Возможности решения проблем социальной адаптации детей-сирот при помощи информационных ресурсов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема и цель. Информатизация и компьютеризация общества затронула практически все виды человеческой жизнедеятельности, в том числе сферу получения и предоставления услуг. Бывшие в начале XXI века редкостью интернет-магазины, стали чем-то обыденным, повседневным для многих людей, некоторые из которых уже не помнят, когда в последний раз стояли в очереди у кассы. Кардинальные изменения затронули и другие виды услуг, такие как банковские услуги, услуги по оформлению, предоставлению документации и т.д. С каждым днем огромное количество услуг становится доступным удаленно, а пользователям, которые сталкивались с этим каждый день, проще адаптироваться к новым условиям. Россия является одной из десяти стран, входящих в список активно использующих электронный способ предоставления услуг. Среди наиболее используемых типов электронных ресурсов, выделяются сервисы, предоставляющие услуги по уплате налогов и штрафов, записи детей в детский сад, получению банковских услуг и т.д. [17]. Для некоторых людей, живущих в социальной изоляции, может оказаться проблематично пользоваться обозначенными информационными ресурсами. Например, для обучающихся в закрытых образовательных учреждениях, таких как детские дома, школы-интернаты и др. В подобных учреждениях обучающиеся большую часть своего времени изолированы от общества и не могут быть активными участниками всех процессов, протекающих в социуме [14]. Использование информационного сервиса, который может выступать в качестве агрегатора электронных услуг и сопровождающей информации к ним, может способствовать информационной адаптации детей-сирот. Методология. Рассмотрение проблемы информационной адаптации и причин ее возникновения у детей-сирот позволило выстроить необходимые условия для ее решения, такие как привлечение специалистов с опытом помощи в социальной адаптации детей-сирот, разработка информационного сервиса, соответствующего заявленному функционалу, апробация информационного сервиса для помощи в информационной адаптации детей-сирот. Результаты. В процессе рассмотрения проблемы была определена тематика разделов информационного сервиса и спланировано их наполнение информационного контентом. В результате был разработан план работ и обозначены наиболее актуальные вопросы. Заключение. Разработанная стратегия решения проблемы информационной адаптации детей сирот может помочь при дальнейшей разработке и апробации обозначенного сервиса, а также его внедрение в работу специалистов по социальной адаптации детей-сирот.

Полный текст

Постановка проблемы. Некоторые выпускники школ-интернатов, детских домов и других закрытых образовательных учреждений могут иметь определенные признаки социальной изоляции. Несмотря на то, что дети-сироты являются полноправными членами общества, их адаптация к новым социальным условиям протекает сложнее, чем у других. Это связанно с тем, что при переходе из одной социальной группы в другую, например, при поступлении в учебные заведения или трудоустройстве на работу, наблюдается замкнутое поведение молодых сирот, являющееся нормой в данных ситуациях: только формальное общение и только в рамках обстоятельств, возникающих в новом коллективе, сведение неформальных взаимоотношений к минимуму [11; 14]. В связи с этим у выпускников могут возникнуть проблемы, приводящие к социальной депривации, то есть снижению возможности общения с другими людьми, что может сказаться на дальнейшей жизни неблагоприятным образом. Нарушение общения также может привести к расстройству психики и развитию психических заболеваний [3; 5]. Отдельные воспитанники привязываются к сложившемуся образу жизни и таким образом создают свою зону комфорта, связанную с пребыванием в коллективе себе подобных. Выход из привычной жизни в стенах школы-интерната или детского дома нарушает привычный режим существования, но вместе с тем и расширяет круг общения. Однако выход из зоны комфорта может негативно повлиять на социальное общение [1; 8; 9]. Люди, не привыкшие к постоянно меняющейся жизни, могут потерять стабильность и уверенность в завтрашнем дне, что может также негативно повлиять на общение с внешним миром и привести к десоциализации [4]. Над проблемой социальной адаптации выпускников детских домов работают специалисты, и процесс социальной адаптации рассматривается как активное приспособление детей к жизни в обществе, а также как результат направленных действий специалистов, обеспечивающих такое приспособление. Таким образом, за показатель эффективности данного процесса принимается уровень социальной адаптации выпускников [2; 13]. Одним из ярчайших примеров социальной адаптации детей-сирот в истории педагогики является теория трудового воспитания Антона Семеновича Макаренко [7]. Основной идеей данной теории стало то, что всем обучающимся давалось не только среднее образование, но и рабочая профессия. Наивысшие результаты данной идеи были достигнуты в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, где, собственно, и работал А.С. Макаренко. Воспитанникам давалось среднее образование, а в остальное время они трудились на производстве со сложно техникой, где от них требовались усердие и высококачественный труд. Методы исследования. В современной практике социальная адаптация детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является востребованной темой для некоторых политических и педагогических деятелей. И если проблемы социальной адаптации решаются через успешные проекты, то вопрос информационной адаптации остается открытым. Детям-сиротам не хватает социальных навыков для самостоятельной жизни после выпуска из специализированных образовательных организаций. Не все вышеупомянутые учреждения внедряют в свою деятельность современные подходы к решению данного вопроса: у некоторых организаций либо не хватает, либо совсем нет в своем штате сотрудников, которые были бы ответственны за это. Есть организации, которые внедряют свои собственные программы по развитию навыков самостоятельной жизни у детей сирот, но их количество невелико. На практике встречается, что не все из выпускников адаптированы к жизни: выясняется, что они не знают, как оплачивать коммунальные услуги, куда идти искать работу, какие шаги нужно предпринять, чтобы правильно выбрать высшее учебное заведение или профессию, как оказывается медпомощь, куда можно обратиться за юридической помощью и т.д. Внутри детских домов часто создается отдельная субкультура детей-сирот, в данном случае это обусловлено феноменом «МЫ», предполагающим, что у воспитанников формируется понимание их общности, собственной закрытой субкультуры, объединенную обидой и невозможностью самореализации. Дети начинают идентифицировать себя друг с другом и не хотят принимать никакого участия в жизни внешнего мира [6; 12; 16]. Переход из среды, в которой не было возможности усвоить социальные нормы, в среду, где в обществе есть сложившиеся нормы и культурные ценности, - сложный процесс, требующий повторной адаптации - ресоциализации. Ресоциализация является одной из составляющих социальной адаптации [3; 10]. Отсутствие навыков информационной адаптации у детей, являющихся социальными сиротами, определяет новую проблему информационного общества, заключающуюся в отсутствии средств, помогающих социальным сиротам адаптироваться в информационном обществе. Результаты и обсуждение. Рассматривая обозначенную проблему, был предложен вариант ее решения при помощи сети Интернет. Одной из задач решения обозначенной проблемы является создание информационного пространства, которое могло бы поспособствовать самостоятельной адаптации социальных сирот в обществе. В качестве данного пространства предполагается создать онлайн-площадку, которая могла бы помочь детям-сиротам в процессе становления частью общества. Целью данного сервиса является преимущественно обезличенная помощь детям-сиротам с использованием современных интернет-технологий, основанных на концепции Web 3.0. На основе данной технологии предполагается создать высококачественный контент для пользователей, способный помочь им разобраться в трудных ситуациях или тех моментах жизнедеятельности, с которыми они ранее не сталкивались, наиболее быстрым способом. С этой целью предлагается выделить несколько основных информационных блоков, в качестве которых можно выделить следующие группы: · образование; · профориентация и трудоустройство; · экономические услуги; · здравоохранение; · транспорт и транспортные услуги; · юридические услуги; · социальная поддержка; · досуг и отдых; · дополнительные услуги; · онлайн-консультант; · форум единомышленников. Отметим примерное содержание блоков сайта. Блок «Образование». В этом разделе будут рассматриваться темы, связанные с учебными заведениями, которые могут помочь детям-сиротам разобраться с поступлением и вопросами по указанной тематике. Список тем, возможных к включению в раздел «Образование», обусловлен наиболее частыми вопросами, возникающими у абитуриентов при выборе вуза. В качестве примерных вопросов задаваемых поступающими были рассмотрены рубрики FAQ нескольких российских университетов (Высшей школы экономики, Университета информационных технологий, механики и оптики, Томского государственного университета) [15]. Одним из первых вопросов, который задает себе абитуриент - «Кем я хочу быть?». Ответом на этот вопрос может стать тема: «Как выбрать подходящий вуз». В рамках данной темы предполагается ориентирование абитуриентов из категории социальных сирот на выбор направления для обучения в высших учебных учреждениях. В данном разделе будут предложены проморолики вузов, которые согласны принять участие в данном проекте. Одно из условий участия - наличие льготных мест для детей-сирот. Основная идея этого раздела заключается в возможности показать детям, что у них есть будущее и что общество готово их принимать, тем самым помогая им адаптироваться не только в социальном плане, но и в информационном, посредством современного образования. Другой немаловажный вопрос, который задают некоторые абитуриенты - «Какие существуют условия поступления?», часто сопровождаемый вопросами о процессе поступления: «Как происходит подача документов?», «Куда подавать документы?», «В какие сроки происходит прием документов?» и многими другими, а также о предоставлении льгот. Раздел «Условия поступления» может помочь абитуриентам и уменьшить их неопределенность. Еще один из вопросов, которые могут задавать абитуриенты, - «Как сдать ЕГЭ?». Для тех, кто сдает или планирует сдавать ЕГЭ в будущем, но не знает, как и с чего начать, поможет самостоятельно разобраться с этим вопросом указанный раздел. В нем будут рассматриваться и другие вопросы, например: «Когда проходит экзамен?», «Правила сдачи экзаменов», «Ресурсы для подготовки» и т.д. «Как сдать внутренние вступительные экзамены?» - такой вопрос можно встретить у абитуриентов, которые рушили поступать в высшие учебные заведения после колледжей. В этом случае поступить в вуз можно сдав внутренние вступительные экзамены, а не ЕГЭ. В данном разделе могут рассматриваться вопросы, связанные непосредственно с этим типом поступления. Блок «Профориентация и трудоустройство». Проблемы с выбором специальности встречаются не только у детей-сирот. Каждый год выпускники школ задаются вопросами о верном избрании будущей профессии, и лишь немногие находят на них ответы. В связи с этим данный блок должен быть представлен максимально подробно. В его рамках предполагается организовать сотрудничество с работодателями, заинтересованными в социальной адаптации детей-сирот, которые будут отсортированы по разделам, соответствующим отраслям их деятельности: экономика, металлургия и др. Каждая организация может разместить свой проморолик и требования к сотрудникам. Участие организации может помочь не только в трудоустройстве детей-сирот, но в усиление имиджа самой компании. Блок «Экономические услуги». Вопросы, рассматриваемые в этом блоке, требуют пристального внимания, так как на данный момент взаимодействие с экономическими онлайн-сервисами является одной из острых проблем современного общества. В рамках этой темы можно рассмотреть следующие аспекты жизнедеятельности: как взаимодействовать с интернет-банками и как с их помощью оплачивать услуги и покупки, как не попасться мошенникам, как управлять своими финансами. Но не только взаимодействие с интернет-банкингом важно, также необходимо осветить вопросы, связанные с получением выплат и льгот. Для этого будут созданы отдельные рубрики по каждой теме, которые смогут помочь детям-сиротам при использовании того или иного сервиса, предоставляющего экономические услуги. Блок «Здравоохранение» направлен на рассмотрение сервисов, позволяющих получить здравоохранительные услуги, такие как вызов скорой помощи или дежурного врача на дом и т.д. Чтобы портал оказался полноценным и выпускники учреждений могли легко записаться на прием к врачу, данные сервисы можно внедрить в описываемую платформу. Блок «Юридические услуги». Данный блок будут освещать возможности получения юридических консультаций по наиболее частым вопросам. Помимо оказания услуг, будет создан форум, позволяющий обсудить ту или иную проблему со специалистами или другими участниками портала. Указанный сервис можно постоянно дополнять новыми разделами, а существующие должны постоянно обновляться. Стоит отдельно отметить, что данный ресурс может охватить все виды социальной жизни, в которых могут возникнуть проблемы у детей-сирот. Также данный сервис может быть интегрирован с уже существующими, например с официальным сайтом Мэра Москвы (mos.ru), на котором представлены только неполное описание некоторых услуг и возможность их заказать, а подробности процесса получения той или иной услуги отсутствуют, из-за чего могут возникнуть проблемы. К тому же многие иные сложности, с которыми сталкиваются выпускники, не затрагиваются на сайте. Заключение. Все описанные услуги предоставляются различными сервисами и организациями. Порой бывает сложно найти то или иное отделение какой-либо службы, в которую необходимо обратиться. Предложенный сервис решает эту проблему, объединяя их в себе. Стоит отметить, что рассмотренный сервис направлен не только на решение имеющихся проблем, но и на их предупреждение.

×

Об авторах

Михаил Алексеевич Патрин

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: PatrinMA@mgpu.ru

магистрант Института цифрового образования Московского городского педагогического университета

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Татьяна Алексеевна Новохацкая

Московский городской педагогический университет

Email: tanibato@yandex.ru

бакалавр 4-го курса Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета

Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29

Иван Сергеевич Григорьев

Ресурсный центр универсального дизайна и реабилитационных технологий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

Email: grigorivs@icloud.com

специалист отдела логического анализа и технологического сопровождения Ресурсного центра универсального дизайна и реабилитационных технологий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

Российская Федерация, 117542, Москва, ул. Азовская, д. 39, корп. 1

Григорий Арсенович Ревазян

Отдел реабилитационной индустрии Департамента развития промышленности социально-значимых товаров Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

Email: revazyan001@yandex.ru

заместитель начальника отдела реабилитационной индустрии Департамента развития промышленности социально-значимых товаров Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

Российская Федерация, 123317, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2

Список литературы

  1. Большая медицинская энциклопедия: в 30 т. Т. 29 / под ред. Б.В. Петровского. М.: Советская энциклопедия, 1988. С. VII, 3, 388.
  2. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. М.: ВЛАДОС, 2008. 351 с.
  3. Жмуров В.А. Депривация социальная. М.: Джангар, 2012. 864 с.
  4. Ковалева А.И. Десоциализация // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 187.
  5. Кравченко А.И. Десоциализация и ресоциализация: учебное пособие для вузов. М., 2001. 178 c.
  6. Леонтьева М.С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детейсирот // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3-2. С. 149-160.
  7. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: ИТРК, 2003. 736 с.
  8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2012. 105 с.
  9. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 32-39.
  10. Перинская Н.А. Ресоциализация // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 4. С. 161-162.
  11. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПБ.: Питер, 2005. 400 с.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПБ.: Питер, 2000. 712 с.
  13. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». URL: http://base.garant.ru/71684480/#friends (дата обращения: 20.03.2019).
  14. Хрящева Н.Ю. Особенности психических состояний в условиях изоляции // Психические состояния. Вып. 10. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. С. 83-89.
  15. Часто задаваемые вопросы. URL: https://ba.hse.ru/faq (дата обращения: 13.02.2019).
  16. Численность детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение одного года. URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2015/1/ (дата обращения: 18.02.2019).
  17. Электронные госуслуги. URL: http://www.tadviser.ru/a/310868 (дата обращения: 20.03.2019).

© Патрин М.А., Новохацкая Т.А., Григорьев И.С., Ревазян Г.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах