Лингвистическая креативность и полимодальные тропы в кинодискурсе
- Авторы: Зыкова И.В.1
-
Учреждения:
- Институт языкознания РАН
- Выпуск: Том 27, № 2 (2023)
- Страницы: 334-362
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/linguistics/article/view/35193
- DOI: https://doi.org/10.22363/2687-0088-33206
- EDN: https://elibrary.ru/NFFPOR
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Настоящая статья посвящена выявлению специфики реализации креативного потенциала языка в кинодискурсе. Исследование проводится на материале восьми популярных советских комедийных фильмов 60-х гг. ХХ в. общей продолжительность 670 минут. Выбор данного периода обусловлен социально-исторической значимостью шестидесятых годов в развитии русской культуры и отечественного кинематографа. Цель статьи - идентифицировать и категоризировать вербальные средства, на базе которых создаются кинотропы, а также определить способы их трансформаций в ходе конструирования кинематографической образности. Для решения данных задач разработана комплексная методология, включающая три этапа анализа и опирающаяся на концепции, которые развиваются сегодня в лингвистике, киноведении и исследованиях полимодальности. Согласно результатам, кинематографическая образность берет свое начало в вербальных средствах двух категорий. Необразные вербальные средства (слова с буквальными значениями; переменные словосочетания и т.д.) и образные вербальные средства (литературные метафоры; идиомы и т.д.) служат основой для создания трех типов кинотропов: кинометонимии, кинометафоры и киноиронии. Под влиянием создаваемых ими кинотропов вербальные единицы обеих категорий подвергаются трансформациям: структурным, грамматическим, семантическим и прагматическим. В работе выявлен двойственный или реверсивный характер лингвокреативности в кинодискурсе: вербальные единицы, с одной стороны, обеспечивают создание кинотропов, а, с другой стороны, они сами обретают новые свойства и качества. Полученные результаты способствуют дальнейшему развитию исследований креативности в кинодискурсе, а также в других типах полимодальных текстов, в частности в текстах СМИ, в рекламе, визуальной поэзии и электронной литературе.
Об авторах
Ирина Владимировна Зыкова
Институт языкознания РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: irina_zykova@iling-ran.ru
ORCID iD: 0000-0002-0430-7769
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела теоретической лингвистики Института языкознания Российской академии наук. Опубликовала более 190 научных трудов, в том числе четыре авторских монографии, посвященные актуальным проблемам гендерной лингвистики, фразеологии и лингвокультурологии. Является автором учебного пособия по английской лексикологии “A Practical Course in English Lexicology” (3-е изд., 2008), составителем (в соавторстве) фундаментального словаря «Большой фразеологический словарь русского языка» (5-е изд., 2022), ответственным редактором коллективной монографии «Лингвокреативность в дискурсах разных типов: Пределы и возможности» (2021). В сферу ее исследовательских интересов входят теория языка, когнитивная лингвистика, лингвокультурология, мультимодальная лингвистика, фразеология, лексикография.
Москва, РоссияСписок литературы
- Aleinikov, Andrei G. 2013. Creativity definitions, approaches. In Elias G. Carayannis (ed.), Encyclopedia of creativity, invention, innovation, and entrepreneurship, 391-402. Springer Reference.
- Baldry, Anthony. 2004. Phase and transition, type and instance: Patterns in media texts as seen through a multimodal concordance. In Kay O’Halloran (ed.), Multimodal discourse analysis: Systemic functional perspectives, 83-108. London and New York: Continuum.
- Beach, Christopher. 2004. Class, Language, and American Film Comedy. Cambridge: Cambridge University Press.
- Beumers, Birgit (ed.). 2009. A Companion to Russian Cinema. Chichester, West Sussex, UK; Malden, MA, USA: John Wiley & Sons, Inc.
- Boden, Margaret A. 2009. Computer Models of Creativity. AI Magazine 30 (3). 23-34.
- Bordwell, David. 2007. Poetics of Cinema. New York, NY: Routledge.
- Carroll, Noöl. 1996. Theorizing the Moving Image. Cambridge: Cambridge University Press.
- Carter, Ronald. 2004. Language and Creativity: The Art of Common Talk. London: Routledge.
- Cienki, Alan. 2018. Insights for linguistics and gesture studies from film studies: A view from researching cinematic metaphor. In Sarah Greifenstein, Dorothea Horst, Thomas Scherer, Christina Schmitt, Hermann Kappelhoff & Cornelia Müller (eds.), Cinematic metaphor in perspective: Reflections on a transdisciplinary framework, 53-68. De Gruyter.
- Crystal, David. 1998. Language Play. Chicago, IL: University of Chicago Press.
- D’Angelo, Marco & Lorenzo Cantoni. 2006. Comics: Semiotics approaches. In Keith Brown (ed.), Encyclopedia of language and linguistics (2) 2nd ed., Vol. 2, 627-635. Oxford, UK: Elsevier.
- Deleuze, Gilles. 1988. Cinema 1. The Movement-Image. London: The Athlone Press.
- Eggertsson, Gunnar Th. & Charles Forceville. 2009. Multimodal expressions of the HUMAN VICTIM IS ANIMAL metaphor in horror films. In Charles Forceville & Eduardo Urios-Aparisi (eds.), Multimodal metaphor, 429-449. Berlin: Mouton de Gruyter.
- Eichenbaum, Boris M. 2016. Problemy kinostilistiki [Problems of cinestilistics]. Poetika kino. Teoreticheskie raboty 1920-kh gg. [Poetics of cinema. Theoretical works of the 1920s], 14-53. Moscow: Academic Project; Alma Mater. (In Russ.).
- El Refaie, Elisabeth 2009. Metaphor in political cartoons: Exploring audience responses. In Charles J. Forcheville & Eduardo Urios-Aparisi (eds), Multimodal metaphor, 173-196. Berlin New York: Mouton de Gruyter.
- Elgammal, Ahmed & Babak Saleh. 2015. Quantifying creativity in art networks. ICCC 2015: The Sixth International Conference on Computational Creativity. 39-46. Park City, UT, USA: Brigham Young University.
- Evgrafova, Yulia A. 2020. Trop kak rezul'tat semioticheskoi interpolyatsii verbal'nykh i neverbal'nykh edinits v geterogennom ekrannom tekste (na primere kinoteksta «Faust» A. Sokurova) [Trope as the result of semiotic interpolation of verbal and non-verbal units in heterogeneous text (Case study of film text “Faust” by A. Sokurov)]. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics 11 (2). 341-356. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-2-341-356
- Feng, William Dezheng 2017. Metonymy and visual representation: Towards a social semiotic framework of visual metonymy. Visual Communication 16 (4). 441-466.
- Feshchenko, Vladimir V. 2012. Yazyk kak tvorchestvo i tvorchestvo v yazyke [Language as creativity and creativity in language]. Critique and Semiotics 17. 6-43. (In Russ.).
- Forceville, Charles. 2004. The role of non-verbal sound and music in multimodal metaphor. In H. Aertsen, M. Hannay & R. Lyall (eds.), Words in their places: A Festschrift for J. Lachlan Mackenzie, 65-78. Amsterdam: Faculty of Arts, VU Amsterdam.
- Forceville, Charles & Eduardo Urios-Aparisi. (eds.). 2009. Multimodal Metaphor. Berlin: Mouton de Gruyter.
- Forceville, Charles 2006. Non-verbal and multimodal metaphor in a cognitivist framework: Agendas for research. In Gitte Kristiansen, Michel Achard, Rene Dirven & Francisco R. de Mendoza Ibáñez (eds.), Cognitive linguistics: Current applications and future perspectives, 379-402. Berlin/New York: Mouton de Gruyter.
- Forceville, Charles. 2016. Visual and multimodal metaphor in film: Charting the field. In Kathrin Fahlenbrach (ed.), Embodied metaphors in film, television and video games: Cognitive approaches, 17-32. London: Routledge.
- Gibbons, Alison. 2015. Literature and multimodality. In Rodney H. Jones (ed.). Routledge handbook of language and creativity, 293-306. Routledge Taylor & Francis Group. URL: https://www.google.ru/books/edition/The_Routledge_Handbook_of_Language_and_C/-jBEDwAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=The+Routledge+Handbook+of+Language+and+Creativity&printsec=frontcover
- Gibbs, Raymond W. 2018. Our metaphorical experiences of film. In Sarah Greifenstein, Dorothea Horst, Thomas Scherer, Christina Schmitt, Hermann Kappelhoff & Cornelia Müller (eds), Cinematic metaphor in perspective: Reflections on a transdisciplinary framework, 120-140. Berlin/Boston: Walter de Gruyter.
- Gibbs, Raymond W. (ed.). 2008. The Cambridge Handbook of Metaphor and Thought. Cambridge: Cambridge University Press.
- Gorshkova, Vera E. 2016. Fiction film dialogue vs documentary film dialogue: Genre peculiarities of translation. Russian Journal of Linguistics 20 (3). 243-259.
- Graham, Seth. 2016. Soviet Film Comedy of the 1950s and 1960s: Innovation and Restoration. In Birgit Beumers (ed.), A companion to Russian cinema, 158-177. Chichester, West Sussex, UK; Malden, MA, USA: John Wiley & Sons, Inc.
- Greifenstein, Sarah, Dorothea Horst, Thomas Scherer, Christina Schmitt, Hermann Kappelhoff & Cornelia Müller (eds.). 2020. Cinematic Metaphor in Perspective: Reflections on a Transdisciplinary Framework. Berlin / Boston: Walter de Gruyter.
- Iriskhanova, Olga K. 2009. O ponyatii kreativnosti i ego roli v metayazyke lingvisticheskikh opisanii [On the notion of creativity and its role in the metalanguage of linguistic descriptions]. Cognitive Studies of language V. 158-171. (In Russ.).
- Jones, Rodney H. 2015a. Foreword. In Rodney H. Jones (ed.), Routledge handbook of language and creativity, x-xii. Routledge Taylor & Francis Group. URL: https://www.google.ru/books/edition/The_Routledge_Handbook_of_Language_and_C/-jBEDwAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=The+Routledge+Handbook+of+Language+and+Creativity&printsec=frontcover
- Jones, Rodney H. 2015b. Introduction. In Rodney H. Jones (ed.), Routledge handbook of language and creativity, 1-21. Routledge Taylor & Francis Group. URL: https://www.google.ru/books/edition/The_Routledge_Handbook_of_Language_and_C/-jBEDwAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=The+Routledge+Handbook+of+Language+and+Creativity&printsec=frontcover
- Kiose, Maria I. 2021. Linguistic creativity and discourse profiles of English language children’s novels. Russian Journal оf Linguistics 25 (1). 147-164. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-1-147-164
- Kozlov, Denis & Eleonory Gilburg (eds.). 2013. Soviet Society and Culture During the 1950s and 1960s. The Thaw. Toronto: University of Toronto Press.
- Ladewig, Silva H. & Cornelia Müller. 2013. Metaphors for sensorimotor experience. Gestures as embodied and dynamic conceptualizations of balance in dance lessons. In Michael Borkent, Barbara Dancygier & Jennifer Hinnel (eds.), Language and the Creative Mind, 295-324. Standford, CA: Standford University Press.
- Ladewig, Silva & Cornelia Müller. 2013. Metaphors for sensorimotor experiences. Gestures as embodied and dynamic conceptualizations of balance in dance lessons. In Barbara Dancygier, Jennifer Hinnell & Mike Borkrent (eds.), Language and the creative mind, 295-324. Stanford: CSLI
- Langlotz, Andreas 2015. Language, creativity, and cognition from. In Rodney H. Jones (ed.), The Routledge handbook of language and creativity Routledge, 40-60. London: Routledge.
- Langlotz, Andreas. 2006. Idiomatic Creativity. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company.
- Langlotz, Andreas. 2015. Language, creativity, and cognition. In Rodney H. Jones (ed.), Routledge handbook of language and creativity, 40-60. Routledge Taylor & Francis Group.
- Law, Locky. 2020. Creativity and multimodality: Analytical framework for creativity in multimodal texts (AFCMT). Linguistics and the Human Sciences Vol. 14. 36-69. https://doi.org/10.1558/lhs.33598
- Monaco, James. 1981. How to Read A Film. Oxford: Oxford University Press.
- Müller, Cornelia & Hermann Kappelhoff (eds.). 2018. Cinematic Metaphor: Experience - Affectivity - Temporality. Berlin/Boston: Walter de Guyter GmbH.
- Müller, Cornelia. 2008. Metaphors Dead and Alive, Sleeping and Waking. A Dynamic View. Chicago: University of Chicago Press.
- Musolff, Andreas. 2019. Creativity in Metaphor Interpretation. Russian Journal of Linguistics 23 (1). 23-39. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2019-23-1-23-39
- Poetika kino. Teoreticheskie raboty 1920-kh gg. 2016. [Cinema Poetics. Theoretical Works of the 1920s.] Moscow: Academic project; Alma Mater.
- Prokhorov, Alexander & Elena Prokhorova. 2017. Film and Television Genres of the Late Soviet Era. New York: Bloomsbury.
- Prokhorov, Alexander (ed.). 2001. Springtime for Soviet Cinema, Re/viewing the 1960s. Pittsburg: Carnegie Museum of Art.
- Prokhorov, Alexander. 2007. Unasledovannyi diskurs: Paradigmy stalinskoi kul'tury v literature i kinematografe «ottepeli» (Inherited Discourse: Stalinist Tropes in Thaw Literature and Cinema). Saint Petersburg: Academic Project, DNA Publishing House. (In Russ.).
- Prokhorov, Alexander. 2013. Cinema of the Thaw 1953-1967. In Rimgaila Salys (ed.), The Russian Cinema Reader. Volume 2: The Thaw to the Present, 14-31. Boston: Academic Studies Press.
- Sternberg, Robert J. & Todd I. Lubart. 1999. The concept of creativity: Prospects and paradigms. In Robert J. Sternberg (ed.), Handbook of creativity, 3-15. Cambridge University Press.
- Sun, Yuhua, Oleg I. Kalinin & Alexander V. Ignatenko. 2021. The use of metaphor power indices for the analysis of speech impact in political public speeches. Russian Journal of Linguistics 25 (1). 250-277. https://doi.org/10.22363/2687-0088-2021-25-1-250-277 (In Russ.).
- Teliya, Veronika N. (ed.). 1988. Metafora v yazyke i tekste (Metaphor in Language and Text). Moscow: Nauka. (In Russ.).
- Thurlow, Crispin. 2012. Determined creativity: Language play in new media discourse. In Rodney H. Jones (ed.), Discourse and creativity, 169-190. Pearson. 2012.
- Urios-Aparisi, Eduardo. 2009. Interaction of multimodal metaphor and metonymy in TV commercials: Four case studies. In Charles J. Forcheville & Eduardo Urios-Aparisi (eds), Multimodal metaphor, 95-117. Berlin/New York: Mouton de Gruyter.
- Woll, Josephine. 2000. Real Images. Soviet Cinema and the Thaw. London/New York: I.B. Tauris Publishers.
- Yu, Ning 2009. Nonverbal and multimodal manifestations of metaphor and metonymies: A case study. In Charles Forceville & Eduardo Urios-Aparisi (eds), Multimodal metaphor, 119-143. Berlin: Mouton de Gruyter.
- Zykova, Irina V. 2015. Kontseptosfera kul'tury i frazeologiya: Teoriya i metody lingvokul'turologicheskogo izucheniya (The Conceptual Sphere of Culture and Phraseology: Theory and Methods of Linguo-cultural Studies). Moscow: LENAND. (In Russ.).
- Zykova, Irina V. 2020. Lingvokreativnoe myshlenie i poetika kinodiskursa: K teorii lingvoesteticheskogo vozdeystviya ([Linguocreative thinking and poetics of cinema discourse: Towards the theory of linguoesthetic influence). Cognitive studies of language 4 (43). 267-300. (In Russ.).
- Zykova, Irina V. 2021. Lingvokreativnost' v kinodiskurse (Linguistic creativity in cinematic discourse). In Irina Zykova (ed.), Lingvokreativnost' v diskursakh raznykh tipov: Predely i vozmozhnosti (Linguistic creativity in discourses of different types: Limits and possibilities). Moscow: R.Valent. 100-189. (In Russ.).
- Zykova, Irina V. 2022 Poetizatsiya i depoetizatsiya obraza megapolisa v kinodiskurse: k voprosu o kreativnykh vozmozhnostyakh yazyka kino (Poetization and depoetization of the city image in the cinematic discourse: What are the creative possibilities of the cinema language). Issues of Cognitive Linguistics 3. 62-74. (In Russ.).
- OLD - Oxford Leaner’s Dictionary. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com
- MD - Macmillan Dictionary. URL: https://www.macmillandictionary.com/