СЕТЕВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена сетевому взаимодействию зарубежных университетов, в частности рассматривается опыт взаимодействия вьетнамских и китайских университетов с ведущими университетами мира по реализации совместных образовательных проектов. В статье рассматриваются основные характеристики сетевых университетов, открытых в последнее десятилетие в развивающихся странах мира. Авторами анализируются модели, источники финансирования, организация учебного процесса, языки преподавания, контингент учащихся в сетевых университетах. А также основные законодательные акты, позволяющие открывать сетевые образовательные структуры в разных странах мира. Авторами приводятся основные причины, стимулирующие сетевое взаимодействие зарубежных вузов.

Полный текст

Тема сетевого взаимодействия вузов в последние несколько лет активно раз- вивается, об этом свидетельствуют многочисленные доклады на международных конференциях и публикации как зарубежных, так и отечественных авторов, ис- следования специализированных организаций, к примеру, доклад «Импорт об- разования в страны Европейского Союза» (англ. - “Delivering Education across Borders in the European Union”) [1], в котором описаны все существующие формы трансграничного сотрудничества в странах Европейского Союза.Вопросам сетевого взаимодействия организаций посвящены труды А.И. Адам- ского, В.А. Бианки, П. Зибера, М. Кастельса, К.Г. Митрофанова, Н.Е. Орлихиной, А.А. Пинского, Н.Ф. Радионовой, Л.В. Сморгунова, Р. Родеса и др. А.О. Зоткиным проведено исследование практики формирования сетевых образовательных про- грамм. Сетевые образовательные проекты описаны в работах И.Ю. Малковой.Необходимо отметить, что российские вузы активно развивают сетевое взаи- модействие с вузами СНГ, ШОС, ЕАЭС, БРИКС. В настоящее время создан и функционирует Сетевой университет СНГ, Университет Шанхайской организа- ции сотрудничества, в процессе становления Сетевой университет ЕАЭС, Сетевой университет БРИКС, Российско-Французский университет, Вьетнамо-Россий- ский технологический университет, Совместный Российско-Китайский универ- ситет. Создание и функционирование перечисленных сетевых университетовстало возможным после вступления Федерального закона от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ (ред. от 2 июня 2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 13 июня 2016 г.), а именно ст. 15 «Сетевая форма реализации об- разовательных программ». Вместе с тем развитие сетевого взаимодействия рос- сийскими вузами сталкивается с проблемами нормативно-правового и органи- зационного характера, а также отсутствия опыта у российских вузов в организа- ции такого рода сетевых структур. В связи с этим анализ зарубежных практик ведущих стран мира является актуальным, его результаты могут представлять практический интерес для российских вузов.В настоящее время вузы реализуют сетевое взаимодействие через подписание договоров о консорциумах без создания отдельного юридического лица и с соз- данием отдельного юридического лица, как в случае Франко-Немецкого универ- ситета (1999 г.), Франко-Итальянского университета (1998 г.), Научно-техноло- гического университета (2010 г.) в Ханое. Во всех перечисленных примерах речь идет о создании совместного университета как отдельного юридического лица, а также об условиях и объемах финансировании со стороны государств, участву- ющих в создании совместного университета.Создание консорциумов вузов происходит на международном уровне (решение принимается руководством двух или нескольких государств путем подписания многосторонних и двусторонних межгосударственных соглашений государств) или институциональном (решение принимается руководством вузов разных стран на основании действующего национального законодательства государства ме- стонахождения Участников, их уставов и локальных норм, применяемых Участ- никами в процессе образовательной, административной и иной деятельности, путем подписания Соглашений о Консорциуме).Вузы ведущих стран мира развивают сетевое взаимодействие с вузами разви- вающихся стран, в которых наблюдается повышенный интерес к на обучению за рубежом.Так, во Вьетнаме в настоящее время функционируют: Вьетнамо-Германский университет (англ. Vietnamese-German University (VGU)), Университет науки и технологий в Ханое (англ. University of Science and Technology Hanoi (USTН)), Международный университет Вьетнамского национального университета (Хо- шимин) (англ. Ho Chi Minh City International University of Vietnam National University), Вьетнамо-Японский университет (англ. Vietnam-Japan University), входящий в состав Вьетнамского национального университета (Ханой) (англ. Vietnam National University (Hanoi)). В настоящее время создается Вьетнамо-Рос- сийский технологический университет.Вьетнамо-Германский Университет был создан в Хошимине в 2008 г. при под- держке правительств Германии и Вьетнама. Стратегия Вьетнамо-Германского Университета заключается в переносе и адаптировании германских образователь- ных программ в области инженерных, естественных наук и экономики в соот- ветствии с потребностями вьетнамского высшего образования. Образовательные программы ведутся с участием профессоров из немецких университетов, по за- вершении обучения выпускники получают дипломы немецких университетов.В настоящее время ведется обучение студентов по программам бакалавриата по следующим направлениям: электрический инжиниринг; механический ин- жиниринг; компьютерные науки и информационные технологии; финансы и бухгалтерский учет; деловое администрирование, а также по семи магистерским программам: информационные бизнес-системы; мехатроника и технология сен- сорных систем; устойчивое городское развитие; вычислительный инжиниринг; грузовые перевозки и транспорт; MBA Развитие малых и средних предприятий; мировой производственный инжиниринг и менеджментДля всех студентов Вьетнамо-Германского Университета является обязатель- ным годичное обучение на подготовительном факультете университета. В течение года студенты совершенствуют свои компетенции в английском языке, так как обучение на основных программах ведется полностью на английском языке, и к моменту поступления на первый курс студенты должны сдать тест IELTS с ре- зультатом не менее чем 6 баллов.В 2013 году Вьетнамо-Германский университет принял на обучение 750 сту- дентов. К 2020 г. планируется принять 5 тыс студентов, к 2030 г. - 12 тыс студен- тов. По окончании обучения выпускники университета имеют возможность про- должить обучение по программам магистратуры и аспирантуры в вузах в Германии.В 2009 году подписанием межправительственного соглашения между Вьетна- мом и Францией был образован новый Университет науки и технологий в Ханое (англ. University of Science and Technology Hanoi (USTН)). В создание универси- тета было инвестировано 315 млн долл. США, из которых 190 млн долл. США выделил Азиатский банк развития, 100 млн долл. США - французское прави- тельство, 23 млн долл. США - Министерство образования и подготовки кадров Вьетнама. В состав консорциума вошли 40 университетов и научно-исследова- тельских институтов Франции. Обучение в Университете науки и технологий в Ханое ведется на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по шести междисциплинарным направлениям: космонавтика и ее применения; биотехно- логии-фармакология; вода-экология-океанография; возобновляемые источники энергии; материаловедение и нанотехнологии; информационные и коммуника- ционные технологии. Преподавание ведется на английском, французском и вьет- намском языках. Стоимость обучения на программах бакалавриата составляет 1 тыс. долл. США, магистратуры - 1500 тыс. долл. США.В июле 2014 г. решением премьер-министра Вьетнама No. 1186/QD-TTg (англ. Decision No. 1186/QD-TTg) был создан Вьетнамо-Японский университет (англ. Vietnam-Japan University) в составе Вьетнамского национального университета (г. Ханой).Вьетнамо-Японский университет является государственным исследователь- ским университетом. В строительство кампуса университета на 75 гектарах тер- ритории технопарка Хоа Лак планируется инвестировать 365 млн долл. США. Основные средства будут вложены японским фондом ОДА (англ. ODA Fund), а также японскими предприятиями, 52 млн долл. США будет выделено из бюдже- та Вьетнама.Согласно планам, в 2016 г. Вьетнамо-Японский университет примет 70 первых студентов для обучения по программам магистратуры. В 2018 году будут открытыпрограммы бакалавриата и количество студентов на уровне бакалавриата и ма- гистратуры достигнет 590 человек.Количество студентов, обучающихся на программах бакалавриата, к 2025 г. должно составить 3760 человек, магистратуры - 1800 человек, аспирантуры - 440 человек.Обучение в университете будет осуществляться по следующим областям зна- ний: глобальное здравоохранение, аграрные биотехнологии, промышленная био- химия, изменение климата, международная биологическая инженерия, инфра- структура и строительство, информационные технологии, промышленные мате- риалы, логистика и управление поставками, сравнительное право и политические науки, сравнительные социальные науки стран Азии, японский язык и культура. Планируется, что к 2025 г. Вьетнамо-Японский университет войдет в число 50 луч- ших университетов АзииЗаконодательно интернационализация вьетнамского высшего образования была закреплена в государственном декрете № 18/2001/ND-CP (англ. Government Decree No 18/2001/ND-CP) от 04.05.2001 г., в котором были определены возмож- ности для открытия зарубежных культурных и образовательных учреждений, как, например, представительских офисов, совместных учреждений и независимых учреждений.Сетевое взаимодействие активно развивается и в Китае. Открытость китай- ского высшего образования зарубежному влиянию стала возможна благодаря вступившим в силу 1 сентября 2003 г. Правилам Китайской Народной Республи- ки по китайско-зарубежному сотрудничеству в управлении образовательными организациями (англ. Regulations of the People’s Republic of China on Chinese-foreign Co-operation in Running Schools), позволяющим зарубежным университетам соз- давать кампусы на территории Китая в партнерстве с китайскими университетами.В соответствии с этими правилами университетам, планирующим реализацию программ высшего образования с присвоением академических степеней, необ- ходимо предоставить пакет документов, пройти оценку и получить одобрение административного департамента образования Государственного совета Китай- ской Народной Республики (англ. Еducation administrative department of the State Council of the Peoples’ Republic of China) на ведение совместной образовательной деятельности. В то же время университетам, планирующим реализацию программ высшего образования без присвоения академических степеней, дополнительно- го профессионального образования, средней школы, курсовой подготовки и до- школьного образования достаточно пройти оценку и одобрение на уровне пра- вительства провинции или автономного округа, в котором расположено совмест- ное учреждение.Первыми университетами, основавшими свои кампусы на территории Китая, стали британские. Университет Ноттингема организовал свой кампус в Нинбо (англ. The University of Nottingham Ningbo China) в 2004 г., Совместный универ- ситет Сианьского политехнического и Ливерпульского университетов (англ. Xi’an Jiaotong-Liverpool University) был основан в 2006 г.В настоящее время кампус Нинбо реализует образовательные программы на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры на английском языке. Обра-зовательные программы включают такие направления подготовки, как англий- ский язык, международные коммуникации, компьютерные технологии, строи- тельство, архитектура, экологическая инженерия, мехатроника, электрическая и электронная инженерия, международный бизнес и менеджмент, международная экономика и торговля. В настоящее время в университете обучается пять тысяч студентов из 40 стран мира.Успешно развивается Совместный университет Сианьского политехническо- го и Ливерпульского университетов. В ходе реализации Плана развития универ- ситета с бюджетом в 160 млн фунтов стерлингов в 2014 г. кампус университета принял 8 тыс. студентов. Планируется, что к завершению реализации Плана раз- вития в 2019 г. университет сможет принять 14 тыс. студентов. В настоящее время университет предлагает 60 образовательных программ в области естественных и инженерных наук, бизнеса, финансов, архитектуры, городского планирования, филологии и культуры на уровнях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, преподаваемых на английском языке.В 2011 году Ланкастерский университет и Гуандунский университет иностран- ных языков приступили к реализации проекта совместного университета под названием университет Гуанвей-Ланкастер (англ. Guangwai-Lancaster University). Новый кампус будет реализовывать программы в области бизнеса и экономики, наук о жизни и инженерных наук, гуманитарных и социальных наук. Планиру- ется, что к моменту реализации всех образовательных программ в университете будет обучаться 8-10 тыс. студентов. Образовательные программы будут постро- ены в соответствии со стандартами Ланкастерского университета, и студенты смогут провести часть периода обучения в Великобритании или перевестись в Ланкастерский университет для обучения на постоянной основе.Вслед за британскими университетами американские университеты также при- ступили к созданию своих кампусов в Китае. В настоящее время в стране дей- ствуют четыре совместных американо-китайских университета: Совместный Вэньчжоу-Кинский университет (2011), Нью-Йоркский университет в Шанхае (2013), Университет Дьюка в г. Куньшане (2014), Университет Брайанта и Пекин- ского технологического института в г. Чжухае (2015).Совместный Вэньчжоу-Кинский университет (англ. Wenzhou-Kean University) получил одобрение Министерства образования Китайской Народной Республи- ки на свое учреждение в ноябре 2011 г. Процедура рассмотрения заявки универ- ситета Вэньчжоу и Кинского университета на создание совместного универси- тета в Министерстве образования КНР заняла пять лет. В этот период админи- страция городского округа Вэньчжоу приняла решение об инвестиции 234 млн долл. США в строительство кампуса совместного университета. В июле 2012 г. состоялся прием первых 204 студентов в совместный университет для обучения по программам бакалавриата: английский язык, экономика и компьютерные на- уки. В 2015 году наряду с упомянутыми программами университет осуществлял прием на бакалавриат по направлениям: бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, международный бизнес, графический дизайн. В среднесрочной программе пла- нируется, что в университете будет обучаться 8,5 тыс. человек. Основными про- граммами совместного университета станут бакалаврские программы. Кианскийуниверситет несет ответственность за академическое управление совместным университетом. Учебные планы разрабатываются на основе американских ана- логов с привлечением американских профессоров для преподавания на посто- янной основе и использованием учебных материалов американского универси- тета.Первый набор в шанхайский кампус Нью-Йоркского университета (англ. New York University Shanghai) состоялся в 2013 г., он был создан Нью-Йоркским уни- верситетом в партнерстве с Восточно-Китайским педагогическим университетом (англ. East China Normal University). Первые 300 студентов обучались непосред- ственно в Восточно-Китайском педагогическом университете, а осенью 2014 г. был открыт кампус в г. Пудуне. В настоящий момент в университете реализуют- ся образовательные программы только на уровне бакалавриата по следующим направлениям подготовки: физика, химия, биология, математика, нейронные науки, компьютерные науки и компьютерная инженерия, электрическая инже- нерия, бизнес и финансы, экономика, глобальные китайские исследования, ин- терактивные медиа искусства. В общем количестве студентов, обучающихся в университете, граждане Китая составляют 51%, представители других стран - 49%, из них 60% являются гражданами США. Планируется, что к моменту реа- лизации всех образовательных программ, в том числе на уровне магистратуры, в университете будет обучаться 3 тыс. студентов.Первый набор студентов в университет Дьюка в г. Куньшане (англ. Duke Kunshan University), созданный в партнерстве с Уханьским университетом (англ. Wuhan University), состоялся в 2014 г. Свою работу университет начал с реализа- ции магистерских программ в области медицинской физики, глобального здоро- вья и менеджмента, на которые были приняты 150 человек. На строительство кампуса университета площадью в 81 гектар мэрией г. Куньшаня было выделено 200 млн долл. Университет Дьюка планирует инвестировать 42 млн долл. в течение 7 лет. Планируется, что общее число студентов университета, обучающихся как на программах бакалавриата, так и магистратуры будет составлять 4 тыс человек.В 2015 году Министерство образования КНР одобрило заявку на создание со- вместного университета Брайанта и Пекинского технологического института в г. Чжухае (англ. Bryant University - Beijing Institute of Technology). Кампус совмест- ного университета разместится на базе действующего кампуса Пекинского тех- нологического института в г. Чжухае площадью 324 гектара. Предполагается, что в учебном процессе будут использоваться образовательные программы универ- ситета Брайанта, преподаваемые на английском языке. Первый прием студентов планируется в количестве не более 100 человек.Австралийское высшее образование в Китае представлено совместной школой постдипломного образования и совместным исследовательским институтом Юго- западного университета и университета Монаш в г. Сучжоу (англ. Southeast University - Monash University Joint Graduate School, Suzhou). Совместная школа расположена в Индустриальном парке Сучжоу (англ. The Suzhou Industrial Park), крупнейшей инновационной площадке Китая, признанной наиболее динамич- ным местом в мире по коммерциализации научных исследований. В настоящее время в Школе реализуются программы магистратуры по направлениям: инфор-мационные технологии, международный бизнес, транспортные системы, теория перевода, индустриальный дизайн. В рамках аспирантуры реализуются програм- мы в области информационных технологий и инжиниринга. Ежегодно совмест- ная школа принимает на обучение 350 магистрантов и 150 аспирантов.Совместный исследовательский институт занимается научными исследовани- ями в шести ключевых областях: био нанотехнологии, биоинформатика, энергия, моделирование и симуляция, расширенное производство, водо-чувствительные города.Еще одним примером сотрудничества по созданию совместных университетов является проект университетского колледжа Дублина (англ. University College Dublin) и китайского сельскохозяйственного университета (англ. China Agricultural University) по созданию кампуса в г. Яньтай (англ. UCD Yantai). Муниципальное правительство г. Яньтай провинции Шаньдун планирует инвестировать 300 млн евро в создании кампуса на площади в 300 акров (121 гектар) с общей площадью зданий в 300 тыс. квадратных метров. Проект начал свою реализацию в 2015 г. Планируется, что через пять-семь лет в университете будет обучаться 7,5-10 тыс. студентов. Университет будет предоставлять образование по следующим образо- вательным направлениям: науки о жизни, инженерные науки, математика и ком- пьютерные науки, бизнес, социальные и гуманитарные науки. Все образователь- ные программы будут соответствовать своим ирландским аналогам. Обучение будет производиться на английском языке, ежегодно около одной тыс студентов будет обучаться в Ирландии в рамках программы академической мобильности, по окончании университета студенты будут получать диплом университетского колледжа Дублина. Университет будет включать бизнес инкубатор (англ. NovaUCD Shandong) - центр для новых предприятий и предпринимателей, который будет поддерживать китайские стартап компании, а также ирландские предприятия, стремящиеся создавать бизнес в провинции Шаньдун.В июне 2014 г. был создан Союз китайско-иностранных партнерских универ- ситетов (англ. Sino-foreign Cooperative University Union), в который вошли шесть совместных университетов: университет Ноттингем Нинбо, Нью-йоркский уни- верситет Шанхая, Университет Дьюка в Куньшане, Венчьжоу-Кинский универ- ситет и Китайский университет Гонконга в Шеньчжене.Союз китайско-иностранных партнерских университетов был создан с целью изучения вопросов, представляющих взаимный интерес, обмена опытом и пере- довыми практиками, поиск совместных решения проблем, стоящих перед уни- верситетами. Проведение ежегодного форума будет способствовать укреплению связей между членами Союза, и тем самым осуществлять общее развитие китай- ско-иностранных совместных университетов, тем самым повышать влияние Со- юза на реформы и развитие высшего образования в Китае.В ноябре 2014 г. в Шеньчжэне, свободной экономической зоне, расположен- ной на юге Китая, состоялась пятая ежегодная конференция, посвященная вза- имодействию Китая с другими странами в сфере управления образованием (англ. The 5th Annual Conference on Chinese-foreign Cooperation in Running Schools). В ра- боте этой конференции приняли участие проректоры семи ведущих китайскихуниверситетов, объявивших о начале работ по созданию новых совместных уни- верситетских проектов на базе нового района Шэньчжэня, задуманном властями города как университетский городок. Среди совместных проектов был назван проект Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Пе- кинского технологического института (англ. Beijing Institute of Technology).Совместные университеты создаются в наиболее экономически развитых рай- онах Китая: большинство университетов располагается в устье реки Янцзы, Шан- хае, Шэньчжэне, традиционно ориентированных на получение высшего образо- вания за границей. Шэньчжэнь, который был основан в конце 1970-х гг. в рамках политики «открытых дверей» Дэн Сяопина, в настоящее время является городом высоких информационных технологий, где проживает 18 млн человек, средний возраст которых 35 лет. Создаваемые совместные университеты в Шэньчжэне ориентированы на привлечение китайских и иностранных студентов для подго- товки специалистов для тех отраслей, которые необходимы для города.Важным для студентов является доступность образования в совместных уни- верситетах, стоимость обучения на образовательных программах в которых в два раза ниже по сравнению со стоимостью обучения в головных вузах в Великобри- тании, США и других стран.Что же дает вузам участие в консорциумах? И каковы возможности сетевого взаимодействия?На наш взгляд, они следующие:использование новых образовательных технологий в учебном процессе;увеличение академических обменов;расширение номенклатуры предлагаемых образовательных программ за счет программной интеграции с другими вузами;удовлетворение существующего спроса абитуриентов на образовательные программы зарубежных вузов;повышение качества образования, в том числе с учетом контроля качества обучения со стороны вузов-партнеров;расширение возможностей международного сотрудничества;дополнительная рекламная акция по набору студентов;поддержание и дальнейшее повышение конкурентоспособности вуза на внешнем и внутренних рынках образовательных услуг;повышение рейтинга университета как внутри страны, так и за рубежом;объединение материально-технических (аудитории, библиотеки, техниче- ские средства обучения, общежития и т.д.) и человеческих ресурсов образователь- ных учреждений-участников сетевого взаимодействия (преподаватели, учебно- вспомогательный и административный персонал).
×

Об авторах

Г А Краснова

Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Проспект Вернадского, 82, Москва, Россия, 119571

В В Белоус

Российский университет дружбы народов

Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Final Report “Delivering Education across Borders in the European Union” Authors: Uwe Brandenburg, Andrew McCoshan, Lukas Bischof, Anne Kreft, Ulrike Storost Leichsenring, Frederic Neuss, Britta Morzick, Sabine Noe Advisory Board: Peter Scott, Stamenka Uvalić- Trumbić, Hans de Wit Implementing Framework Service Contract EAC 02/2010 (lot 3) And Specific Contract EAC/2012/0152, European Union, 2013.

© Краснова Г.А., Белоус В.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах