НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ - «ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития одного из важнейших направлений инфор-матизации образования и информационной образовательной среды (ИОС) - «Интернет ве-щей». Исследование проводилось на основе анализа исторического развития информацион-ных и телекоммуникационных технологий, этапов возникновения сетевых технологий и спо-собов их использования в различных сферах профессиональной деятельности человека. Особое внимание в статье отводится необходимости разработки и принятия единых стандар-тов взаимодействия мобильных информационных и телекоммуникационных устройств меж-ду собой. Рассмотрен исторический аспект формирования понятия «Интернет вещей», его возникновение и трансформация в условиях развития информационных и телекоммуника-ционных технологий. Исследуются вопросы соотношения между развитием информационной образовательной среды, субъектами образовательного процесса и Интернетом вещей, места Интернета вещей в информационной образовательной среде образовательной организации, выяснение необходимых и достаточных условий, при которых Интернет вещей становится частью ИОС, влияние Интернета вещей на образовательный процесс. Цель данной статьи состоит в рассмотрении возможности включения в пространство «Интернет вещей» системы образования, изучения соотношения между развитием информационной образовательной среды, субъектов образовательного процесса и ресурсов, способных обмениваться специали-зированной образовательной информацией.

Полный текст

Одним из важнейших современных трендов развития IT-индустрии является дальнейшее проникновение разнообразных электронных приборов, оснащенных встроенными устройствами для коммуникации между собой или внешней средой, как полностью автоматически, так и с элементами ручного управления - Интернет вещей (Internet of Things). Такие устройства не только влияют на расширение сферы использования информационных и телекоммуникационных технологий в повседневной бытовой жизни, но и оказывают существенное влияние на развитие экономических и социальных процессов в обществе. Наверное, впервые после появления Интернета, веб-технологий, технологичных решений внедрения беспроводных сетей, межмашинного взаимодействия, опережающими темпами начинает развиваться именно Интернет вещей, как физическая, техническая и технологическая среда передачи информации. Современное поколение пользователей сети Интернет: - с особым интересом рассматривает статические страницы, предлагающие контент для просмотра (Web 1.0); - активно используют ресурсы, позволяющие не только просматривать, но и генерировать новую информацию (Web 2.0); - широко используют и разрабатывают приложения, предоставляющие возможность автоматически осуществлять оперативную (в режиме реального времени) машинную обработку вводимых данных (Web 3.0); - все больше уделяют внимания появляющейся возможности использовать возрастающее количество мобильных электронных устройств для организации передачи информации не только между пользователями сети Интернет, но и управления («умный дом») разнообразными как коммуникационными, так и бытовыми приборами (IoT). «IоT - концепция пространства, в котором все из аналогового и цифрового миров может быть совмещено - это переопределит наши отношения с объектами, а также свойства и суть самих объектов» (URL: http://www.theinternetofthings. eu/). Интернет вещей возник вследствие лавинообразного увеличения мобильных электронных устройств, а также возможности их использования в быту, построения на их основе «умного» дома, проникновение таких устройств в медицину, транспорт, промышленность, торговлю, сельское хозяйство и экологию, выстраивания особой системы управления системой информационной безопасности. При этом, первоначальная философия развития сети Интернет, как способа коммуникации и оперативной передачи информации, претерпела существенные преобразования в сторону управления интеллектуальными информационными системами единого информационного пространства сети Интернет - интеллектуального Интернета. Необходимо акцентировать внимание на том, что человек, безусловно, является тем, кто управляет всеми процессами организации такого взаимодействия мобильных информационных устройств: актуализирует информацию, оценивает эффективность работы, принимает решения. Особое внимание в развитии Интернета вещей необходимо обратить на разработку и принятие единых стандартов взаимодействия мобильных информационных и телекоммуникационных устройств между собой. Такие стандарты могут быть реализованы на основе сетецентрического подхода (Н.В. Огарков), согласно которому информационные и телекоммуникационные технологии, используемые для проектирования и реализации управления интеллектуальными информационными системами единого информационного пространства сети Интернет в условиях глобальной системы, должны быть способны к адаптации под изменяющиеся условия внешнего мира. В настоящий момент не существует точного и однозначного определения понятия «Интернет вещей», несмотря на то, что как концепция он зародился в 1999 году в Массачусетском технологическом институте Кевином Эштоном, т.е. более чем 15 лет назад. Тем не менее, можно с уверенностью говорить о его отличительных чертах - дать определение через описание. Во-первых, по утверждению представителей консалтингового подразделения группы разработки интернет-решений Cisco для бизнеса (IBSG) [5], «Интернет вещей - всего лишь момент времени, когда количество “вещей” или материальных объектов, подключенных к Интернету превысило число людей, пользующихся Всемирной паутиной». Таким образом, делается акцент на переходе количества мобильных информационных устройств в новое качество. Во-вторых, мобильные электронные устройства, составляющие Интернет вещей, генерируют данные в непрерывном режиме для дальнейшего их сбора, хранения, обработки и анализа. В-третьих, консолидированное мнение ведущих вендоров в области информационно-коммуникационных технологий состоит в том, что Интернет вещей - это аппаратная и технологическая платформа с множеством используемых по отдельности или совместно сервисов для построения конечных решений, в том числе в В2С сегменте рынка IT-технологий. В-четвертых, Интернет вещей - комплексный процесс обмена информацией между электронными устройствами и внешним миром посредством коммуникационных узлов с дальнейшим анализом поступающей информации и принятию решений по поддержанию бизнес-процессов и безопасности системы. Несомненно, что возможно выделение и других значимых свойств Интернета вещей, дополняющих здесь приведенные. Определение путей развития Интернета вещей, а также его имплементация в образовательный процесс и процессы управления образовательными организациями очень важно для информатизации образования в целом и развития открытой информационной образовательной среды в частности. Данная работа посвящена исследованию использования в образовательном процессе, как студентами, так и преподавателями, различных составляющих Интернета вещей: электронных устройств, в том числе мобильных, электронных сервисов и «облачных» хранилищ. В своей работе авторы основываются на собственных исследованиях и статистических данных, приведенных в отчетах Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» (далее - НИУ ВШЭ). В значительной степени анализировались данные собранные среди студентов с первого по четвертый курс по укрупненной группе специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» и по специальности 10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем», а также преподавателей колледжа. Опросы велись и анализировались с помощью автоматизированного вопросника, созданного на ресурсе GoogleДиск. В первой части опроса анализировались предпочтения в использовании студентами и преподавателями электронных устройств в повседневной жизни, в том числе настольного компьютера, ноутбука, смартфона, планшета, мобильного телефона. Результаты (рис. 1), несмотря на значительную разницу в значениях, показали явные предпочтения смартфона, ноутбука и в меньшей степени настольного компьютера. Косвенным образом эти данные коррелируют с данными полученными НИУ ВШЭ [1] в 2014 году, в которых количество абонентов мобильного широкополосного доступа к Интернету в расчете на 100 чел. населения превышало количество абонентов фиксированного широкополосного доступа к Интернету в расчете на 100 чел. населения в 3,7 раза. Рис. 1. Электронные устройства, используемые в повседневной жизни Во второй части опроса анализировались предпочтения в использовании электронных устройств студентами и преподавателями в процессе обучения и в работе. Анализировались те же электронные устройства, что перечисленные в первом опросе. Из результатов (рис. 2) видны явные предпочтения ноутбука и в меньшей степени смартфона и настольного компьютера. Такие же результаты были получены и при анализе ответов на уточняющий вопрос об использовании электронных устройств для записи или создания лекций. Данный результат не есть следствия нехватки в учебных заведениях настольных компьютеров. Рис. 2. Электронные устройства, используемые в процессе обучения и в работе По данным НИУ ВШЭ [2], количество персональных компьютеров в расчете на 100 обучающихся в образовательных профессиональных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, используемых в учебных целях, в конце 2014 года достигло 16,7, из них с доступом к Интернету 12,8. По данным НИУ ВШЭ [1] для преподавателей эти цифры еще выше: обеспеченность персональными компьютерами в расчете на 100 работников составляет в 2014 году 127,4 единиц, в том числе имеющими доступ к интернету, 103,6 единиц. Таким образом, выбор преподавателями и студентами в качестве основного электронного устройства, присоединенного к глобальной сети Интернет - это осознанное предпочтение. Интересным является также вопрос предпочтения при использовании субъектами образовательного процесса электронных сервисов, в том числе «облачных». Выбор возможных сервисов основан на различных исследованиях и мониторингах использования информационных и телекоммуникационных технологий в системе образования [3; 4]. Данные полученные в результате проведенного опроса показывают, что подавляющее большинство студентов и преподавателей широко используют сервисы файлового хостинга Google Диск, такие как Google Drive for Work и Google Drive for Education. Рис. 3. Распределение использования в учебном процессе и работе облачных хранилищ Также частью студентов и преподавателей используются такие сервисы как Яндекс.Диск, OneDrive, Dropbox, Облако@mail.ru, iCloudDrive (рис. 3). В ходе исследования использования сервисов опросы студентов и преподавателей отдельно не проводились в связи с часто применяющейся практикой совместного использования файлов студентами и преподавателями в ходе выполнения таких работ, как лабораторно-практические, курсовые работы, выполнение дипломной работы или проекта. Полученные результаты хорошо коррелируют с данными, представленными НИУ ВШЭ [1] за 2014 год по использованию «облачных» сервисов, показывающими быстрый (35% год от года) рост. Целью проведенных опросов было исследование места Интернета вещей в информационной образовательной среде образовательной организации, выяснение необходимых и достаточных условий, при которых Интернет вещей становится частью ИОС, влияние Интернета вещей на образовательный процесс. В рамках одной статьи, несомненно, осветить все особенности применения положений теории Интернета вещей невозможно, планируется продолжение исследования.

×

Об авторах

Ольга Юрьевна Заславская

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: z.oy@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой информатизации института математики, информатики и естественных наук Московского городского педагогического университета

2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226

Алексей Иванович Кириллов

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского

Email: al_ronin@mail.ru

заместитель директора по общим вопросам, университетского колледжа информационных технологий Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского

Земляной вал, 73, Москва, Россия, 109004

Список литературы

  1. Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Кевеш М.А. и др. Индикаторы информационного общества. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 304 с.
  2. Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю., Ковалева Г.Г. и др. Образование в цифрах. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 80 с.
  3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Заславская О.Ю., Кулагин В.П., Оболяева Н.М. Мониторинг использования средств информатизации в российской системе среднего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2009. № 3. С. 5-15.
  4. Заславский А.А. Классификация сервисов для организации информационного пространства образовательной организации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2016. № 4. C. 106-112.
  5. Эванс Д. Интернет вещей: как изменится вся наша жизнь на очередном этапе развития Сети. URL: http://www.cisco.com/c/ru_ru/about/press/press-releases/2011/062711d.html

© Заславская О.Ю., Кириллов А.И., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах