Перспективы использования алгоритмов блокчейн для обеспечения безопасности при управлении образовательной организацией
- Авторы: Заславский А.А.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 15, № 1 (2018)
- Страницы: 101-106
- Раздел: ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/18057
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2018-15-1-101-106
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье вводятся основные определения и понятия технологии блокчейн, резюмируются, обобщаются и преломляются к образовательным организациям. Предлагаются определенные варианты и направления для расширения использования технологии блокчейн для взаимодействия с внешними подрядчиками и партнерами. Излагаются возможности привлечения технологии блокчейн для повышения конкурентоспособности образовательной организации за счет повышения уровня собственной безопасности, повышения инвестиционной привлекательности и увеличения маркетинговой мощности. Приведен список возможных направлений для использования технологии блокчейн для процессов, протекающих внутри образовательных организаций, безопасность которых можно существенно повысить. Описаны положительные аспекты использования корпоративного блокчейн в образовательной организации.
Полный текст
В настоящее время большое внимание уделяется технологиям безопасности во всех сферах деятельности человека: передаваемые данные шифруются и защищаются как на аппаратном уроне (электронно-цифровые подписи), так и на программном уровне (шифрование информации), обновляется нормативная база о персональных данных и особенностях работы с ними. Одна из современных технологий, которая позволяет обеспечить беспрецедентно высокий уровень безопасности называется «блокчейн» (Blockchain). Ее определяют так: · распределенную базу данных, у которой устройства хранения данных не подключены к общему серверу. Эта база данных хранит постоянно растущий список упорядоченных записей, называемых блоками. Каждый блок содержит метку времени и ссылку на предыдущий блок [7]; · выстроенная по определенным правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (связный список), содержащих информацию. Чаще всего копии цепочек блоков хранятся и независимо друг от друга (чрезвычайно параллельно) обрабатываются на множестве разных компьютеров [4]; · это определенная организация хешчейнов внутри другого хешчейна. Внешний хешчейн должен быть основан на наборе правил, которые создают баланс между удобством использования, простотой, стимулом, доверием и полномочиями [3]. Резюмируя представленные определения получим, что технология блокчейн является децентрализованным математическим алгоритмом, обеспечивающим доверие при осуществлении сделки между двумя любыми субъектами в среде без доверия, исключающим ее подделку, подтверждающим ее легитимность, служащим гарантом ее достоверности и безопасности. Любой математический алгоритм нуждается в вычислениях. На сегодняшний день для организации таких вычислений в глобальном масштабе используются особым образом сконфигурированные аппаратные платформы с установленных на них специализированным программным обеспечением. Алгоритм блокчейн имеет открытый исходный код и доступен для свободного скачивания [1; 6], что позволяет дорабатывать его под свои задачи полностью законно. Варианты использования такого алгоритма для повышения безопасности работы в системе образования и образовательных организациях следующие. Образовательная организация есть место пересечения инертной системы образования и быстроразвивающейся технологической сферы. В образовательные организации приходят новые технологии (электронные дневники и журналы, месседжеры и др.) которые прочно закрепляются для использования всеми участниками образовательного процесса. Представим возможность запуска корпоративного блокчейн-проекта в образовательной организации. Это подразумевает использование специальных виртуальных монет (токенов) для подтверждения выполнения безопасных транзакций. С учетом открытости исходного кода, можно сделать индивидуальные токены для образовательной организации, придумать для них название и использовать внутри образовательной организации. На поверхности лежит первый вариант применения корпоративного блокчейна - оплата за выполненную работу или предоставленные услуги. В образовательной организации выполняется большое количество разнообразной работы: написание публикаций, проведение уроков, проведение мероприятий, участие в конкурсах, подготовка к совещаниям, приглашаются преподаватели из других организаций для чтения лекций и семинаров и др. За каждый тип выполненной работы можно назначить тип и объем «вознаграждения». В настоящее время привычным инструментом «вознаграждения» служит национальная валюта. Основная ее задача, как финансового инструмента, является обеспечение асинхронного обмена ценностями между людьми [5; 8-12]. Существуют другие варианты получения выгоды в отсроченном по времени варианте - лояльность, преференции, дополнительные ресурсы и др. Токены могут быть использованы в рамках образовательной организации в качестве такого-же инструмента. С одной стороны, использование национальной валюты - максимально привычный инструмент. С другой стороны, существует вопрос о ее безопасности и подделке. Использование технологии блокчейн в качестве альтернативы обычным денежным знакам в рамках образовательной организации имеет ряд следующих преимуществ: 1. их невозможно подделать - все токены уникальны, что в разы увеличивает уровень безопасности; 2. их нельзя потратить дважды - это исключается технологией блокчейн; 3. их использовать так же просто, как сделать банковский перевод - поддерживаются все современные технологии, что так же увеличивает безопасность; 4. фиксируются все их движения - за подтверждением возможности их использования следит математический алгоритм, что еще больше повышает безопасность. Использовать такие токены могут все участники образовательного процесса - учащиеся, их родители и преподаватели. Также возможна их продажа тем, кто хочет взаимодействовать с образовательной организацией - внешние подрядчики, любые службы или предприниматели. Таким образом будет привлечено дополнительное финансирование в образовательную организацию и появится возможность расширить количество и качество предоставляемых услуг. Отдельной возможностью для привлечения дополнительного финансирования используется процесс закупки токенов. Информация о таком процессе публикуется на сайте образовательной организации как новость. В таком случае внешние покупатели приобретают функциональные токены за обозначенную сумму национальной валюты. Токены создаются в корпоративном блокчейне и могут быть использованы только их владельцами. Их рыночная цена может расти при повышении популярности образовательной организации и увеличении привлеченных партнеров. Они могут быть в последствии перепроданы или на них можно получить услуги в образовательной организации. Положительные аспекты использования такого подхода: · образовательная организация получает дополнительное финансирование; · владельцы токенов могут рассчитывать на получение услуг в определенной образовательной организации или организациях-партнерах; · расчеты производятся существенно быстрее, чем через банковские системы; · все расчеты максимально безопасны и прозрачны; · вся информация о переводах всегда доступа и открыта, что повышает ее надежность и исключает вариант подмены или двойного использования; · исключается использование наличных денег из образовательной организации, что может снижать уровень мошенничества и детской агрессии. На лицо существенное повышение финансовой безопасности образовательной организации. В случае заключения партнерских договоров со сторонними организациями, появляется возможность оплачивать их услуги токенами, полученными в образовательной организации, обеспечивая тем самым еще большую безопасность средств, а также их целевое использование. Примеры таких взаимовыгодных взаимодействий: служба такси и перевозок - аренда машин для организации трансфера; индивидуальные предприниматели и магазины - аренда или покупка компьютерной, офисной, вычислительной техники для проведения мероприятий, обновления парка компьютерной техники; отели и гостиницы - аренда номеров и недвижимости для проживания и проведения мероприятий, социальная аренда жилья для преподавателей; службы общественного питания (кафе и рестораны) - организации обедов и банкетов; книжные магазины - обновления учебной и учебно-методической литературы; краудфандинговые площадки - развития инновационных стартап-проектов и др. С учетом развития и успешной реализации проекта есть возможность выхода на глобальные биржи, тем самым расширяя круг своих клиентов. Технологию блокчейн отличает то, что однажды попавшая в нее информация не может быть удалена. На основании такого подхода появляется возможность ее использования в отличных от финансовых дел областях, в которых требуется максимальное обеспечение безопасности и надежности, например: · регистрация входящих писем и документов; · учет внутренних документов; · ведение портфолио обучающихся; · ведение портфолио преподавателей; · использование сервисов виртуальной телефонии; · регистрация поданных на поступление документов; · учет оценок в журнале; · результаты государственных аттестаций; · учет выпускников образовательной организации; · регистрация и учет пользователей в информационном пространстве образовательной организации; · проведение и контроль рекламных компаний образовательной организации. Современные технологии открывают для образовательных организаций большие перспективы в области безопасности внутренних процессов образовательных организаций [1; 2]. Возможности корпоративного и коллективного использования технологий блокчейн могут стать не только инструментом безопасности, но и могут стать мощным маркетинговым инструментом для привлечения обучающихся.
Об авторах
Алексей Андреевич Заславский
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zaslavskijjaa@mgpu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнесинформатики Московского городского педагогического университета
Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521Список литературы
- Гордеев Е. Почему цена на биткоин будет только расти. URL: http://telegra.ph/Pochemucena-Bitcoin-budet-tolko-rasti-05-08 (дата обращения: 08.05.2017).
- Заславский А.А. Эффективные приемы использования инфографики как средства индивидуализации обучения // Вестник московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2014. № 3 (29). С. 94-98.
- Мазонка О. Блокчейн: простое объяснение. URL: http://hashasset.com/ru/block_ru.html (дата обращения: 14.11.2017).
- Мелани С. Блокчейн: схема новой экономики. М.: Олимп-Бизнес, 2016. 240 с.
- Почему все упустили из виду самую невероятную особенность криптовалют. URL: http:// telegra.ph/Pochemu-vse-upustili-iz-vidu-samuyu-neveroyatnuyu-osobennostkriptovalyut-08-04-2 (дата обращения: 04.08.2017).
- Репозиторий Blockchain. URL: https://github.com/blockchain (дата обращения: 14.11.2017).
- Что такое блокчейн? Расскажем простыми словами. URL: https://coinspot.io/beginners/ chto-takoe-blokchejn-rasskazhem-prostymi-slovami/ (дата обращения: 18.04.2017).
- Daniel Jeffries. Why Everyone Missed the Most Mind-Blowing Feature of Cryptocurrency. URL: https://hackernoon.com/why-everyone-missed-the-most-mind-blowing-feature-ofcryptocurrency-860c3f25f1fb (дата обращения: 31.06.2017).
- GitHub is how people build software. URL: https://dupress.deloitte.com/dup-us-en/industry/ financial-services/evolution-of-blockchain-github-platform.html# endnote-sup-2 (дата обращения: 07.09.2017).
- Evolution of blockchain technology. URL: https://dupress.deloitte.com/dup-us-en/industry/ financial-services/evolution-of-blockchain-github-platform.html# endnote-sup-4 (дата обращения: 06.11.2017).
- History of open source Longsight. URL: https://www.longsight.com/learning-center/historyopen-source (дата обращения: 22.08.2017).
- Joichi Ito, Neha Narula, and Robleh Ali. The blockchain will do to the financial system what the Internet did to media. URL: https://hbr.org/2017/03/the-blockchain-will-do-to-banks-andlaw-firms-what-the-internet-did-to-media (дата обращения: 08.05.2017).