Book review: Simon, H. (2021). Hidden Champions: The New Game in the Chinese Century. Frankfurt - New York: Campus, 280 p.

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

-

Full Text

В контексте обсуждения технологических возможностей «Глобального Юга» и осуществления им технологического трансфера может быть отмечена новая книга немецкого почетного доктора, профессора, единственного от Германии входящего в список Thinkers 50 Hall of Fame, включающего наиболее влиятельных в мире мыслителей в области менеджмента, председателя международной консалтинговой фирмы Simon-Kucher & Partners, автора концепции «скрытых чемпионов» Г. Саймона Hidden Champions: The New Game in the Chinese Century (нем. Hidden Champions: die neuen Spielregeln in den chinesischen Jahrhundert).

Одна из гипотез, выдвигаемых и доказываемых в книге, — о будущем существенном влиянии Китая на условия функционирования международной экономики, в том числе посредством компаний — «скрытых чемпионов», феномена, который вот уже 30 лет исследуется профессором Г. Саймоном. Все началось в 1987 г. с вопроса гарвардского профессора Т. Левитта на встрече в Дюссельдорфе: «Почему немецкие компании так успешны в экспорте?» Годом ранее Германия впервые стала лидером мирового экспорта. Т. Левитта интересовали источники конкурентных преимуществ стран и компаний, и он популяризовал термин «глобализация» благодаря высокорейтинговой статье в Harvard Business Review (Levitt, 1983). Поиск ответа на вопрос Т. Левитта привел к многолетним исследованиям и появлению еще одного популярного термина — «скрытые чемпионы» (СЧ). Система Google находит 1,75 млн страниц на запрос этого словосочетания. За это время Г. Саймон опубликовал более 35 книг на 27 языках, включая бестселлер Hidden Champions — Lessons from 500 of the World’s Best Unknown Companies (Simon, 1996) и его перевод на русский язык (Саймон, 2005), выполненный Е.Л. Андреевой. Первый соавтор данной рецензии тоже познакомилась с книгой Г. Саймона в ходе работы над докторской диссертацией, защищенной как раз в 2005 г., и проведения анкетирования в отношении процессов глобализации. Сегодня их развитие претерпевает глубочайшие изменения. Поиск ответа на вопрос, что же мы переживаем сегодня: «похоронный марш глобализации», этап деглобализации или новый цифровой формат глобализации, — также послужит возможностью продолжить дальнейшие исследования.

 В своей новой книге Г. Саймон актуализирует концепцию «скрытых чемпионов» с учетом современных трендов развития глобальной экономики, один из которых — активизация развивающихся стран, в первую очередь Китая. Это фигурирует и в названии монографии, определившем за Китаем характеристику переживаемой эпохи. Необходимо также отметить некоторое отличие названий англо- и немецкоязычного изданий. Если в английской версии речь идет о «новой игре» (New Game), то в немецкой — о новых «правилах игры» (neue Spielregeln). Эти нюансы характеризуют и немецкую основательность во всем, и близость немецкой позиции к китайской. Рассматриваемая книга фактически детально анализирует и верифицирует тезис, встречаемый в литературе, о том, что если раньше Китай следовал правилам глобальной экономики (rule taker), то затем стал их менять (rule changer), а теперь — формировать (rule maker) (Дегтерев и др., 2021, с. 216). Согласно инициативе Made in China 2025, Китай планирует стать лидером в том числе в ИКТ нового поколения, робототехнике, новых материалах, судостроении, производстве передового железнодорожного оборудования, биомедицине и производстве медоборудования (Simon, 2021, p. 108).

Перспективы Китая — активно обсуждаемый вопрос в научном экономическом сообществе. В теоретическом плане отмечается, что для начала перехода глобального лидерства от одной страны к другой стране-претенденту достаточно 80 % «силы» ныне доминирующей страны, а при 120 % «транзит власти» завершается (Дегтерев и др., 2021, с. 212). Причем мы опять имеем дело с преемственностью: еще 60 лет назад основатель теории «властного транзита» А.Ф.К. Органски считал, что вопрос о закономерном выдвижении Китая в мировые лидеры уже решен, — неизвестно только, сколько потребуется времени.

Однако явно напрашивается еще один вопрос: чем же объясняется такой успех Китая? Данный вопрос тянет за собой целую цепочку дилемм: Север — Юг, развитые — развивающиеся страны, инновации — традиции, противостояние — сотрудничество, разрушение — создание, технократия — культура. Посмотрим, к какому же выводу приходит в итоге Г. Саймон.

После раскрытия в первом разделе книги концепции «скрытых чемпионов» — истории данной концепции, определения, ее генезиса и положения о важной роли «скрытых чемпионов» в развитии экспорта стран, во втором разделе под заголовком «Скрытые чемпионы и экспортный успех» Г. Саймон обращается к конкретным цифрам. Во-первых, он рассматривает суммарный объем экспорта в 2010—2019 гг. и получает тройку стран, лидирующих с большим отрывом: КНР — 20 917 млрд долл. США, США — 15 420 млрд долл. США, Германия — 13 934 млрд долл. США. У Японии, следующей за ними, экспорт почти вдвое меньше (7 082 млрд долл. США), у Франции (союзника по ЕС) — почти трехкратное отставание (5 590 млрд долл. США). Затем ученый берет показатель подушевого экспорта за аналогичный период и получает бесспорного лидера — Германию — со значением в 168 594 долл. США; у США он составляет 47 383 долл. США, у КНР — 15 039 долл. США (Simon, 2021, pр. 9—10).

В 2019 г. КНР опережала США по обоим показателям, причем по объему экспорта — на целую четверть, что подтверждает выдвинутую гипотезу о смене лидера. По числу «скрытых чемпионов» лидирует Германия (1573), на порядок опережая США и другие страны; Китай (97) уступает США в 3 раза, но опережает Великобританию. При этом Китай ставит серьезные цели развития и выступает с инициативой создания 1000 «скрытых чемпионов», в 2021 г. в КНР была принята программа с бюджетом 1,3 млрд долл. США (Simon, 2021, pр. 27—28, 33).

Третий раздел «Новая игра глобализации» (главы 11—15) посвящен анализу процесса и результатов глобализации, которая выступила главным драйвером восхождения «скрытых чемпионов», и анализу США и Китая как целевых рынков немецких СЧ. Учтен прогноз того, что по размеру ВВП и его росту в первой глобальной лиге к 2030 г. с большим отрывом от остальных будут идти Китай, США и ЕС. Они существенно выиграли от предыдущего этапа глобализации, причем Китай получил наибольший выигрыш с 1990 г. в соотнесении с ВВП на душу населения в 1990 г., на порядок опередив США (835 против 52 %) (Simon, 2021, pр. 58, 78, 82).

Главная привлекательность рынка Китая — высокий рост, и это жизненно важно для немецких СЧ, как важен объем рынка США. КНР все чаще предстает в роли инвестора. Уже около 4 тыс. китайских компаний работают в Германии. В 2014—2020 гг. произошло 300 поглощений немецких компаний китайскими, тогда как китайских немецкими — только 60. Китай уже успешен в некоторых высокотехнологичных сегментах. Так, он производит 80 % батарей для электромобилей, 70 % солнечных панелей, уже далеко продвинулся в применении искусственного интеллекта. Стремительно растет использование китайских патентов в Европе и США, из 40 тыс. патентов в сфере ветроэнергетики, зарегистрированных в мире к сентябрю 2019 г., 42 % — китайские (Simon, 2021, pр. 109, 117, 165).

По прогнозам, Азия будет идти впереди в цифровом маркетинге. По числу суперкомпьютеров Китай по состоянию на ноябрь 2021 г. опережает США (173 против 149)1. Хотя китайские СЧ еще пока немногочисленные (97), они растут быстрыми темпами, у них намного больше R&D-сотрудников (Simon, 2021, p. 113), то есть у китайских СЧ еще все впереди. По расчетам, сделанным с опорой на данные ЮНКТАД, экспорт высококвалифицированных и технологически интенсивных производств в Китае в 1995—2020 гг. вырос в 32 раза, в то время как у США — в 2 раза2. Даже в условиях пандемии Китай показывает впечатляющие результаты в экспорт-ориентированном технологическом развитии: в первом полугодии 2021 г. доля машин и электрооборудования в экспорте достигала 59,2 % (что выше, чем в первом полугодии 2020 г.). Рост экспорта базируется на растущем производстве: в среднем за 2 последних года китайское производство «зеленых» автомобилей, промышленных роботов и интегральных схем выросло более чем на 30 % (Григорьев, 2021, с. 74, 77).

О стремительном развитии Китая свидетельствует и рост его индекса развития человеческого потенциала: согласно данным Программы развития ООН, в 1990—2019 гг. он вырос с 0,499 до 0,761, в то время как у США — с 0,865 до 0,9263.

Четвертый и пятый разделы рецензируемой монографии посвящены ресурсам СЧ в век Китая. Главы 16—19 содержат характеристику новой игры преобразующих сил: бизнес-экосистем, цифровизации, тренда устойчивости и инноваций. В целом книга резюмирует, что будущее «скрытых чемпионов» будет определяться сопричастностью к высшей глобальной лиге (Китай, США и ЕС). Причем Китай заслуживает предельного внимания и как целевой рынок, и как источник новых конкурентов и инноваций. Наличие у компании сильных позиций в США и КНР — обязательное условие для лидерства на мировом рынке. Поскольку планы трансатлантического партнерства США и ЕС не были реализованы (Simon, 2021, рр. 96—97), не происходит и объединения технологического и экспортного потенциала «Глобального Севера», поэтому Китай имеет возможность конкурировать с каждым из этих технополюсов по отдельности. Г. Саймон придерживается, как и в предыдущих своих монографиях, позиции win — win («выигрывают оба» (нем. sowie als auch)). Для усиления позиций немецких СЧ для них в одинаковой степени важны рынки и КНР, и США. Чем более доступными будут рынки одной страны для другой, тем на большие уступки пойдут партнеры: от устранения барьеров выигрывают все, в том числе и «скрытые чемпионы».

Таким образом, представленная книга вносит существенный вклад в исследование технологических разрывов и технологических трансферов между развитыми странами (США, ЕС) и странами «Глобального Юга» (в лице Китая). Монография раскрывает современную исходную ситуацию в развитии высокотехнологичных экспорт-ориентированных компаний в лице «скрытых чемпионов» в странах Юга и Севера (на примере Китая, Германии и других стран), а также анализирует инструменты и условия, имеющиеся у стран Юга и Севера в корпоративном разрезе на примере компаний — «скрытых чемпионов». Это обусловливает высокую теоретическую и практическую значимость книги как для дальнейших исследований в плане расстановки сил на мировой арене, так и для содействия развитию технологий и несырьевого экспорта инновационных и экспорт-ориентированных компаний.

 

1 List Statistics // Top 500. URL: https://www.top500.org/statistics/list/ (accessed: 10.01.2022).

2 Рассчитано по: International merchandise trade // UNCTAD. URL: https://unctadstat.unctad.org (accessed: 13.01.2022).

3 Human Development Index Trends, 1990—2019 // UNDP. 2020. P. 348. URL: http://hdr.undp.org/en/composite/trends (accessed: 13.01.2022).

×

About the authors

Elena L. Andreeva

Institute of Economics of the Ural Branch of RAS

Email: andreeva.el@uiec.ru
ORCID iD: 0000-0003-4975-0905

PhD, Dr. of Sc. (Economic Sciences), Professor, Head, Centre of Regional Comparative Research

Yekaterinburg, Russian Federation

Artem V. Ratner

Institute of Economics of the Ural Branch of RAS

Author for correspondence.
Email: ratner.av@uiec.ru
ORCID iD: 0000-0001-7173-5328

PhD in Economics, Senior Research Fellow, Centre of Regional Comparative Research

Yekaterinburg, Russian Federation

References

  1. Degterev, D. A., Ramich, M. S., & Tsvyk, A. V. (2021). U.S. — China: “Power transition” and the outlines of “conflict bipolarity”. Vestnik RUDN. International Relations, 21(2), 210—231. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2021-21-2-210-231
  2. Grigoryev, M. (2021). Economy of China in the 1st half-year of 2021. Economist (Russia), (9), 74—79. (In Russian).
  3. Levitt, T. (1983). The globalization of markets. Harvard Business Review, (May — June), 92—102.
  4. Simon, H. (1996). Hidden champions — lessons from 500 of the world’s best unknown companies. Cambridge: Harvard Business School Press.
  5. Simon, H. (2005). Hidden champions — lessons from 500 of the world’s best unknown companies. Moscow: Delo publ. (In Russian).
  6. Simon, H. (2021). Hidden champions: The new game in the Chinese century. Frankfurt — New York: Campus.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Andreeva E.L., Ratner A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.