СИСТЕМА ПОНЯТИЙ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ЕЕ ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обращается внимание на тот факт, что у преподавателя при построении курса учебного предмета возникает необходимость в систематизации и структуризации системы понятий учебного предмета как основы будущего курса. Выбор системы понятий и способов ее представления зависит от временных рамок курса и познавательных возможностей учащих-ся. Представление системы понятий в виде инфографики может помочь педагогу быстрее и эффективнее как разработать учебный курс, так и преподать его ученикам.Красивые понятные графики и диаграммы лучше воспринимаются и запоминаются. А со-временные информационные технологии позволяют создавать и делиться знаниями и резуль-татами исследований в эффектной на долго запоминающейся форме. И педагоги должны соответствовать времени, и более того, учить детей работать с информацией таким образом, чтобы на нее хотелось посмотреть.В процессе такого обучения у преподавателя и учащихся формируется интерес к предмету, развивается визуальное мышление.

Полный текст

В современном мире нет четкого и устоявшегося определения «инфографики», поэтому автор здесь понимает «инфографику», как простое и наглядное графическое представление информации о предметах, включая сложные взаимоотношения между ними [2]. В основе «инфографики» лежит представление информации о предметах, иными словами визуальное представление образа. Отметим, что образ - универсальная мыслительная категория. Образ лежит в основе мышления, и не только визуального. Образ служит основой мысли: «Вновь образовавшаяся мысль представляет собой новый образ (новое знание), благодаря процессам мышления может связываться с другими образами (знаниями) или мыслями» [1]. Создание «инфографики» - это создание графических объектов, специфика которых заключается в особенной организации материала, в частности в сочетании графического изображения и текста. Автор предпринял попытку адаптировать «инфографику» к созданию объектов-образов системы понятий учебного предмета. Резник Н.А. исследует особенности визуального мышления на примере математических дисциплин и выделяет следующие средства визуального представления информации: - чертеж - самое жесткое средство геометрического способа предъявления информации; - формульный способ, который хоть и можно отнести к визуальной форме, мало ассоциируется с наглядными представлениями учащихся; - символически-наглядные средства, т.е. условные знаки, которые своими начертаниями дают возможность визуального восприятия их смысла. [4]. Из этих основных элементов визуальных средств составляются различные формы информации, работа с которыми и является методической составляющей технологии визуализации. Технология визуализации требует определения оптимальной структуры. Для этого следует руководствоваться следующими принципами: - минимизации, который требует исключить все, что можно, без ущерба для цели; - объективно существующих связей, т.е. тех связей, информация о которых должна быть усвоена обучаемыми; - логического следования, т.е. отражение в структуре информации причинноследственных связей между ее элементами; - подчиненности, отражающий иерархическую структуру информации; - соответствия структуры учебной информации закономерностям познавательной деятельности. Заранее разработанная структура может фиксироваться в памяти преподавателя, но обычно она представлена в различных методических документах. Самыми простыми и распространенными формами являются полный текст изложения и его план (рисунок). Полный текст изложения однозначно определяет ее структуру, но недостаточно обозрим, не дает о ней наглядного представления и, следовательно, не позволяет оценить ее оптимальность [3]. Рис. Полный текст изложения и его план (фрагмент) План представленный с помощью инфографики более обозрим, отражает принятую структуру, структурные связи, может содержать ассоциативные детали. «Инфографика» как метод пока не получила достаточного распространения ни в рамках школы, где она, следует признать, активно популяризуется, ни в вузе. Развитие визуального представления научной и учебной информации важно для предстоящей профессиональной деятельности в современных условиях совершенствования и распространения средств визуальной коммуникации.

×

Об авторах

Артём Авенирович Михайлюк

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: mihaylukaa@mgpu.ru

аспирант кафедры информатики и прикладной математики института математики, информатики и естественных наук Московского городского педагогического университета

Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

Список литературы

  1. Корниенко А.Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности // Научный диалог. 2013. № 4 (16). С. 49-62.
  2. Кубрак Н.В. Инфографика в образование // Новая школа: мой маршрут. URL: https:// edugalaxy.intel.ru/uploads/files/Kubrak_NV.pdf
  3. Резник Н.А. Визуальные тетради. Углы. Визуальные материалы для учителя и ученика. Мурманск: Мурманский гос. техн. ун-т, 1994. 45 с.
  4. Резник Н.А. Визуальные уроки. Книга для учителя. СПб.: Свет, 1996. 80 с.

© Михайлюк А.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах