АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

В статье проведен анализ Интернет-ресурсов образовательного назначения и дана краткая характеристика основных возможностей этих ресурсов. Сегодня уже невозможно представить образовательный процесс без использования возможностей Интернет-ресурсов. Современный педагог должен уметь работать с информацией, которая необходима для реализации его профессиональной деятельности, решения его профессиональных задач, обладать навыками сотрудничества с учащимися на базе информационного взаимодействия. Образовательный Интернет-ресурс - это целостная, поименованная, взаимосвязанная, единая системно организованная совокупность, которая включает в себя и общеобразовательные формализованные и профессионально значимые знания и средства организационно-методического обеспечения образовательного процесса и средства для их автоматизированного хранения, накопления и обработки. Интернет-ресурсы призваны удовлетворять потребности пользователя в различных аспектах и сферах образовательной деятельности. Нередко определенный ресурс обладает несколькими свойствами такого сложного по составу и функционированию средства, каким является сеть Интернет, позволяющая установить между педагогом и учащимися обратную связь при выполнении самостоятельных работ, рассылать материалы и проводить опросы. Занятия с использованием ресурсов Интернета представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими технологиями.

Полный текст

Интернет-ресурсы несут в себе громадный потенциал образовательных ресурсов (см., например, работы [1-10]). Ресурс - средство позволяющее осуществить реализацию какой-либо деятельности. Интернет-ресурс - это элемент сети Интернет, например, это может быть веб-страница, почтовый сервер или поисковая машина, т.е. информационная система, использующая веб-технологии на уровне представления и передачи данных, которая предназначена для оказания публичных информационных услуг в сети Интернет. Образовательный Интернет-ресурс учебного заведения - это целостная, поименованная, взаимосвязанная, единая системно организованная совокупность, которая включает в себя: общеобразовательные формализованные и профессионально значимые знания; средства организационно-методического обеспечения образовательного процесса; средства для их автоматизированного хранения, накопления и обработки. Во всемирной паутине сегодня можно найти разнообразные Интернет-ресурсы. Современный педагог сегодня должен быть способен работать с информацией, которая необходима для реализации его профессиональной деятельности, решения его профессиональных задач, обладать навыками сотрудничества со студентами на базе информационного взаимодействия. Занятия с использованием ресурсов Интернета представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими технологиями, т.е. приводят к изменению собственной позиции педагога. Он перестает быть источником знаний, а становится тьютором - помощником учащегося в процессе самостоятельного получения информации. Электронная почта - это технология по пересылке и получению электронных сообщений по распределенной, в том числе глобальной компьютерной сети. По принципу работы и составу элементов электронная почта практически повторяет систему обычной, т.е. бумажной почты, при этом заимствуя как термины письмо, вложение, почта, доставка, конверт, ящик и др., также и характерные особенности - это достаточная надежность, задержки передачи сообщений, простоту использования, и в то же время отсутствие гарантии доставки писем. Любой желающий в настоящее время имеет возможность создать свой электронный бесплатный почтовый ящик. Для этого ему достаточно зарегистрироваться на одном из Интернет-порталов. Электронная почта позволяет выполнять следующие действия: - отправка и получение информации в любую точку, где есть доступ к Интернету; - услуги собственно самой почты - прием и отправка электронных писем, которые отправляются в течение нескольких секунд в любую точку земного шара. Адресат электронные письма получает в удобное для него самого время. В некоторых сетях, с другой стороны, есть возможность запросить подтверждение о получении письма адресатом. Без электронной почты сегодня уже невозможно себе представить общение со студентами, и, в первую очередь, со студентами заочной формы обучения, так как они задают свои вопросы в удобное для них время после работы. Также педагог может помочь и ответить студенту в решении вопроса в удобное для него время. И общение происходит очень быстро и результативно. В процессе обучения данная тема представляет большой интерес, поскольку благодаря данному направлению, а именно, использованию электронной почты, представляется возможность быстрого взаимодействия между педагогом и студентом на расстоянии, а это, в свою очередь, очень практично и удобно. Между педагогом и студентом обмен сообщениями средствами электронной почты обеспечивает обратную связь при выполнении студентом курсовых, практических, научных, и даже выпускных квалификационных работ, позволяет осуществлять рассылку материалов и проводить опросы. Если даже электронная почта не дает возможности совместной обработки документов, но все же ее использование позволяет в значительной степени улучшить взаимодействие педагога со студентом. Очень удобно использовать электронную почту для оперативных ответов на вопросы, которые возникают у студентов в процессе обучения. Электронная почта позволяет эффективнее организовать самостоятельную деятельность студента - можно отредактировать доклад, реферат, проверить его, студенческую научно-исследовательскую работу, научную статью. Сегодня популярны облачные технологии, предоставляющие доступ к собственным данным. При этом пользователь не должен думать об операционной системе, об аппаратной и программной инфраструктуре, с которыми он работает. Согласно стандарту IEEE, «Облачная обработка данных - это парадигма, в рамках которой информация постоянно хранится на серверах в Интернет, также временно кэшируется на клиентской стороне, например, на персональных компьютерах, смартфонах, ноутбуках, игровых приставках, и т.д.». Идея облачных технологий состоит в том, что для работы со своими данными достаточно иметь выход в Интернет. Все основное располагается в Интернете, и то, что вам нужно, получаете там. А вот по форме доступа: платно, или бесплатно - это будет зависеть от ваших запросов. Для применения облачных технологий в учебном процессе можно организовать совместную работу сотрудников над документами, например, над годовым планом или образовательной программой. Такой масштабный документ создается силами педагогов и администрации, которые ответственны за какие-либо направления, таких как социальный педагог, педагог-психолог или ответственный за здоровьесберегательные технологии. Каждый отвечает за какую-либо часть документа, но может дополнять или комментировать информацию и в других блоках. Другой пример - это файл, в который должны вносить сведения все кураторы курсов с информацией о своих студентах. В локальной сети при попытке работы с такими документами возникает проблема, которая связана с тем, что одновременно работать с одним и тем же документом на разных компьютерах невозможно. Появляется множество копий одного и того же документа, которые потом надо объединить в один документ. В облачных технологиях для совместной работы необходимо поместить или создать документ в облачное хранилище и предоставить доступ к нему тем, у кого есть ссылка или по адресам электронной почты. Можно организовать совместную деятельность студентов. Структура деятельности такова: студенты получают темы проектов и подразделяются на группы. В каждой группе распределяются обязанности. Интернет-ресурсы эффективно используются для организации дистанционного обучения. Для начала работы с сервисом надо иметь всего лишь компьютер, который подключен к сети Интернет, также это может быть и мобильное устройство, такое как планшет или смартфон. Процесс создания документа на таких устройствах не очень удобен, но вносить какие-либо изменения легко. Облачные хранилища представляют следующие сервис-провайдеры: - Box.net - облачное хранилище данных, возможность просматривать с мобильного телефона и редактировать; - Dropbox - облачное хранилище данных, синхронизация данных через программу клиент, возможность совместной работы, кроссплатформенный сервис; - Syncplicity - программный комплекс для синхронизации данных в кроссплатформенных средах; - SugarSync - облачное хранилище данных, коммерческое; - OpenDrive - хранилище с возможностью платного скачивания информации; - ДискGoogle - бесплатный онлайн-офис с встроенным хранилищем, замена GoogleDocs; - YandexDisk - бесплатное облачное хранилище данных, замена Яндекс.народ; - Windows Live SkyDrive. Информационные и коммуникационные технологии являются результативным средством повышения эффективности обучения путем решения целого ряда задач: 1) повышения информационно-коммуникационной культуры участников образовательного процесса; 2) увеличения учебного времени без внесения изменений в учебные планы; 3) обеспечения гибкости хода управления учебным процессом; 4) качественного изменения контроля за деятельностью студентов; 5) повышения мотивации студентов к обучению. Самый распространенный Интернет-ресурс на занятиях в образовательных учреждениях - сайт. Сайты удобны в использовании и широко применяются всеми педагогами, которые имеют доступ к Интернету в кабинете. Много ссылок в поисковых сайтах на образовательные сайты по различным предметам: биологии, математике, химии, географии, физике, русскому языку, информатике, литературе, для начального образования. Здесь можно найти интересные проекты занятий в текстовом формате, в форме флипчартов, в форме презентаций, которые можно использовать при подготовке к внеклассному мероприятию или занятию. Сайты педагогов по информатике - это сайты, которые предназначены в роли информационного и методического средства для педагогов и студентов образовательных учреждений. Главная задача этого ресурса - оказание посильной помощи педагогам информатики в их повседневном нелегком труде. Все, кто занимается и интересуется информатикой найдет здесь для себя полезную информацию - методические, нормативные и организационные документы, дидактический материал, учебные пособия, обзоры программного обеспечения и многое другое. Веб-сайт - совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, которые объединены по смыслу, физически и навигационно находящихся на едином сервере. К наиболее популярным сегодня образовательным сайтам можно отнести сайты, с такими электронными адресами, как http://www.ychitel.com, http:// inf.1september.ru, http://comp-science.hut.ru, http://www.ipo.spb.ru/journal и др. Информационно-образовательные порталы - это крупные Интернет-ресурсы, которые представляют собой совокупность связанных сайтов по вопросам образования. Портал - это комплекс узлов или сетевой узел, которые единый доступ к информационным ресурсам, направленным на определенную аудиторию. С технологической точки зрения портал - это многоуровневое системное объединение сервисов и ресурсов в Интернете, или комплекс сайтов, которые работают на базе единых стандартов обмена информацией и единой базы данных. Портал, кроме того, дает возможность сформировать единое образовательное пространство, а также позволяет распределять образовательные ресурсы и успешно осуществлять совместные образовательные программы. Таким образом, образовательные Интернет-ресурсы призваны удовлетворять потребности пользователя в различных аспектах и сферах образовательной деятельности. Нередко определенный ресурс включает сразу несколько свойств в себя такого сложного по составу и функционированию средства, каким является сеть Интернет. Вероятно, эти свойства, находят применение в системе образования.

×

Об авторах

С А Усманов

Центр образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: Said_7usmanov@mail.ru

Усманов Сайдмагомед Рамазанович, директор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования» г. Грозный Чеченской Республики.

ул. им. У.Р. Даудова, 94, Грозный, Чеченская Республика, Россия, 366007

Список литературы

  1. Абдуразаков М.М., Сурхаев М.А., Симонова И.Н. Возможности информационно-коммуникационной образовательной среды для достижения новых образовательных результатов // Информатика и образование. 2012. № 1. С. 58-60.
  2. Гришанова Т.В. Применение облачных технологий в образовании // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Информационные технологии. 2015. № 6. С. 22-25.
  3. Емельянова О.А. Применение облачных технологий в образовании // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 907-909.
  4. Еськов А.В., Ефимова Г.В. Информационные технологии в образовании // Материалы VI Всероссийской научно-практ. конф. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2014. С. 75-80.
  5. Корнилов В.С. Теоретические основы информатизации прикладного математического образования: монография. Воронеж: Научная книга, 2011. 140 с.
  6. Лобанова Е.В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения: дисс. … д-ра пед. наук. М., 2004. 314 с.
  7. Никифоров О.А., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Тенденции применения облачных технологий в образовательном процессе // Инновационная экономика и общество. 2015. № 1 (7). С. 80-86.
  8. Сурхаев М.А. Новые требования к образовательному процессу в условиях становления информационного общества // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 1. С. 35-37.
  9. Сурхаев М.А. Умения, необходимые учителю для работы в образовательной среде, основанной на средствах ИКТ // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 6. С. 50-51
  10. Филатова Л.О. Информатизация образования: новые возможности реализации преемственности обучения в школе и вузе // Информатика и образование. 2004. № 7. С. 118.

© Усманов С.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах