Натурный эксперимент с применением средств информационно-коммуникационных технологий и мобильных устройств как инструмент формирования исследовательских умений студентов
- Авторы: Аксенова О.В.1, Бодряков В.Ю.1
-
Учреждения:
- Уральский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 15, № 4 (2018)
- Страницы: 363-372
- Раздел: ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/20585
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2018-15-4-363-372
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На современном этапе развития образования одним из приоритетных методов обучения является исследовательский метод. Авторами разработана система лабораторных работ по математике, воплощающая исследовательский метод обучения. В статье в качестве примера описывается одна из лабораторных работ «Определение числа е путем измерения параметров цепной линии», выполняя которую студенты получают конкретные навыки постановки и проведения натурного эксперимента, документального оформления и представления результатов исследования. Приведены теоретическое обоснование лабораторной работы и фактические результаты определения числа е (основание натуральных логарифмов), полученные в ходе эксперимента.
Ключевые слова
Полный текст
Введение. Принципиальные изменения в экономике, обусловленные возрастающей ролью знаний, развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), становление глобальных рынков труда диктуют новые требования к выпускникам вузов и школ. По мнению Н.Ф. Авдеева [1], наиболее важными требованиями для будущих специалистов являются: мотивация к обучению, умение трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии, знание и умение применять методы проведения научных исследований. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования как по группе направлений 44.03.00 - Педагогическое образование (профили: Математика, Информатика и математика и др.) [13], так и по направлениям, не связанным с педагогикой (например, направление подготовки 11.03.01 - Радиотехника [14]), в разделе «Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата» указано, что выпускники должны быть готовы к исследовательской деятельности. В федеральном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования [15] описан «портрет выпускника школы», содержащий «набор личностных характеристик, которыми должен обладать учащийся на момент окончания школы», а именно: креативность и критическое мышление, мотивированность на творчество и инновационную деятельность, способность осуществлять учебно-исследовательскую деятельность. Несомненно, чтобы вовлечь школьников в исследовательскую деятельность, учитель сам должен быть мотивирован и уметь осуществлять данный вид деятельности. Актуальность исследования определяется противоречием между упомянутыми нормативными требованиями образовательных стандартов в части развития креативных творческих качеств обучающихся и отсутствием (или неразработанностью) соответствующих педагогических инструментов для формирования этих качеств. Методы. Чтобы вышеперечисленные требования нашли отражение в учебном процессе, их необходимо реализовать в: 1. методах обучения; 2. дидактических материалах; 3. учебных планах [1]. В настоящее время одной из ключевых профессиональных характеристик будущих выпускников становится готовность к исследовательской деятельности. Таким образом, на современном этапе развития образования одним из приоритетных является исследовательский метод обучения. Опираясь на исследования Г.К. Селевко [16], под методом обучения будем понимать способы организации познавательной деятельности обучающихся. Нами разработана система лабораторных работ по математике, которая воплощает исследовательский метод обучения. На основе анализа литературы [2- 6; 8-12; 17-19] под лабораторной работой будем понимать один из видов самостоятельной работы студентов с применением инструментов, материалов, информационных технологий с целью углубления и закрепления теоретических знаний, способствующей осуществлению связи теории с практикой. Особенностью лабораторных работ (ЛР) по математике является их «мобильность»: фактически они могут выполняться в любом месте и не требуют специальных ресурсов (помещений, оборудования, реактивов) или мер безопасности. Подход, предложенный в данной статье, актуален не только для отечественной школы, но и для зарубежной. Отметим, в частности, работы Yenni B. Widjaja и Andre Heck (Нидерланды) [23], P.J. Shyll (США) [22], Livia Giacardi (Италия) [21]. В этих работах авторы рассматривают методику лабораторного использования специализированных математических пакетов в обучении математике. Abimbade A. и Afolabi S.S. (Нигерия) [20] провели исследования по методам обучения математике и пришли к выводу, что учителями метод лабораторных работ используется незаслуженно редко. В настоящее время активность зарубежных авторов сместилась в направлении изучения возможностей специализированного математического программного обеспечения, в частности для анимации, симуляции реальных процессов. Однако, в этих работах число конкретных примеров, которыми можно было бы пользоваться в условиях российского образования весьма невелико. Результаты и обсуждение. Одна из лабораторных работ представляет собой натурный эксперимент: «Определение числа е путем измерения параметров цепной линии». Теоретическое обоснование лабораторной работы «Определение числа е путем измерения параметров цепной линии». Как известно, уравнение цепной линии [7] определяется единственным параметром: y(x) = a ch(x/a) (рис. 1), где chx = 1/2(ex + + e-x) - гиперболический косинус аргумента x; a - расстояние от минимума цепной линии до начала координат. При выводе уравнения цепной линии от функции ex требовалось лишь выполнение равенства (ex)′ = ex. Численное значение основания e показательной функции остается не определенным. При x = a имеем квадратное уравнение относительно основания e показательной функции, понимаемого как неизвестная величина: y(a) = 1/2a (e + 1/e); параметры же a и y(a) легко определяются при цифровой обработке фотографий цепной линии. Рис. 1. График цепной линии y(x) = a ch(x/a) Гипотеза исследования: путем измерения параметров реальной цепи, свободно подвешенной в поле тяжести Земли, можно определить численное значение одной из фундаментальных мировых постоянных - числа e. Цель лабораторной работы (ЛР): определение числа e путем измерения параметров реальной цепной линии. Задачи ЛР предлагается сформулировать самим студентам. Оборудование: стенд для подвешивания цепи, цепь длиной » 1 м, камера или мобильный телефон для фотографирования, компьютер со стандартным ПО (MS Office). Ход работы. Работа выполняется в малых группах (парами). Цепь подвешивается на стенде (точки подвеса студенты выбирают сами). Затем делается пять или более снимков свободно подвешенной цепи для различных точек подвеса. Далее полученные файлы-изображения обрабатываются с помощью программы MS Paint, имеющей курсор с координатами точек на экране (в экранных пикселях). Численную обработку данных рекомендуется делать в MS Excel. Отчет по ЛР рекомендуется выполнять в текстовом редакторе MS Word. Обработка результатов. С каждой фотографии каждый студент делает по два независимых определения: (+a; y(+a)) и (-a; y(-a)), которые на практике могут не совпадать точно. Затем путем решения квадратного уравнения определяются две величины параметра e - для «отступа» от нуля вправо и влево. Таким образом, группа из двух человек с 5 фотографий получает 20 независимых определений числа e. Далее проводится статистическая обработка результатов измерений - вычисляется среднее значение <e> и стандартное отклонение σ, принимаемое за меру случайной ошибки в определении числа e. Расчеты удобно вести с помощью табличного процессора MS Excel. В данном эксперименте приняли участие более 120 студентов Уральского государственного педагогического университета и Уральского федерального университета (Екатеринбург). Было получено более 400 экспериментальных значений числа е (основание натуральных логарифмов). Фактические результаты представлены на рис. 2. Рис. 2. Гистограмма распределения экспериментальных значений числа е (столбцы), сплошная линия - нормальная кривая Сплошной линией на рис. 2 показана сглаживающая нормальная кривая со средним а = 2,652 и исправленным средним квадратическим отклонением σ = 0,540. Видно, что гистограмма частотного распределения в целом соответствует нормальному закону, а экспериментальная оценка числа eexp = 2,652 ± 0,540 соответствует фактической величине e = 2,71828. Для достижения лучшего соответствия необходимо увеличить объем экспериментальной выборки. Результаты выполнения ЛР оформляются в виде документального отчета, содержащего элементы научного исследования (указание гипотезы, постановка цели и задач, поиск, обработка и анализ данных, освоение теории, формулирование выводов, оформление текста и т.д.). Пример отчета по лабораторной работе «Определение числа е путем измерения параметров цепной линии». № Фото Координаты вершины цепной линии Координаты нулевой точки а у(а) е 1 (1001; 236) (1001; 400) 164 216 3,242 2 (229; 232) (229; 314) 82 125 3,048 3 (228; 160) (228; 233) 73 118 3,232 4 (235; 194) (235; 294) 100 136 2,721 5 (302; 250) (302; 368) 118 168 2,847 Среднее значение <e> = 3,018. Стандартное отклонение σ = 0,231. Студент, выполняющий лабораторную работу, подобную описанной, получает конкретные навыки постановки и проведения натурного эксперимента, компьютерной обработки данных, документального оформления и представления результатов исследования. Под дидактическим материалом понимаются специально созданные или приспособленные для заданных целей обучения учебные материалы и задания. Дидактическим материалом в данном случае является система лабораторных работ, которая выполняет следующие образовательные функции: 1. формирование навыков самостоятельной работы обучающихся (самостоятельно выводят формулу для расчета числа е, основываясь на формулах задания цепной линии и гиперболического косинуса); 2. освоение элементов научного исследования (постановка гипотезы, определение цифровых координат характеристических точек цепной линии, обработка и анализ данных, подтверждение гипотезы исследования); 3. трансформацию полученных знаний в информационные технологии (фотографирование реальной цепной линии, обработка полученных фотографий цепной линии в программе MS Paint, подготовка документального отчета); 4. повышение мотивации к изучению математики (по мнению студентов, данный вид работы необычен, требует систематизации полученных знаний, интересен применением гиперболических функций в жизни и науке); 5. повторение ранее пройденного материала (элементы аналитической геометрии, алгебры); 6. знакомство с новым материалом (история, свойства, применение цепной линии). Вместе с тем в ходе эксперимента были выявлены следующие недочеты: 1. студенты неправильно делают лабораторные фотографии цепной линии, следовательно их необходимо подробно инструктировать; 2. студенты плохо ориентируются с координатами точек, затрудняются в вычислении расстояний между точками с заданными координатами. В связи с этим студентам предлагается повторить соответствующие разделы аналитической геометрии; 3. студенты затрудняются в цифровой обработке изображений и обработке данных в электронной таблице MS Excel, поэтому студентам предлагается повторить соответствующий теоретический материал, а преподавателю провести дополнительное обучение по основам работы в MS Excel. Как показал анализ учебных планов для педагогических направлений подготовки за последние 15 лет, у будущих учителей математики не предусмотрены учебные часы на лабораторные занятия по математике. Вместе с тем, отметим, что в учебном плане для направления подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование (профиль: Информатика) лабораторные работы предусмотрены и занимают около половины часов от практических занятий по предмету. Выводы. Подводя итог, можно сказать, что лабораторная работа по математике как особый вид учебной работы: 1. воспринимается студентами с интересом и мотивирует их к углублению своих знаний по математике; 2. может быть использована также и в школе при подготовке исследовательских проектов студентов или школьников по математике или физике; 3. способствует более глубокому осознанию обучающимися прикладного потенциала математических моделей; 4. систематически формирует исследовательские умения обучающихся, включая освоение методологии научного поиска.
Об авторах
Ольга Владимировна Аксенова
Уральский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: aksenova421@yandex.ru
ассистент кафедры высшей математики и методики обучения математике Уральского государственного педагогического университета
Российская Федерация, 620151, Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9Владимир Юрьевич Бодряков
Уральский государственный педагогический университет
Email: Bodryakov_vyu@e1.ru
доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой высшей математики и методики обучения математике Уральского государственного педагогического университета
Российская Федерация, 620151, Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9Список литературы
- Авдеев Н.Ф. Взгляд неравнодушного профессора на проблемы высшей школы. М.: МГИУ, 2006. 380 с.
- Аганина К.Ж., Телекбаева К.У. Интеграция математических дисциплин в процессе подготовки инженерно-технических специальностей // Образование и наука. 2012. № 3. C. 123-132.
- Васенина Е.А. Самостоятельная лабораторная работа и компьютерный практикум как методы применения средств ИКТ в образовательном процессе // Информатика и образование. 2010. № 10. С. 42-46.
- Васенина Е.А. Фронтальная лабораторная работа как метод применения средств ИКТ в образовательном процессе // Информатика и образование. 2010. № 9. С. 62-65.
- Горев П.М., Шувалов К.И. Курс «Изобретательская геометрия» для учащихся 7-9 классов в системе непрерывного формирования творческого мышления школьников // Концепт. 2016. № 11. С. 1-9.
- Гурина И.А., Медведева О.А. Виртуальная информационно-образовательная лаборатория как средство развития самостоятельности школьников // Информатика и образование. 2007. № 3. С. 107-109.
- Дифференциальные уравнения. Уравнения цепной линии. URL: http://www.math24.ru (дата обращения: 20.11.2017).
- Мань Нгуен Дык. Организация самостоятельной работы студентов при изучении дифференциальных уравнений в педвузах Вьетнама // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 3. С. 160-164.
- Марко И.Г. Эксперимент как средство актуализации межпредметных связей на уроках математики // Интеграция образования. 2013. № 2 (71). С. 62-65.
- Павлова М.С., Любушкина Л.М. Физический эксперимент - способ развития творческого мышления // Физика в школе. 2006. № 1. С. 18-20.
- Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. М.: Советская энциклопедия, 1965. Т. 2. 912 с.
- Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
- Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 № 179 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo. ru/fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 20.11.2017).
- Приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 № 179 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника (уровень бакалавриата)». URL: http://fgosvo.ru/ fgosvo/92/91/4 (дата обращения: 20.11.2017).
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
- Терегулов Д.Ф. Подготовка будущих учителей к использованию натурно-вычислительного эксперимента при обучении физике: автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2017. 24 с.
- Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1988. 112 с.
- Ширшова Т.А., Полякова Т.А. Лабораторные работы как средство мотивации и активизации учебной деятельности учащихся // Омский научный вестник. 2015. № 4 (141). С. 188- 190.
- Abimbade A., Afolabi S.S. A Study of Pedagogical Approaches of Mathematics Teaching in Southwestern States of Nigeria // International journal of Asian Social Science. 2012. Vol. 2. No. 8. Pp. 1182-1192.
- Giacardi L. The emergence of the idea of the mathematics laboratory at the turn of the twentieth centery // “Did where you stand”. Proceedings of the Second “International Conference on the History of Mathematics Education” (October 2-5, 2011, New University of Lisbon, Portugal). Portugal, New University of Lisbon, 2011. Pp. 203-225.
- Shull P.J. Improved Learning of Engineering Mathematics through Hands-on, Real-world Laboratory Experiments // The Technology Interface Journal (Winter, Special Issue). 2009.
- Widjaja Y.B., Heck A. How a Realistic Mathematics Education Approach and MicrocomputerBased Laboratory Worked in Lessons on Graphing at an Indonesian Junior High Scool // Journal of Science and Mathematics Education in Southeast Asia. 2003. Vol. 26. No. 2. Pp. 1-51.