Том 24, № 3 (2020)
- Год: 2020
- Статей: 20
- URL: https://journals.rudn.ru/law/issue/view/1361
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2020-24-3
Весь выпуск
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОРРУПЦИИ
Аннотация
В юридической литературе наблюдается многообразие подходов к определению коррупции, что объясняется сложностью изучаемого явления. В статье рассматриваются различные подходы к определению коррупции, принятые в законодательных актах и теории. Затронута проблематика смысловой идентичности различных по форме определений коррупции, предложена методика отсеивания схожих по смыслу определений коррупции. Авторы также предлагают учитывать социальные и психологические аспекты в определении коррупции, так как они, с точки зрения авторов, являются неотъемлемой частью коррупции.
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ, МИРОВЫХ УГРОЗ И ВЫЗОВОВ НА ПРИМЕРЕ ПАНДЕМИИ
Аннотация
Пандемия - один из тех современных мировых вызовов, который сегодня представляет глобальную угрозу всему человечеству. Обращение к проблематике пандемии, обеспечению охраны здоровья человека через призму правового обеспечения экологической безопасности в настоящее время имеет весьма актуальный характер. Вполне понятно, что неблагоприятные санитарно-эпидемиологические условия, помимо многих прочих причин, могут возникнуть и в силу отсутствия хорошо обоснованной правовой базы, поддерживающей реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Цель настоящей статьи - показать роль экологического законодательства в деле предупреждения санитарно-эпидемиологического кризиса и обеспечения здоровья населения. В статье авторы попытались проанализировать, как экологические нормы, правила пищевой и бытовой гигиены обосновывались в древнейшем памятнике таджикского народа - Авесте, как зороастрийская религия объясняла необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности общества и здоровья человека. На современном этапе в правовом регулировании охраны окружающей среды и в обеспечении здоровья населения особое значение придается таким категориям, как «здоровье», «жизнь» и «обеспечение безопасности». Причем последнее понятие во всем мире все чаще наполняется медицинским содержанием. Объясняется это тем, что категория «безопасность» в целом является универсальной, и ее применение в законодательстве, конечно, имеет свои причины и следствия, что и отмечается авторами. В статье кратко проанализирована правовая политика Республики Таджикистан в области экологической безопасности и обеспечения здоровья населения. Исследованы механизмы и направления совершенствования действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, рассмотрены правотворческие решения по обеспечению здоровья населения.
МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ВЫБОР ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ В ТЕОРИИ ПРАВА
Аннотация
Актуальность проблемы выбора объекта исследования в теории права обуславливается необходимостью решения дискуссионного вопроса о плюрализме в понимании права. Отмечается, что одна из причин существования в юридической науке теоретико-правового плюрализма во взглядах ученых на понятие права заключается в отсутствии единых критериев выбора объекта исследования в науке общей теории права. Ситуация с понятием права в юридической науке, в том числе с плюрализмом мнений, рассматривается во многом как следствие реализованной установки ученых и практиков «сначала понять право», а затем создать «единое» понятие права. Проведенные в юридической науке фундаментальные исследования и широкие дискуссии по проблемe понятия права оцениваются как неоспоримое благо, одним из параметров которого является выход на принцип разделения объекта и предмета юридической науки. Показывается, что при построении научной теории права первичным является вопрос об объекте исследования, то есть вопрос о самом праве как особом фрагменте окружающего нас мира, а не дискуссионный вопрос о понятии права. Однако на практике обнаруживается, что при выделении объекта научного познания в общей теории права ученые выбирают для исследования самые разные фрагменты окружающего нас мира, хотя обозначают их одним и тем же термином «право». Поскольку научному исследованию подвергаются разные объекты с названием «право», не представляется возможным рассчитывать на получение единого понятия права. С учетом результатов анализа работ по проблеме понятия права и данных современного науковедения, на рассмотрение специалистов предлагается следующий набор атрибутивных признаков для выбора права как объекта исследования науки теории права: «Право есть совокупность социальных норм, закрепленных государством в письменности и предназначенных для взаимодействия людей между собой и с публичной властью в лице государства и иных субъектов».
ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПРАВОВОГО ПРИНЦИПА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация
В статье исследуется правовая природа правовых принципов с позиций философскоправового анализа. Цель статьи - формирование научно обоснованных знаний о философскоправовой природе категории «правовой принцип» с использованием постклассического методологического инструментария. Методология статьи базируется на постклассической научной рациональности. Авторы применяют интегративный подход к исследованию правовой реальности в сочетании с феноменологической и синергетической методологией, тем самым используя ряд общенаучных и частнонаучных методов в определенной логической системе, что дает возможность исследовать правовые принципы как онтологически, в плане их роли в правовом бытии в целом, так и гносеологически, а также аксиологически. При этом вопросы содержания, функционирования и развития правовых принципов рассматриваются феноменологически, а также в контексте правовой коммуникации. Результаты: Правовой принцип в онтологическом аспекте представляет собой фундаментальную форму права, отражающую наиболее существенные идеи и представления по поводу регулирования общественных отношений; при этом правовой принцип используется как прямой регулятор наряду с нормами права. Гносеологически правовой принцип может трактоваться как обобщающая категория, отражающая интерпретацию и оценку правовой реальности с позиций постклассической методологии. С аксиологических позиций правовой принцип воплощает главенствующие в рамках заданного социокультурного хронотопа правовые и социальные ценности и традиции, а также используется как один из основополагающих инструментов конструирования правовой реальности и ее развития. Выводы: определена правовая природа правовых принципов с учетом постклассической методологии онтологически, гносеологически и аксиологически, в плане их дуальной роли в формировании, развитии и конструировании правовой реальности на всех ее уровнях, в контексте как объективных, так и субъективных факторов. Полученные выводы могут быть использованы при составлении концепций правовых и судебных реформ в плане целенаправленного конструирования правовой реальности, а также в процессе прогнозирования путей развития российской правовой системы.
ОБЪЕКТ ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
Аннотация
Целью исследования в рамках настоящей статьи является проведение общетеоретического анализа научных воззрений относительно сущности правового регулирования и его объекта для выработки и формирования определения объекта процессуально-правового регулирования. В качестве методов исследования избраны общенаучные и частнонаучные методы познания, в том числе формально-юридический и сравнительно-правовой, а также логический, позволившие раскрыть сущность правого регулирования и его объекта, а в конечном итоге - сформулировать авторское определение объекта процессуально-правового регулирования. Проведенный анализ точек зрения ученых свидетельствует о том, что правовое регулирование в общем плане подразумевает под собой упорядочивающее воздействие на общественные отношения со стороны управомоченных субъектов. Сущность же правового регулирования заключается в правовом воздействии на общественные отношения с целью их упорядочения, осуществляемого управомоченными субъектами посредством правовой деятельности. Под объектом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, в целях их упорядочения, что становится исходным началом для уяснения понятия объекта процессуально-правового регулирования. В свою очередь, общественные отношения, как устойчивая связь взаимодействующих субъектов, соответствует таким критериям, как: социальная значимость, наличие осознанной воли, типичность, повторяемость, формальное равенство субъектов правовой жизни и другие. В конечном итоге сделан вывод о том, что под объектом процессуально-правового регулирования следует понимать совокупность определенной группы общественных отношений, урегулированных нормами процессуального права, и процессуальной деятельности специально управомоченных субъектов.
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XVI-XVIII ВЕКАХ В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ НА ПРИМЕРЕ МОРДВЫ
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена уникальностью устройства Российского государства как многонационального и многоконфессионального. Включение народов в единое государственно-правовое пространство обусловило необходимость выработки соответствующей национальной правовой политики. В связи с этим данная статья направлена на раскрытие правовых основ государственной политики России в XVI-XVIII вв. в отношении коренных народов на примере Мордвы. В статье освещается наиболее значимые аспекты государственной национальной политики, затрагивающие положение мордовского народа. Анализируется законодательство XVI-XVIII вв., действовавшее в отношении «инородцев» и определявшее особенности их адаптации в составе России. Основными методами к исследованию проблемы являются формальноюридический и историко-правовой в сочетании с социокультурными и юридико-антропологическими теоретико-методологическими подходами, позволившими выделить наиболее существенные меры государственной политики по адаптации Мордвы в составе Российского государства в XVI-XVIII вв. Материалы статьи представляют практическую ценность для совершенствования законодательства в области межнациональных отношений, укрепления основ федерализма как важнейшей характеристики Российского государства.
ПРАВО И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ПРАВА В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация
Тема статьи является актуальной и посвящена эволюции права в цифровом обществе с точки зрения смыслового подхода. Бурное развитие цифровых технологий отличается противоречивыми тенденциями. Новая технико-технологическая реальность может стать самоцелью развития общества, если человек отдаст свою судьбу под контроль «цифры», не будет разумно и ответственно подходить к организации социальных отношений в цифровом обществе, прежде всего к их регулированию с помощью права. Более гуманный вариант - рассмотреть цифровые модели как средство решения социальных проблем. Здесь право должно приобрести качество основного инструмента таких преобразований и новые функции: экспертно-аналитические, прогнозирования, опережающей адаптации, стандартизации технологического контроля. Проблема смысла права в цифровом обществе может быть отнесена к числу важнейших проблем. Она охватывает широкий круг дискуссионных вопросов: о соотношении реального и виртуального в праве, рассмотрении искусственного интеллекта в качестве возможного субъекта права, разграничении истины и правдоподобности в праве, семиотической природе и методологии познания смысла права в мире знаков и символов, кодов и др. Цель статьи - сформулировать авторский взгляд на динамику смысла права в цифровом обществе с позиции онтологии, гносеологии, методологии и прикладного аспекта познания. Методы исследования: формально-юридический, анализа, интерпретации, прогнозирования, моделирования. Результаты исследования. В цифровом обществе право трансформируется в цифровую семиотическую и дополненную реальность, неотъемлемым компонентом которой становятся техника и технологии. В этих условиях право, по мнению автора, сохранит регулятивный и ценностный потенциал для человеческого общества при условии интеграции программных машинных кодов в человеческую среду, их постановки на пользу и службу человеку. Вследствие этого традиционные процедуры правотворчества, интерпретации, конкретизации, применения права и динамического смыслообразования сохранят свою актуальность, и по аналогии с ними человек создает и совершенствует программное обеспечение, с помощью которого он взаимодействует с машиной. Сделан вывод, что познание смысла права в цифровом обществе состоит в поиске истины: право - это человеческая действительность, и именно на соответствие ей оценивается научно-технический прогресс.
КОНТРОЛЬ ЗА СЕТЬЮ «ИНТЕРНЕТ» В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы развития функций государства в условиях существования сети «Интернет». Проведен анализ основных проблем, препятствующих развитию контрольной функции. Разработаны предложения по повышению ее эффективности. На основе проведенных исследований сделан прогноз перспектив ее дальнейшего развития в сторону усиления контроля в сети «Интернет».
НЕЙРОМАРКЕТИНГ И СВОБОДА ВОЛИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
Аннотация
Исследование посвящено актуальным проблемам права в сфере применения нейромаркетинга. Переход от товарной экономики к экономике впечатлений во многом связан с тем, что все чаще крупные компании используют новые методы мониторинга работы мозга для повышения эффективности производственной и торговой стратегий. Из-за потенциальной возможности влиять на процесс принятия решений клиентов нейромаркетинг вызывает неоднозначные оценки со стороны юристов и психологов. Действующее законодательство не обеспечивает надлежащий уровень регулирования нейроисследований и порядка использования их результатов на рынке. В то же время преддоговорное воздействие на потребителя может содержать признаки искажения принципов свободы договора, добросовестности и разумности. В статье предлагается рассмотреть рациональное поведение индивида - одну из основных презумпций гражданского права - с новой позиции, учитывая актуальные результаты нейропсихологических исследований и этико-правовые аспекты общественных отношений. По результатам работы делаются выводы о принципиальной возможности ограничения динамической формы свободы воли в договорном обязательстве (вплоть до отказа от сделки) при наличии условий, связанных как непосредственно с психофизиологическими характеристиками контрагента, так и с особенностями нейромаркетингового воздействия по конкретному договору. Отмечается актуальность иерархических концепций автономии воли, в которых индивидуальный выбор подлежит правовой защите, если он отражает подлинную волю, соответствующую эссенциальным целям и ценностям субъекта. Отсутствие пороков осведомленности и добровольности в таких случаях является ключевым аспектом реализации принципов свободы договора и разумности, связанных с принятием осознанного решения при вступлении в обязательство.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
НОВАЯ ЭКОСИСТЕМА ФИНАНСОВОГО РЫНКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ЦИФРОВИЗАЦИЯ И УСТОЙЧИВОСТЬ
Аннотация
Статья посвящена анализу нового понятия - экосистема финансового рынка Европейского Союза. Обосновывается, что новая экосистема финансового рынка Европейского Союза, направленная на приоритеты «устойчивого финансирования», сложилась и стала объективной реальностью новых общественных отношений. В связи с этим сравнительный анализ указанных выше вопросов приобретает особое значение. Проведенное исследование показывает, что Европейский Союз в декабре 2019 г. представил свое видение регулирования новой экосистемы финансового рынка: были обозначены «краеугольные камни» этого регулирования - Регламент о раскрытии информации, Регламент низкоуглеродистых эталонов, проект Регламента о таксономии. С учетом того, что действие перечисленных выше нормативных актов распространяется не только на участников финансового рынка ЕС, но и на третьи страны, России необходимо определить свою позицию по этому вопросу. Отставание в правовом регулировании указанных вопросов может привести к серьезным потерям для российских юридических лиц, предлагающих финансовые услуги. Целью исследования является формирование представления об основах правового регулирования «устойчивого финансирования» в Европейском Союзе на основе анализа нормативных актов и научных источников. При написании статьи использованы общенаучные методы познания: диалектический, обобщение, индукция и дедукция, анализ и синтез, эмпирическое описание; использовались также и частные научные методы: юридикодогматический, статистический, метод сравнительно-правового анализа и другие.
ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме изменения содержания понятия объекта налогообложения в российской науке налогового права в условиях взятого курса на цифровую экономику. Цель статьи - провести анализ положений российского налогового законодательства, международных норм, а также академической литературы по вопросу идентификации тех или иных новых предметов и явлений в качестве возможных объектов налогообложения, тем самым актуализировав понятие самого объекта налогообложения. Развитие информационных технологий порождает следующие неизбежные проблемы, связанные с содержанием понятия объекта налогообложения, что позволяет возродить дискуссию о содержании этого налогово-правового понятия: невозможность оценки реализационных операций в качестве потенциальных объектов налогообложения с помощью классической триады «товар, работа, услуга»; признание в отдельных ситуациях (например, при расчете электронными деньгами) в качестве объекта налогообложения ни одного, а совокупности юридических фактов (юридического состава); необходимость установления объекта налогообложения через так называемую «налогообразующую связь» предмета и субъекта налога. В связи с возникновением первой проблемы автор предлагает однозначно определить в НК РФ правовую природу реализационных операций цифровых продуктов для целей налогообложения, отнеся их к новому виду услуг. Вывод основывается на опыте международного регулирования и предполагает дополнения положений НК РФ в части правового регулирования понятия объекта налогообложения, а также налогообложения НДС. Исследование второй проблемы позволяет сделать вывод о необходимости уточнения нормы НК РФ при осуществлении контрагентами налогооблагаемых операций, расчеты по которым производятся с использованием электронных денег. В этом случае объектом налогообложения является не один, а несколько юридических фактов-действий потенциального налогоплательщика. По третьей проблеме автор предлагает обсудить вопросы идентификации налогоплательщика в случае удостоверения им налогооблагаемой сделки аналогом цифровой подписи. С учетом международного опыта, а также национального гражданско-правового регулирования сделан вывод о необходимости включения в налоговое законодательство положений о цифровых свидетельствах и цифровых подписях.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ДИВЕРСИОННОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, возникающие в связи с совершением преступлений против государственной и общественной безопасности с использованием компьютерных и сетевых технологий. Эта тема приобретает актуальность в условиях, когда некоторые государства уже испытали на себя действие «боевых» компьютерных вирусов, что может расцениваться как ведение войны с использованием кибероружия. Наиболее известный пример - атака компьютерного вируса Stuxnet на иранский завод, осуществляющий обогащение урана. Вирус был создан специально для выведения из строя промышленных систем управления. Особую опасность представляет использование средств беспилотного наземного и воздушного транспорта для совершения террористических актов. С атаками террористов постоянно сталкиваются российские военные в Сирии: база Воздушно-космических сил в Хмеймим регулярно подвергается нападениям с использованием беспилотных летательных аппаратов - дронов. Не меньшие угрозы несет и совершение террористических актов с помощью компьютерных и сетевых технологий. Разрушительный потенциал кибертерроризма обусловливается повсеместной компьютеризацией государственной и общественной жизни, реализацией проектов по созданию «умных» городов, включая технологии «умного» транспорта, а также интенсивным развитием Интернета вещей. Целью статьи является анализ новых криминальных угроз государственной и общественной безопасности, а также изучение приобретающих актуальность высокотехнологичных способов совершения таких преступлений, как диверсии, террористические акты, иные преступления террористической направленности. Цена их последствий для общества очень высока, причем преступникам не всегда надо атаковать социально значимые объекты непосредственно - достаточно посеять панику среди населения, используя интернет-медиа, социальные сети и интернетсайты органов власти различных уровней, предварительно получив к ним незаконный доступ. В статье описываются некоторые уже использованные способы совершения преступлений диверсионной и террористической направленности. Авторы обращают внимание на приоритет кибербезопасности как для разработчиков технических устройств с элементами искусственного интеллекта, так и для законодателей, которым следует обратить внимание на методы технического прогнозирования при разработке правовых норм, направленных на предупреждение новых способов совершения подобных преступлений. При написании статьи авторы использовали широкий круг российских и зарубежных источников научно-правовой, статистической, социологической и иной информации. Авторы применяли такие методы исследования, как анализ, синтез, дедукция, индукция, логико-юридический и сравнительно-правовой.
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
ДОСУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСТРЕМИСТСКИМИ КАК УСЛОВИЕ ОБРАЩЕНИЯ В СУД
Аннотация
Статья посвящена досудебному порядку признания информации, информационных материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», экстремистскими, запрещенными к распространению, как условию обращения в суд. Объектом исследования явилась совокупность общественных отношений, направленных на противодействие экстремизму. В результате проведенного исследования автором сделан вывод, что часть комплекса профилактических мероприятий, осуществляемых уполномоченными органами в целях противодействия экстремизму, вполне могут оцениваться судом как досудебный порядок признания информации экстремистской. Автор обращает внимание на отсутствие определенности в понятиях терминов «внесудебный порядок» и «досудебный порядок», что требует совершенствования законодательства; на необходимость определения механизма досудебного порядка обращения в суд путем установления критериев, конкретных и достаточных действий уполномоченных органов для обращения в суд.
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ПРОКУРОРОМ И РУКОВОДИТЕЛЕМ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА
Аннотация
Проблемы, связанные с разграничением полномочий между прокурором и руководителем следственного органа, а также пути их решения находятся в центре постоянного внимания представителей юридической науки. Действующая в России концепция и ее модель в области разграничения полномочий между такими участниками уголовного судопроизводства, которая была введена с 2007 года, привела к серьезным проблемам, которые выражаются в следующем: - снижение качества прокурорского надзора за органами предварительного следствия в целях защиты прав и свобод человека и гражданина на стадии проведения предварительного следствия; - отсутствие процессуальной самостоятельности следователя; - приоритет внутриведомственного контроля над прокурорским надзором; - дублирование прокурорского надзора; - большой обвинительный уклон суда, органов прокуратуры и следствия и прочих. Негативной стороной таких проблем является то, что, в первую очередь, нарушаются права и свободы человека и гражданина на всех стадиях уголовного судопроизводства. В этой связи организованное должным образом разграничение полномочий и функций между прокурором и руководителем следственного органа будет являться эталоном обеспечения верховенства закона, реально усилит противодействие преступности и повысит скорость предварительного следствия в целях создания условий для суда, при которых снизится уровень вынесения неправильного судебного решения. Цель научной статьи: проанализировать положения действующей концепции и модели разграничения полномочий между прокурором и руководителем следственного органа, выявить основные системные проблемы в этой области и сформулировать предложения по их устранению. Для достижения этой цели в научной статье исследуются особенности и проблемы отдельных концепций и моделей их реализации по организации и деятельности органов прокуратуры и органов предварительного следствия для разграничения полномочий между прокурором и руководителем следственного органа. В научной статье автор приходит к выводу о том, что, чтобы устранить такие проблемы, необходимо разработать и принять новую государственную концепцию в этой области и на ее основе полностью реформировать действующую модель организации и деятельности органов прокуратуры и предварительного следствия. Возвращение к предыдущим концепциям и их моделям также недопустимо из-за исторического опыта их применения в Российской Федерации. Отмечается необходимость реформирования основ всей правоохранительной системы органов уголовной юстиции в целом и пересмотра правового положения прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
СОСТОЯНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРАНАХ - ЧЛЕНАХ ОРГАНИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ИСТОРИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ МЕРЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАВОЗАЩИТНОГО ХАРАКТЕРА
Аннотация
Статья посвящена вопросам охраны окружающей среды на универсальном и региональном уровнях. В ней подробно рассматриваются определения, история, причины изменения климата, а также усилия, предпринимаемые международным сообществом по устранению существующих угроз и спасению будущего человечества в рамках достижения устойчивого развития. Автором также рассматривается охрана окружающей среды в правозащитном измерении и предлагаются меры, необходимые для обеспечения поощрения и защиты прав человека в целом и наиболее уязвимых категорий лиц в частности. Особый акцент в статье делается на историю экологического мышления в исламских государствах, на дихотомию исламских заповедей, полностью соответствующих справедливому и устойчивому распределению природных ресурсов, и практикой ряда государств. Не менее важными в этой связи являются различные инициативы, предпринимаемые Организацией исламского сотрудничества (ОИС) для охраны окружающей среды на национальном, региональном и универсальном уровнях. В отношении охраны окружающей среды в странах ОИС в статье рассматриваются подходы к защите права на благоприятную окружающую среду и концепции «климатической справедливости». В свою очередь автор дает ряд рекомендаций странам-членам ОИС с точки зрения проблематики развития и защиты прав человека.