ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье излагаются особенности влияния информационных технологий на процесс самоопределения, приводятся примеры использования интернет-технологий и средств социальных сетей по привлечению абитуриентов в высшее учебное заведение, опытно-экспериментальным путем доказана эффективность применения информационных технологий в профориентационной деятельности. Обсуждаются различные механизмы и пути использования информационных технологий в профориентации, основанные на стандартных методах анализа и современных направлениях деятельности. Это дает возможность раскрыть потенциал учащихся и получить наиболее высокие результаты деятельности по профориентации.

Полный текст

Эволюция современного образования требует новых подходов к организации и управлению образовательного пространства, которые необходимо заполнять инновационными технологиями. Современное общество требует перехода в сторону кардинально новой степени общедоступности высококачественного образования, которое возможно только на основе информационных технологий. Необходимо рассматривать в комплексе совокупность традиционных и новых информационных технологий, современных отношений обучающихся, преподавателя и образовательной среды в процессе самоопределения. Исследования по применению информационных технологий в сфере информатизации образования находят место в трудах С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, В.Г. Кинелева, А.Л. Семенова и других ученых. Использование информационных технологий в профориентации позволяет совершенствовать и наполнять новым содержанием информационное поле, способное оказать профориентационную направленность в выборе будущей профессии [5]. В статье представлен опыт Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева по привлечению абитуриентов в учебное заведение, основанный на рекламной презентации учебных лабораторий посредством собственного сайта, интерактивных лекционных курсов, электронной регистрации, получения пропуска в лабораторию, получения обратной связи. В последнее время понятия «Интернет-технологии», «веб-технологии», «всемирная паутина», «глобальная сеть» используются как синонимы. Глобальная сеть - это сеть, содержащая в себе компьютеры, которые могут быть расположены в различных точках мира, дающие возможность пользования всеми достижениями человечества [2]. Интернет-технологии - это все средства глобальной сети, относящиеся к созданию, хранению, передаче, защите, извлечению и использованию информации в различных ее формах в любое время и в любом месте [1]. Веб-технологии - это объединение миллионов серверов по всему миру, которые передают данные по протоколу HTTP (Hypertext Markup Language). Веб-технологии постоянно развиваются за счет коммуникационных процессов Интернета, возможностей всемирной паутины (World Wide Web). На сегодняшний день данное направление развития является одним из самых востребованных, поэтому создатели новых, эффективных или усовершенствованных web-технологий быстро могут добиться высоких результатов [3]. Всемирная паутина - это распределенная система, позволяющая иметь доступ к общим файлам, которые располагаются на разных компьютерах, имеющих выход в Интернет. Для обозначения используют понятие web или аббревиатуру www [4]. Все эти понятия можно отнести в одну группу под названием информационные технологии, которые включают методы и процессы сборки и поиска, хранения, обработки и передачи информации, предназначенные для производства и анализа информации человеком, принятием решения по выполнению определенных действий. Современные студенты, поступающие в вуз, владеют определенными знаниями в области информационных технологий. Пользуясь Интернетом в профориентационной работе и образовательном пространстве, преподаватели представляют совершенно новую информацию таким образом, чтобы максимально удовлетворить все потребности абитуриентов и студентов. Так, например, на сайте высшего учебного заведения обязательно располагается информация о вузе, его структуре, руководящем составе, различных подразделениях. Одним из наиболее интересных подходов последних лет становятся «университетские субботы», где абитуриенты с помощью веб-технологий сначала проходят процедуру регистрации, затем получают доступ к различным мастер-классам. Есть страницы для абитуриентов, где отражена информация о каждой специальности, о вступительных испытаниях, о сроках подачи документов и др. Каждый сайт высшего учебного заведения отражает повседневную жизнь студентов, их учебу, участие в научно-технических сообществах, олимпиадах, социально-бытовой жизни в общежитии, социально-воспитательных проектах. Все интересные мероприятия, организаторами и участниками которых становятся студенты вуза, находят свое отражение в социальных сетях, что служит хорошим способом привлечения абитуриентов в вуз. Одним из наиболее популярных и интересных направлений, проводимых Российском государственном аграрном университете - МСХА им. К.А. Тимирязева являются мастер-классы кафедры растениеводства, где абитуриенты, пройдя электронную регистрацию на сайте, получают доступ в учебную лабораторию. Занятия проводят лучшие ученые кафедры к.с-х.н., доцент А.В. Шитикова и к.сх.н., доцент О.А. Щуклина. На занятии, тема которого «Одежда царей и бедняков (прядильные культуры)» абитуриенты знакомятся с прядильными культурами как источником сырья для прядильной промышленности. Школьники узнают о тканях из прядильной культуры, о качестве волокна, обучаются самостоятельно получать льняное волокно, отвечают на вопросы викторины по теме занятия. Кафедра генетики дает знания о генетических возможностях растений. Например, как создать собственный неповторимый сорт. На занятиях абитуриенты учатся создавать в домашних условиях свой сорт, получают новые знания о растениях. По окончании занятий участники оставляют свои отзывы, предложения и пожелания на сайте высшего учебного заведения, в специально организованной группе социальных сетей. Опытно-экспериментальное исследование, проводимое в Российском государственном аграрном университете - МСХА им. К.А. Тимирязева, показало, что информацию и рекламу о предстоящих занятиях 48% студентов узнали посредствам информационных технологий, на сайте образовательного учреждения и, пройдя электронную регистрацию на портале департамента образования города Москвы, 42% - от знакомых, которые уже посещали подобного рода занятия и давали рекомендации своим знакомым в социальных группах в Интернете, 10% - из рекламы печатной продукции. Опрос, организованный в конце занятия показал, что 67% присутствующих заинтересовалось данной проблемой и планируют в дальнейшем продолжить исследование по данной тематике в качестве студента данного высшего учебного заведения. Таким образом, необходимо отметить, что информационные технологии прочно вошли в повседневную реальность и становятся неотъемлемой частью жизнедеятельности как в образовательной сфере там и повседневной. Анализ использования информационных технологий в профориентационный работе и опытноэкспериментальное исследование доказывает их первоочередную степень влияния на процесс самоопределения.

×

Об авторах

Ю М Царапкина

Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева

Автор, ответственный за переписку.
Email: julia_carapkina@mail.ru

Царапкина Юлия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева.

ул. Тимирязевская, 49, Москва, Россия, 127550

Список литературы

  1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник- шаг на пути к системе обучения информатизации образования. М.: ИСМО РАО, 2015. 225 с.
  2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы. Курск: КГУ, 2013. 222 с.
  3. Реморенко И.М., Григорьев С.Г., Гришкун В.В. Подходы к интеграции средств информатизации образования: «Умная аудитория» // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. 2013. № 4 (44). С. 59-68.
  4. Царапкина Ю.М., Лебедева А.В. Использование информационных технологий при обучении студентов в вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2014. № 1 (21). С. 203-211.
  5. Царапкина Ю.М., Лебедева И.И. Об использовании интернет-технологий в профориентации // Европейский журнал социальных наук. 2016. № 6. С. 207-212.

© Царапкина Ю.М., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах