Состояние и перспективы дистанционного обучения в период пандемии COVID-19

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. В российском обществе переход на дистанционное обучение образовательных организаций в марте 2020 года в связи с новой коронавирусной инфекцией вызвал острую дискуссию об эффективности и последствиях такого формата обучения, а также о перспективах его использования после пандемии COVID-19. Перед системой образования встала задача подготовки специалистов в условиях неопределенности будущего и ускоренной цифровизации экономики. Цель исследования заключалась в определении основных факторов, оказывающих влияние на развитие и распространение дистанционного обучения в ближайшие годы, а также возможных краткосрочных и долгосрочных последствий перехода на дистанционное обучение вузов. Методология. Использовался анализ научной литературы и практической деятельности, опытного преподавания. Результаты. Содержание и форма образования значительно трансформируются в долгосрочной перспективе. Сегодня необходимые цифровые компетенции невозможно приобрести в рамках традиционного образовательного процесса (лекции, семинары, экзамены в устной форме), без системного применения информационных технологий в обучении. Поэтому информационные технологии будут крайне востребованы выпускниками и подготовят их к практическому использованию ИТ на рабочем месте. Кроме того, ИТ могут существенно увеличить эффективность обучения, поскольку позволяют реализовать индивидуальную траекторию обучения, персонализировать его, снять ограничения по времени и месту занятий, повысить наглядность и интерактивность образовательного процесса. Заключение. Онлайн-обучение и электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий в долгосрочной перспективе позволят удовлетворить запрос обучающихся и общества на подготовку кадров в условиях неопределенности будущего. Благодаря ИТ создаются условия для активной познавательной и учебной деятельности, обеспечивается индивидуализация обучения, превращающая обучающегося в активного и равноправного участника учебного процесса, в том числе благодаря отказу от предоставления готового дифференцированного знания, которое ведет к формированию репродуктивного характера мышления у обучающихся.

Полный текст

Постановка проблемы. Переход на обучение в режиме онлайн абсолютного большинства образовательных организаций всех уровней во всех странах мира в первой половине 2020 г. из-за пандемии новой коронавирусной инфекции привел к изменению традиционной модели взаимодействия между обучающимися, образовательными организациями и преподавателями. В России переход на дистанционное обучение российских образовательных организаций в соответствии с Приказом Минобрнауки № 398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» от 14 марта 2020 г.[7] вызвал в академическом сообществе и широкой общественности острые, в некоторой степени эмоциональные дискуссии об эффективности и последствиях такого формата обучения, а также о перспективах его использования после пандемии COVID-19. В ответ власти выпускали специальные заявления, в которых гарантировали, что дистанционное обучение является временной мерой в чрезвычайных условиях эпидемиологического кризиса[8]. По нашему мнению, негативное отношение академического сообщества и широкой общественности к дистанционному обучению связано с отсутствием широкомасштабных научных исследований по всестороннему осмыслению педагогической теории и практики обучения в онлайн-режиме, с одной стороны, а с другой стороны, с непониманием педагогических целей обучения и воспитания на современном этапе цифровизации экономики и всех сфер жизнедеятельности человека, которые имеют отношение к непосредственной деятельности образовательных организаций. Педагогическая цель, как совершенно справедливо отмечает В.П. Беспалько, должна выражаться в терминах подготовки к определенной жизнедеятельности, располагающей относительно точно очерченным кругом знаний, уровнями развития мастерства и объемами на которых оно проявляется [1]. Педагогическую цель образования в нынешних условиях можно сформулировать следующим образом: подготовка специалистов для жизни и работы в условиях неопределенности будущего и ускоренной цифровизации экономики. Информационные технологии, используемые в обучении, получившие ускоренное развитие в большинстве отраслей экономики, а следовательно, необходимые в профессиональной деятельности, будут крайне востребованы выпускниками и позволят им быть подготовленными к практическому использованию информационных технологий на рабочем месте. Таким образом, процесс обучения с использованием информационных технологий даст возможность обучающимся приобрести необходимые цифровые навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности. Целью нашего исследование стал анализ основных факторов, оказывающих влияние на развитие и распространение дистанционного обучения на ближайшие годы, а также возможных краткосрочных и долгосрочных последствий перехода на дистанционное обучение образовательных организаций высшего образования. Методы исследования. В соответствии с прогнозом Международного валютного фонда, в 2020 г. впервые негативный рост ВВП будет наблюдаться во всех странах мира, хотя будут существенные различия между отдельными странами, связанные с развитием пандемии и предпринимаемыми правительствами мерами сдерживания, различиями в структуре экономики [2]. Падение доходов населения приведет к глубокому спаду в мировой торговле, который прогнозируется на уровне 11,9 % [2]. Пандемия новой коронавирусной инфекции ускорила цифровизацию экономики в целом. В условиях карантинных мер, введенных по всему миру, целые отрасли экономики перешли к работе в режиме онлайн, в то время как другие (например, туризм, индустрия развлечения и др.) были вынуждены фактически прекратить работу. Одновременно в условиях пандемии спрос на цифровые навыки, о которых много дискутировали в последние годы, драматически вырос, и наличие цифровых навыков стало критически необходимым условием для сохранения занятости на сжимающемся рынке труда. По данным Международной организации труда (МОТ), в первом полугодии 2020 г. [3] 93 % работников проживали в странах, где действовал тот или иной режим закрытия рабочих мест. Согласно оценкам МОТ, в I квартале 2020 г. объем рабочего времени во всем мире сократился примерно на 5,4 %, что соответствует полному рабочему времени 155 млн работающих. Эксперты МОТ предложили три возможных сценария восстановления экономики и перспектив изменения спроса на рабочую силу: базовый, пессимистический и оптимистичный. Базовый сценарий предполагает «постепенное достижение прогнозируемых уровней экономической активности, снятие ограничительных мер на производственную деятельность, а также восстановление прежних уровней потребления и инвестиций к концу 2020 г.» [3], сокращение в 2020 г. продолжительности рабочего времени на 4,9 %, что соответствует потере 140 млн рабочих мест на условиях полного рабочего времени, по сравнению с IV кварталом 2019 г. При пессимистическом сценарии в случае второй волны пандемии и введения новых карантинных ограничений сокращение продолжительности рабочего времени составит 11,9 %, что соответствует потере 340 млн рабочих мест в конце 2020 г. Оптимистический сценарий предполагает быстрое восстановление экономики, что приведет к существенному увеличению совокупного спроса и созданию новых рабочих мест. Но даже в этом случае будет наблюдаться сокращение продолжительности рабочего времени примерно на 1,2 %, что равнозначно потере 34 млн рабочих мест. Наиболее сильное влияние негативных последствий экономического и эпидемиологического кризиса испытают уязвимые слои населения, прежде всего, молодежь университетского возраста, выпускники вузов, которые впервые выходят на рынок труда в период пандемии коронавирусной инфекции. В условиях текущего экономического кризиса, по мнению экспертов, самыми важными факторами для многих работников станут быстрота и доступность обучения, которые обеспечат немедленное трудоустройство, поэтому самым эффективным для них будет краткосрочное формальное или неформальное обучение в режиме онлайн, позволяющее овладеть необходимыми навыками в соответствии с текущими и краткосрочными потребностями рынка труда. Таким образом, сложившаяся парадоксальная ситуация, когда «с одной стороны, миллионы безработных, с другой - быстро меняющиеся и нарастающие потребности в навыках» [4], приведет к росту спроса на неформальное и формальное дополнительное профессиональное образование в режиме онлайн. По мнению экспертов, последствия глобального экономического кризиса, обусловленного пандемией COVID-19, окажут значительное влияние на государственные средства, выделяемые на образование, что найдет свое отражение в корректировках государственных бюджетов и, следовательно, в расходах на образовательные учреждения всех уровней образования. Основные государственные расходы будут сосредоточены на начальном и среднем образовании, поскольку эти уровни образования во всех странах ОЭСР являются обязательными и гарантируются государством. Всемирный банк оценивает, что в течение следующего года общие расходы на образование в странах с низким и средним уровнем дохода могут быть на 100-150 млрд долл. США ниже, чем планировалось ранее [5]. Одной из проявившихся положительных тенденций образовательного кризиса COVID-19 стал, по мнению экспертов, рост государственно-частного партнерства в сфере образования. За короткое время в большинстве стран мира были сформированы образовательные консорциумы и различного рода партнерства, прежде всего между образовательными организациями и компаниями ЕdTech, обладателями платформенных решений и онлайн-курсов для реализации образовательного процесса в дистанционном режиме [6]. Необходимо отметить, что еще до распространения пандемии COVID-19 высокий рост и внедрение образовательных технологий наблюдались во всех регионах мира: глобальные инвестиции EdTech достигли 18,66 млрд долл. США в 2019 г., а общий рынок онлайн-образования, по прогнозам, достигнет 350 млрд долл. США к 2025 г. [7] Можно предположить, что дальнейший рост государственно-частного партнерства будет продолжаться. Что связано, с одной стороны, с неопределенностью сроков возвращения к традиционному обучению в очном формате и, с другой стороны, в связи с ограниченностью финансовых ресурсов у образовательных организаций и правительств в условиях экономического кризиса. В этой ситуации сотрудничество образовательных организаций с бизнесом станет одним из условий сохранения студенческого контингента. Вынужденный переход к дистанционному обучению, по мнению академического сообщества в соответствии с данным опроса Международной ассоциации университетов [8], в краткосрочной перспективе приведет к большей гибкости системы высшего образования (например, в установлении сроков начала учебного года, в выборе формы обучения и образовательных программ, при вступительных испытаниях, в признании итоговых документов об образовании и сроках их предоставления, в ценовой политике и т. п.), что в целом оценивается отдельными экспертами положительно. В то же время они обращают внимание на снижение образовательных показателей по ряду причин, «включая неумение работать с такими инструментами и отсутствие знаний о процессе; отсутствие дома необходимых условий для онлайнового обучения (в том числе отсутствие хорошего, достаточно быстрого доступа в интернет и соответствующей компьютерной техники); различия в воздействии, связанные с целым рядом проблем равнодоступности; отсутствие связи между тем, чему учат в классе, и тем, чему обучают онлайн. Мотивация для продолжения обучения в режиме онлайн может оказаться реальной проблемой и для учащихся, и для учителей, особенно с течением времени» [9]. Одновременно с этим неопределенность эпидемиологической ситуации в краткосрочной перспективе не оставляет другого решения для образовательных организаций и органов управления образованием всех уровней как продолжать обучение в дистанционном режиме [9] В этой ситуации во многих странах мира необходимость легитимизации онлайн-обучения привела к срочному принятию законодательных изменений в образовательном законодательстве, в том числе по признанию результатов онлайн-обучения и итоговой аттестации, а также значительных инвестиций в разработку онлайн-ресурсов для обучения, в инфраструктуру образовательного процесса для улучшения доступности обучения с использованием ИКТ и интернета. Наиболее подготовленными к этой кризисной ситуации оказались страны, которые последовательно инвестировали в цифровые технологии на протяжении десятилетий, в их инфраструктуру (например, в механизм сотрудничества, известный как Национальные научно-образовательные сети, ННОС [10]); а также образовательные организации, последовательно внедряющие онлайн-курсы и технологии онлайн-обучения в последние годы. Необходимо отметить, что российское дистанционное обучение - не новый формат обучения, оно последовательно развивалось, начиная с последнего десятилетия XX в. [11]. По мнению экспертов, содержание и форма образования, значительно трансформируются в долгосрочной перспективе [11]. Глобальная пандемия обострила противоречия и проблемы в национальных системах образования и стала триггером для запуска полномасштабного кризиса в образовательном секторе [12]. Последствия влияния этого кризиса [13] будут зависеть как от внешних факторов, так и от национальных характеристик систем образования. Приходится констатировать, что в период экономического и эпидемиологического кризиса можно говорить в целом не только о неопределенности будущего профессионального рынка труда, но и развития человечества в целом. Результаты и обсуждение. Педагогическая цель образования на современном этапе - это подготовка высоко квалифицированных кадров для работы и жизни в условиях неопределенности будущего и ускоренной цифровизации экономики. По нашему мнению, необходимые цифровые компетенции невозможно приобрести в рамках традиционного образовательного процесса (лекции, семинарские занятия, экзамены в устной форме), без системного применения информационных технологий в образовательном процессе. Информационные технологии, используемые в обучении, получившие ускоренное развитие в большинстве отраслей экономики, а следовательно, необходимые в профессиональной деятельности, будут крайне востребованы выпускниками и позволят им подготовиться к практическому использованию информационных технологий на рабочем месте. Кроме того, ИТ могут существенно повысить эффективность обучения поскольку позволяют реализовать индивидуальную траекторию обучения, персонализировать обучение, снять ограничения по времени и месту занятий, повысить наглядность и интерактивность образовательного процесса. Безусловно крайне важным станет продолжение исследований феномена онлайн-обучения в рамках концепции массового образования и расширения доступности образования, а также эффективности и качества онлайн-обучения в образовательных программах разного уровня и разных возрастных групп; специфики педагогической деятельности и особенностей взаимодействия участников образовательного процесса; оценки результатов обучения слушателей онлайн-курсов и др. Можно предположить, что электронная педагогика как новое направление «педагогической науки, предметом которой является система открытого образования, а также методы, формы обучения и воспитания в высокотехнологичных информационно-образовательных средах» [14], станет одной из самых активно развивающихся направлений педагогики. В последующие годы систематический мониторинг различных показателей электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий в рамках федерального статистического наблюдения ВПО-1[9] позволит выявлять проблемные точки для принятия управленческих решений отраслевыми органами образования. В то же время очевидно, что показатели, которые использовались для измерения и оценки состояния электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий, потребуется менять, а именно «количество и долю образовательных программ высшего образования, реализуемых с использованием электронного обучения и дистанционных технологий, от общего количества всех образовательных программ высшего образования», «численность и долю обучающихся с использованием электронного обучения и дистанционных технологий от общего количества всех образовательных программ высшего образования», ввиду их неактуальности, по крайней мере для 2020-2021 учебного года, когда все образовательные программы и все обучающиеся были переведены на обучение в режиме онлайн. Напомним, что по данным федерального статистического наблюдения ВПО-1[10] количество образовательных программ высшего образования, реализуемых с использованием электронного обучения и дистанционных технологий в 2018-2019 учебном году, составило 13,9 % (6485 образовательных программ ВПО), а доля обучавшихся с применением электронного обучения и дистанционных технологий в системе высшего образования - 20,5 % (839 875 человек). Заключение. В 2020 г. вследствие эпидемиологического кризиса COVID-19 традиционное нормативное образование было переведено в режим онлайн, что одномоментно и массово изменило традиционные роли участников образовательного процесса. Несмотря на целый ряд негативных краткосрочных эффектов, по нашему мнению, обучение в онлайн-режиме, электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий в долгосрочной перспективе позволят: - удовлетворить запрос обучающихся и общества на подготовку кадров в условиях неопределенности будущего; - благодаря информационным технологиям создать условия для активной познавательной и учебной деятельности обучающихся с целью их подготовки к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности в условиях информационного общества и перехода к цифровой экономике; - обеспечить индивидуализацию обучения, превратить обучающегося в активного и равноправного участника учебного процесса, в том числе благодаря отказу от предоставления готового дифференцированного знания, которое ведет к формированию репродуктивного характера мышления у обучающихся.

×

Об авторах

Гульнара Амангельдиновна Краснова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: director_ido@mail.ru

доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник

Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82

Анна Олеговна Полушкина

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Email: polushkina-ao@ranepa.ru

старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования

Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82

Список литературы

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. С. 30.
  2. Кризис, не похожий ни на какой другой, неопределенные перспективы восстановления. URL: https://www.imf.org/ru/Publications/WEO/Issues/2020/06/24/WEOUpdateJune2020 (дата обращения: 20.09.2020).
  3. COVID-19 и сфера труда. Обновленные оценки и анализ // Вестник МОТ. 2020. Вып. 5. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/briefingnote/wcms_749644.pdf (дата обращения: 20.09.2020).
  4. Ананд Ч., Сринивас Р. Кризис только начинается: как переобучить тех, кто останется без работы. URL: https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/ekonomika/834985 (дата обращения: 20.09.2020).
  5. Brown G, Ahmed A. Saving generation COVID. Available from: https://www.weforum.org/agenda/2020/07/covid19-education-lockdown-children/ (accessed: 20.09.2020).
  6. Tam G. 3 ways the coronavirus pandemic could reshape education. Available from: https://www.weforum.org/agenda/2020/03/3-ways-coronavirus-is-reshaping-education-and-what-changes-might-be-here-to-stay (accessed: 20.09.2020).
  7. Li C, Lalani F. The COVID-19 pandemic has changed education forever. Available from: https://www.weforum.org/agenda/2020/04/coronavirus-education-global-covid19-online-digital-learning (accessed: 20.09.2020).
  8. Marinoni G, Land H, Jensen T. The impact of Covid-19 on higher education around the world. IAU Global Survey Report. 2020.
  9. The World Bank. Distance learning and COVID-19. Available from: https://www.worldbank.org/en/topic/edutech/brief/edtech-covid-19 (accessed: 20.09.2020).
  10. Fernandes C. These 3 key factors can help reshape higher-ed after COVID-19. Available from: https://www.weforum.org/agenda/2020/07/these-3-key-factors-can-help-reshape-higher-ed-after-covid-19/ (accessed: 20.09.2020).
  11. The World Bank. The COVID-19 crisis response: supporting tertiary education for continuity, adaptation, and innovation. Available from: https://www.worldbank.org/en/data/interactive/2020/03/24/world-bank-education-and-covid-19 (accessed: 20.09.2020).
  12. Marinoni G, Land H, Jensen T. Inclusion and education: all means all. Global Education Monitoring Report. UNESCO; 2020.
  13. International Commission on the Futures of Education. Education in a post-COVID world: nine ideas for public action. UNESCO; 2020.
  14. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 203 c.

© Краснова Г.А., Полушкина А.О., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах