насилия, жизни в целом, личностных черт и восприятия старости // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2021. № 1 С. 148-167. http://doi.org/10.30547/vestnik.journ.1.2021.150174
- Экосистема медиа: цифровые модификации: монография / ред. С.Л. Уразова. Челябинск: ЮУрГУ, 2021. 246 с.
- Casey B., Calvert B., Casey N., French L., Lewis J. Television studies: The key concepts. London: Routledge, 2002.
- Eastman S.T., Ferguson D.A. Media programming: Strategies and practices. 9th ed. Australia: Thomson/Wadsworth, 2013.
- Greeber G. The television genre book. London - New York: Bloomsbury Pubishing, 2015.
- Kaminski S.M., Mahan J.H. American television genres. Chicago: Nelson-Hall, 1985.
- Lotz A.D. The television will be revolutionized. New York: New York University Press, 2014.
- Mittel J. Genre and television: From Cop Shows to Cartoons in American Culture. London; NewYork: Routledge, 2004.