Дискурсивное конструирование автобиографических воспоминаний в речевом онтогенезе: лонгитюдное наблюдение

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

До настоящего времени ранние автобиографические воспоминания изучались не в условиях реальной коммуникации, а экспериментальным путем. В данной работе исследуется роль языка в мыслительных процессах, связанных с языковой экспликацией воспоминаний в раннем онтогенезе в дискурсивных практиках. Рассматриваются способы и пути формирования ранних устных воспоминаний в междисциплинарной парадигме. Цель исследования - выявить механизмы становления раннего устного дискурсивного рассказа-воспоминания. В качестве материала использованы данные мультимедийного корпуса CHILDES Transcript Browser с транскриптами речи немецкоязычных детей в возрастном интервале от 3 до 7 лет. Для их анализа применялся коммуникативно-прагматический и когнитивно-дискурсивный анализ. Исследованы дискурсивные стратегии и тактики взрослых по экспликации мнемического содержания детских нарративов, выявлена прагматическая направленность стимулирующих высказываний взрослых, описаны языковые особенности мнемических высказываний ребенка. Результаты исследования показали, что основными дискурсивными стратегиями взрослых выступают: стратегия дискурсивной социализации, стратегия обучению конструирования дискурсивного диалогического нарратива, а затем мнемического нарратива с тактикой извлечения информации из памяти. Результатом работы явилась психолингвистическая (вербальная) модель онтогенетической генерализации детских воспоминаний, характерная для немецкоязычного ребенка. Модель включает 6 этапов в соответствии с возрастом дошкольника и отображает развитие поверхностной структуры мнемических высказываний - воспоминаний, являющихся каркасом первичных автобиографических нарраций. Работа заполняет ряд ниш в исследованиях по дискурсологии и нарратологии; расширяет представление о специфике порождения устного рассказа в речевом онтогенезе, моделях построения первичных и вторичных текстов и может найти практическое применение в корпусных и эмпирических исследованиях.

Об авторах

Анна Александровна Петрова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: petrova16@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4322-1324

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник НИЛ «Текстовая аналитика» Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета. Ее исследовательские интересы включают психолингвистику, языковой онтогенез, изучение проявления мультимодальности в процессе коммуникации, когнитивную лингвистику.

Казань, Россия

Ирина Владимировна Привалова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ivprivalova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7740-2185

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник НИЛ «Текстовая аналитика» Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета. В сфере ее научных интересов находятся вопросы, имеющие отношение к психолингвистике, межкультурной и массовой коммуникации, корпусной лингвистике.

Казань, Россия

Ксения Олеговна Косова

Российский университет дружбы народов

Email: 1142220167@rudn.ru
ORCID iD: 0009-0007-5606-9604

аспирант кафедры иностранных языков филологического факультета РУДН. Области исследования - психолингвистика, когнитивная лингвистика, корпусная лингвистика и дискурс-анализ.

Москва, Россия

Список литературы

  1. Alyusheva, Anna R. 2012. Acquisition of cultural life scripts repertory as a factor of autobiographical memory macrostructure development. Psychological Studies 5 (25). https://doi.org/10.54359/ps.v5i25.743 psystudy.ru/index.php/num/article/view/743 (accessed 24 July 2023). (In Russ.).
  2. Bauer, Patricia J., Marina Larkina, Evren Güler & Melissa Burch. 2019. Long-term autobiographical memory across middle childhood: Patterns, predictors, and implications for conceptualizations of childhood amnesia. Memory 27 (9). 1175-1193. https://doi.org/10.1080/09658211.2019.1615511
  3. Chafe, Wallace. 1973. Language and Memory. New York: Linguistic Society of America. https://doi.org/10.2307/412454
  4. Devinsky, Orrin. 2000. Right cerebral hemisphere dominance for a sense of corporeal and emotional self. Epilepsy and Behavior 1. 60-73. https://doi.org/10.1006/ebeh.2000.0025
  5. Ehlich, Konrad, Ursula Bredel & Hans H. Reich (eds.). 2008. Referenzrahmen zur alterspezifischen Sprachaneignung. Berlin: BMBF.
  6. Erll, Astrid. 2011. Memory in Culture. London: Palgrave Macmillan.
  7. Fivush, Robyn & Widaad Zaman. 2014. Gender, subjective perspective, and autobiographical consciousness. In Bauer Patricia J. & Robyn Fivush (eds.), The Wiley-Blackwell handbook on the development of children’s memory, 586-604. West Sussex/United Kingdom: Wiley-Blackwell. https://doi.org/10.1002/9781118597705.ch25
  8. Fivush, Robyn & Patricia J. Bauer. 2010. The emergence of Recollection: How we learn to recall ourselves in the past. In John H. Mace (ed.), The act of remembering: Towards an understanding of how we recall the past, 259-283. Oxford, UK: Wiley-Blackwell. https://doi.org/10.1002/9781444328202.ch11
  9. Fivush, Robyn & Katherine Nelson. 2006. Parent-child reminiscing locates the self in the past. British Journal of Developmental Psychology 24. 235-251. https://doi.org/10.1348/026151005X57747
  10. Fivush, Robyn, Tilmann Habermas, Theodore E. A. Waters & Widaad Zaman. 2011. The making of autobiographical memory: Intersections of culture, narrative and identity. International Journal of Psychology 46. 321-345. https://doi.org/10.1080/00207594.2011.596541
  11. Gorelov, Ilya N. 2003. Izbrannye trudy po psiholingvistike [Selected Works on Psycholinguistics]. Moscow: Labirint. (In Russ.).
  12. Habermas, Tilmann, Alexa Negele & Fernanda Brenneisen Mayer. 2010. „Honey, you’re jumping about“- mothers’ scaffolding of their children’s and adolescents’ life narration. Cognitive Development 25 (4). 339-351. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2010.08.004
  13. Haden, Catherine A., Rachel A. Haine & Robyn Fivush. 1997. Developing narrative structure in parent-child reminiscing across the preschool years. Developmental Psychology 33 (2). 295-307. https://doi.org/10.1037//0012-1649.33.2.295
  14. Larkina, Marina & Patricia J. Bauer. 2010. The role of maternal verbal, affective, and behavioral support in preschool children’s independent and collaborative autobiographical memory reports. Cognitive Development 25 (4). 309-324. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2010.08.008;
  15. Luriya, Alexander R. 1998. Yazyk i soznanie [Language and Consciousness]. Moscow: MGU. (In Russ.).
  16. Nelson, Katherine. 1991. Remembering and telling: A developmental story. Journal of Narrative and Life History 1 (2-3). 109-127. https://doi.org/10.1075/jnlh.1.2-3.02rem
  17. Nelson, Katherine. 1993. Explaining the emergence of autobiographical memory in early childhood. In Alan F. Collins, Susan E. Gathercole, Martin A. Conway & Peter E. Morris (eds.), Theories of Memory, 355-385. Hove/United Kingdom: Erlbaum.
  18. Nourkova, Veronika V. 2011. Maternal reminiscing style as a predictor of memory source monitoring efficacy. «Perspectives on Autobiographical Memory Development». CON AMORE: Center on Autobiographical Memory Research.
  19. Nourkova, Veronica V. 1996. Avtobiograficheskaya pamyat kak problema psihologicheskogo issledovaniya (Autobiographical memory as a problem of psychological research). Psikhologicheskii Zhurnal 17 (2). 16-29. (In Russ.).
  20. Nourkova, Veronica V. 2000. PastContinuous: The Psychology of Autobiographical Memory. Moscow: The University Publishing House. (In Russ.).
  21. Nourkova, Veronica V., Olga V. Mitina & Elena V. Yanchenko. 2005.Autobiographical memory: “Emptiness” and “Condensation” in the subjective picture of past. Psikhologicheskiĭ Zhurnal 26 (2). 22-32. (In Russ.).
  22. Nourkova, Veronica V. 2008. Analiz fenomenologii avtobiograficheskoii pamyati s pozicii kulturno-istoricheskogo podhoda (Analysis of the phenomenology of autobiographical memory from the perspective of a cultural-historical approach). Kulturno-istoricheskaya psihologiya 1. 17-26. (In Russ.).
  23. Nourkova, Veronica V. 2010. Autobiographic memory in a view of cultural-historical and activity theory methodology. The Psychology. Journal of the Higher School of Economics 7 (2). 64-82. (In Russ.).
  24. Nourkova, Veronica V. & Anna R. Alyusheva. 2012. Zhizn kak roman: opyt chteniya i uroven razvitiya avtobiograficheskoii pamyati (Life is like a novel: Reading experience and the level of development of autobiographical memory). Zhurnal Mezhdunarodnogo instituta chteniya im. A. A. Leonteva 11. 62-64. (In Russ.).
  25. Ochs, Elinor. 1994. Stories that step into the future. In Biber Douglas & Edward Finegan (eds.), Sociolinguistic perspectives on register Oxford, 106-135. New York: Oxford University Press.
  26. Petrova, Anna A. 2010. Bazisnye pokazateli processa usvoeniya yazyka i rechi kak osnova modelirovaniya v ontogeneze (Basic indicators of the process of language and speech acquisition as the basis for modeling in ontogenesis). Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta 7. 321-329. (In Russ.).
  27. Petrova, Elena B. 2008. Katalogizaciya pobuditelnykh rechevykh aktov v lingvisticheskoii pragmatike (Cataloging of incentive speech acts in linguistic pragmatics). Vestnik VGU, Seriya: Lingvistika i mezhkulturnaya kommunikaciya 3. 124-133. (In Russ.).
  28. Petrova, Аnna A., Irina V. Privalova, Maria B. Kazachkova & Kalbike U. Yessenova. 2023. Specifics of text derivatives propositions in speech ontogeny. Research Result. Theoretical and Applied Linguistics 9 (1). 136-152. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2023-9-1-0-9
  29. Petrova, Аnna A. & Larissa N. Rebrina. 2016. Autobiographical memory: Genesis, functioning, discursive implementation. XLinguae Journal 9 (2). 11-36. (In Russ.). https://doi.org/10.18355/XL.2016.09.02.11-36
  30. Petrova, Anna A. & Marina I. Solnyshkina. 2021. Immediate recall as a secondary text: Refer-ential parameters, pragmatics and propositions. Russian Journal of Linguistics 25 (1). 221-249. (In Russ.).
  31. Qi, Wang. 2016. Remembering the self in cultural contexts: A cultural dynamic theory of autobiographical memory. Memory Studies 9 (3). 295-304 https://doi.org/10.1177/1750698016645238
  32. Tivyaeva, Irina V. 2018. Kognitivno-kommunikativnaya koncepciya mnemicheskoii deyatelnosti. Dissertaciya na soiskanie uchenoii stepeni doktora filologicheskih nauk [Cognitive-communicative concept of mnemonic activity. Dissertation for the degree of Doctor of Philology]. Moscow. (In Russ.).
  33. Vinitzky-Seroussi, Vered. 2010. Yitzhak Rabin’s Assassination and the Dilemmas of Commemoration. New York: Suny Press.
  34. Vygotskij, Lev S. 2017. Myshlenie i rech [Thinking and Speech]. Saint Petersburg: Piter. (In Russ.).

© Петрова А.А., Привалова И.В., Косова К.О., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах