На пути к мультимодальной герменевтической модели: «саудизация» рекламного дискурса в Uber-блогах

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В исследовании предлагается мультимодальная герменевтическая модель (МГМ) как методология, расширяющая аналитические возможности классической герменевтической теории интерпретации текста (Ricoeur 1973, 1976, 1981). Модель была эмпирически проверена на материале рекламного дискурса «саудизации», а именно мультимодального текста саудовского блога Uber. Данная социально-семиотическая модель инкорпорирована в диалектику дистанцирования-присвоения, потенциально лежащую в основе интерпретации мультимодальных текстов. Во-первых, для более совершенного описания отдаленного смысла текста как целостной внутритекстуальной конфигурации кластеров в различных коммуникативных модальностях с взаимодействующими семиотическими модусами была использована мультимодальная кластерная транскрипция (Baldry & Thibault 2006). Во-вторых, для более полного объяснения текстовой референции был применен анализ межличностного взаимодействия мультимодальных участников (Kress & Van Leeuwen 2006a, 2006b, Halliday & Matthiessen 2004). Эмпирическим материалом, используемым для проверки MHM, послужил мультимодальный текст Uber-блога, разработанный базирующейся в Саудовской Аравии компанией Uber. Мультимодальная транскрипция текстовых кластеров продемонстрировала, как смысл текста тематически выстраивается вокруг макротемы «Саудизация» через вербальную, визуальную и изобразительную модальность в ее материальных и семиотических формах, а именно - языковых, графологических, антропных, пространственных, природных и технологических. Мультимодальный анализ участников показал, как в контексте Саудовской Аравии референты - (i) образцовый водитель Uber, (ii) Управления общественного транспорта, (iii) водители-партнеры и (iv) приложение Uber - коллективно способствуют переносу «саудизации» из государственного дискурса в рекламный, который реализуется в мультимодальном тексте.

Об авторах

Амир Х.Й. Салама

Колледж естественных и гуманитарных наук в Аль-Хардже, Университет принца Саттама бин Абдель Азиза; Университет Кафр-эль-Шейха

Автор, ответственный за переписку.
Email: amir.salama79@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-9320-558X

профессор лингвистики факультета английского языка Колледжа естественных и гуманитарных наук в Аль-Хард, Университет принца Саттама ибн Абдель Азиза, Саудовская Аравия. Его научные интересы - корпусная лингвистика, анализ дискурса, прагматика и социальная семиотика. Активно публикуется в международных журналах, среди которых - Discourse & Society, Critical Discourse Studies, Pragmatics and Society, Semiotica, Corpora, Translation Spaces, Space and Culture и WORD.

Саудовская Аравия; Египет

Список литературы

  1. Al-Dosary, Adel S. & Syed M. Rahman. 2005. Saudization (Localization) - A critical review. Human Resource Development International 8 (4). 495-502. http://dx.doi.org/10.1080/13678860500289534
  2. Alexander, Jonathan & Jacqueline Rhodes. 2014. On Multimodality: New Media in Composition Studies. California: NCTE.
  3. Azhar, Areej, David Edgar & Peter Duncan. 2016. The impact of Saudization policy on recruitment and retention: A case study of the banking sector in Saudi Arabia. Journal of Business 1 (5). 1-14. http://dx.doi.org/10.18533/job.v1i5.51
  4. Baldry, Anthony & Paul Thibault. 2006. Multimodal Transcription and Text Analysis: A Multimedia Toolkit and Coursebook. London: Equinox.
  5. Bateman, John. 2008. Multimodality and Genre: A Foundation of for the Systematic Analysis of Multimodal Documents. New York: Palgrave Macmillan.
  6. Bateman, John. 2014. Multimodal coherence research and its applications In Helmut Gruber & Gisela Redeker (eds.), The pragmatics of discourse coherence, 145-176. Amsterdam: John Benjamins.
  7. Bateman, John, Janina Wildfeuer & Tuomo Hiippala. 2017. Multimodality. Berlin: Walter de Gruyter.
  8. Benson, Phil. 2017. The Discourse of YouTube: Multimodal Text in a Global Context. London: Routledge.
  9. Berger, Arthur A. 2015. Ads, Fads, and Consumer Culture: Advertising’s Impact on American Character and Society. 5th edn. London: Rowman & Littlefield.
  10. Bernstein, Basil. 1981. Codes, modalities and the process of cultural reproduction: A model. Language and Society 10 (3). 327-363. http://dx.doi.org/10.1017/S0047404500008836
  11. Bernstein, Basil. 1986. On pedagogic discourse. In James Richardson (ed.), Handbook for theory and research in the sociology of education, 205-290. Westport, CT: Greenwood.
  12. Blom, Nathan A. 2020. Multimodal Hermeneutics: Aesthetic Response to Literature in the English Language Arts Classroom (Publication No. 27995004) [Doctoral thesis, Columbia University]. ProQuest Dissertations and Theses Global.
  13. Blood, Rebecca. 2002. The Weblog Handbook: Practical Advice on Creating and Maintaining Your Blog. Cambridge, MA: Perseus Publishing.
  14. Boden, Zoë & Virginia Fatough. 2014. Understanding more fully: A multimodal hermeneutic-phenomenological approach. Qualitative Research in Psychology 11 (2). 160-177. http://dx.doi.org/10.1080/14780887.2013.853854
  15. Bolander, Brook. 2012. Disagreements and agreements in personal/diary blogs: A closer look at responsiveness. Journal of Pragmatics 44. 1607-1622. http://dx.doi.org/10.1016/j.pragma.2012.03.008
  16. Bondi, Marina. 2022. Dialogicity in individual and institutional scientific blogs. Publications 10 (1). http://dx.doi.org/10.3390/publications10010009
  17. Chouliaraki, Lilie & Norman Fairclough. 1999. Discourse in Late Modernity: Rethinking Critical Discourse Analysis. Edinburgh: Edinburgh University Press.
  18. Cook, Guy. 1992. The Discourse of Advertising. London/New York: Routledge.
  19. Deppermann, Arnulf. 2013. Multimodal interaction from a conversation analytic perspective. Journal of Pragmatics 46 (1). 1-7. http://dx.doi.org/10.1016/j.pragma.2012.11.014
  20. Fairclough, Norman. 1992. Discourse and Social Change. Cambridge: Polity Press.
  21. Fairclough, Norman. 1995. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language. London: Longman.
  22. Fairclough, Norman. 2003. Analysing Discourse: Textual Analysis for Social Research. New York: Routledge.
  23. Foucault, Michel. 1981. History of Sexuality, Vol. I. Harmondsworth: Penguin Books.
  24. Freddi, Maria. 2020. Blurring the lines between genres and audiences: Interaction in science blogs. Discourse and Interaction 13 (2). 9-35. http://dx.doi.org/10.5817/DI2020-2-9
  25. Gibbons, Alison. 2011. Multimodality, Cognition, and Experimental Literature. New York: Routledge.
  26. Goddard, Angela. 2002. The Language of Advertising. 2nd edn. London: Routledge.
  27. Granström, Björn, David House & Inger Karlsson. (eds.). 2002. Multimodality in Language and Speech Systems. Norwell: Kluwer Academic.
  28. Halliday, Michael A.K. 1978. Language as Social Semiotic: The Social Interpretation of Language and Meaning. London: Edward Arnold.
  29. Halliday, Michael A.K. & Christian M.I.M. Matthiessen. 2004. An Introduction to Functional Grammar. 3rd edn. London: Hodder Arnold.
  30. Herring, Susan, Ann Scheidt, Sabrina Bonus & Elijah Wright. 2004. Bridging the gap: A genre analysis of weblogs. In Proceedings of the 37th Hawai’i International Conference on System Sciences. Los Alamitos: IEEE Press.
  31. Hyland, Ken & Hang Zou. 2020. In the frame: Signalling structure in academic articles and blogs. Journal of Pragmatics 165. 31-44. http://dx.doi.org/10.1016/j.pragma.2020.05.002
  32. Iriart, Veronica, Nicole Forrester & Tia-Lynn Ashman. 2022. The plant science blogging project: A curriculum to develop student science communication skills. Plants People Planet 4. 485-498. http://dx.doi.org/10.1002/ppp3.10287
  33. Jewitt, Carey, Jeff Bezemer & Kay O’Halloran. 2016. Introducing Multimodality. London: Routledge.
  34. Kress, Gunther. 2010. Multimodality: A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. New York: Routledge.
  35. Kress, Gunther & Theo Van Leeuwen. 2001. Multimodal Discourse: The Modes and Media of Contemporary Communication. London: Arnold.
  36. Kress, Gunther & Theo Van Leeuwen. 2006a. Visual interaction. In Adam Jaworski & Nikolas Coupland (eds.), The discourse reader, 362-384. 2nd edn. London: Routledge.
  37. Kress, Gunther & Theo Van Leeuwen. 2006b. Reading Images: The Grammar of Visual Design. 2nd edn. London/New York: Routledge.
  38. Krishnamurthy, Sandeep. 2002. The multimodality of blog conversations: The virtual enactment of September 11. In Presented at the meeting of the Internet Research 3.0: NET/WORK/THEORY. Association of Internet Researchers (AoIR). The Netherlands: Maastricht.
  39. Kuteeva, Maria. 2016. Research blogs, wikis and tweets. In Ken Hyland & Phillip Shaw (eds.), The Routledge handbook of English for academic purposes, 431-443. London: Routledge.
  40. Latour, Bruno. 1996. On actor-network theory: A few clarifications. Soziale Welt 47. 369-381.
  41. Latour, Bruno. 2005. Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory. Oxford: Oxford University Press.
  42. Lutzky, Ursula & Andrew Kehoe. 2016. “Oops, I didn’t mean to be so flippant”. A corpus pragmatic analysis of apologies in blog data. Journal of Pragmatics 116. 27-36. http://dx.doi.org/10.1016/j.pragma.2016.12.007
  43. Lutzky, Ursula, & Matt Gee. 2018. ‘I just found your blog’. The pragmatics of initiating comments on blog posts. Journal of Pragmatics 129. 173-184. http://dx.doi.org/10.1016/j.pragma.2018.03.016
  44. Luzón, Maria J. 2012. “Your argument is wrong”: A contribution to the study of evaluation in academic weblogs. Text & Talk 32 (2). 145-165. http://dx.doi.org/10.1515/text-2012-0008
  45. Luzón, Maria J. 2013. Public communication of science in blogs: Recontextualizing scientific discourse for a diversified audience. Written Communication 30 (4). 428-457. http://dx.doi.org/10.1177/0741088313493610
  46. Luzón, Maria J. 2018. Constructing academic identities online: Identity performance in research group blogs written by multilingual scholars. Journal of English for Academic Purposes 33. 24-39. http://dx.doi.org/10.1016/j.jeap.2018.01.004
  47. Myers, Greg. 1999. Ad Worlds: Brands, Media, Audiences. London: Arnold.
  48. Nørgaard, Nina. 2019. Multimodal Stylistics of the Novel: More than Words. London: Routledge.
  49. Norris, Sigrid. 2004. Analyzing Multimodal Interaction: A Methodological Framework. London: Routledge.
  50. Norris, Sigrid (ed.). 2012. Multimodality in Practice: Investigating Theory-in-Practice-through-methodology. London: Routledge.
  51. O’Halloran, Kay. 2015. Multimodal digital humanities. In Peter Trifonas (ed.), International handbook of semiotics, 389-415. New York: Springer.
  52. O’Halloran, Kay & Bradley A. Smith (eds.). 2011. Multimodal Studies: Exploring Issues and Domains. New York: Routledge.
  53. Pérez-Llantada, Carmen & María-José Luzón. 2023. Genre Networks: Intersemiotic Relations in Digital Science Communication. New York/London: Routledge.
  54. Pütz, Martin. 2020. Exploring the linguistic landscape of Cameroon: Reflections on language policy and ideology. Russian Journal of Linguistics 24 (2). 294-324. http://dx.doi.org/10.22363/2687-0088-2020-24-2-294-324
  55. Ramady, Mohamed A. 2010. The Saudi Arabian Economy: Policies, Achievements, and Challenges. 2nd edn. New York: Springer.
  56. Richards, Jef I. & Catharine M. Curran. 2002. Oracles on ‘advertising’: Searching for a definition’. Journal of Advertising 31 (2). 63-77. http://dx.doi.org/10.1080/ 00913367.2002.10673667
  57. Ricoeur, Paul. 1973. The model of the text: Meaningful action considered as a text. New Literary History 5 (1). 91-117. http://dx.doi.org/10.2307/468410
  58. Ricoeur, Paul. 1976. Interpretation Theory: Discourse and the Surplus of Meaning. Texas: The Texas Christian University Press.
  59. Ricoeur, Paul. 1981. Hermeneutics and the Human Sciences. Cambridge: Cambridge University Press.
  60. Rasmussen, Gitte & Theo van Leeuwen (eds.). 2024. Multimodality and Social Interaction in Online and Offline Shopping. New York: Routledge.
  61. Salama, Amir H. Y. 2022. A pedagogic-phonetic critique of the BBC’s Internet-based L2 teaching of English vowels. World Journal of English Language 12 (8). 495-512. http://dx.doi.org/10.5430/wjel.v12n8p495
  62. Salama, Amir H. Y. & Rania Fawzy. 2023а. The spatiotemporal constitution of Dubai as a semiotically assembled touristscape. Russian Journal of Linguistics 27 (3). 570-591. http://dx.doi.org/10.22363/2687-0088-31963
  63. Salama, Amir H. Y. & Rania Fawzy. 2023b. The YouTube-induced sequential categorization of the topical device of Amber Heard’s ‘lies’: An ethnomethodological forensic-linguistic. International Journal of Legal Discourse 8 (2). 171-198. https://doi.org/10.1515/ijld-2023-2009
  64. Scollon, Ron & Wong Scollon. 2003. Discourses in Place: Language in the Material World. London: Routledge.
  65. Tomášková, Renáta. 2017. “And this is the view from outside my window”: On text and image interplay in university website blogs. Topics in Linguistics 18 (2). 81-93. http://dx.doi.org/10.1515/topling-2017-0012
  66. Van Leeuwen, Theo. 2008. Discourse and Practice: New Tools for Critical Discourse Analysis. Oxford: Oxford University Press.
  67. Zou, Hang & Ken Hyland. 2019. Reworking research: Interactions in academic articles and blogs. Discourse Studies 21 (6). 713-733. http://dx.doi.org/10.1177/1461445619866983

© Салама А.Х., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах