«Техногенная» образность поэзии Александра Ерёменко в контексте эволюции его романтического мировоззрения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается недостаточно изученная специфика «техногенной» образности в поэзии Александра Ерёменко. В стихотворениях 1984-1986 годов поэт часто сопоставлял образы техники и науки с природными объектами. Исследователи давали этим образам различные этические оценки. В признании неправомерности этих подходов кроется актуальность поставленной проблемы. Позднее, в 1987-1989 годах, стихи поэта будут транслировать политическую повестку. Цель статьи - определить причинно-следственную связь двух периодов творчества А. Ерёменко. Задача статьи - выявить идейную направленность этих периодов. Автор статьи выдвигает тезис: два периода в творчестве А. Ерёменко соответствуют двум стадиям разворачивания его романтического мировоззрения. Поэт сначала абсолютизировал механистичность внешнего мира («Не-Я»), а потом локализировал из него политический «образ врага». В постсоветский период (после 1991 г.) поэт отказался и от политической, и от поэтической деятельности. Причина этого - исчерпание авторского романтического конфликта и «образа врага». Литературоведческая наука недостаточно изучает вопросы романтического мировоззрения в современной литературе, его политическую и образную специфику, их взаимосвязь.

Об авторах

Кирилл Николаевич Анкудинов

Адыгейский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ankudinovkirill@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-3474-672X

кандидат филологических наук, доцент, кафедра литературы и массовых коммуникаций

Российская Федерация, Республика Адыгея, 385000, Майкоп, ул. Первомайская, 208

Список литературы

  1. Ерёменко А. Двенадцать лет в литературе // Юность. 1987. № 3. С. 54-56.
  2. Ерёменко А. Добавление к сопромату. Стихи. М.: Правда, 1990. (Серия Библиотека «Огонёк». Вып. № 35). 32 с.
  3. Ерёменко А. Стихи. М.: ИМА-пресс, 1991. 144 с.
  4. Кибиров Т. Сантименты. Восемь книг. Белгород: Риск, 1994. 384 с.
  5. Кукулин И.В. «Сумрачный лес» как предмет ажиотажного спроса // Новое литературное обозрение. 2003. № 59. С. 359-381.
  6. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990: в 2 т. Т. 2: 1968-1990. М.: Издательский центр Академия, 2003. C. 463-464.
  7. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. Беседы о литературе. М.: Изд-во АСТ, серия «Классика лекций», 2019. 256 с.
  8. Масалов А.Е. Функционально-семантические особенности метаболы в метареалистической поэзии Александра Ерёменко // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. Екатеринбург, 2019. № 3. С. 142-155.
  9. Полежаев А. Стихотворения. Поэмы. Переводы. Воспоминания современников / сост и подг. А.Н. Версовин. М.: Правда, 1990. 480 с.
  10. Токарев А.А. Метареализм как творческий метод Александра Ерёменко // Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 3 ч. Ч. 1. Тамбов: Изд-во Грамота, 2016. № 11(65) С. 48-51.
  11. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX веков. М.: Советский писатель, 1989. 416 с.

© Анкудинов К.Н., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах