№ 3 (2016)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И СТУДЕНТОВ ВУЗА

Гриншкун В.В.

Аннотация

На основе опыта развития программ международной академической мобильности педагогов и студентов Московского городского педагогического университета в статье рассматриваются проблемы и возможные перспективы использования информационных технологий для повышения эффективности международной деятельности вуза. Показано, что информационные технологии позволяют более эффективно информировать студентов о возможностях и условиях обучения в зарубежных вузах-партнерах, информировать зарубежных партнеров о проводимых в вузе научных и образовательных мероприятиях, доводить до сведения иностранных граждан возможности и порядок приема в университет, интенсифицировать повышение квалификации научно-педагогических работников и студентов вуза в сфере владения иностранными языками, информировать выпускников языковых подготовительных курсов о возможностях и преимуществах продолжения обучения в вузе, способствовать развитию многих других аспектов, положительно влияющих на расширение международного сотрудничества в сфере образования и науки.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016;(3):7-13
pages 7-13 views

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Заславская Н.А., Корнилов В.С.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с внешним развитием образовательной организации, которое происходит за счет повышения качества ее взаимодействия с целевой аудиторией. Повышение качества взаимодействия образовательной организации с целевой аудиторией обеспечивается за счет использования различных видов маркетинговых коммуникаций. С учетом развития современных информационных и телекоммуникационных технологий приоритетным является направление информатизации маркетинговых коммуникаций.­ Помимо классического определения маркетинговых коммуникаций, вводится определение информатизации маркетинговых коммуникаций образовательной организации. Для формирования индивидуального пакета максимально эффективных для конкретной образовательной организации маркетинговых коммуникаций необходимо не только устранить расхождения имеющихся стратегических задач образовательной организации и определить необходимый долгосрочный эффект от применения инструментов маркетинга. Рассматривается набор универсальных приемов информатизации маркетинговых коммуникаций, которые дают устойчивый положительный результат развития образовательной организации. Среди таких приемов можно выделить: инфографическое резюме образовательной организации, кубик-трансформер как инфорграфическое резюме образовательной организации, визитки с QR-кодом, родительские собрания в виде вебинаров, кнопки «Поделиться» на сайте образовательной организации, регистрация образовательной организацией официальной группы в социальной сети. Увеличение эффективности взаимодействия с целевой аудиторией повышает ее лояльность к конкретной образовательной организации.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016;(3):14-20
pages 14-20 views

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Павлова А.Е.

Аннотация

В статье описываются методические аспекты организации лабораторных занятий для магистров высших учебных учреждений по дисциплине «Социальные аспекты информатизации образования». Автор рассматривает вопрос о том, почему данная дисциплина является актуальной для будущих учителей и какие компетенции она помогает им развить. Лабораторные занятия по данному курсу рассматриваются как основная форма занятий, их предлагается организовать таким образом, чтобы обучаемые самостоятельно добывали необходимые теоретические знания и приобретали практические умения и навыки в рамках этой дисциплины. В статье рассматривается вопрос о том, как и какие информационные и коммуникационные технологии следует использовать в обучении для того, чтобы магистранты не только получили представление о том, как применять ИКТ в учебно-воспитательном процессе, но и приобрели практический опыт использования этих технологий. Автором предлагается определенная последовательность обучения магистрантов, лабораторные занятия группируются в несколько циклов, рассматривается, какие знания, умения и навыки обучающиеся приобретут на каждом этапе.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016;(3):21-25
pages 21-25 views

ПОИСК И ЗАМЕЩЕНИЕ В ГНЕЗДОВЫХ МАССИВАХ

Григорьев С.Г., Есаян А.Р.

Аннотация

В данной статье приведены простые алгоритмы решения рекурсивных алгоритмов для простого и обобщенного поиска и замещения элементов в гнездовых матрицах. Изложены новые задачи, связанные с гнездовыми матрицами с числовыми или строковыми элементами. Для записи алгоритмов используется язык среды инженерных и научных вычислений PTC Mathcad Prime. В процессе их решения у студентов развивается логическое, алгоритмическое информационное мышление.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016;(3):26-39
pages 26-39 views

ПОДХОДЫ К ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБЪЕМНЫХ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

Заславская О.Ю., Пучкова Е.С.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос актуальности визуализации данных, в основе которого повышение эффективности восприятия материала для принятия верного профессионального решения. Авторами исследования описываются этапы создания вербально-графических материалов многостраничных текстовых документов на примере анализа и структуризации информации, представленной в Стратегии развития государственного автономного образовательного учреждения «Московский городской педагогический университет» на период до 2020 г.: постановка цели, определение основных направлений визуализируемых объектов, изучение вербального материала, знакомство с ранее созданными визуализированными примерами, создание схематичного рисунка, поиск и отбор ресурсов, создание визуализации, анализ работы. Также обосновывается необходимость применения каждого этапа и приводятся рекомендации по реализации визуализированной идеи. Особое внимание уделяется выделению и отображению ключевых объектов, таких как логотип образовательного учреждения, полное название, инфраструктура и т.п. В работе сформулированы основные подходы к визуализации документов, содержащих большое количество текстовых данных, среди которых выделены: целеполагающий, аналитический, креативно-поисковый, реализационно-творческий, рефлексивный. Приводятся результаты визуализации многостраничного документа Стратегии развития Университета в виде трех логически и стилистически связанных иллюстраций с описанием размещенных в них объектов.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016;(3):40-48
pages 40-48 views

ИНВАРИАНТНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ТАБЛИЦАМИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Карташова Л.И., Левченко И.В., Павлова А.Е.

Аннотация

В статье приводятся примеры практических заданий по созданию и редактированию электронных таблиц для учащихся основной школы. Для закрепления знаний и умений учащихся по форматированию ячеек им предлагается, например, создать в табличном процессоре таблицу и произвести ее форматирование по образцу, который должен быть выведен на монитор компьютера, распечатан на цветном принтере и выложен в локальной сети в виде изображения. В процессе усвоения типов данных школьникам предлагаются задания на определение и пояснение типов данных, к которым относятся различные последовательности символов. Для усвоения особенностей записи формул школьникам предлагается записать различные математические выражения в виде, пригодном для использования в электронных таблицах. Задания отражают фундаментальный инвариантный подход к реализации технологии работы с электронными таблицами, так как не зависят от конкретных версий компьютерных программ. Приведенные задания могут быть использованы при изучении любых табличных процессоров. В процессе обучения на основе использования инвариантных заданий происходит овладение обобщенными способами деятельности с числовой информацией, что позволит сформировать системный взгляд на использование информационных технологий и осознанно их применять для решения задач.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016;(3):49-58
pages 49-58 views

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТА КАК МЕТОДА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ

Зыкова И.Ф.

Аннотация

Одним из наиболее стремительно развивающихся образовательных средств является онлайн-обучение, направленное на дистанционное получение качественных знаний по различным предметам и дисциплинам. Учитывая перспективы развития данного средства обучения, мы рассмотрели возможность его интегрирования в традиционную школьную систему образования. В частности, продемонстрирована реализация подобного способа обучения посредством метода проектов - создания учащимися образовательных материалов, которые будут размещены в сети Интернет. В статье были проанализированы различные программные средства, позволяющие реализовать все этапы разработки проекта с помощью облачных технологий, т.е. обеспечивающие совместный и интерактивный способ работы над проектом - онлайн-доски для начальных этапов разработки проекта, программное обеспечение для ведения и структурированного хранения документации, а также платформы, позволяющие эстетично и креативно оформить проект. Учитывая надпредметный характер такого раздела математики, как топология, интегративную составляющую, лежащую в основе метода проектов, мы создали онлайн-урок по теме «Метод решения лабиринтов», который, в свою очередь, отвечает поставленной нами цели - исследовать возможность формирования метапредметных знаний с помощью изучения топологических элементов в школьном курсе.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016;(3):59-65
pages 59-65 views

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ АССОЦИАТИВНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ И СОВРЕМЕННЫХ ГАДЖЕТОВ

Кухтинова А.П.

Аннотация

Статья посвящена применению технологии развития ассоциативно-образного мышления на уроках математики с использованием ИКТ и современных гаджетов. Рассматриваются различные подходы к определению понятия «ассоциативное мышление», выделяются его существенные характеристики. Представляются результаты практики использования данной технологии на уроках математики, подтверждающие положительную динамику усвоения материала, а также повышение качества знаний. По результатам анкетирования выявляются тенденция к усвоению нового материала на уроках математики с помощью ассоциативно-образного мышления, а применение ИКТ и современных гаджетов. Это позволяет формировать у школьников навыки самостоятельного овладения знаниями, поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016;(3):66-72
pages 66-72 views

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ, ФОРМ, СРЕДСТВ, МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Мишота И.Ю.

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые вопросы интеграции методов обучения иностранным языкам с применением средств информатизации образования. Применение информационных технологий в преподавании иностранных языков органически дополняет и расширяет возможности эффективного решения дидактических задач при построении современных педагогических моделей и является определенным фактором интеграции методов и форм обучения.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016;(3):73-77
pages 73-77 views

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Гербеков Х.А., Кубекова Б.С., Чанкаева Н.М.

Аннотация

Статья посвящена использованию информационно-коммуникационных технологий при обучении математике. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении математике позволяет существенно увеличить эффективность обучения как за счет принципа наглядности и активности, так и за счет перехода на новый уровень диагностики и мониторинга качества обучения. В статье рассмотрена классификация информационно-коммуникационных технологий по методическим функциям и предложены механизмы повышения эффективности обучения за счет использования этих технологий.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016;(3):78-84
pages 78-84 views

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Глизбург В.И., Самойлова Е.С.

Аннотация

Творческое использование потенциала современных информационно-коммуникационных технологий для решения педагогических, воспитательных и образовательных задач является в настоящее время актуальной задачей сферы образования. Уже невозможно изолировать детей от современных средств связи (смартфонов, планшетов и т.д.). Задача педагога - показать, как можно использовать гаджеты в образовательных целях, пробудить интерес к их применению в качестве источника полезной информации, научить оценивать и отбирать источники информации по различным признакам: достоверности, доступности, достаточности и полноте информации, скорости отклика и т.д. Эти и другие навыки работы с информацией являются ключевыми в нашем быстроменяющемся мире и входят в понятие информационной культуры современного человека. Данная статья содержит описание образовательной технологии с применением QR-кодов, направленной на решение данных вопросов, а также обоснование ее эффективности. Интеллектуальный квест, являющийся воплощением описанной идеи, совмещает в себе динамику и вдумчивость, интерес и внимательность, умение работать в команде и вносить свой вклад в общее дело; нацелен на развитие толерантности, любознательности, активности, вежливости, аккуратности, внимания и мышления; а также на расширение кругозора и формирование информационной культуры школьников.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016;(3):85-91
pages 85-91 views

РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧЕНИЯ ОБРАТНЫМ ЗАДАЧАМДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ

Корнилов В.С.

Аннотация

В статье излагаются методические аспекты обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений студентов вузов физико-математических и естественно-научных направлений подготовки. Обращается внимание на целесообразность развития у студентов научного мировоззрения, позволяющее приобретать фундаментальные знания о методах и методологии исследования математических моделей обратных задач, освоить принципы организации теоретических и практических исследований обратных задач, сформировать представления об обратных задачах как универсальном инструментарии познания окружающего мира. Автор подчеркивает, что развитие научного мировоззрения в процессе обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений позволяет студентам глубокому пониманию идеи целостности мира, усвоению дисциплин прикладной математики, дисциплин из других предметных областей. Отмечается, что в процессе такого обучения студентам прививаются черты гуманитаризации. Студенты приобретают умения и навыки анализировать полученные решения обратных задач для дифференциальных уравнений, формулировать логические выводы об экологическом состоянии воздушного пространства, земной среды или водной среды, применять результаты решений обратных задач для дифференциальных уравнений в гуманитарном анализе прикладных исследований.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016;(3):92-100
pages 92-100 views

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Заславский А.А.

Аннотация

Приводятся основные определения и отличия облачных услуг, облачных сервисов, облачных приложений и облачных хранилищ данных. Рассматриваются основные типы облачных сервисов, которые могут быть использованы как в сети Интернет, так и в локальной сети образовательной организации (сети Интранет). Описаны возможности использования облачных сервисов для улучшения эффективности управления образовательной организацией, организации внутренних и внешних коммуникаций образовательной организации, а так же для обеспечения совместной работы сотрудников образовательной организации. Приведен список основных компетенций сотрудника образовательной организации, которые будут развиваться при использовании им в своей деятельности облачных сервисов и облачных приложений. Описаны положительные аспекты использования облачных сервисов и облачных технологий для управления образовательной организацией, выявлены возможные риски использования облачных технологий, представлены варианты использования облачных технологий через сеть Интернет и через сеть Интранет. Представлены списки программного обеспечения, входящего в состав каждой категории описанных типов облачных сервисов: хранение и синхронизация файлов, хранение закладок и заметок, управление временем, программные приложения. Приведены основные определения и классификации облачных сервисов, предлагаются примеры методического использования облачных сервисов в процессе управления деятельностью образовательной организацией.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016;(3):101-108
pages 101-108 views

ВИРТУАЛЬНАЯ СТАЖИРОВКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нечаев М.П., Романова Г.А.

Аннотация

Обоснована необходимость внедрения новых эффективных форм и технологий обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов. Подчеркивается роль виртуальной стажировки как эффективного ресурса в организации системы непрерывного педагогического образования, базирующегося на развитии профессиональной рефлексии педагога. Отмечено, что организация виртуальной стажировки педагогов позволит выстроить на научной основе технологию решения следующих задач: формирование мотивации педагога к непрерывному совершенствованию своего профессионального мастерства; развитие умения анализировать педагогический опыт своих коллег; развитие умения анализировать свой педагогический опыт через призму анализа «чужого» опыта; формирование способности видеть свои «сильные» и «слабые» стороны в профессиональном плане, распознавать причины профессиональных затруднений, определять внутренний ресурс для выстраивания индивидуальной траектории своего профессионального совершенствования.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016;(3):109-114
pages 109-114 views

ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ КАК ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ткач Г.Ф., Беспамятнова М.

Аннотация

Рассматриваются основные концептуально-правовые положения и организационные мероприятия, осуществляемые в системе образования Российской Федерации с целью введения новых образовательных программ прикладного бакалавриата. Актуальность задачи эффективной профессионализации высшего образования обусловлена серьезными проблемами, стоящими перед российской высшей школой. Одной из таких проблем является недостаточная практическая приспособленность выпускников бакалавриата к условиям и требованиям реального производства. Решение этой проблемы в России, как и в большинстве развитых стран, осуществляется на путях профессионализации первой ступени высшего образования, образовательные программы которой повсеместно подразделяются на «академические» или «общие» и «прикладные» или «профессиональные». Различаются и присваиваемые квалификации. Рассмотрение опыта образовательных реформ в ведущих европейских странах, где в последние 15-20 лет были проведены масштабные преобразования с целью профессионализации высшего образования, свидетельствует, что во главу угла этих реформ ставилась общая задача быстрой модернизации профессионально-квалификационных структур и содержания образовательных программ в соответствии с требованиями рынка труда и социально-значимых запросов отдельных регионов и страны в целом. Общим условием успеха реформ, проводившихся в разных странах, является установление тесной взаимосвязи работодателей и образовательных организаций при достаточно широкой автономии последних во взаимодействии с органами государственного регулирования образовательной деятельности. Представляющие собой органичное сочетание теоретических и практических составляющих программ среднего и высшего профессионального образования программы прикладного бакалавриата должны стать основой формирования массовой категории специалистов, наиболее востребованной рынком труда.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016;(3):115-122
pages 115-122 views

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В КИТАЕ И РОССИИ

Краснова Г.А.

Аннотация

Статья посвящена сетевому взаимодействию российских и китайских университетов, в частности рассматриваются законодательные требования к реализации совместных российско-китайских образовательных программ, особенности приема на такие программы в России и Китае на настоящем этапе, описываются сложности, с которыми сталкиваются университеты России и Китая в их реализации, и современные подходы к реализации совместных программ в Китае и России. Развитие совместных образовательных программ между российскими и китайскими университетами прошло две стадии. Первая стадия в конце девяностых годов прошлого века характеризовалась отсутствием правил и регламентов. Поэтому в тот период времени совместные программы открывались много и регламентировались, как правило, только двухсторонними соглашениями. Допускались нарушения в части приема и выпуска студентов, обучающихся по совместным программам. Отсутствие законодательной базы компенсировалось локальными университетскими актами. Ситуация изменилась с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В 2012 году на встрече глав правительств России и Китая был подписан Меморандум о реализации Плана действий по российско-китайскому взаимодействию в гуманитарной сфере до 2020 г. В Меморандуме стороны договорились в рамках сотрудничества в области образования, в частности, по совместным программам, что стало стимулом для создания и реализации совместных программ между российскими и китайскими университетами. Большую роль в развитии сетевого взаимодействия вузов двух стран играет созданный в 2008 г. Университет Шанхайской организации сотрудничества, в рамках которого реализуются совместные программы в области экологии, энергетике, IT-технологий, нанотехнологий, регионоведения, экономики, педагогика.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016;(3):123-130
pages 123-130 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах