Формирование цифровой коммуникации в организационно-педагогической деятельности вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Постановка проблемы . Активное развитие цифровых технологий оказало серьезное влияние на сферу образования и привело к формированию новой информационно-коммуникационной среды в университетах. В рамках исследования рассмотрены особенности формирования цифровой коммуникации организационно-педагогической деятельности современного вуза. Методология . Основными методами выбраны SWOT-анализ возможностей и угроз, связанных с внедрением цифровой среды в вузе, и социологический опрос, позволяющий оценить отношение всех участников образовательного процесса к цифровизации вуза. Результаты . Изучение процесса цифровой коммуникации деятельности вуза позволило спроектировать пилотную коммуникационную модель организационно-педагогической деятельности вуза в новой цифровой среде. Также определены тенденции развития общества знаний, ориентированные на деятельность высших учебных заведений и сферы образовательных услуг. Сформированы основные положения в области процессов формирования элитарного сознания и профессиональной отечественной элиты, способной продолжить развитие прогресса. Заключение . Предложенный пилотный вариант моделирования цифровой среды вуза помог сформулировать основные требования к организации деятельности высшей школы и выделить актуальные направления развития: активизацию инновационного и творческого потенциала студентов, научную и проектную активность профессорско-преподавательского состава, повышение компетентностного профессионального уровня подготовки кадров и сотрудников вуза, способствующих в том числе личностному развитию и повышению эффективности труда. Данная стратегия поможет вузу стать брендом и занять устойчивое положение в конкурентной среде, создать стабильное экономическое развитие и, как следствие, расширить партнерские связи, научные и образовательные проекты, дающие право войти в современное социокультурное пространство страны и мира.

Полный текст

Постановка проблемы. В новом информационном обществе коммуникация является одним из ключевых видов деятельности, причем как самостоятельным, так и «обслуживающим» другие сферы жизни, поскольку сопровождает бизнес, политико-экономические, социокультурные и многие другие процессы, важные для развития человека и государства. Разнообразие каналов передачи информации, возможность планировать и реализовывать коммуникативные стратегии с помощью различных инструментов формируют новую информационную среду не только в обществе, но и в отдельно взятой организационной структуре [1. С. 35-41]. Так, например, высшая школа последнюю пятилетку активно развивается в направлении цифровизации [2. С. 7], дистанционных форматов обучения, интернет-коммуникации со студенческой аудиторией и абитуриентами, а также в направлении автоматизации и компьютерных технологий, способных обеспечить эффективное управление вузом и организовать перспективную инновационную педагогическую среду [3]. Профессиональное педагогическое сообщество также обсуждает возможности развития экосистемы университетов на базе цифровой платформы, которая позволит создать принципиальную новую инфраструктуру [4. С. 819]. Цифровизация управленческих, организационных и образовательных процессов становится одним из доминантных условий формирования паблисити капитала вуза и его бренда [5. С. 27], его статуса и места в российских и международных рейтингах, а также возможности участия в грантовых программах и конкурсах, научных и исследовательских мероприятиях. Сегодня к организационно-педагогической деятельности вузов, основанной на использовании информационных цифровых технологий, применяются два подхода: 1) классический [6], базирующийся на идее построения образовательных процессов с помощью цифровых технологий, которые формируют базу электронной продукции: передача данных, цифровые коммуникации, цифровое моделирование, дистанционное обучение и др.; 2) экономический [7], ориентированный на идею о том, что цифровизация образовательных процессов и образовательных услуг есть часть экономики страны [8], где цифровая образовательная среда - это разного рода услуги по получению знаний и компетенций внутри «умного предприятия (вуз)», «умной системы образования», интернета вещей, сервисов web 2.0[3] и т. д. Исходя из этого, цель исследования - представить, как может выглядеть эффективная информационно-коммуникационная модель организационно-педагогической деятельности университета [9], ориентированная на сотрудников и преподавателей, студентов и абитуриентов, и понять, насколько такого рода модель может укрепить позицию вуза в конкурентной среде. Методология. Несомненно, что обеспечить переход к цифровым образовательным технологиям возможно только путем общего перехода в цифровое коммуникативное пространство всего вуза, всех его подразделений, сотрудников, студентов и профессорско-преподавательского состава. В рамках данного проекта нами проведено пилотное социологическое исследование на тему «Исследование отношения профессорско-преподавательского состава и студентов к формированию цифровой среды вуза». В нем приняли участие 150 респондентов, среди которых студенты и преподаватели ряда московских университетов (государственных и частных). Выборка возраста и пола, а также направлений подготовки и профессиональной сферы респондентов случайная, поскольку в данном случае нам важно было получить срез по отношению к цифровизации. Следует отметить, что аналогичные исследования проводятся и в других странах, где респондентами выступают не только преподаватели вузов, но и учителя школ, а также сами учащиеся [10]. Результаты и обсуждение. Исходя из сформулированных нами положений, мы ориентировались на цифровую среду следующих направлений: 1) образовательные ресурсы; 2) информационная среда; 3) коммуникационная среда; 4) научная среда; 5) взаимодействие с партнерами и потенциальными работодателями. Результаты представлены на рис. 1. Данные, представленные на диаграмме, свидетельствуют о ряде особенностей и проблемных точек, связанных с процессом «оцифровки» среды вуза. Проанализируем наиболее высокий и наиболее низкий отклик на формирование цифрового поля в организационно-педагогической деятельности вузов. Рис. 1. Отношение профессорско-преподавательского состава и студентов к формированию цифровой среды вуза Figure 1. The attitude of teaching staff and students to the formation of the digital environment of the university Наибольший отклик вызвала цифровая информационная среда, поскольку и преподаватели, и студенты заинтересованы в получении информации в рамках одного информационного интернет-сервиса, а не через объявления, устные сообщения сотрудников/руководства, мессенджеры и т. д. Наименьший отклик вызвала цифровая коммуникационная среда, поскольку преподаватели и студенты ориентированы на прямое общение, межличностную коммуникацию, многим важно физическое присутствие в коллективе, и они не уверены, что сетевая коммуникация будет идентичной. Однако с точки зрения решения различных рабочих вопросов такой тип коммуникации часть респондентов считает эффективным, в особенности при необходимости разрешения проблемных или конфликтных ситуаций, когда можно предоставить переписку или электронный документ. Следует отметить, что данный критерий мы не оценивали как полностью замещающий оффлайн-коммуникацию, а только как дополнительный канал. Процентные показатели по остальным критериям подтверждают мысль о необходимости внедрения цифровой среды в работу вуза, однако не позиционируются как полная замена традиционных форматов профессиональной и образовательной деятельности. Невысокие процентные показатели связаны с теми угрозами, которые указаны выше, их же подтвердили и респонденты в ходе исследования. В число системообразующих направлений такой модели входит организация электронного обучения, дистанционного образования, автоматизация деловых, экономических и юридических процессов, процессов управления образованием и наукой, создание ЭОР (электронно-образовательные ресурсы: РПД-менеджер, лекции, кейсы, видеоконтент, библиотека и т. д.), научно-технологические интернет-площадки. Данный подход активизирует экономику знаний, педагогические техники, новые инструменты коммуникации со студентами и абитуриентами, а также среди профессорско-преподавательского состава и сотрудников (таблица). Цифровое информационно-коммуникационное пространство вуза Персонал вуза Студенты Возможности Формирование информационных образовательных ресурсов вуза Формирование информационных образовательных ресурсов вуза. Формирование информационно-коммуникационной цифровой среды, ориентированной на организационно-педагогическую деятельность Формирование информационно-коммуникационной цифровой среды, ориентированной на развитие и поддержание компетенций студентов Формирование базы информационно-образовательных ресурсов и сервисов web 2.0 сторонних источников Формирование базы информационно-образовательных ресурсов и сервисов web 2.0 сторонних источников Организация эффективного канала коммуникации и обратной связи (преподаватель - преподаватель // преподаватель - сотрудник // сотрудник - сотрудник// ППС и сотрудник - руководитель // руководитель - руководитель) Организация эффективного канала коммуникации и обратной связи (преподаватель - студент) Формирование среды профессионального развития и самореализации работника Формирование критического мышления в процессе работы с информационными источниками Формирование научно-практического цифрового пространства для образовательной деятельности, участия в грантах и иных программах/мероприятиях/конкурсах) Формирование студенческих портфолио Формирование партнерских отношений с потенциальными партнерами и работодателями и др. Формирование научно-практического мировоззрения и др. Угрозы ● Большой массив информации и неконтролируемые информационные потоки; ● Пересечение виртуальной и реальной среды; ● Технические шумы; ● Ошибочная семантика интерпретации информации; ● Недоверие к внешнему источнику информации; ● Индивидуальные психолингвистические особенности восприятия информации и работы с ней; ● Коммуникативные неудачи и др. Digital information and communication space of the university University staff Students Opportunities Formation of information educational resources of the university Formation of information educational resources of the university Formation of an information and communication digital environment focused on organizational and pedagogical activities Formation of an information and communication digital environment focused on the development and maintenance of students’ competencies Formation of a database of information and educational resources and web 2.0 services from third-party sources Formation of a database of information and educational resources and web 2.0 services from third-party sources Organization of an effective communication and feedback channel (teacher - teacher // teacher - employee // employee - employee// teacher and employee - manager // manager - manager) Organization of an effective communication and feedback channel (teacher - student // employee - student) Formation of the environment of professional development and self-realization of the employee Formation of critical thinking in the process of working with information sources Formation of a scientific and practical digital space for educational activities, participation in grants and other programs/events/competitions) Formation of students’ portfolios Forming partnerships with potential partners and employers, etc. Formation of a scientific and practical worldview, etc. Threats ● A large array of information and uncontrolled information flows; ● Intersection of virtual and real environments; ● Technical noises; ● Erroneous semantics of information interpretation; ● Distrust of an external source of information; ● Individual psycholinguistic features of information perception and further work with it; ● Communication failures, etc. Таким образом, для моделирования информационно-коммуникационного пространства вуза наиболее эффективными являются следующие факторы: цифровизация учебных материалов, развитие цифровой образовательной среды и веб-коммуникации, применение сетевых социальных сервисов web. 2.0, активизация креативного и инновационного потенциала студентов, а также формирование критического мышления на основе современных ИКТ, развитие цифровой грамотности и культуры. Помимо этого, единое цифровое пространство дает возможность эффективно и быстро взаимодействовать всей структуре вуза, оперативно решать поставленные задачи, формировать собственную уникальную организационно-педагогическую среду с учетом новых тенденций и требований рынка образовательных услуг, а также постоянно повышать интеллектуальный потенциал, личностный и карьерный рост. Перечисленные возможные угрозы и «шумы» (технические, информационные, коммуникативные) являются не только констатацией факта, что подобные проблемные точки существуют в деятельности вузов, но и сигналом к тому, что прогнозирование и знание этих угроз позволяет заранее избежать их либо минимизировать в процессе проектирования таких моделей цифровой среды. Безусловно, реализация подобных моделей на практике - процесс сложный и затратный не только в финансовом секторе, но и кадровом, и временном. Деятельность вуза осуществляется непрерывно, все механизмы работают в своем режиме, а потому внедрение цифровой организации деятельности вуза может вызвать целый ряд сложностей. Несмотря на то, что каждый вуз индивидуально реализует цифровизацию, в нашем исследовании мы попытались определить общие «болевые точки»: - непринятие некоторыми сотрудниками и преподавателями новых возможностей цифровизации коммуникационной образовательной среды, а также технологий «юзабилити», способных вывести процесс обучения, научно-педагогическую и организационную деятельность вуза на принципиально новый уровень; - необходимость развития и обучения ключевым компетенциям в сфере электронной информационно-коммуникационной деятельности (студенты, преподаватели, сотрудники); - необходимость разработки и внедрения единой цифровой платформы организации, способной обслуживать образовательный процесс в вузе (перевод обучающего контента в электронный вид, возможность тестирования студентов, создание цифровых лекций, дополнительных материалов, видео, проведение онлайн-форумов и консультаций и т. д.); - необходимость постоянной ежедневной поддержки электронного пространства вуза и всей системы разноуровневых коммуникативных связей; - неразвитость коммуникационной среды на горизонтальном и вертикальном уровнях, бюрократизация информационных процессов, часто отсутствие взаимосвязи между сотрудниками и преподавателями, а также отсутствие навыков формирования цифровой среды среди персонала; - низкая эффективность взаимодействия на уровнях сотрудник - студент, сотрудник - преподаватель, сотрудник - сотрудник, преподаватель - студент, персонал - руководство, студент - руководство в цифровом коммуникативном поле университета; - отсутствие у персонала навыков выстраивания эффективных коммуникаций с помощью технологий «юзабилити»; - недостаточная техническая оснащенность вуза, необходимая для создания веб-среды и др. Вопросы готовности вузов к переходу в цифровую образовательную среду обсуждаются довольно активно, на данный момент опубликованы результаты многочисленных исследований по данной теме. Так, например, О.В. Усачева и М.К. Черняков представили методику оценки степени готовности вузов к цифровизации, созданную с помощью матрицы факторов и их признаков [11. С. 53-62]. Следует отметить, что цифровизация вуза важна не только для организации внутренней деятельности, но и для внешней, которая предполагает укрепление позиции на рынке среди конкурентов, формирование и удержание паблисити капитала, реализацию бренд-стратегии, формирование положительного имиджа среди студентов, абитуриентов и партнеров. Важным в этом направлении является понимание роли не только ректора или президента вуза, но и ведущих преподавателей, известных достижениями не только в научной сфере, но и в коммуникации со студентами, в умении применять новые цифровые технологии, в ведении или участии бизнес-процессов, способных создать свой личный профессиональный бренд, например для коллаборации с брендом вуза. Сетевое пространство высшей школы сегодня должно быть представлено на сайте организации с удобной навигацией и архитектурой, в социальных сетях [12. С. 148-161], ориентированных не только на студентов и преподавателей, но на абитуриентов и их родителей. Также необходимо взаимодействие со СМИ и активный событийный менеджмент в интернет-пространстве. При организации такой работы важно учитывать новые тенденции визуально-графического и вербального инструментария в оформлении интернет-коммуникации, семиотические возможности знаковых систем [13. С. 610-621], использовать коды, понятные представителям разных поколений, учитывать психологические особенности потребителя, демонстрируя ему рекламный или информационный продукт. Исходя из заявленной проблематики и результатов социологического исследования, мы сформировали общую примерную коммуникационную модель организационно-педагогической деятельности вуза в цифровой среде (рис. 2). Согласно данной модели, формируется цифровая ИК-среда, в которую входят: 1. Цифровая образовательная платформа (возможности: популяризация научно-инновационной деятельности среди студентов; создание базы образовательного контента; интеграция науки и рыночного сектора сферы услуг; развитие и применение электронных форматов обучения; развитие дистанционного образования; формирование цифровой культуры и грамотности, а также профессиональных компетенций; развитие проектного обучения внутри вуза и совместно с партнерами). Рис. 2. Коммуникационная модель организационно-педагогической деятельности вуза в цифровой среде Figure 2. Communication model of organizational and pedagogical activity of the university in the digital environment 2. Электронная библиотечная система вуза (возможности: обеспечение учебного и воспитательного процесса; создание уникальной ЭБС вуза; создание цифрового архива студенческих работ (проекты, дипломные и магистерские работы и др.). 3. Цифровая коммуникация внутренняя и внешняя (возможности: веб-площадка для обмена информацией внутри вуза, а не только корпоративная почта, цифровизация документооборота [14. С. 31-36], виртуальные информационные доски, форумы и чаты; создание неформальных каналов коммуникации (студенческие клубы и др.); внешние коммуникации с использованием имиджевого дизайна позволят управлять репутацией вуза и реализовывать стратегию позиционирования организации, транслировать нужный контент целевой аудитории и СМИ, формировать положительный бренд вуза, выстраивать пиар-коммуникацию с обществом и представителями власти, взаимодействовать с государственным сектором и т. д.). Заключение. Выстраивая модель развития вуза, мы основываемся на передовых тенденциях мирового сообщества, которое сегодня определяется как общество знаний. Характерными чертами, присущими обществу знаний в сфере развития и применения цифровой коммуникации, можно назвать следующие: - знание и доступность информации - необходимые условия развития общества; - цифровое информационно-коммуникационное пространство - база новой экономической формации; - активное развитие ИК-технологий - основа эффективной жизнедеятельности социума; - формирование понятия «элитарное сознание», основанного на образовательной активности и получении новых знаний и компетенций в течение всей жизни, - суть современного общества; - прямая зависимость качества жизни индивидуума от уровня его цифровой грамотности и культуры, умения использовать ИК-технологии в профессиональной и личной деятельности. Исходя из данных критериев, мы можем предположить, что формирование цифровой среды организационно-педагогической деятельности вуза напрямую соответствует требованиям общества знаний, следовательно, такая стратегия позволит вузу занять устойчивую позицию на рынке профессиональных кадров, представляя конкурентоспособных выпускников. Поскольку наибольший процент целевой аудитории в сфере образования составляет молодежь, то и коммуникация должна выстраиваться сообразно требованиям digital-поколения. Именно они, «цифровые аборигены», становятся профессиональной отечественной элитой, способной продвигать научно-технический и социокультурный потенциал, поскольку внутренний характер образовательного процесса, прежде всего, учитывает потенциальные возможности и мотивационную основу личности. Отсутствие же грамотной коммуникационной политики снижает эффективность деятельности вуза в целом, негативно влияет на качество образования и подготовки квалифицированных кадров и может привести к различным угрозам и последствиям (см. SWOT-анализ). Применение подобного процесса моделирования эффективной цифровой среды в управлении деятельностью вуза ориентировано на серьезную «перепланировку» структуры вуза, его отделов и кадров, способных реализовать такую модель в действии. Также необходимы переход в сфере управления на методы, действующие в современных бизнес-процессах, трансформация организационной корпоративной культуры, формирование предпринимательской среды в вузе, культуры потребления цифровых услуг и развития информационной грамотности на всех уровнях. Представленный материал может быть использован как ознакомительный в процессе разработки общей стратегии цифровизации высшей школы, электронной образовательной среды, социальных сетевых сервисов и т. д. Работа ориентирована не только на государственные, но и на коммерческие вузы, а также организации, предоставляющие иные образовательные услуги, индивидуальных предпринимателей, некоммерческие молодежные организации и пр.
×

Об авторах

Анна Сергеевна Зотова

Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского

Автор, ответственный за переписку.
Email: annazot@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-0025-5332

кандидат филологических наук, доцент кафедры общественных процессов, СМИ и рекламных технологий

Российская Федерация, 109004, Москва, Земляной вал, д. 73

Список литературы

  1. Targowski A. Digital education strategies // Filozofia i Nauka. 2022. Vol. 1. No. 10. Pp. 117-126. https://doi.org/10.37240/FiN.2022.10.1.11
  2. Гончарова М.А., Гончарова Н.А. Перезагрузка системы высшего образования в условиях формирования цифровой образовательной среды в РФ // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2019. Т. 18. № 4. С. 7-14. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2019-18-4(42)-7-14
  3. Heerden van D., Goosen L. Information and communication technologies to change education // Proceedings of the South Africa International Conference on Education. 2020. Pp. 241-250. URL: https://www.researchgate.net/publication/346717946_Information_and_Communication_Technologies_to_Change_Education (accessed: 10.03.2022).
  4. Климов А.А., Заречкин Е.Ю., Куприяновский В.П. О цифровой экосистеме современного университета // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15. № 4. С. 815-824. https://doi.org/10.25559/SITITO.15.201904.815-824
  5. Ванюшкина В.В. Бренд вуза в цифровой образовательной среде // Вестник Ростовского государственного экономического университета. 2019. № 4. С. 26-33.
  6. Беспалов А.И. Автономия университета: классический подход к управлению инновациями // Ценности и смыслы. 2012. № 2. С. 71-76.
  7. Костылева С.Ю. Вуз как экономический институт // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 10 (102). С. 38-44.
  8. Sanchez J.J.C., Aleman E.Ch. Teachers’ opinion survey on the use of ICT tools to support attendance-based teaching // Computers & Education. 2011. Vol. 56. Issue 3. Pp. 911-915. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2010.11.005
  9. Усачева О.В., Черняков М.К. Оценка готовности вузов к переходу к цифровой образовательной среде // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 53-62. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-53-62
  10. Rabadanova R.S., Kagosyan A.S., Karmanova Zh.A., Rabadanova Z.M., Titov V. Motivational support as a factor of formation of students’ professional competence in the conditions of digitalization of education // Revista on line de Gestao e Politica Educational. 2022. Vol. 26. No. S2. https://doi.org/10.22633/rpge.v26iesp.2.16547
  11. Гуреева А.Н. Социальные сети в составе современных медиакоммуникаций российского вуза // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистикаю. 2015. № 6. С. 148-161.
  12. Kuzmin P.А. The semiotic method of cognition of reality: limits of applicability // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2019. Т. 10. № 3. C. 610-621. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2019-10-3-610-621
  13. Романова Г.В. Цифровизация высшего образования: новые тренды и опыт внедрения // Гуманитарные науки. 2020. № 4 (52). С. 31-36.
  14. Тюкавкин Н.М. Цифровизация образовательных процессов в вузах // Эксперт: теория и практика. 2019. № 1. С. 35-41. https://doi.org/10.24411/2686-7818-2019-00016

© Зотова А.С., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах