МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ВИДЕО-ПРАКТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ОРГАНИЗАЦИИ
- Авторы: Корнеев К.М.1
-
Учреждения:
- Новопетровская средняя общеобразовательная школа
- Выпуск: Том 14, № 2 (2017)
- Страницы: 188-193
- Раздел: ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/16732
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2017-14-2-188-193
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье раскрыты подлежащие моделированию процессы, протекающие при организации и проведении видео-практики, сформулированы требования к моделированию организации и проведения педагогической видео-практики.Излагаются порядок и структура информационного обмена между организаторами педа-гогической видео-практики в период подготовки и между ее участниками в ходе проведения. Обсуждается разработка поурочного планирования на время прохождения педагогической видео-практики в соответствии с учебной программой, тематическим и поурочным планиро-ванием учителя базовой школы. Анализируется моделирование организации и проведения педагогической видео-практики с использованием сетевого образовательного ресурса орга-низации. Определяются требования к процессу моделирования организации и проведения педагогической видео-практики с использованием сетевого образовательного ресурса орга-низации и разработки модели.
Полный текст
Моделирование организации и проведения педагогической видео-практики с использованием сетевого образовательного ресурса организации предполагает имитацию: прохождения информации между учреждениями (вуз, базовая школа), задействованными в организации и проведении видео-практики; работы должностных лиц, организовывающих и контролирующих педагогическую видеопрактику (должностные лица деканата вуза, методического отдела, кафедры, школы), основных видов деятельности участников педагогической видео-практики (преподаватели вуза, студенты, учителя базовой школы); работы сетевого образовательного ресурса; работы информационной системы, обеспечивающей проведение педагогической видео-практики (см., например, работу [8]). По результатам моделирования оцениваются: порядок и структура информационного обмена между организаторами педагогической видео-практики в период подготовки и между ее участниками в ходе проведения; пропускная способность информационной системы по обеспечению проведения педагогической видео-практики; способность реализации функций контроля и обучения студентов в режиме онлайн на примере проведения «Пробного урока и занятия» в формате видео-практики; возможность реализации в педагогической видео-практики основных видов деятельности студентов - составление индивидуального календарного плана выполнения заданий педагогической практики; изучение школьной учебно-материальной базы, обеспечивающей процесс обучения информатике; обеспечение изучения содержания и структуры школьной документации; на примере «Открытого урока и занятия»: изучение структуры педагогической деятельности учителя, классного коллектива, его психолого-педагогической характеристики и интеллектуального уровня, способов реализации учителем образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; изучение и анализ учебного плана, учебных программ и школьных учебников по информатике; определение стиля общения учителя с учащимися, направления изготовления наглядных и демонстрационных пособий; разработка поурочного планирования на время прохождения педагогической видео-практики в соответствии с учебной программой, тематическим и поурочным планированием учителя базовой школы; контроль (наблюдение) за использованием студентом (учителем) методов обучения на различных этапах проведения педагогической видео-практики; контроль и оказание помощи при определении студентом видов домашних учебных заданий и степени самостоятельности школьников в их выполнении; оказание помощи студентам в подготовке раздаточного материала, разработки контрольных заданий; участие студента в анализе не менее 10 «Открытых уроков и занятий»; участие студента в проведении и анализе не менее 10 «Пробных уроков и занятий» однокурсников; подготовка и проведение студентом не менее 10 «Пробных уроков и занятий», два из которых служат зачетными уроками. Моделирование организации и проведения педагогической видео-практики с использованием сетевого образовательного ресурса организации предполагает создание согласованного комплекса структурно-логических, аналитических и расчетных зависимостей, отражающих динамику информационного обеспечения между всеми участниками педагогической видео-практики, задействованными в ее организации: администрация вуза, учебное учреждение прохождения педагогической практики (школа), кафедра, педагог ведущий дисциплины, студенты, орган отвечающий за техническое обеспечение проведения педагогической видео-практики (см., например, работы [2; 4; 7]). Исходя из этого, моделирование процесса организации педагогической видео-практики должно быть представлено как совокупность элементов и взаимосвязей, отражающих динамику функционирования системы исследуемого процесса как комплекса работ, выполняемых задействованными должностными лицами и студентами при организации педагогической видео-практики, а также порядок прохождения информации, «наложенной» на данный процесс (функциональная и информационная составляющая). Таким образом, объем процесса организации педагогической видеопрактики, которым должно быть охвачено моделирование - это многовариантное поле структуры в алгоритмическом описании процесса. Порядок организации педагогической видео-практики определяется как совокупность способа действий лиц, принимающих в ней участие, а также матрицы структуры системы, выражающей сеть связей между этими лицами (см., например, работы [1; 3; 5; 6]). Если способ действий элементов системы будет постоянным, то изменение матрицы структуры системы повлечет за собой изменение закона функционирования системы, а преобразование порядка организации педагогической практики приведет к изменению порядка ее функционирования, что, в свою очередь, должно привести к преобразованию элементов системы. Данный вывод является базисом для определения требований к процессу моделирования организации и проведения педагогической видео-практики с использованием сетевого образовательного ресурса организации и разработки модели. Проектируемая модель должна: разрабатываться на принципах системного подхода - учитывать уже имеющийся опыт в организации и проведении педагогической практики; организационно входить в иерархическую структуру информационной системы вуза, базовой школы и отражать структурные и функциональные зависимости должностных лиц, задействованных в организации и проведении педагогической видео-практики, а также возможности технических средств коммуникации; отражать существующие структурно-функциональные и информационные отношения и связи между вузом и базовой школой, между студентом, проводящим «Пробный урок и занятие», и другими участниками проведения педагогической видео-практики; быть основана на единой информационной базе организации и проведения педагогической видео-практики, основу которой должен составлять сетевой образовательный ресурс организации; обладать способностью обеспечивать реализацию существующих и разработку методов организации и проведения педагогической видео-практики за счет совершенства информационного обмена; быть пригодной для непосредственного диалогового режима работы; быть наглядной и в описании использовать общепринятые категории без лишней формализации представленных результатов моделирования; моделировать процесс организации и проведения педагогической видео-практики в соответствии с пространственно-временной динамикой ее подготовки в диалоговом режиме; соответствовать минимальным затратам времени на проведение расчетов и доведение их результатов; обеспечивать выработку вариантов организации и проведения педагогической видео-практики в зависимости от ввода новых объектов моделирования и количества информации; быть построенной по модульному (блочному) типу; иметь структуру, соответствующую моделируемым процессам и учитывающей уже реализуемый процесс проведения педагогической практики. Таким образом, исходя из раскрытых требований к модели, можно сделать вывод, что при моделировании организации и проведения педагогической видеопрактики наиболее важной функцией при оценке всего процесса будет информационная функция, реализуемая информационной системой. Информационная функция из всего перечня функций - определяющая, ввиду того, что для реализации повышения уровня компетенций студентов, проходящих педагогическую практику, именно получение информации о ходе проведения «Пробного урока и занятия» в режиме онлайн, без присутствия сторонних участников педагогической практики в классе ее проведения дает возможность максимально раскрыть студенту-преподавателю свои возможности по организации и проведению образовательного и воспитательного процесса в классе, ученикам - не отвлекать свое внимание на «присутствующих удаленно» других участниках педагогической видео-практики, преподавателю совместно со студентами-наблюдателями вести обучающий процесс на основе разбора «Пробного урока и занятия» в режиме реального времени, а также после окончания «пробного урока и занятия» провести со студентом-учителем разбор на основе полученного видео-материала.
Об авторах
Константин Михайлович Корнеев
Новопетровская средняя общеобразовательная школа
Автор, ответственный за переписку.
Email: reverant_08@mail.ru
учитель Новопетровской средней образовательной школы села «Новопетровское», Истринского района, Московской области
ул. Полевая, 7, с. Новопетровское, Истринский район, Московская область, Россия, 143570Список литературы
- Беляев М.И., Вымятнин В.М., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Демкин В.П., Зимин А.М., Краснова Г.А. и др. Основы концепции создания образовательных электронных изданий (ОЭИ) // Основные направления развития электронных образовательных изданий и ресурсов: сб. научн. работ. М., 2002. С. 24-50.
- Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Цели, содержание и особенности подготовки педагогов в области информатизации образования в магистратуре педагогического вуза // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2013. № 1 (25). С. 10-18.
- Кузнецов А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы: методич. пособие. М.: Дрофа, 2009. 156 с.
- Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Краснова Г.А. Основные принципы и методики использования системы порталов в учебном процессе // Интернет-порталы: содержание и технологии. Вып. 2: Сб. научн. тр. М.: Просвещение, 2004. С. 56-84.
- Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Цели, содержание и особенности подготовки педагогов в области информатизации образования в магистратуре педагогического вуза // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2013. № 1 (25). С. 10-18.
- Григорьев С.Г. Разработка и использование средств информатизации в институте математики и информатики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2013. № 2(26). С. 19-22.
- Гриншкун В.В. Качество информационных ресурсов и профессиональные качества педагогов. Взаимосвязь и проблемы // Информатика и образование. 2013. № 1 (240). С. 79-81.
- Левченко И.В., Заславская О.Ю., Дергачева Л.М. Программа и справочно-методический материал для педагогической практики по информатике: учебно-методич. пособие для студентов педвузов и университетов. М.: МГПУ, 2006. 123 с.