Гоголевские традиции в романе В. Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Роман «Скандалист или Вечера на Васильевском острове» В. Каверина является одним из наиболее репрезентативных воплощений «русской гофманианы» 20-х гг. ХХ в., о чем свидетельствует гротескная образность произведения. Само понимание гротеска не ограничивается бахтинской теорией, но подразумевает обращение и к работам В. Кайзера и В. Шкловского. Кроме того, высказывается предположение, что актуальная для писателя петербургская тема разрабатывается под знаком формалистской идеи литературного быта, а также других концепций и теорий русского формализма (в том числе теории остранения). Каверину удается вписать в контекст петербургского мифа не только собственно литературу, но и литературоведение, что позволяет рассуждать о произведении как об одном из ярчайших проявлений «филологического романа», важнейшей характеристикой которого является акцентированное интертекстуальное начало. В работе утверждается, что мотивы и темы, образы и детали, синтаксические конструкции и даже композиция (в том числе хронотоп) первого романа В. Каверина вписываются в гоголевскую систему координат. Каверинский текст - это конструкция, собранная из фрагментов и деталей гоголевского текста по гоголевским же правилам.

Об авторах

Наталья Зиновьевна Кольцова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: kotsovaru@rambler.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета

Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 51

Мяовэнь Лю

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: miaowenliu@mail.ru

аспирант кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета

Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 51

Список литературы

  1. Clark K. The Soviet Novel: History as Ritual. Chicago - London: The University of Chicago Press, 1981. 293 p.
  2. Скандура К. Здесь читал адъюнкт-профессор Николай Васильевич Гоголь-Яновский (Заметки на полях романа В. Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове»). URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/30/skandura30.shtml (дата обращения: 02.05.2020).
  3. Каверин В.А. Серапионовы братья о себе: В. Каверин // Литературные записи. 1922. № 3. С. 25-31.
  4. Каверин В.А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 8. М.: Художественная литература, 1983. 466 с.
  5. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Художественная литература, 1976. 472 с.
  6. Манн Ю.В. Гоголь. История всемирной литературы: в 9 т. Т. 6. М.: ИМЛИ АН СССР, 1989. С. 360-384.
  7. Держуров А.С. Гротеск в немецкой литературе XVIII века: дис. … канд. филол. наук. М.: МПГУ, 1996.
  8. Каверин В.А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1980. 596 с.
  9. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Повести. М.: Гослитизат, 1959. 335 с.
  10. Гоголь Н.В. Собрание художественных произведений: в 5 т. Т. 5. Мертвые души. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. 567 с.
  11. Успенский Б.А. Поэтика композиции (структура художественного текста и типология композиционной формы). М.: Искусство, 1970. 223 с.
  12. Неклюдова О.А. К вопросу о кинематографической технике в прозе В. Каверина 1920-х гг. // Сибирский филологический журнал. 2017. № 1. С. 71-82.
  13. Скороспелова Е.Б. Русская проза ХХ века. От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М.: ТЕИС, 2003. 420 с.
  14. Ханзен-Леве Оге А. Русский формализм. Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. М.: Языки русской культуры, 2001. 672 c.
  15. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Л.: Academia, 1924. 140 с.
  16. Вагинов К.К. Козлиная песня. Забытая книга. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1989. 477 с.
  17. Мандельштам О.Э. Полное собрание сочинений и писем: в 3 т. Т. 1. Стихотворения. М.: Прогресс-Плеяда, 2009. 811 с.
  18. Катаев В.П. Алмазный мой венец. М.: Проспект, 1978.

© Кольцова Н.З., Лю М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах