Основные подходы к типологии цифровых медиаплатформ
- Авторы: Поляков М.Л.1,2
-
Учреждения:
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации
- Выпуск: Том 27, № 2 (2022): РЕЦЕПЦИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА ЗА РУБЕЖОМ
- Страницы: 399-413
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/31465
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-2-399-413
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цифровые платформы в последние годы находятся в центре внимания исследователей со всего мира. Их изучение ведется в контексте таких дисциплин, как коммуникативистика, социологии, менеджмент, информационные технологии, экономика. Исследователи используют различные подходы к определению того, что представляет собой платформа, к их концептуализации и систематизации. В центре внимания статьи - теоретические взгляды на цифровые платформы последних десяти лет и авторская типология цифровых платформ. Исследуется определение понятия «цифровая платформа» в работах 2010-2021 годов, проведен критический анализ вариантов классификации платформ, сделаны выводы об общих элементах платформ, сходных определениях и принципах их типизации. Автор отдельно рассматривает платформы, работающие по рекламной модели, вводит термин медиаплатформы . Именно эти платформы создали новые сегменты рекламного рынка - контекстную и таргетированную рекламу, заняв лидирующие позиции на глобальном и российском медиарынке. Определения и типология цифровых платформ в целом и описание сегмента рекламных платформ в частности могут быть использованы в вузах, где готовят специалистов по направлениям «Медиакоммуникации», «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Экономика».
Об авторах
Максим Львович Поляков
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: polyakov-ml@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0001-6110-7045
старший преподаватель кафедры интегрированных коммуникаций, автор и руководитель магистратуры «Цифровые коммуникации и новые медиа» Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), профессор кафедры международной журналистики Московского государственного института международных отношений (МГИМО).
Российская Федерация,119571, Москва, проспект Вернадского, 82, корп. 2; Российская Федерация, 119454, Москва, пр-кт Вернадского, д. 76Список литературы
- Макафи Э., Бриньолфсон Э. Машина, платформа, толпа. Наше цифровое будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 368 c.
- Маркова В.Д. Бизнес-модели компаний на базе платформ // Вопросы экономики. 2018. № 10. С. 127-135.
- Моазед А., Джонсон Н. Платформа: практическое применение революционной бизнес-модели. М.: Альпина Паблишер, 2019. 288 c.
- Срничек Н. Капитализм платформ. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 128 с
- Сайт Автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика». Публикация 28.04.2018. URL: https://data-economy.ru/20180428_01 (дата обращения: 25.05. 2022).
- Asadullah A., Faik I., Kankanhalli A. Digital Platforms: A Review and Future Directions // PACIS, 2018. 248 p.
- Boudreau K.J., Lakhani K.R. How to Manage Outside Innovation // MIT Sloan Management Review. 2009. Vol. 50. No. 4. P. 69-76.
- Bratton B. The Stack: On Software and Sovereignty. MIT Press, 2016. C. 251-289
- Carr N. The Big Switch: Rewiring the World, from Edison to Google. W.W. Norton & Company, 2009. 154 p
- Economides N., Katsamakas E. Two-Sided Competition of Proprietary vs. Open Source Technology Platforms and the Implications for the Software Industry // Management Science. 2003. Vol. 52. No. 7. P. 1057-1071. https://doi.org/10.1287/mnsc.1060.0549
- Eisenmann T., Parker G., Van Alstyne M.W. Strategies for Two-Sided Markets // Harvard Business Review. 2006. Vol. 84. No. 10. P. 1-12.
- Eriksson M., Fleischer R., Johansson A., Snickars P., Vonderau P. Spotify Teardown: Inside the Black Box of Streaming Music. Cambridge: MIT Press, 2019.
- Evans D.S., Schmalensee R. The Matchmakers: The New Economics of Multisided Platforms. Boston: Harvard Business Review Press, 2016.
- Faraj S., Krogh G. Von, Monteiro E., Lakhani K.R. Online Community as Space for Knowledge Flows // Information Systems Research. 2016. Vol. 27. No. 4. С. 668-684.
- Farrell J., Garth S. Standardization, Compatibility, and Innovation // The RAND Journal of Economics. 1985. Vol. 16. No. 1. Р. 70-83.
- Gawer A., Cusumano M.A. Platform Leadership: How Intel, Microsoft, and Cisco Drive Industry Innovation. Brighton: Harvard Business School Press, 2002.
- Hagiu A. Merchant or Two-Sided Platform // Review of Network Economics. 2007. Vol. 6. No. 2. P. 115-133.
- Hagiu A. Strategic Decisions for Multisided Platforms // MIT Sloan Management Review. 2014. Vol. 55. No. 2. P. 71-80.
- Katz M.L., Shapiro C. Network Externalities, Competition, and Compatibility // The American Economic Review. 1985. Vol. 75. No. 3. P. 424-40.
- Koh T.K., Fichman M. Multihoming users’ preferences for two-sided exchange networks // Mis Quarterly. 2014. Vol. 38. No. 4. P. 977-996.
- Nielsen R.K., Ganter S.A. Dealing with Digital Intermediaries: A Case Study of the Relations between Publishers and Platforms // New Media & Society. 2018. Vol. 20. No. 4. P. 1600-1617.
- Parker G.G., Van Alstyne M.W., Choudary S.P. Platform Revolution: How Networked Markets are Transforming the Economy and How to Make Them Work for You. New York: WW Norton & Co., 2016.
- Parker G.G., Van Alstyne M.W. Two-Sided Network Effects: A Theory of Information Product Design // Management Science. 2005. Vol. 51. No. 10. Р. 1494-1504.
- Poell Th. Three Challenges for Media Studies in the Age of Platforms. Television and Media // SAGE Journals. 2020. URL: https://doi.org/10.1177/1527476420918833 (accessed: 25.05.2022).
- Poniatowski M., Lüttenberg H., Beverungen D., Kundisch D. Three layers of abstraction: a conceptual framework for theorizing digital multi-sided platforms // Information Systems and e-Business Management. 2022. Vol. 20. P. 257-283
- Rochet J.-C., Tirole J. Platform Competition in Two-Sided Markets // Journal of the European Economic Association. 2003. Vol. 1. No. 4. Р. 990-1029.
- Rochet J.-C., Tirole J. Two-Sided Markets: A Progress Report // The Rand Journal of Economics. 2006. Vol. 37. No. (3). Р. 645-667.
- Seamans R., Zhu F. Responses to Entry in Multi-Sided Markets: The Impact of Craigslist on Local Newspapers // NET Institute Working Paper. 2013. No. 10-11. URL: https://ssrn. com/abstract=1694622 (accessed: 25.05.2022).
- Sehl A., Cornia A., Nielsen R.K. Public Service News and Social Media. Oxford: Reuters Institute for the Study of Journalism, 2018.
- Shapiro C., Varian H. Information Rules: A Strategic Guide to The Network Economy. Publisher: Harvard Business School Press, 2008. URL: 10.2307/1183273 (accessed: 25.05.2022).
- Tiwana A., Konsynski B., Bush A.A. Platform evolution: Coevolution of platform architecture, governance, and environmental dynamics // Information Systems Research. 2010. Vol. 21. No. 4. Р. 675-687.
- Vaculenko M., Singh S. The Guide to Platform Business Models // Platform Hunt blog. 2016. URL: https://medium.com/platform-hunt/the-platform-business-model-guide-6e86f5c 5679b (accessed: 25.05.2022).
- Van der Aalst W., Hinz O., Weinhardt C. Big Digital Platforms // Business & Information Systems Engineering. 2019. Vol. 61. P. 645-648.
- Yoo Y., Boland R.J., Lyytinen K., Majchrzak A. Organizing for Innovation in the Digitized World // Organization Science. 2012. Vol. 23. No. 5. P. 1398-1408.
- Zittrain J.L. The Generative Internet // Harvard Law Review. 2006. Vol. 119. No. 7. P. 1974-2040.