АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Авторы: Усманов СА1
-
Учреждения:
- Центр образования
- Выпуск: Том 14, № 4 (2017)
- Страницы: 468-474
- Раздел: ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/17356
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2017-14-4-468-474
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проведен анализ Интернет-ресурсов образовательного назначения и дана краткая характеристика основных возможностей этих ресурсов. Сегодня уже невозможно представить образовательный процесс без использования возможностей Интернет-ресурсов. Современный педагог должен уметь работать с информацией, которая необходима для реализации его профессиональной деятельности, решения его профессиональных задач, обладать навыками сотрудничества с учащимися на базе информационного взаимодействия. Образовательный Интернет-ресурс - это целостная, поименованная, взаимосвязанная, единая системно организованная совокупность, которая включает в себя и общеобразовательные формализованные и профессионально значимые знания и средства организационно-методического обеспечения образовательного процесса и средства для их автоматизированного хранения, накопления и обработки. Интернет-ресурсы призваны удовлетворять потребности пользователя в различных аспектах и сферах образовательной деятельности. Нередко определенный ресурс обладает несколькими свойствами такого сложного по составу и функционированию средства, каким является сеть Интернет, позволяющая установить между педагогом и учащимися обратную связь при выполнении самостоятельных работ, рассылать материалы и проводить опросы. Занятия с использованием ресурсов Интернета представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими технологиями.
Полный текст
Интернет-ресурсы несут в себе громадный потенциал образовательных ресурсов (см., например, работы [1-10]). Ресурс - средство позволяющее осуществить реализацию какой-либо деятельности. Интернет-ресурс - это элемент сети Интернет, например, это может быть веб-страница, почтовый сервер или поисковая машина, т.е. информационная система, использующая веб-технологии на уровне представления и передачи данных, которая предназначена для оказания публичных информационных услуг в сети Интернет. Образовательный Интернет-ресурс учебного заведения - это целостная, поименованная, взаимосвязанная, единая системно организованная совокупность, которая включает в себя: общеобразовательные формализованные и профессионально значимые знания; средства организационно-методического обеспечения образовательного процесса; средства для их автоматизированного хранения, накопления и обработки. Во всемирной паутине сегодня можно найти разнообразные Интернет-ресурсы. Современный педагог сегодня должен быть способен работать с информацией, которая необходима для реализации его профессиональной деятельности, решения его профессиональных задач, обладать навыками сотрудничества со студентами на базе информационного взаимодействия. Занятия с использованием ресурсов Интернета представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими технологиями, т.е. приводят к изменению собственной позиции педагога. Он перестает быть источником знаний, а становится тьютором - помощником учащегося в процессе самостоятельного получения информации. Электронная почта - это технология по пересылке и получению электронных сообщений по распределенной, в том числе глобальной компьютерной сети. По принципу работы и составу элементов электронная почта практически повторяет систему обычной, т.е. бумажной почты, при этом заимствуя как термины письмо, вложение, почта, доставка, конверт, ящик и др., также и характерные особенности - это достаточная надежность, задержки передачи сообщений, простоту использования, и в то же время отсутствие гарантии доставки писем. Любой желающий в настоящее время имеет возможность создать свой электронный бесплатный почтовый ящик. Для этого ему достаточно зарегистрироваться на одном из Интернет-порталов. Электронная почта позволяет выполнять следующие действия: - отправка и получение информации в любую точку, где есть доступ к Интернету; - услуги собственно самой почты - прием и отправка электронных писем, которые отправляются в течение нескольких секунд в любую точку земного шара. Адресат электронные письма получает в удобное для него самого время. В некоторых сетях, с другой стороны, есть возможность запросить подтверждение о получении письма адресатом. Без электронной почты сегодня уже невозможно себе представить общение со студентами, и, в первую очередь, со студентами заочной формы обучения, так как они задают свои вопросы в удобное для них время после работы. Также педагог может помочь и ответить студенту в решении вопроса в удобное для него время. И общение происходит очень быстро и результативно. В процессе обучения данная тема представляет большой интерес, поскольку благодаря данному направлению, а именно, использованию электронной почты, представляется возможность быстрого взаимодействия между педагогом и студентом на расстоянии, а это, в свою очередь, очень практично и удобно. Между педагогом и студентом обмен сообщениями средствами электронной почты обеспечивает обратную связь при выполнении студентом курсовых, практических, научных, и даже выпускных квалификационных работ, позволяет осуществлять рассылку материалов и проводить опросы. Если даже электронная почта не дает возможности совместной обработки документов, но все же ее использование позволяет в значительной степени улучшить взаимодействие педагога со студентом. Очень удобно использовать электронную почту для оперативных ответов на вопросы, которые возникают у студентов в процессе обучения. Электронная почта позволяет эффективнее организовать самостоятельную деятельность студента - можно отредактировать доклад, реферат, проверить его, студенческую научно-исследовательскую работу, научную статью. Сегодня популярны облачные технологии, предоставляющие доступ к собственным данным. При этом пользователь не должен думать об операционной системе, об аппаратной и программной инфраструктуре, с которыми он работает. Согласно стандарту IEEE, «Облачная обработка данных - это парадигма, в рамках которой информация постоянно хранится на серверах в Интернет, также временно кэшируется на клиентской стороне, например, на персональных компьютерах, смартфонах, ноутбуках, игровых приставках, и т.д.». Идея облачных технологий состоит в том, что для работы со своими данными достаточно иметь выход в Интернет. Все основное располагается в Интернете, и то, что вам нужно, получаете там. А вот по форме доступа: платно, или бесплатно - это будет зависеть от ваших запросов. Для применения облачных технологий в учебном процессе можно организовать совместную работу сотрудников над документами, например, над годовым планом или образовательной программой. Такой масштабный документ создается силами педагогов и администрации, которые ответственны за какие-либо направления, таких как социальный педагог, педагог-психолог или ответственный за здоровьесберегательные технологии. Каждый отвечает за какую-либо часть документа, но может дополнять или комментировать информацию и в других блоках. Другой пример - это файл, в который должны вносить сведения все кураторы курсов с информацией о своих студентах. В локальной сети при попытке работы с такими документами возникает проблема, которая связана с тем, что одновременно работать с одним и тем же документом на разных компьютерах невозможно. Появляется множество копий одного и того же документа, которые потом надо объединить в один документ. В облачных технологиях для совместной работы необходимо поместить или создать документ в облачное хранилище и предоставить доступ к нему тем, у кого есть ссылка или по адресам электронной почты. Можно организовать совместную деятельность студентов. Структура деятельности такова: студенты получают темы проектов и подразделяются на группы. В каждой группе распределяются обязанности. Интернет-ресурсы эффективно используются для организации дистанционного обучения. Для начала работы с сервисом надо иметь всего лишь компьютер, который подключен к сети Интернет, также это может быть и мобильное устройство, такое как планшет или смартфон. Процесс создания документа на таких устройствах не очень удобен, но вносить какие-либо изменения легко. Облачные хранилища представляют следующие сервис-провайдеры: - Box.net - облачное хранилище данных, возможность просматривать с мобильного телефона и редактировать; - Dropbox - облачное хранилище данных, синхронизация данных через программу клиент, возможность совместной работы, кроссплатформенный сервис; - Syncplicity - программный комплекс для синхронизации данных в кроссплатформенных средах; - SugarSync - облачное хранилище данных, коммерческое; - OpenDrive - хранилище с возможностью платного скачивания информации; - ДискGoogle - бесплатный онлайн-офис с встроенным хранилищем, замена GoogleDocs; - YandexDisk - бесплатное облачное хранилище данных, замена Яндекс.народ; - Windows Live SkyDrive. Информационные и коммуникационные технологии являются результативным средством повышения эффективности обучения путем решения целого ряда задач: 1) повышения информационно-коммуникационной культуры участников образовательного процесса; 2) увеличения учебного времени без внесения изменений в учебные планы; 3) обеспечения гибкости хода управления учебным процессом; 4) качественного изменения контроля за деятельностью студентов; 5) повышения мотивации студентов к обучению. Самый распространенный Интернет-ресурс на занятиях в образовательных учреждениях - сайт. Сайты удобны в использовании и широко применяются всеми педагогами, которые имеют доступ к Интернету в кабинете. Много ссылок в поисковых сайтах на образовательные сайты по различным предметам: биологии, математике, химии, географии, физике, русскому языку, информатике, литературе, для начального образования. Здесь можно найти интересные проекты занятий в текстовом формате, в форме флипчартов, в форме презентаций, которые можно использовать при подготовке к внеклассному мероприятию или занятию. Сайты педагогов по информатике - это сайты, которые предназначены в роли информационного и методического средства для педагогов и студентов образовательных учреждений. Главная задача этого ресурса - оказание посильной помощи педагогам информатики в их повседневном нелегком труде. Все, кто занимается и интересуется информатикой найдет здесь для себя полезную информацию - методические, нормативные и организационные документы, дидактический материал, учебные пособия, обзоры программного обеспечения и многое другое. Веб-сайт - совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, которые объединены по смыслу, физически и навигационно находящихся на едином сервере. К наиболее популярным сегодня образовательным сайтам можно отнести сайты, с такими электронными адресами, как http://www.ychitel.com, http:// inf.1september.ru, http://comp-science.hut.ru, http://www.ipo.spb.ru/journal и др. Информационно-образовательные порталы - это крупные Интернет-ресурсы, которые представляют собой совокупность связанных сайтов по вопросам образования. Портал - это комплекс узлов или сетевой узел, которые единый доступ к информационным ресурсам, направленным на определенную аудиторию. С технологической точки зрения портал - это многоуровневое системное объединение сервисов и ресурсов в Интернете, или комплекс сайтов, которые работают на базе единых стандартов обмена информацией и единой базы данных. Портал, кроме того, дает возможность сформировать единое образовательное пространство, а также позволяет распределять образовательные ресурсы и успешно осуществлять совместные образовательные программы. Таким образом, образовательные Интернет-ресурсы призваны удовлетворять потребности пользователя в различных аспектах и сферах образовательной деятельности. Нередко определенный ресурс включает сразу несколько свойств в себя такого сложного по составу и функционированию средства, каким является сеть Интернет. Вероятно, эти свойства, находят применение в системе образования.
Об авторах
С А Усманов
Центр образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: Said_7usmanov@mail.ru
Усманов Сайдмагомед Рамазанович, директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования» г. Грозный Чеченской Республики.
ул. им. У.Р. Даудова, 94, Грозный, Чеченская Республика, Россия, 366007Список литературы
- Абдуразаков М.М., Сурхаев М.А., Симонова И.Н. Возможности информационно-коммуникационной образовательной среды для достижения новых образовательных результатов // Информатика и образование. 2012. № 1. С. 58-60.
- Гришанова Т.В. Применение облачных технологий в образовании // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Информационные технологии. 2015. № 6. С. 22-25.
- Емельянова О.А. Применение облачных технологий в образовании // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 907-909.
- Еськов А.В., Ефимова Г.В. Информационные технологии в образовании // Материалы VI Всероссийской научно-практ. конф. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2014. С. 75-80.
- Корнилов В.С. Теоретические основы информатизации прикладного математического образования: монография. Воронеж: Научная книга, 2011. 140 с.
- Лобанова Е.В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения: дисс. … д-ра пед. наук. М., 2004. 314 с.
- Никифоров О.А., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Тенденции применения облачных технологий в образовательном процессе // Инновационная экономика и общество. 2015. № 1 (7). С. 80-86.
- Сурхаев М.А. Новые требования к образовательному процессу в условиях становления информационного общества // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 1. С. 35-37.
- Сурхаев М.А. Умения, необходимые учителю для работы в образовательной среде, основанной на средствах ИКТ // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 6. С. 50-51
- Филатова Л.О. Информатизация образования: новые возможности реализации преемственности обучения в школе и вузе // Информатика и образование. 2004. № 7. С. 118.