Жанрово-форматные особенности развлекательного телевидения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Высококонкурентная цифровая среда обуславливает необходимость изучения контент-стратегий телеканалов, которые продолжают привлекать к экранам массовую аудиторию. На основе программной сетки телеканалов СТС, ТНТ и «Пятница» выявлена жанрово-форматная специфика современного ТВ. Проанализированы востребованные для программирования форматы, показана сезонная (с августа по декабрь 2021 г.) и недельная динамика контент-стратегий (вторник, пятница, воскресенье). Составлен список развлекательных телеформатов, создана матрица исследования на базе изучения теоретических источников и пилотного исследования. Анализ показал, что выбранные телеканалы имеют разные контент-стратегии. Телеканалы, дольше существующие на рынке и на сегодняшний день более успешные, выстраивают контент-стратегию, обращаясь преимущественно к форматам нежурналистского контента, в первую очередь телевизионным фильмам и сериалам. Среди журналистских развлекательных программ востребованными оказались юмористические шоу, тревел- и реалити-шоу. Отмечено, что контент-стратегии всех изученных телевизионных каналов в будние дни, пятницу и воскресенье отличались.

Об авторах

Юлия Игоревна Долгова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: YIDolgova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8861-0521

доцент кафедры телевидения и радиовещания, факультет журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Никита Олегович Ершов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: nik_ershov@yahoo.com
ORCID iD: 0000-0002-2213-5999

магистрант, факультет журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Тхи Тхуи Зунг Чан

Российский университет дружбы народов

Email: ladylun93@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6763-7503

аспирант, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Список литературы

  1. Акинфиев С.Н. Жанровая структура российского развлекательного телевидения: дис. … канд. филол. наук. М., 2008. 168 с
  2. Акопов А.З. Особенности драматургии отечественного многосерийного телефильма 1960-1980-х гг. М.: Академия медиаиндустрии, 2015. 24 с
  3. Вартанова Е.Л., Коломиец В.П. Телевидение в России в 2020 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М.: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, 2021. 107 с
  4. Вартанова Е.Л., Смирнов С.С. СМИ России как индустрия развлечений // Медиаскоп. 2009. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/ (дата обращения: 23.05.2022).
  5. Волкова И.И. Игра как системообразующий феномен экранных коммуникаций: автореф. дис. … докт. филол. наук. М., 2016. 39 с.
  6. Волкова И.И. Игра на телеэкране как форма эффективной коммуникации // Вестник ВГИК. 2014. № 1. С. 116-123.
  7. Волкова И.И. Телеканалы на YouTube: причины неэффективности // Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия: материалы международной научно-практической конференции. М.: МГУ, 2019. С. 468-469.
  8. Долгова Ю.И., Перипечина Г.В., Тихонова О.В. Контент-стратегии телеканалов «большой тройки»: тематика, жанры, форматы // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 61. С. 237-255. http://doi.org/10.17223/19986645/61/14
  9. Долгова Ю.И., Перипечина Г.В., Тихонова О.В. Программирование тайм-слотов телеканалов «большой тройки»: эфир будних дней // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 69. С. 321-339. http://doi.org/10.17223/19986645/69/16
  10. Ильченко С.Н. Система жанров отечественного телевидения и ее трансформация в условиях глобализации информационного пространства. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2012. 149 с.
  11. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М.: МГУ, 2004.
  12. Макеенко М.И., Вырковский А.В. Возможности влияния неинституционализированных производителей развлекательного и познавательного контента на аудиторию // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2021. № 5. С. 74-99. http://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2021.7499
  13. Могилевская В.С. Трансформация программной стратегии нишевого развлекательного телеканала в условиях конкурентной медиасреды (на примере СТС и ТНТ) // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 4. С. 775-791. http://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(4).775-791
  14. Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. СПб.: Алетейя, 2008. 208 с.
  15. Российское телевидение: индустрия и бизнес / ред. В.П. Коломиец. М.: Восход-А, 2010. 303 с.
  16. Телевизионная журналистика / под ред. Ю.И. Долговой, Г.В. Перипечиной. М: Аспект Пресс, 2021. 208 с.
  17. Удовиченко Р.В. Развлекательное телевидение: типологии программ и потребности аудитории: дис. … канд. филол. наук. М., 2011. 131 с.
  18. Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М.: Искусство, 1971. 191 с.
  19. Фукс Д.А. Речевая культура развлекательного российского телевидения: актуальное состояние и тенденции развития: дис. … канд. культур. М., 2021. 162 с.
  20. Челик Х.Ч., Дерен ван хет Х.С. Воспитательная роль телевидения в осмыслении насилия, жизни в целом, личностных черт и восприятия старости // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2021. № 1 С. 148-167. http://doi.org/10.30547/vestnik.journ.1.2021.150174
  21. Экосистема медиа: цифровые модификации: монография / ред. С.Л. Уразова. Челябинск: ЮУрГУ, 2021. 246 с.
  22. Casey B., Calvert B., Casey N., French L., Lewis J. Television studies: The key concepts. London: Routledge, 2002.
  23. Eastman S.T., Ferguson D.A. Media programming: Strategies and practices. 9th ed. Australia: Thomson/Wadsworth, 2013.
  24. Greeber G. The television genre book. London - New York: Bloomsbury Pubishing, 2015.
  25. Kaminski S.M., Mahan J.H. American television genres. Chicago: Nelson-Hall, 1985.
  26. Lotz A.D. The television will be revolutionized. New York: New York University Press, 2014.
  27. Mittel J. Genre and television: From Cop Shows to Cartoons in American Culture. London; NewYork: Routledge, 2004.

© Долгова Ю.И., Ершов Н.О., Чан Т.Т., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах