Виртуальная реальность: учебно-методические аспекты

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Виртуальная реальность в образовательной сфере используется в качестве информационного пространства, в котором ученик может не только получать необходимые сведения, но и вступать в контакт с вымышленными объектами. Погружение (иммерсия) в образовательную среду помогает школьникам приобретать навыки взаимодействия с виртуальными объектами, развивать приемы коллективного сотрудничества и обретать уверенность в ходе представления собственных проектов. Процесс создания ресурсов с элементами интерактивности, а также отбор необходимых инструментальных средств представляют собой технологическую и методическую проблему для педагогов, осваивающих новые информационные технологии. Целью настоящей статьи является построение и обоснование эффективности модели использования технологий виртуальной реальности в ходе обучения школьников в системе дополнительного образования. Методология. Разработка модели использования технологий виртуальной реальности в обучении школьников во внеурочной деятельности осуществлялась на основе комплексного анализа данных, полученных в ходе проведения апробации разработанных учебно-методических материалов в системе дополнительного образования, структуризации информационных баз, обобщения результатов исследования. Результаты. Выявлены дидактические возможности технологий виртуальной реальности в ходе обучения школьников в системе дополнительного образования. Дано теоретическое обоснование необходимости применения виртуальной реальности как средства развития креативного мышления школьников, эффективного инструмента создания иммерсивной обучающей среды. На основе исследования подготовлена рабочая программа, учебное пособие и методические рекомендации для учителей, использующих технологии виртуальной реальности для проведения учебных занятий. Заключение. Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод об эффективности использования технологий виртуальной реальности в системе дополнительного образования. Она обеспечивается целенаправленным применением соответствующей модели обучения и системы инструментальных и методических средств. Применение виртуальной реальности, различных технологий имитационного моделирования способствует не только развитию алгоритмического и творческого мышления учащихся, но и максимальному раскрытию их интеллектуального потенциала.

Об авторах

Алексей Иванович Азевич

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: AzevichAI@mgpu.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатизации образования

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Список литературы

  1. Азевич А.И. Эффект порхающей бабочки // Информатика. 2013. № 5. С. 32–35.
  2. Азевич А.И. Учебные информационные модели как средство формирования ИКТкомпетентности педагога // Инновации в системе высшего образования: материалы V Всероссийской научно-методической конференции. Челябинск: ЧИЭП имени М.В. Ладошина, 2014. С. 59–64.
  3. Азевич А.И. Моделирование средствами MS Excel в деятельности учителя физической культуры // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2015. № 1. С. 24–28.
  4. Азевич А.И. Прикладные программы и сервисы как средство формирования учебно-методического контента // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2015. № 4. С. 27–32.
  5. Азевич А.И. Визуализация педагогической информации: учебно-методический аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2016. № 3 (37). С. 74–82.
  6. Азевич А.И. Интерактивный урок в Московской электронной школе: от замысла до воплощения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2018. № 3 (45). С. 64–73.
  7. Азевич А.И. Виртуальная реальность как обучающая среда // Современные информационные технологии в образовании: материалы XXX Международной конференции. Троицк: ФНТО «БАЙТИК», 2019. С. 135–139.
  8. Азевич А.И. Полное погружение // Учительская газета. 2019. № 32. URL: http:// ug.ru/archive/80254 (дата обращения: 21.08.2019).
  9. Гриншкун А.В. Возможности использования технологий дополненной реальности при обучении информатике школьников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2014. № 3 (29). С. 87–93.
  10. Гриншкун А.В. Редактор игр Unity как инструмент разработки сред дополненной, виртуальной и смешанной реальности в рамках школьного образования // ИнфоСтратегия 2019: общество, государство, образование: материалы XI Международной научно-практической конференции. Самара: Книга, 2019, С. 303–305.
  11. Кобелев Н.Б., Половников В.А., Девятков В.В. Имитационное моделирование: учебное пособие. М.: КУРС, 2013. 368 с.
  12. Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 3 (108).С. 12–15.
  13. Кораблев Ю.А. Имитационное моделирование (для бакалавров). М.: КноРус, 2018. 59 с.
  14. Курносенко М.В., Григорьев С.Г. Электронные технологические ресурсы и STEMобразование // Информатизация непрерывного образования: материалы международной научной конференции. М.: РУДН, 2018. С. 466–477.
  15. Селиванова Л.Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения. URL: http://docplayer.ru/34194485-Virtualnaya-realnost-kak-metod-i-sredstvo-obucheniya. html (дата обращения: 21.08.2019).
  16. Patarakin E., Burov V., Yarmakhov B. Computational Pedagogy: Thinking, Participation, Reflection // Digital Turn in Schools – Research, Policy, Practice. Lecture Notes in Educational Technology. Singapore: Springer, 2019. Pp. 123–137.

© Азевич А.И., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах