Жанровые особенности повестей Марины Палей
- Авторы: Леднева Д.М.1
-
Учреждения:
- Литературный институт имени А.М. Горького
- Выпуск: Том 27, № 3 (2022)
- Страницы: 477-487
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/32300
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-3-477-487
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Первоначально произведения Марины Палей критика относила к прозе вполне традиционного склада. Поиски адекватной формы выражения авторского мировоззрения привели писательницу к жанровым экспериментам. Рассмотрены жанровые особенности повести «Под небом Африки моей» и ряда других произведений, их интертекстуальность и диалог с Пушкиным. Затронуты проблемы «принципиальной непереводимости кодов», особенности травелога и записок в контексте всего творчества Марины Палей. Дан анализ образов главных персонажей, где образ Ваньки Телятникова соотнесен с образами русской нечисти и трикстера, а образ Мазанивы Мвунги разобран в контексте африканской линии А.С. Пушкина. Сплетение воедино различных мотивов, образов, уходящих корнями в русскую литературу, создает особый интертекстуальный фон произведений, благодаря которому воспроизводится оригинальная художественная картина современной российской действительности, утверждаются авторские представления о жизненных ценностях.
Ключевые слова
Об авторах
Дарья Михайловна Леднева
Литературный институт имени А.М. Горького
Автор, ответственный за переписку.
Email: ledneva.daria@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9416-963X
аспирант, кафедра новейшей русской литературы
Российская Федерация, 123104, Москва, Тверской б-р, д. 25Список литературы
- Богданов К.А. Негры в СССР. Этнография мнимой диаспоры // Антропологический форум. 2014. № 22. С. 103-142.
- Комиссарова У.А. Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции: М.А. Булгаков, Борис Акунин: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2018.
- Кувшинов Ф.В. Тема Африки в русской литературе первой трети ХХ века // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 2. С. 45-49
- Лейдерман Н.Л. Теория жанра: научное издание / Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО; Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2010
- Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960-1990; Евгений Онегин: комментарий. СПб.: Искусство-СПБ, 1995.
- Топоров В.Н. Из истории балто-славянских языковых связей: Анчутка // Baltistica. 1973. Т. IX. № 1. С. 29-44.
- Хитон Дж. Русская женская проза - феминистский подход как проблема на примере прочтения прозы Марины Палей // Славянское и восточноевропейское обозрение. 1997. Т. 75. № 1. С. 63-85.
- Шейко-Маленьких С.И. Поэтика русского постмодернизма в прозе 1990-х годов: мир как текст: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2004.
- Шеметова Т.Г. Мифологема «потомок негров» как значимый элемент пушкинского мифа в литературе ХХ века // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2011. № 1. С. 35-41
- Шенле А. Подлинность и вымысел в авторском самосознании русской литературы путешествий. 1790-1840. СПб.: Академический проект, 2004
- Юхнова И.С., Богатырев Е.А., Гардзонио С., Вершинина Н.Л., Аннушкин В.И., Кушнеренко В.Ф., Лоуэнфельд Дж., Кричевская Е.А., Жиркова Н.А., Мохаммади З. Русский мир Пушкина (круглый стол) // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2018. № 1. С. 227-238