Развитие эмоционального интеллекта у студентов-филологов в практике разработки мультимедийных историй

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы. Эффективность языковой, межличностной и межкультурной коммуникации зависит не только от профессионализма, но и от эмоциональных способностей ее участников (коммуникабельности, умений реагировать в непредвиденных ситуациях, определять ожидания и интересы окружающих), навыков применения цифровых технологий. Исследование направленно на обоснование необходимости использования мультимедийных историй в подготовке специалистов в области филологии для развития их эмоционального интеллекта. Методология. Применяются теоретико-методологический анализ и обобщение фундаментальных научных работ по проблеме исследования, обработка результатов тестирования и структуры мультимедийных историй. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Сочинского института (филиала) Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. В педагогическом эксперименте приняли участие 54 бакалавра, направление подготовки - 45.03.01. Филология. Преподавание филологических дисциплин. Мультимедийный сторителлинг рассматривался как инновационная повествовательная практика, в основе которой - создание эмоциональных историй средствами цифровой технологии. В качестве соответствующего сервиса использовался MS PowerPoint. На этапе диагностики и оценки сформированности эмоционального интеллекта применялся тест Н. Холла. Методом статистической обработки служил критерий χ2 Пирсона. Результаты. Использование мультимедийных историй в подготовке специалистов в области филологии и гуманитарного знания осуществляется следующим образом: изучение цифрового сервиса, его возможностей; разработка концепции; сбор и анализ информации; создание истории и реализация в цифровом формате; презентация и последующее применение на практике. При мультимедийном сторителлинге студенты-филологи осваивают философию диалога культур, осознают ценности (свои и чужие), осуществляют моральный выбор, получают новый социальный опыт, проектируют информационно-коммуникационную деятельность. Определены статистически достоверные различия в качественных изменениях, произошедших в педагогической системе. Заключение. Применение мультимедийных историй способствует развитию эмоционального интеллекта студентов-филологов за счет социального характера межличностной и межкультурной деятельности, многослойности и нелинейности обращения, мультимодальности, поддержки эмоционально комфортной языковой атмосферы. Сформулированы соответствующие критерии эффективности: наличие идеи (центрального элемента), «подвижность» главного героя, проецирование смысла действительной жизни, структура, стиль повествования и др.

Об авторах

Магомедхан Магомедович Ниматулаев

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: mnimatulaev@fa.ru
ORCID iD: 0000-0003-4290-6073

доктор педагогических наук, профессор департамента бизнес-информатики

Российская Федерация, 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 49

Светлана Юрьевна Новоселова

Российский университет дружбы народов

Email: novoselovaapk@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2289-6878

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания, Сочинский институт (филиал)

Российская Федерация, 354340, Сочи, ул. Куйбышева, д. 32

Наринэ Мисаковна Смеречинская

Российский университет дружбы народов

Email: mss.narine@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3467-3604

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания, Сочинский институт (филиал)

Российская Федерация, 354340, Сочи, ул. Куйбышева, д. 32

Оксана Витальевна Ширяева-Ширинг

Южный федеральный университет

Email: shirayeva.oksana@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7846-2702

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания, Международный институт междисциплинарного образования и иберо-американских исследований

Российская Федерация, 344006, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105/42

Список литературы

  1. Kallou S, Kalogiannakis M, Zacharis N, Kikilia A. Emotional intelligence development: the implementation of transformative learning through digital technologies in tourism - a study protocol. International Journal of Technology Enhanced Learning. 2023;15:180. http://doi.org/10.1504/IJTEL.2023.10054332
  2. Andrienko T, Chumak N, Genin V. Emotional intelligence and acquisition of English language oral communication skills. Advanced Education. 2020;7(15):66-73. http://doi.org/10.20535/2410-8286.201013
  3. Колодина Н.И. Компоненты понятия и эмоционального состояния (на материале междисциплинарного исследования обыденного сознания) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 8. С. 228-233. http://doi.org/10.30853/filnauki.2020.8.42
  4. Grinshkun VV, Bidaibekov E. How the education system should respond to the technological development and informatization of the society. Communications in Computer and Information Science. 2021;1024:26-33. http://doi.org/10.1007/978-3-030-78273-3_3
  5. Залуцкая С.Ю., Никонова Н.И. Профессиональная подготовка будущих учителей русского языка и литературы: технология рекламирования и читательские интересы обучающихся // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 114-125. http://doi.org/10.32744/pse.2020.3.9
  6. Soboleva EV, Vekua NN, Novoselova SYu, Yang G. Achieving personal educational results of secondary school students in the conditions of integrated informatization in teaching Chinese as a foreign language. Perspectives of Science and Education. 2022; (1):284-300. http://doi.org/10.32744/pse.2022.1.18
  7. Gopalakrishnan B, Vijayakumar S. Emotional intelligence and values in digital world through emoticons among indian students and faculty. International Journal of Asian Education. 2021;2:267-276. http://doi.org/10.46966/ijae.v2i2.142
  8. Khoutyz I. Storytelling in English and Russian-language lecture discourse. Moderna Språk. 2020;114(2):73-90. http://doi.org/10.58221/MOSP.V114I2.7399
  9. Sabari N, Hashim H. Sustaining education with digital storytelling in the English language teaching and learning: a systematic review. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2023;13:214-231 http://doi.org/10.6007/IJARBSS/v13-i4/16860
  10. Соколова Т.И. Языковая политика в РФ: основные направления, проблемы и перспективы // Социальное пространство. 2021;7(5). http://doi.org/10.15838/sa.2021.5.32.5
  11. Nassim S. Digital storytelling: an active learning tool for improving students’ language skills. Pupil. 2018;2:14-29. http://doi.org/10.20319/pijtel.2018.21.1429
  12. Ateş M. Using digital storytelling in language education: a systematic review study. Pamukkale University Journal of Education. 2022;59:340-364. http://doi.org/10.9779/pauefd.1101722
  13. Nair V, Yunus M. Using digital storytelling to improve pupils’ speaking skills in the age of COVID-19. Sustainability. 2022;14:9215. http://doi.org/10.3390/su14159215
  14. Берлева И.Н., Беляев Д.А. Диалог экранной и книжной культур: киноэкранизации литературных текстов // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2023;12(1-1):370-376. http://doi.org/10.34670/AR.2023.40.57.034
  15. Akdoğan F. Enhancing English Vocabulary and reading skills through digital storytelling method. Innovational Research in ELT. 2023;4:60-72. http://doi.org/10.29329/irelt.2023.558.5

© Ниматулаев М.М., Новоселова С.Ю., Смеречинская Н.М., Ширяева-Ширинг О.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах