Коммуникативная компетентность личности пользователя в конструировании «медиатизирующегося мира»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность статьи определяется повсеместно растущей цифровизацией коммуникаций, в том числе под влиянием пандемии COVID-19 в 2020-2021 годах. Следствием данного процесса является преобразование структуры социального пространства и утверждения виртуального взаимодействия как базового способа коммуникации - взамен межличностного. Данные трансформации влекут за собой ценностно-нормативные преобразования коммуникативного пространства, смысловые перестроения коммуникаций под влиянием изменяющейся социальной реальности. Под воздействием технологической инфраструктуры коммуникации происходит порождение «медиатизированной социальной реальности», также влекущей смысловые изменения в коммуникации. Это актуализирует феномен коммуникативной компетентности личности, определяющий эффективность взаимодействий в условиях технологических, смысловых и институциональных изменений. В статье представлены некоторые результаты эмпирической верификации коммуникативной компетентности в современных российских практиках взаимодействия. Явление гибридизации коммуникативной компетентности при переходах индивида из среды реальных коммуникаций в среду виртуальных коммуникаций способствует конструированию «медиатизированной социальной реальности» и расширяет его социальную реальность. Данная способность личности и ее коммуникативной компетентности к трансгрессии в сочетании с гибридностью является фактором интеграции коммуникативного пространства социума с его противоречивыми характеристиками.

Об авторах

Елена Вадимовна Чанкова

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Автор, ответственный за переписку.
Email: chev3@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8831-0836

доктор социологических наук, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна

Российская Федерация, 115093, Москва, Стремянный пер., 36

Олег Владимирович Сорокин

Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН

Email: ov.sorokin@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2597-9465

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра социологии молодежи

Российская Федерация, 119333, Москва, Фотиевой, 6, корп. 1

Список литературы

  1. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Издательский дом ВШЭ, 2020.
  2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности. М.: Норма, 2020. 304 с.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эйдос, интернет-журнал. 1995.
  4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Издательский дом «Медиум», 1995.
  5. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М.: Гардарики, 2003.
  6. Макаревич Э.Ф., Карпухин О.И. Глобальная культура в коммуникации. М., 2017.
  7. Коломиец В.П. Медиатизация медиа. М., 2020.
  8. Шюц А. Смысловые структуры повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. 336 с.
  9. Чанкова Е.В. Коммуникативная компетентность в условиях изменяющейся социальной реальности: дис. … д-ра социол. наук. М, 2018. 384 с.
  10. Ним Е. (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации // Социологическое обозрение. 2017. Т.16. № 3. С. 409-427.
  11. Couldry, N., & Hepp, A. (2016). The mediated construction of reality. Cambridge: Polity Press.

© Чанкова Е.В., Сорокин О.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах