Формирование компонентов цифровой грамотности будущих педагогов в ходе изучения общеуниверситетской дисциплины «Цифровые технологии в образовании»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы . Развитие информатизации образования происходит под влиянием масштабного проникновения цифровых технологий во все сферы деятельности современного общества. С учетом этого влияния становятся значимыми выявление и учет текущего уровня сформированности цифровой грамотности будущих педагогов и на основе его анализа - разработка научно-методического обоснования для определения структуры и содержания дисциплины, направленной на подготовку будущих педагогов к работе в условиях цифровой трансформации образования. Представлено исследование, направленное на обоснование необходимости применения дифференцированного подхода к преподаванию дисциплины «Цифровые технологии в образовании», изучаемой студентами педагогического направления подготовки в рамках программы бакалавриата. Методология . Применяется теоретико-методологический анализ и обобщение фундаментальных научных работ по проблеме исследования, обработка результатов тестирования. Опытно-экспериментальная работа проводится на базе Вятского государственного университета. В педагогическом эксперименте принимают участие 111 бакалавров направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «Предметное обучение. Технологии обучения и воспитания». Дифференцированный подход к организации изучения дисциплины «Цифровые технологии в образовании» рассматривается как инновационный метод развития цифровой грамотности будущих педагогов. На этапе диагностики и оценки сформированности цифровой грамотности бакалавров прим еняется авторский тест, направленный на выявление уровня сформированности пяти компонентов цифровой грамотности будущих педагогов: информационной, компьютерной, коммуникативной и медиаграмотности, а также отношения к технологическим инновациям. Методом статистической обработки служит критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона. Дифференциация содержания дисциплины и разделение обучающихся на подгруппы происходит на основе анализа результатов входной диагностики, благодаря которой выявляются наиболее острые дефициты в форми ровании одного из пяти компонентов цифровой грамотности обучающегося. Результа ты . Выявлены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в уровне индекса цифровой грамотности студентов экс периментальной группы, обучаемых в соответствии с предложенным подходом (χ2 = 9,570; α < 0,05). Заключение . Применение дифференцированного подхода к изучению дисциплины «Цифровые технологии в образовании» способствует пов ышению уровня цифровой грамотности будущих педагогов. Такой подход, основанный на выявлении и учете наиболее острых дефицитов развития компонентов цифровой грамотности, позволит повысить собственный индекс цифровой грамотности студентов, а также сформировать их готовность к применению цифровых образовательных инструментов в будущей педагогической деятельности с целью повышения уровня цифровой грамотности школьников.

Об авторах

Наталья Ивановна Исупова

Вятский государственный университет

Email: natalyisupova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9889-445X
SPIN-код: 2718-0923

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой цифровых технологий в образовании, факультет компьютерных и физ икоматематических наук, институт математики и информационных систем

Российская Федерация, 610000, Киров, ул. Московская, д. 36

Татьяна Николаевна Суворова

Российская академия образования; Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: suvorovatn@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3628-129X
SPIN-код: 9398-7418

доктор педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией развития цифровой образовательной среды, Центр развития образования, Российская академия образования; профессор кафедры информационных технологий в непрерывном образовании, Учебно-научный институт сравнительной образовательной политики, Российский университет дружбы народов

Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8; Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Vasyura S., Kuzmina O., Maletova M. Internet communications: time phenomenon in online activity // Education and Self Development. 2020. Vol. 15. No. 4. P. 71–79. https://doi.org/10.26907/esd15.4.03
  2. Исупова Н.И., Перевозчикова М.С., Машарова Т.В., Зенкина С.В. Формирование навыков командной работы у будущих педагогов при разработке дидактических игр с традиционными и цифровыми компонентами // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 130–146. https://doi.org/10.32744/pse.2022.1.8
  3. Роберт И.В. Становление и развитие цифровой трансформации профессионального образования на основе системной конвергенции педагогической науки и технологий // Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании: материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 6–7 декабря 2021 г. М.: Российская академия образования, 2022. С. 405–410.
  4. Ромасевич Е.П. Развитие инфраструктуры корпоративных сетей университетов в условиях тенденции BYOD // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний. 2016. № 1 (14). С. 489–493.
  5. Bahji S.E., Alami J., Lefdaoui Y. Learners’ attitudes towards extended-blended learning experience based on the S2P Learning Model // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. 2015. Vol. 6. No. 10. P. 70–78. https://doi.org/10.14569/IJACSA.2015.061010
  6. Isupova N.I., Mamaeva E.A., Bocharov M.I., Bocharova T.I. Practical activity on developing a system of tasks as a condition for training a future digital school teacher // European Journal of Contemporary Education. 2021. Vol. 10. No. 3. P. 638–652.
  7. Smolyaninova O.G., Bezyzvestnykh E.A. Professional training of teacher 4.0: developing digital competency by means of ePortfolio // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2019. Vol. 12. No. 9. P. 1714–1732. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0478
  8. Bindyukova T.A., Mudrakova O.A. Use of remote technologies in educational process as means of increasing interest in studying school subjects // Contemporary Problems of Social Work. 2016. Vol. 2. No. 2. P. 130–136.
  9. Исупова Н.И., Суворова Т.Н. Цифровые инструменты реализации современных образовательных технологий // Web-технологии в реализации удаленного формата образования: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, Арзамас, 19–20 мая 2021 г. Арзамас: Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2021. С. 275–280.
  10. Соболева Е.В., Суворова Т.Н., Поднавознова Е.О., Факова М.О. Формирование цифровой грамотности будущих педагогов средствами облачных технологий // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 505–520. https://doi.org/10.32744/pse.2021.6.34
  11. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2177-9
  12. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Розов Н.Х. Подготовка педагогических кадров: международный опыт и отечественные реалии // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2018. № 3. С. 3–16.
  13. Seok S., DaCosta B., Hodges R. A systematic review of empirically based universal design for learning: implementation and effectiveness of universal design in education for students with and without disabilities at the postsecondary level // Open Journal of Social Sciences. 2018. Vol. 6. No. 5. P. 171–189. https://doi.org10.4236/jss.2018.65014
  14. Chetty K., Qigui L., Gcora N., Josie J., Wenwei L., Fang Ch. Bridging the digital divide: Measuring digital literacy // Economics Discussion Papers. 2017. No. 2017-69. https://www.econstor.eu/bitstream/10419/169128/1/89862634X.pdf
  15. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. М.: Изд-во НАФИ, 2019. 84 с.

© Исупова Н.И., Суворова Т.Н., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах