Понятие и особенности административного регламента как источника российского права

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проведено исследование административных регламентов как вида актов государственного управления с целью выявления особенностей административного регламента как источника российского права. Рассмотрены недостатки в сфере разработки и принятия административных регламентов, предложены возможные пути их устранения. Применены как общенаучные, так и специальные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительный метод, формально-юридический. Выявлена спецификв административных регламентов как источников российского права, обозначены место и роль данных нормативных правовых актов в правовой системе России. Предложена авторская дефиниция административных регламентов, отражающая их наиболее важные, сущностные черты. Отмечен такой негативный аспект, как практика утверждения административных регламентов, являющихся кодифицированными ведомственными актами, простыми актами, - приказами. Обращено внимание на то, что административные регламенты не являются объектами оценки регулирующего воздействия, что не может быть признано положительным явлением. Результаты исследования возможно использовать для совершенствования процессов разработки и принятия административных регламентов, повышения уровня юридической техники данного вида нормативных правовых актов.

Об авторах

Варвара Алексеевна Назайкинская

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: vary07@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-8913-9903

преподаватель

109028, Россия, Москва, Большой Трехсвятительский пер., д. 3

Список литературы

  1. Анциферова О.В. Система законодательства: понятие и структура // Вестник Челябинского государственного университета. 2002. № 1(3). C. 5-13.
  2. Arzamasov, Y.G. (2019) Regulatory impact assessment and risks in law: the experience of Russia and Continental Europe. Law. Journal of the Higher School of Economics. (5), 4-31. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2019.5.4.31 (in Russian / in English).
  3. Арзамасов Ю.Г. Оценка регулирующего воздействия и риски в праве: опыт России и континентальной Европы // Право. Журнал высшей школы экономики. 2019. № S5. С. 4-31. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2019.5.4.31
  4. Арзамасов Ю.Г., Назайкинская В.А. Административные регламенты как вид актов государственного управления // RUDN Journal of Law. 2021. Т. 25. № 4. С. 768-790. https://doi.org/10.22363/2313-2337-2021-25-4-768-790
  5. Буряга О.В. Административные регламенты: некоторые проблемы применения // Юридический мир. 2015. № 10. С. 35-39.
  6. Чиркин В.Е. Конституция РФ: к вопросу о пробелах и дефектах // Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения: материалы Международной научной конференции, Москва, 28-31 марта 2007 года. М.: Изд-во Московского государственного университета, 2007. С. 59-63.
  7. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / пер. с фр. В.А. Туманова. М.: Междунар. отношения, 2009. 456 с.
  8. Дидикин А.Б. Оценка регулирующего воздействия и нормотворчество: сборник статей. Екатеринбург: Издательские решения, 2018. 50 с.
  9. Филатова А.В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора). Саратов: Научная книга, 2009. 279 с.
  10. Frier, P. L. & Petit, J. (2014) Droit administratif. Paris, L.G.D.J. (in French).
  11. Гаврилов А.М. О назначении и некоторых особенностях административных регламентов как правовых актов управления // Марийский юридический вестник. 2015. № 1 (12). С. 39-43.
  12. Кожокарь И.П. Дефекты нормативно-правового регулирования: монография. М.: Проспект, 2019. 296 с.
  13. Лазарев Б.М. Понятие и виды управленческих процедур. Их роль в механизме государственного управления / отв. ред. Б.М. Лазарев. М.: Наука, 1988. 272 с.
  14. Лучин В.О. Указное право в России. М.: ХГЦ Велес, 1996. 52 с.
  15. Лысенко В.А., Крамской И.С., Рязанова Н.А. Особенности нормативно-правового акта как источника российского права // ВЭПС. 2015. № 4. С. 204-208.
  16. Малько А.В. Теория правовой политики: монография. М.: Юрлитинформ, 2012. 328 с.
  17. Marcou, G. & Moderne, F. (2006) Droit de la régulation, service public et intégration régionale. Tome 2. Paris, l’Harmattan. (in French).
  18. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: Контракт, 2006. 341 с.
  19. Ноздрачев А.Ф. Системная регламентация административной деятельности: отечественная доктрина и практика // Законодательство и экономика. 2011. № 8. С. 5-41.
  20. Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. СПб.: Юрид. центр. Пресс, 2003. 382 с.
  21. Соколова М.А. Дефекты юридических документов: монография. Изд-во Юриспруденция, 2016. 158 с.
  22. Старилов Ю.Н. Российский закон об административных процедурах должен стать неотъемлемой частью современного административного законодательства // Вестник Воронежского государственного университета: Серия «Право». 2015. № 3. С. 20-28.
  23. Толстик В.А. Иерархия источников российского права: монография. Н. Новгород: Интелсервис, 2002. 216 c.
  24. Вершинина Е.С. Регламент как общеправовой феномен: дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород: Нижегор. академия МВД России, 2010.
  25. Власенко Н.А. Логико-структурные дефекты системы советского права // Изв. вузов. Правоведение. 1991. № 3. С. 21-26.
  26. Власенко Н.А. Конкретизация в праве: методологические основы исследования // Журнал российского права. 2014. № 7 (211). С. 60-75.
  27. Яцкин А.В. Правовое регулирования административной реформы в современной России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.: ИГП РАН, 2007. 25 с.

© Назайкинская В.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах