Том 18, № 3 (2021)

ПЕДАГОГИКА И ДИДАКТИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Технология проектирования индивидуальных образовательных траекторий в рамках научно-исследовательской практики обучающихся

Осиповская Е.А., Пшеничный Н.Г., Харахордина М.В.

Аннотация

Проблема и цель. Рассматривается процесс разработки программы дополнительного образования с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в рамках научно-образовательного центра (НОЦ) Инфохимии, созданного на базе Университета ИТМО. Процесс разработки программы включал следующие этапы: брифинг с заказчиком, изучение контекста, построение гипотезы и ее проверка, апробация элементов программы, проектирование образовательного опыта обучающихся, защита проекта. Методология. Для создания программы, релевантной интересам целевой аудитории, проанализирован опыт предыдущего набора обучающихся учебной практики по направлению «Инфохимия». Для этого проведены глубинные интервью, в ходе которых респонденты рассказали о своих научных достижениях, трудностях и поделились рекомендациями по улучшению программы. В рамках исследования контекста изучен опыт российских и зарубежных вузов по смежным направлениям: биология, химия, физика и IT. Например, рассмотрены программы подготовительной подготовки таких университетов, как Stanford University Mathematics Camp (SUMaC), Stanford University Science Circle, Harvard University Summer School (Pre-College Program), Chemistry Research Academy of University of Pennsylvania. В результате выявлены три формата научно-исследовательской практики: летний лагерь или школа, научный кружок и академия исследований. Результаты. Обнаружено, что ни одна программа дополнительного образования вузов России в области химии не использует формат иммерсивного обучения, как это реализовано в Университете ИМТО. НОЦ Инфохимии осуществляет погружение школьника в научно-образовательную среду посредством проведения экспериментов в лабораториях с использованием высокотехнологического оборудования под руководством ведущих ученых. Разработана концепция программы, основанная на модели Science Education (образование через науку), основными элементами которой стали индивидуальный трек обучения, поддерживающие мероприятия и участие в реальном научно-исследовательском проекте. Для подтверждения необходимости использования в программе информационных технологий и социальных сетей, найдены подтверждения в виде результатов исследований университетов University College Dublin и University of Melbourne. Заключение. Основой программы стали гибкие образовательные траектории и разные уровни персонализации: проект, поддержка со стороны сотрудников научно-образовательного центра, скорость прохождения, учебный материал, образовательный результат.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021;18(3):203-211
pages 203-211 views

РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Выбор темы проекта обучающимися при разработке и реализации ИТ-проектов на основе метода дизайн-мышления

Ружников М.С., Чарная О.М.

Аннотация

Проблема и цель. Цель исследования - представить теоретические подходы и основные этапы работы с точки зрения дизайн-мышления, а также опыт выбора тем и разработки ИТ-проектов обучающимися 10-11 классов. Методология. Методологической основой работы послужил анализ метода дизайн-мышления, представленный в работах Р. Кюдейла, О. Кемпкенса, Г. Андреева, А.С. Кротовой и А.А. Баркова. Сформулированы подходы к использованию метода дизайн-мышления при разработке ИТ-проекта школьником, приведены их краткие характеристики и используемые инструменты. В качестве инструментов метода дизайн-мышления на разных этапах разработки проекта использовались анализ существующих решений, аналогичных ситуаций, инсайты от лидеров мнений, анализ артефактов, интервью, swot-анализ, пять «Почему?», метод фокальных объектов, scamper и др. Результаты. В процессе работы над проектом обучающиеся 10-11 классов используют инструменты дизайн-мышления в своей деятельности. Результат работы - ИТ-проект учеников «Умный Pomodoro Timer». Заключение. Для того чтобы внедрить метод дизайн-мышления в совместную практическую работу учителя и ученика над ИТ-проектом, необходимо разработать систему повышения квалификации учителей в части формирования практических навыков использования инструментов дизайн-мышления для эффективного управления процессом. Кроме того, развивать творческий потенциал учителей и обучающихся в условиях цифровой трансформации образования и привлекать специалистов из разных областей (дизайнеров, разработчиков программного обеспечения, аналитиков данных и др.).

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021;18(3):258-271
pages 258-271 views

ГЛОБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность, критерии и факторы кластерной региональной дифференциации студентов в рамках информатизации трансграничного образования

Факова М.О.

Аннотация

Проблема и цель. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта выявлена необходимость исследования целесообразности и возможности разделения иностранных студентов на региональные кластеры для последующей дифференциации методов и учебных материалов в рамках развития подходов к информатизации трансграничного образования. Такое исследование должно быть нацелено на обоснование актуальности, поиск критериев и факторов региональной дифференциации при подготовке трансграничных студентов. Методология. Проведена серия констатирующих экспериментов со студентами специальности «Экономика» из Замбии, Монголии, Казахстана, Узбекистана и других стран, направленных на выявление различий в учебной мотивации, рефлексии и прочих характеристик трансграничных обучающихся. Предложена модель подходов к информатизации трансграничного образования, опирающаяся на кластерную дифференциацию. Результаты. Предложена система кластеров, обоснована целесообразность введения описанного комплекса критериев и факторов, проиллюстрированного на примере выделения предыдущего опыта образования в качестве одного из значимых критериев для кластерной региональной дифференциации студентов. Заключение. Студенты из разных стран имеют различную мотивацию, опыт и восприятие информации, во многом этому способствует школьное образование. Необходим поиск баланса между совместным и дифференцированным обучением трансграничных студентов. Кластерная дифференциация трансграничных студентов целесообразна для последующего использования информационных технологий в рамках обеспечения вариативности методических систем обучения отдельным дисциплинам в вузе.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021;18(3):272-283
pages 272-283 views

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Оценка курсантами вуза МВД России эффективности применения электронной образовательной среды Moodle до и во время пандемии коронавирусной инфекции COVID-19

Лопатин Е.А., Шкабин Г.С.

Аннотация

Проблема и цель. Начало пандемии коронавирусной инфекции СOVID-19 привело к повсеместному переходу вузов страны и мира на дистанционное обучение. Анализ имеющихся исследований в России, ЮАР, Швейцарии и других странах мира позволил сделать вывод о недостаточности сравнений оценок применения дистанционных образовательных технологий до пандемии коронавирусной инфекции и после прохождения ее первых волн. Изучается проблема оценки возможностей электронной информационной образовательной среды (ЭИОС) Moodle в образовательной организации системы МВД России до и во время пандемии. Методология . Проведено сравнение результатов анкетирования среди курсантов Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в 2017 и 2021 гг. Результаты. Выявлено, что после первых двух волн пандемии и постепенного возвращения к более традиционной очной форме обучения среди курсантов вуза МВД России не осталось редко использующих ЭИОС Moodle. Возросло количество положительных оценок эффективности использования Moodle и ее влияния на снижение временных затрат на учебу. Объясняется выявленный запрос обучающихся на совершенствование средств дистанционного обучения, в частности в направлении снижения сложности, повышения занимательности, снижения сроков проверки материалов. Заключение. Работа в электронной информационной образовательной среде стала привычной для обучающихся, пришло осознание необходимости решения мелких проблем. В сознании укоренилось понимание неизбежности внедрения в очное обучение элементов дистанционного обучения.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021;18(3):212-226
pages 212-226 views

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Реализация научно-познавательного потенциала обучения студентов вузов обратным и некорректным задачам в условиях информатизации образования

Корнилов В.С.

Аннотация

Проблема и цель. С середины 50-х гг. XX века как российскими, так и зарубежными учеными стали активно проводиться научные исследования обратных и некорректно поставленных задач, которые успешно продолжаются в настоящее время. Нередко исследования обратных и некорректных задач проводятся совместно российскими и зарубежными специалистами из Германии, Италии, Китая, Швеции, Японии и других стран. Сегодня результаты этих исследований обсуждаются на различных тематических международных научных конференциях и в дальнейшем публикуются на страницах научных российских и зарубежных журналов. Со многими публикациями можно ознакомиться в электронных библиотеках научных публикаций elibrary.ru, «КиберЛенинка», в библиографической и реферативной базе данных Scopus и др. Широкая доступность таких библиографических и реферативных электронных баз позволяет преподавателю, который обучает студентов обратным и некорректным задачам, быть в курсе современных научных достижений в научном мире и сформировать содержание разнообразных курсов по выбору, включающее современные математические методы и подходы к исследованиям обратных и некорректных задач. При обучении обратным и некорректным задачам преподавателем должны реализовываться цели и задачи не только формирования у студентов глубоких научных предметных знаний, но и выявления научно-познавательного потенциала такого обучения. Методология. Реализация научно-познавательного потенциала обучения студентов вузов обратным и некорректным задачам осуществлялась через использование компьютерных технологий. Результаты. Понимание научно-познавательного потенциала обратных и некорректных задач, их взаимосвязи с прикладными аспектами, умение использовать компьютерные технологии при исследовании прикладных задач позволит студентам после окончания обучения в учебном заведении проявить себя успешным специалистом по прикладной математике в целом и по обратным и некорректным задачам в частности. Заключение. Выпускники, получившие прочные знания по обратным и некорректным задачам, владеющие современными научными методами их исследования, разработанными специалистами разных стран мира, понимающие научно-познавательный потенциал обратных и некорректных задач, владеющие навыками самостоятельного выбора эффективных информационных технологий для решения прикладных математических задач, успешно будут работать в научно-исследовательских организациях и самостоятельно проводить прикладные научные исследования.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021;18(3):248-257
pages 248-257 views

МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

Информационные технологии в корпоративном образовании: тенденции и подходы

Полушкина А.О.

Аннотация

Проблема и цель. На основе данных исследования Workplace Learning Report, специалистов США, Канады и других стран проанализированы тренды трансформации корпоративного обучения за последние десятилетия, определены основные проблемы и вызовы компаний/предприятий в процессе дополнительного профессионального обучения сотрудников и пути их решения. К основным проблемам корпоративного обучения в настоящее время, как и в прошлом, относятся дефицит бюджета на осуществление обучения и поиск свободных интервалов в графиках сотрудников. Выяснилось, что решением стал рост онлайн-обучения, использования онлайн-платформ. Методология. Цифровые технологии позволили упростить поиск времени в графике работников для обучения, создать возможности гибкого редактирования образовательного контента, тем самым сократив расходы на его подготовку и обновление, а для руководителей упростить оценку дополнительного профессионального обучения благодаря встроенным в онлайн-платформы инструментам контроля. Результаты. Оказалось, что не все возрастные категории работников готовы к расширению доли онлайн-обучения: возрастные работники предпочитают традиционное или смешанное обучение, в отличие от молодежи. В то же время выяснилось, что степень цифровизации обучения коррелирует с размером компании/предприятия. А сравнительная эффективность цифровых инструментов дополнительного профессионального образования повышается с ростом масштаба системы обучения, в рамках которой они применены: развернутая цифровая образовательная платформа требует крайне небольшого количества ресурсов для расширения на новые филиалы и сотрудников, нежели классические образовательные форматы, требующие личного участия преподавательского состава. Заключение. Описаны основные тенденции в развитии корпоративного обучения в ближайшие годы, в числе которых, безусловно, рост использования информационных технологии в корпоративном обучении.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021;18(3):238-247
pages 238-247 views

ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ

Формирование содержательных модулей для обучения искусственному интеллекту в основной школе

Левченко И.В., Меренкова П.А.

Аннотация

Проблема и цель. Рассматривается проблема недостаточного содержательного обеспечения подготовки учащихся основной школы в области искусственного интеллекта (ИИ). Выявляются и описываются базовые дидактические элементы внутри содержательных модулей, а также устанавливаются внутрипредметные и межпредметные связи, реализуемые в ходе обучения элементам ИИ в основной школе. Методология. Использовался комплекс методов: анализ международного опыта (США, Китай, Англия, Германия, Израиль, Россия); анализ документов, определяющих требования к реализации основных образовательных программ; анализ учебников; исследование готовых программных решений, применимых в процессе обучения основам ИИ учащихся основной школы; рефлексия содержания полученного знания. Результаты. Определены возможности обучения в области ИИ учащихся, начиная с 5 класса, вне зависимости от наличия учебных часов, выделенных на обязательное обучение информатике, благодаря вариативности общего образования. Анализ учебников по информатике для основной школы показал, что обучение основам ИИ необходимо реализовывать с учетом внутрипредметных связей c информатикой. Такой подход позволит осуществить поддерживающую, расширяющую или пропедевтическую функции обучения элементам ИИ по отношению к основному курсу информатики. В процессе формирования содержательных модулей обучения элементам ИИ учащихся основной школы, начиная с 5 класса, были выделены дидактические элементы, освоение которых необходимо организовывать с учетом межпредметных связей с общеобразовательными дисциплинами. Содержание учебного материала в области ИИ должно осваиваться через наиболее целесообразные виды деятельности в контексте системно-деятельностного подхода, что позволит формировать личностно значимые знания и умения учащихся, развивать их творческие способности. Заключение. Обоснована целесообразность обучения элементам ИИ учащихся основной школы, начиная с 5 класса. Определены различные варианты включения в программу основной школы вопросов, связанных с основами ИИ, с учетом существующего опыта обучения школьников в области информатики.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021;18(3):227-237
pages 227-237 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах