ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОНЛАЙН-ЛЕКЦИЙ И ВЕБИНАРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФАРМАКОЛОГИИ БУДУЩИХ ПЕДИАТРОВ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье акцентируется внимание о том, что в современном мире все большее значение приобретают информационные технологии. Это становится актуальным и в процессе обучения студентов любых специальностей в высших учебных заведениях. В медицинских высших учебных заведениях так же практикуются онлайн-технологии. Широко применяются в настоящий момент для обучения любым дисциплинам, в том числе фармакологии, среди студентов-педиатров не только компьютерные программы на практических занятиях, но и онлайн-лекции. Лекции можно проводить в «прямом» режиме, что открывает возможности для моментальной дискуссии и немедленного выяснения непонятных моментов. Онлайн-лекции также представляют собой элементы дистанционного обучения. В медицинских высших учебных заведениях для студентов - педиатров, в качестве инновационных подходов в обучении дисциплине фармакология применяют вебинары. Проведенные вебинары по некоторым темам практических занятий студентов позволяют констатировать более полную подготовку студентов по соответствующим темам. А возможность немедленного уточнения неясных моментов, внесение дополнений или дискуссии, всеобъемлюще завершают процесс обучения на соответствующих практических занятиях. Информатизация в целом и инновационные технологии в отдельных областях способствуют развитию логических связей у студентов, расширению обучающейся аудитории.

Полный текст

В настоящее время новые технологии внедряются во все сферы современного общества. Они заменяют очное общение между людьми на общение через посредника - компьютерные технологии. Не стала исключением и сфера образования. С появлением новых технологий учебный процесс во всех учебных заведениях стал наиболее живым и интересным, что позволяет отметить его более высокую ступень развития [4]. На сегодняшний день в высших учебных заведениях студенты активно используют информационные онлайн методы обучения в целях получения информации, необходимой в процессе подготовки. А преподаватели, свою очередь, выступают в роли лекторов, консультантов и направляющего «вектора» [5; 7]. Студентам, особенно на начальных курсах обучения, трудно самостоятельно выделить необходимую для понимания темы информацию. В настоящий момент, активно внедряется методика подачи информации студен- там посредствам проведения, например, вебинаров, показов презентаций или аудиодокладов. Многие инновационные достижения транслируются в режиме реального времени. Это позволяет мобильно в виде дискуссии, выяснить интересующие моменты [2]. Интернет-обучение - это результат технического прогресса, представляет собой дистанционное обучение в пределах сети Интернет. В связи с этим этот способ получения информации имеет ряд достоинств [1]: · не требует физического присутствия студента в определенном месте и может проводиться в любой точке мира; · студенту предоставляется учебный материал в переработанном виде, т.е. именно то, что необходимо для подготовки по данной теме. Это значительно уменьшает время подготовки; · вопросно-ответная система обучения в режиме реального времени для разрешения спорных и неясных вопросов; Информационные учебные источники более многогранны, чем те, которые используются в традиционных методах обучения [3]. Таким образом, применение онлайн методик обучения в различных сферах преподавания дисциплин, в том числе и дисциплины фармакология позволяет осуществить более качественную подготовку специалистов [6]. Цель исследования: внедрить в образовательный процесс кафедры фармакологии онлайн методики обучения. Объект исследования: студенты 3 курса педиатрического факультета Курского государственного медицинского университета. Предмет исследования: фармакология противоаллергенных лекарственных средств, фармакология болеутоляющих средств, фармакология макролидов, фармакология противовирусных средств Методы исследования: проведение вебинаров по соответствующей тематике с последующей проверкой усвоенного материала, посредством анкетирования. Материалы исследования: результаты тестирования студентов. В исследовании принимали участие студенты четырех групп педиатрического факультета 3 курса (табл. 1). На практических занятиях по фармакологии были проведены вебинары по четырем темам: фармакология противоаллергенных лекарственных средств, фармакология болеутоляющих средств, фармакология макролидов, фармакология противовирусных средств. Каждый вебинар состоял из лекции в режиме настоящего времени и дискуссии, касательно неясных моментов. В вебинарах по соответствующим четырем темам принимали участие № 1 и 2 группы педиатров. Группы № 3 и 4 готовились к практическим занятиям самостоятельно в рамках методических рекомендаций к практическим занятиям студентов-педиатров. На соответствующих практических занятий, согласно перечисленной тематике, всем четырем группам было предложено анкетирование в режиме «вопрос-ответ». Каждая анкета включала по 10 вопросов. К каждому вопросу предлагалось выбрать один из пяти предложенных вариантов ответа. Результаты оценивались по пятибалльной системе (табл. 2). Таблица 1 Таблица 2 Количественная характеристика студентов-педиатров Схема оценки студентов-педиатров № группы Количество студентов 1 13 2 12 3 11 4 14 Количество правильных ответов Оценка 10-9 5 8-7 4 6-5 3 Менее 5 2 Результаты проведенного исследования. В исследовании принимали участие четыре группы студентов-педиатров (50 человек). Из них группы № 1 и 2 - исследуемые группы, а группы № 3 и 4 - контрольные группы. В отношении групп № 1, 2 (всего 25 человек) применялись онлайн методы обучения, а в отношении групп № 3, 4 (всего 25 человек) «классические» методы обучения. Полученные результаты наблюдения, сгруппированные по темам вебинаров (табл. 3-6), показывают, что в исследуемых группах № 1 и 2 по всем демонстрируемым темам получено положительных оценок более 50%, а в контрольных группах № 3 и 4 - менее 50%. Фармакология противоаллергенных лекарственных средств Таблица 3 № исследуемых групп Количество положительных оценок («4» и «5»), % № контрольных групп Количество положительных оценок («4» и «5»), % 1 85 3 45 2 90 4 40 Фармакология болеутоляющих средств Таблица 4 № исследуемых групп Количество положительных оценок («4» и «5»), % № контрольных групп Количество положительных оценок («4» и «5»), % 1 95 3 51 2 92 4 47 Фармакология макролидов Таблица 5 № исследуемых групп Количество положительных оценок («4» и «5»), % № контрольных групп Количество положительных оценок («4» и «5»), % 1 87 3 50 2 82 4 48 Фармакология противовирусных средств Таблица 6 № исследуемых групп Количество положительных оценок («4» и «5»), % № контрольных групп Количество положительных оценок («4» и «5»), % 1 89 3 48 2 91 4 46 Полученные в настоящем наблюдении данные позволяют сделать выводы в пользу применения информатизации в образовательном процессе и наглядно демонстрируют улучшенные показатели в подготовке к практическим занятиям исследуемых студентов, в сравнении с самоподготовкой с помощью «классической» литературы. Заключение. Информационный процесс давно стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мультимедийные технологии широко шагнули и в мир образования. Применение технических инноваций способствует не только рациональному расходованию рабочего и учебного времени, но и значительно повышает мыслительные процессы у обучающихся. Трансляцию вебинаров в режиме настоящего времени можно внедрить при отсутствии возможности у студента в момент проведения практического занятия присутствовать лично. Достаточно только применить технологические средства, которые сейчас легкодоступны каждому студенту, предоставляя ему возможность не пропускать занятия. Как дистанционная, так и контактная технология обучения широко способствуют развитию логических умозаключений у студентов. Развивает быстроту реакций, способность общения с аудиторией. Не всегда и не каждый студент прилюдно может в свободной форме высказывать свои соображения. Инновационные подходы интересны и педагогам. В бурно развивающемся научном мире необходимо максимально быстро переходить на новый уровень научной деятельности. Находящиеся в доступе многообразные источники литературы, результаты проводимых исследований, новейшие методики и другая научная информация позволяют педагогу повысить и свой уровень информации. А инновационные методики обучения способствуют качественному и быстрому доведению информации до студентов вузов. Доступные информационные средства позволяют очень быстро вносить коррективы в ранее подготовленную педагогами информацию.

×

Об авторах

Ольга Витальевна Полякова

Курский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: PolyakovaOV@kursksmu.net

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры фармакологии Курского государственного медицинского университета

ул. Карла Маркса, 3, Курск, Россия, 305041

Галина Сергеевна Маль

Курский государственный медицинский университет

Email: MalGS@kursksmu.net

доктор медицинских наук, профессор кафедры фармакологии Курского государственного медицинского университета

ул. Карла Маркса, 3, Курск, Россия, 305041

Наталья Владимировна Болдина

Курский государственный медицинский университет

Email: BoldinaNV@kursksmu.net

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры фармакологии Курского государственного медицинского университета

ул. Карла Маркса, 3, Курск, Россия, 305041

Список литературы

  1. Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования // Известия Российской Академии Наук. 2001. № 1. С. 37-42.
  2. Булыгин В.Г. Основы автоматизации процесса обучения. Йошкар-Ола: Вертикаль, 2003. 189 с.
  3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Реморенко И.М. «Умная аудитория»: от интеграции технологий к интеграции принципов // Информатика и образование. 2013. № 10 (249). С. 3-8.
  4. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учебное пособие. М.: Форум, 2005. 240 с.
  5. Данилов В.В. Педагогический процесс под управлением компьютерной программы // Молодой ученый. 2011. № 8. Т. 2. С. 104-107.
  6. Платонова С.Ю. Мониторинг в обеспечении эффективного управления системой профессионального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 1. С. 28-29.
  7. Рябова Н.В. Компьютерные технологии в мониторинге профессиональной деятельности становления студентов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 1. С. 23-27.

© Полякова О.В., Маль Г.С., Болдина Н.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах